Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 17:05, курсовая работа
Экономические преобразования в России выдвинули на первый план сложнейшие проблемы глубинных социально-структурных процессов, динамика которых детерминирована прежде всего качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных слоев и групп населения. Социальная дифференциация охватывает широкую гамму "базисных" и "надстроечных" отношений, отражая меняющиеся принципы социального расслоения общества. Произошел глубокий общественный переворот и преобразование основ и регуляторов, которые формируют социальную структуру.
Введение
Глава I. Предпринимательство, как вид экономической активности. История становления предпринимательства.
I.1. Определения предпринимательства.
I.2. Парадигмы изучения предпринимательства.
I.3. Ценностные ориентации предпринимателей.
I.4. Психологические особенности предпринимателей. Теория успеха.
Глава II. Предпринимательство и общество. Предпринимательство в современном Российском обществе.
II.1. Предпринимательство и государство.
II.2. Основные проблемы взаимодействия государства и предпринимательства.
II.3. Типы предпринимательских структур. Степени успешности.
а) женское предпринимательство;
б) этническое предпринимательство;
в) силовое предпринимательство.
Заключение
Список литературы
Помимо прочего предприниматель - это бизнесмен, который идет впереди капиталиста и открывает новые пути для приложения капитала. Поэтому о предпринимателе часто говорят как об человеке, создавшем новое дело, удовлетворяющее какую-то неучтенную до сих пор потребность людей и именно оттого приносящее прибыль.[5]
В отечественной социологической литературе активно обсуждаются ставшие актуальными проблемы предпринимательства, определение этого понятия, а также слоя предпринимателей, его границ, социальных характеристик.
Многие ученые пытались разгадать внутренние стимулы предпринимательской деятельности, полагая, что в этом кроется успех в бизнесе. Они наблюдали за поведением выдающихся менеджеров и бизнесменов. В конце ХIХ в. американский философ и психолог Уильям Джемс (1842-1910) выделил два важнейших инстинкта - честолюбие и стремление к соперничеству, которые, как он считал, на 90% определяют успех в деловом предпринимательстве.
В середине ХХ в. американские психологи Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон связали успешность в предпринимательской деятельности с потребностью (мотивацией) к достижению.
Потребность в достижении обозначает состояние состязания с некоторым эталоном, внутреннее стремление превзойти его. Предпринимателей характеризует, наряду с активной потребностью в достижении, способность взять на себя ответственность. Аткинсон выделяет три условия, при которых появляется мотив достижения:
1) человек ощущает готовность взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;
2) четкое представление о том, чем закончится то или иное действие, принесет ли оно удачу или поражение;
3) ожидание успеха не должно быть четко определенным или гарантированным, но должно быть связано с определенным риском, некоторой неопределенностью.
Наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению. Мотивация на достижение - это потребность делать нечто лучше, чем оно было сделано вчера.
Предприниматели как самостоятельная социальная группа российского общества операционализируется по критериям социальной стратификации:
1) политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций),
2) экономический потенциал (масштаб собственности), а также
3) социокультурный потенциал (уровень образования, квалификации и т.д.) Предприниматели - это владельцы капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.[6]
I.2. Парадигмы изучения предпринимательства.
Обычно говорят о «трех волнах» развития теории предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства (начало XX в.) связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательства можно охарактеризовать как «четвертую волну».
В целом на сегодняшний день в изучении предпринимательства в социологической и экономической литературе можно выделить 4 основных парадигмальных уровня:
Индивидуальный (фиксация на личности предпринимателя и ее особенностях).
Организационный (акцент на внутрикорпоративные отношения и правила).
Рыночный (предпринимательство конкурентного или монопольного типа).
Контекстуальный (в смысле детерминированности условиями окружающей среды).
Индивидуальный уровень. Речь в основном здесь идет о различных исследованиях влияния и особенностей конвертации человеческого капитала предпринимателя в иные формы необходимые для ведения предпринимательской деятельности ресурсов - финансового, репутационного, социального и т.д. кроме того, сложилась определенная типология личностей предпринимателей - с точки зрения того, как конкретные формы выхода на рынок и завоевания его становятся проекцией качеств личности.
Исходя из этого можно выделить различные характеристики личности предпринимателя – экономические, социальные, организационные, психологические.
Однако теория предпринимательства отнюдь не сводится в определению социально-психологических или экономических характеристик предпринимателя как субъекта, но предполагает также более широкий анализ предпринимательства как типа общественной деятельности.
