Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:22, дипломная работа
Цель: формирование отношения к собственному телу, создание позитивного образа тела, исследование чувств, развитие навыков построения отношений и приобретение опыта группового общения у подростков.
Задачи:
- признание за собой права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование;
- развитие подростками репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счёт расширения и развития танцевального репертуара;
- стимулирование у подростков активности и инициативы в установлении и поддержании отношений;
- возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений у участников группы.
Введение ………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Социально-психологический подход к танцу
1.1. Виды танца и их функции в истории человечества. Теории происхождения танца…………………………….. стр. 15
1.2. Характерные особенности психологии подросткового возраста …………………….. стр.22
1.3. Система отношений личности подростка ………………. стр. 27
Глава 2. Применение танцевальной терапии в формировании системы отношений личности подростка…….. стр. 35
2.1. Танцевальная терапия……………………………………... стр. 35
(источники возникновения и развития, её основные положения, направления, цели и методические приёмы)
2.2. Программа занятий с применением различных направлений танцевальной терапии………………. стр. 45
2.3. Динамика отношений участников занятий……..……….. стр. 57
Заключение……………………………………………………………. стр. 63
Список литературы…………………………………………………… стр. 66
Приложения…………………………………………………………… стр. 68
Наиболее ярким и последовательным сторонником психологического подхода к танцу был известный немецкий историк культуры К. Закс. В 1937 г. в Нью-Йорке была издана его «Всемирная история танца». «Психологизм» К. Закса во всём – в определении танца, в классификации танцев народов мира, в привлечении известных психологических теорий для интерпретации танцевальных движений. Несмотря на то, что К. Закс подчёркивает социальную обусловленность танца, считает танец источником изучения человечества, он определяет танец через психофизиологические особенности его исполнителей: «Танец составляет не отдельные разрозненные движения, а движения человеческого тела, прежде всего определяемые всей натурой индивидуума и характером его нервных импульсов». Большой практический интерес представляет его классификация танцев народов мира, так как даёт критерии выделения разных видов танца, которые затем могут быть использованы в рамках танцевальной терапии.
Так, К. Закс делит танцы народов мира на негармоничные и гармоничные. Негармоничные – это экстатические, конвульсивные танцы, исполненные бессознательно в состоянии пароксизма. При исполнении таких танцев полностью или частично утрачивается контроль над движениями тела. По мнению К. Закса, в негармоничных танцах выражается страдание. Киноиндустрия не раз обращалась к конвульсивным танцам, чтобы показать страдания и особо сильные переживания героя. Очень яркий пример – танец, который танцевал Пётр Мамонов в фильме «Такси блюз».
Гармоничные танцы, согласно определению К. Закса, - ритмичны, жизнерадостны, несут в себе заряд мышечной энергии и доставляют большое удовольствие и зрителям и исполнителям. Такие танцы являются эффективным проявлением человеческой энергии и одним из способов достижения экстатического настроения.
Психологическую теорию танца на 30 лет определила Айседора Дункан, которая создала новую хореографию, «новый танец», который определялся ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу».
Дальнейшее развитие теории всё дальше уходит от понимания танца как выражения эмоционального опыта индивида, его физиологических и психологических особенностей. В противовес идее, что танец – это порождение индивидуального, разрабатывается теория, в основе которой лежит представление о танце как порождении социального, о танце как знаке культуры. Её автор – американский учёный А. Ломакс, директор Института кантометрии и хореометрии при Колумбийском университете. Ее определяет танец как «эскиз или модель жизненно необходимой коммуникативной связи, сфокусировавшей в себе наиболее распространённые моторно-двигательные образцы, которые наиболее часто и успешно использовались в жизни людей данной культурной общности». Хорошо известны фильмы А. Ломакса, в которых запечатлены разнообразные моторно-двигательные стили, характерные для танцев разных народов: танцы жителей Тибета, Индии, США, Афганистана, республик, входящих в состав СССР. За эти фильмы и комментарии к ним он неоднократно подвергался критике. Так, например, сольные танцы интерпретировались им как одиночество и отчуждение личности, повороты и вращения – как защитные механизмы, а пируэты символизировали радость. Конечно, современные представления далеко ушли от однозначного толкования отдельных танцевальных движений. Но заслуга А. Ломакса в том, что он не только обозначил социокультурный подход к танцу как общественно значимому социальному явлению, но и разработал его метод анализа. Моторно-двигательные танцевальные образцы, анализируемые через такие критерии, как: 1) наибольшая распространённость;
2) особое значение, придаваемое социальной группой;
3) особые переживания при исполнении, ложится в основу разрабатываемых понятий танцевально-экспрессивных стереотипов.
Метод А. Ломкса перспективен при изучении народных танцев и танцев разных эпох, а также современных молодёжных танцевальных стилей, которые являются неотъемлемым компонентом молодёжной субкультуры, которым приписывается особое значение, и успех в их исполнении является своеобразным «пропуском» в определённую социальную группу.
