Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:22, дипломная работа
Цель: формирование отношения к собственному телу, создание позитивного образа тела, исследование чувств, развитие навыков построения отношений и приобретение опыта группового общения у подростков.
Задачи:
- признание за собой права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование;
- развитие подростками репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счёт расширения и развития танцевального репертуара;
- стимулирование у подростков активности и инициативы в установлении и поддержании отношений;
- возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений у участников группы.
Введение ………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Социально-психологический подход к танцу
1.1. Виды танца и их функции в истории человечества. Теории происхождения танца…………………………….. стр. 15
1.2. Характерные особенности психологии подросткового возраста …………………….. стр.22
1.3. Система отношений личности подростка ………………. стр. 27
Глава 2. Применение танцевальной терапии в формировании системы отношений личности подростка…….. стр. 35
2.1. Танцевальная терапия……………………………………... стр. 35
(источники возникновения и развития, её основные положения, направления, цели и методические приёмы)
2.2. Программа занятий с применением различных направлений танцевальной терапии………………. стр. 45
2.3. Динамика отношений участников занятий……..……….. стр. 57
Заключение……………………………………………………………. стр. 63
Список литературы…………………………………………………… стр. 66
Приложения…………………………………………………………… стр. 68
В соответствии с целями исследования используется блок методов, фиксирующих временную динамику видов и параметров отношений. На основе классификации видов отношений В.В. Столина (1982), была создана «Методика исследования осознаваемых отношений личности к каждому члену группы и к себе» Т.А. Шкурко. Участникам группы предлагается оценить своё отношение к каждому члену группы и к самому себе по трём 8-бальным шкалам («симпатия - антипатия», «уважение - неуважение», «близость - отдалённость») следующим образом: 1-2 балла – яркая антипатия (неуважение, отдалённость); 3-4 балла – скорее антипатия, чем симпатия (неуважение, отдалённость); 5-6 баллов – скорее симпатия, чем антипатия (уважение, близость); 7-8 баллов – симпатия (уважение, близость).
В целях диагностики отношения личности к группе, а также в целях актуализации осознания участниками группы себя как членов этой группы и своего места в системе межличностных отношений в исследовании используется рисуночный тест «Я и группа».
За основы берутся критерии, выделенные Т.А. Шкурко, позволяющие диагностировать отношение личности к группе:
1) особенности изображения группы (группа не структурирована, группа разбита на подгруппы, группа изображена как единое целое);
2) месторасположение «Я» относительно группы (в центре группы, в группе (среди других), не периферии группы, вне группы, в одной из подгрупп);
3) соотношение размеров «Я» и других членов группы (изображение «Я» по величине превосходит изображение других членов группы, величина «Я» меньше величины других членов группы).
Продолжительность занятий была 2 академических часа. Занятия проходили с периодичностью 1 раз в неделю в течение двух месяцев. Замеры производились перед началом занятий, в средине и конце занятий.
Объектом фиксирования динамики отношений явилась одна из групп Жезказганского музыкального колледжа – первый курс по специальности «Инструментальное исполнительство», состоящий из 12 человек. Это реально существующая группа, которая на момент исследования уже имела сложившуюся систему межличностных отношений.
Динамика осознаваемых отношений участников
танцевальной терапии
Фактические данные об изменениях осознаваемых отношений участников получаются на основе их самоотчётов. Картина, получаемая на основе этих данных, отражает лишь один пласт функционирования группы. Именно этот уровень отношений отражается в «проговариваемых» участниками эффектах занятий с применением различных направлений танцевальной терапии.
На основе сравнительного анализа показателей интенсивности отношений симпатии, уважения, близости членов группы друг к другу, зафиксированных на различных этапах танцевальной терапии, делаются следующие выводы: во-первых, у большинства участников существенно меняется интенсивность отношений симпатии, уважения, близости к другим членам группы. Во-вторых, в результате танцевальной терапии изменения интенсивности отношений происходит как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Ведущей тенденцией для изучаемых групп является тенденция увеличения интенсивности отношений симпатии, уважения, близости друг к другу. В-третьих, в ряде случаев наблюдается резкое изменение интенсивности отношений, приводящее к смене знака отношений в рамках шкал «симпатия - антипатия», «уважение - неуважение», «близость - отдалённость». В-четвёртых, наибольшее количество изменений по знаку интенсивности «близость - отдалённость». В-пятых, динамика интенсивности различных видов осознаваемых отношений участников к другим имеет ряд профилей, ведущее место среди которых занимают позитивный «скачкообразный» и позитивный «поступательный». Динамика видов отношений происходит по различным профилям: значимые изменения интенсивности одного вида осознаваемых отношений участника не всегда соответствуют существенным изменениям интенсивности другого вида отношений этого участника.
Динамика отношений участников занятий с применением
различных направлений танцетерапии к группе
Динамика отношений участников занятий к группе изучались с помощью рисуночного теста «Я и группа».
Так, рисунки, делаемые участниками занятий, с точки зрения особенностей изображения группы распределились следующим образом: 4 из испытуемых изобразили группу неструктурированной, диффузной, 2 - разбитой на подгруппы и 6 - как единое целое. Анализ рисунков, сделанных членами группы в середине занятий, показал, что 3 из участников воспринимали группу как неструктурированную, диффузную; участников, которые воспринимали бы группу как разбитую на подгруппы, не оказалось; и уже 9 из участников воспринимали группу как единое целое. Анализ рисунков, сделанный участниками в конце занятий, показал, что 12 из участников воспринимают группу как единое целое.