Организационный уровень. В русле данного подхода описывается такое явление, как «предпринимательская фирма» и интрапренерство. Интрапренер – лицо, начинающее и ведущее предпринимательскую деятельность в рамках уже сложившейся организационной структуры, фирмы. Его основные задачи: формирование в той же фирме нового центра прибыли, где будут осуществляться организационные и технологические инновации и выращиваться дополнительный доход, с одновременной активизацией и использованием творческих резервов персонала и менеджеров, повышением эффективности использования ресурсов предприятия, ускорением реагирования на изменяющиеся потребности рынка, созданием предпосылок для роста фирмы вцелом.
Рыночный уровень. О. Уильямсон сформулировал известную дилемму: рынок или иерархия. Имелось в виду, что существуют две детерминанты поведения предпринимательских структур в условиях рыночной среды – через посредство рыночных связей или путем создания иерархических структур. М. Грановеттер внес новый элемент – обоснование роли социальных отношений и структур в поведении предпринимателей (фирм).
Контекстуальный уровень. Помимо подтверждения очевидной истины о зависимости характера предпринимательства от его «траектории развития», социокультурной обстановки, большие внимание в подобного рода исследованиях уделяется рассмотрению локальных, этнических и иных контекстуальных зависимостей.
Как представляется, идея контекстуального подхода более продуктивна, она позволяет объединить индивидуальный анализ предпринимательской деятельности (психологические черты, познавательные схемы), пространственный подход (страны, государства, регионы), временной срез (историческая обусловленность развития предпринимательства), организационный контекст, социокультурный/экономический контекст (этническая группа, социальный класс, экономический сектор, культурная логика).[7]
I.3. Ценностные ориентации предпринимателей
Многие думают, для предпринимателя (бизнесмена) нет ничего важнее денег и прибыли. Однако социологические исследования показали, что эти мотивы не попадают даже в тройку наиболее распространенных. Неожиданную палитру ценностей и идеалов российских предпринимателей выяснили специалисты Института социологии РАН в 1995-1997 гг. Исследование, проведенное А.А. Возьмителем, Л.Е. Душацким и Е.Я. Таршисом, показало, что мнение о полной меркантильности российских бизнесменов ничем не обосновано. Оказалось, что приобретение богатства считают основной целью только 34% респондентов. Значительно большее количество опрошенных в качестве приоритетного назвало достижение определенного социального статуса и престижа в обществе (55%).
Современный предприниматель, как выяснилось, больше озабочен перспективами развития бизнеса, чем получением сиюминутной прибыли. Его отличает высокий уровень мотивации на достижение и по крайней мере средний уровень ответственности. Из общей массы населения предпринимателей выделяет предпочтение профессиональных ценностей, отвечающих за формирование деловых мотивов. Последние доминируют как в трудовой мотивации, так и в мотивации жизнедеятельности в целом (соответственно 63% и 73%). Среди предпочтений предприниматели поставили на первое место не прибыль или богатство, а <возможность иметь собственное дело, быть хозяином своей судьбы>, желание найти <новое применение своим знаниям, способностям, умениям>, <успех во всех своих начинаниях>, подлинную самостоятельность в жизни и труде. В отличие от менеджера, предприниматели видят в ситуациях риска и умении их разрешать высокую ценность. Только на ранней стадии деятельности деньги и прибыль оцениваются как адекватное вознаграждение за риск. В дальнейшем же все больший вес приобретает самооценка, индивидуальное <Я>. Признавая за собой способности умело выходить из рискованных ситуаций, предприниматель нередко ставит выше свое право на поражение, чем чужое право на успех.
Богатство как главная ценность и цель жизни занимает лишь пятую позицию, но как мотив предпринимательской деятельности - вторую. Деньги и богатство как таковые почти не выступают в качестве идеала. Иное дело те блага, которые можно приобрести с их помощью: свобода, ощущение себя хозяином своей судьбы, некоторые властные полномочия.
Статусные ориентации занимают в жизненной мотивации второе место после <дела>. Властные амбиции как мотив оказались непопулярными: их выбрали только 18% опрошенных. Власть в широких масштабах для предпринимателей не является жизненно важной целью: желание участвовать в политической деятельности высказали только 15% респондентов.
Бесспорно, особое место у предпринимателей занимают ценности, связанные с семьей, личной безопасностью и экологией. От 80 до 90% опрошенных заявили, что для них очень важно чувствовать себя в безопасности, не ощущать угрозу насилия, жить в экологически чистой среде, иметь крепкую семью, дать детям хорошее воспитание.