В последние 10-20 лет различные авторы, среди которых немало танцевальных психотерапевтов, стремящихся к теоретическому обоснованию своей работы, всё чаще обращаются к социально-психологическим аспектам танца. Идею о танце как особом знаке, в котором в концентрированном виде представлен внутренний смысл, как личностный, так и надличностный, и одновременно как о процессе, в ходе которого достигается единство внешнего и внутреннего, можно найти у М.М. Бахтина: «В пляске сливается моя внешность, только другим видимая и для других существующая, с моей внутренней самоощущающейся органической активностью; в пляске всё внутренне во мне стремится выйти наружу, совпасть с внешностью, в пляске я наиболее оплотневаю в бытии, приобщаюсь бытию других; пляшет во мне моя наличность (утверждённая ценностно извне), моя софийность, другой пляшет во мне».
Приведённые выше представления о танце не исчерпывают всего многообразия взглядов на это порождение цивилизации. Кроме биологических, психофизиологических, психологических и социально-психологических функций танца, в литературе можно встретить идеи «космического», «сакрального», «эзотерического» смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода», выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что танец – это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного, социально-психологического и философского аспектов. Возникновение танца и его развитие на протяжении тысячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и общества.
Итак, представления о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально-психологических и личностных координат, позволяет определить танец как:
1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет следующие психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции: функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе и социально нежелательных; функцию моторно-ритмического выражения, разрядки и перераспределения избыточной энергии; функцию активизации организма; оздоровительную функцию.
2. Вид невербального общения, наделённый всеми функциями общения: функцией познания людьми друг друга; функцией организации межличностного взаимодействия; функцией формирования и развития отношений.
3. Выполнение танцем функций общения возможно благодаря тому, что он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. С этой точки зрения танец выполняет следующие социально-психологические функции: функцию выражения чувств, отношений и взаимоотношений личности; функцию создания образа партнёра и группы; функцию понимания и взаимопонимания; функцию установления и регуляции отношений; функцию самопознания и познания других; функцию диагностики отношений.
4. Социокультурный феномен, в котором находят своё выражение социальные ценности, общественные установки, отражающие социальные мотивы. Именно с этой точки зрения изучение танца, по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.
5. Вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз.
6. Символ Жизни и Всемирного движения.
Выделенные функции танца отражают его сложную природу и вместе с этим подчёркивают его социокультурный, социально-психологический и психологический статусы, определяющие роль танца в жизни человека и возможности его использования в рамках терапии и социально-психологического тренинга.
1.2. Характерные особенности психологии
подросткового возраста
Подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.
Следует особо отметить, что и в подростковом возрасте формирование личности не завершается. Весь этот период представляет собой перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека.
Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими им качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.
Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, что порождает свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частные смены настроения, иногда подавленность и пр.
Ещё очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлётом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в своё сознание. Но эта подсознательная неуверенность даёт о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр.
Целенаправленность и другие действия личности, необходимые для того, чтобы сделать подростка более собранным и организованным, могут возникнуть не только на основе насыщаемых интересов. Они возникают и с другими устойчивыми мотивами, требующими целевой организации поведения, например, с мотивами общественной деятельности или с необходимостью поддержать кого-либо из близких людей. Иначе говоря, любые осознанные и устойчивые мотивы изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста и делает подростка внутренне более гармоничным.
В развитии личности подростка важным является рассмотрение природы конфликтов и пути их разрешения, так как психология этого возраста в силу своих особенностей более подвержена подобным ситуациям.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, возникающих в процессе взаимодействия. Как правило, конфликт сопровождается негативными эмоциями.
Так по месту локализации (протекания конфликтов) можно выделить: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт протекает во внутреннем мире подростка, возникает при наличии у человека различных целей, желаний, мотивов. При этом достижение одних целей, желаний или мотивов предполагает отказ от достижения других.
Межличностный конфликт возникает между двумя или более личностями. В ситуации межличностного конфликта подростки, как правило, преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом, либо стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достоянием одной конфликтующих сторон. После обнаружения скрытых причин и источников конфликта необходимо провести коррекцию проблемы путём подходящей реакции на неё.
Например, если конфликт связан с различиями в жизненных планах, реакция может заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска взаимовыгодных решений.
Если причиной конфликта являются личностные особенности человека (страхи, нерешительность), то решение может заключаться в выработке методов по преодолению этих качеств личности.
Личностно-групповой конфликт возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, представляет собой столкновение одного подростка и группы в целом.
Конфликты на уровне взаимодействия личности и группы встречаются в различных вариантах:
- влияние отрицательно настроенных неформальных лидеров;
- конфликт рядового члена группы с коллективом – причиной возникновения конфликта могут быть личностные особенности подростка;
- нарушение группой норм, значимых для личности;
- нарушение человеком норм неофициального и официального взаимодействия и т.д.
Межгрупповой конфликт – в качестве участников конфликта выступают группы, преследующие достижение целей, несовместимых с целями противостоящей группы. Данный тип конфликта является наиболее сложным для разрешения.
В зависимости от того, в какой степени участник конфликта ориентирован на реализацию своих собственных целей и соблюдение интересов противоположной стороны, можно выделить пять типов поведения в конфликте: соперничество; избегание, игнорирование конфликта; приспособление; компромисс; сотрудничество. В конфликтном поведении каждого человека можно отметить черты каждого из пяти названных типов, но какие-то являются более предпочитаемыми, какие- то менее.