Таким образом, ставится под вопрос уже устоявшееся мнение о ценностно-мотивационной ориентации предпринимательской деятельности, о ее направленности на деньги и прибыль. Но, безусловно, эти понятия занимают не самое последнее место в списке приоритетных. [8]
I.4. Психологические особенности предпринимателей
Теория успеха
Предприниматели обладают так называемой избирательной эвристикой, если понимать под эвристикой технологию открытия нового. Способности высококлассного предпринимателя напоминают способного высококлассного ученого: он умеет обнаружить в имеющейся информации дополнительный скрытый смысл. Он обладает нестандартными подходами к решению обычных задач, активнее других сопротивляется давлению внешних обстоятельств, моментально отбирает главное и на этом концентрирует все усилия. Особая черта подобной эвристики - умение найти подходящие именно для данной ситуации действие и время, подобрать нужные ресурсы, кадры и информацию. Пока обычный человек занимается только с одной проблемой, например подыскивает кадры, предприниматель успевает завершить весь проект или хотя бы его половину. К этому надо прибавить способность предпринимателя находить выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях, действовать спокойно и расчетливо в условиях риска и конкуренции.
Проведенные в 1964 г. Дж. Аткинсоном исследования выявили любопытный факт: испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении, как правило, гордились своими успехами. Напротив, испытуемые с низким уровнем потребности в достижение довольствовались тем, что избежали неудачи. <Формула успеха> Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. А в <формуле страха> (перед неудачей) основную роль играли стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха. Согласно гипотезе Аткинсона, неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна, чем поражение при решении трудной задачи. Однако предприниматель выбирает, как правило, средний путь, где вероятность достижения успеха равняется 50%. Он стремится достичь успеха и вместе с тем гордится своими победами, что возможно, если успех достижим достаточно трудно. Легкие победы обесценивают результат.
Формула Аткинсона выявляет достаточно сложную структуру <игры ожиданий>. Совершенно очевидно, что если задача слишком трудна, то ее вряд ли можно решить, полагаясь только на свой интеллект. Необходимо и определенное везение. Поэтому говорят, что случай - постоянный спутник предпринимателя. Однако удача выпадает лишь на долю тех, кто не боится рисковать. Рядовые служащие предпочитают твердые гарантии, тогда как делец, бизнесмен постоянно идет на риск, балансируя между страхом перед неудачей и гордостью за преодоленное препятствие.
Б. Вейнер, проводивший свои исследования в 1972 г., обнаружил, что:
1) неудача способна усиливать мотивацию, но только у индивидов с сильно выраженным стремлением к достижению;
2) напротив, неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабо выраженным стремлением к достижению;
3) мотивация снижается, когда предприимчивые (с сильной мотивацией на достижение) добиваются успеха;
4) напротив, мотивация возрастает у людей со слабой мотивацией на достижение, если они добиваются успеха.[9]
Глава II. Предпринимательство и общество. Предпринимательство в современном Российском обществе
Конституционная модель российской экономики весьма далека от своего воплощения в жизнь. Внедрение предпринимательства пока не привело к ожидаемым стабилизации и росту народного хозяйства, а сама предпринимательская деятельность характеризуется сложностью и глубокими внутренними противоречиями. В практике хозяйствования и нормативно-правовом регулировании необходимо учитывать складывающиеся тенденции с тем, чтобы активно влиять на положительные процессы и максимально тормозить, устранять отрицательные явления.
Во-первых, все более утверждается представление о предпринимательстве как многообразном явлении современной России, воздействующем на государственную и общественную жизнь. Во-вторых, можно говорить о наступлении более высокой степени зрелости самих российских предпринимателей. В-третьих, в общественном сознании и предпринимательской практике предпринимательская деятельность, к сожалению, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, инвестициями в промышленность, сельское хозяйство, строительство и т. п., сколько с посредничеством на рынке, скупкой и перепродажей товара с целью наживы, что нередко расценивается как антиобщественное деяние — спекуляция. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя. В-четвертых, нарастает опасность все большей криминализации предпринимательства, особенно коммерческой деятельности, его тесного сращивания с преступностью, а всех их вместе — с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это дискредитирует новые способы хозяйствования, ставит под сомнение их перспективность.
Информация о работе Предпринимательство, как социальное явление: социологический анализ