Таким образом, у 6 из испытуемых произошли изменения в образе восприятия группы: от первоначального представления о группе как неструктурированном, диффузном или разбитом на подгруппы образовании к представлению о группе как едином целом.
Следующий анализ параметров рисунков – месторасположение автора рисунка относительно других членов группы (или группы в целом). На рисунках, сделанных до занятий, в центре группы изображали себя 2 участника, в группе, среди других – 5 участников, на периферии группы – 3 из участников, в одной из подгрупп – 2. На рисунках, сделанных в середине занятий в центре группы изображали себя 2 из участников, в группе, среди других –7 участников, на периферии группы – 3 из участников, изображения себя в подгруппе отсутствовало. На рисунках, сделанных после занятий в центре группы изображал себя 1 участник, в группе, среди других – 10 участников, на периферии группы – 1 участник. Подведём итоги. После занятий с применением различных направлений танцевальной терапии относительно первого замера на рисунках испытуемых месторасположение «Я» относительно группы изменилось так – 2 из участников, изображавшие себя первоначально в одной из подгрупп, стали изображать себя в группе; 2 из участников, изображавшие себя первоначально на периферии группы, стали изображать себя в группе, среди других; 1 из участников, изображающий себя первоначально в центре группы, затем стал изображать себя в группе, среди других. Таким образом, общая тенденция изменения представлений членов группы относительно места в группе, исходя из их рисунков, заключается в смене представления о своём месте вне группы, на её периферии или в одной из подгрупп на представление о своём месте в группе, среди других её членов.
Сравнение рисунков «Я и группа» по такому параметру, как размер изображения «Я» и других членов группы, указывает на то, что значительных изменений по данному параметру с первого по последнее занятия не произошло. Так, большинство участников занятий нарисовали свою фигуру такого же размера, как и других членов группы (что, кстати, говорит о достаточно высоком самопринятии участников группы). Данный вывод подкрепляется следующими результатами сравнительного анализа размера фигур «Я» и других членов группы, изображённых на рисунке. Замер до занятий – 2 из участников изобразили себя большими по размеру, чем остальных членов группы; 9 - изобразили себя равными по размеру другим членам группы, и 1 из участников нарисовал себя меньше других. Рисунки второго замера показывают, что данное соотношение незначительно изменилось – 2 : 10 : 0. После третьего замера оно выглядело так – 1 : 11 : 0.
Заключение
В наше время танец даёт возможность выразить весь спектр человеческих чувств, мыслей, отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выражаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений, подобно тому, как в драматическом спектакле актёр совершает действия, который предписывает ему сценарий. Мы использовали танец в терапевтических целях, в результате чего чувства участников группы свободно трансформировались в импровизированные движения, а принадлежность танца к определённому стилю, которая делает его театральным представлением, оказалась уже не столь важна. Важным явилось только содержание того, что передавалось посредством движений.
Естественно, что «работало» всё – и то, что участники занятий занимались своим телом, и включенность в сообщество партнёров по танцу, и влияние преподавателя, и сам танец. Одним из важных аспектов работы с танцем и движением стало понимание особой роли изменённых состояний сознания в процессе формирования системы отношений и развития личности.
В силу того, что одним из главных эффектов является развитие «Я» личности, занятия использовались как тренинг личностного роста подростков, так как именно в этом возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения.
Общие выводы о динамике различных видов и параметров
отношений подростков в процессе занятий с применением направлений танцевальной терапии
Проведённые занятия и приведённые выше данные позволили заключить, что в результате танцевальной терапии происходят значимые изменения формально-содержательных параметров различных видов отношений его участников. Эти изменения носят многофункциональный характер как внутри определённых видов отношений, так и между ними. Одновременно наблюдаются общие тенденции изменений параметров внутри определённого вида отношений. Ведущими тенденциями изменений различных видов отношений являются:
- увеличение интенсивности выражения отношений к себе, принятие права на собственную уникальность;
- повышение взаимности по отношению друг к другу;
- формирование навыков общения в группе;
- динамика различных видов отношений к другому носит позитивный характер.
На уровне самоотчётов участники занятий отметили в качестве своего личного результата развитие самоуважения и уважения, терпимости к другим членам группы, понимание сходства и различий между людьми, понимание необходимости взаимозависимости и одновременно независимости каждой личности, понимание значимости многообразия отношений, черт характера, склонностей, потребностей, экспрессивных манер в противовес однообразию, возникновение о мире взаимоотношений с другими людьми как о динамическом, подвижном образовании, балансирующем между сопринадлежностью – индивидуацией, любовью – ненавистью, близостью – отдалённостью, общественной и личной жизнью.
Основные эффекты танцевальной терапии в группе подростков
С учётом целей танцевальной терапии и представленной выше динамики отношений личности в процессе терапии можно сформулировать следующие эффекты танцевальной терапии:
1. Освобождение от стереотипных, ригидных способов функционирования отношений.
2. Изменение отношений к другим в сторону большего принятия, терпимости.
3. Признание за негативными отношениями «права на существование», признание реальности существования разнообразных отношений.
4. Изменение представлений о группе и о себе в этой группе в сторону признания себя и других равноправными членами данной группы, которая начинает восприниматься как целостное образование.
5. Осознание участниками терапии собственной «Я-идентичности», признание за собой права на непохожесть, уникальность, принятие и развитие своей индивидуальной экспрессивной манеры, осознание и принятие своего тела.
6. Осознание участниками «Я-идентичности» других людей, признание за ними права на непохожесть, уникальность.
7. Развитие у участников спонтанности, активности и инициативы в установлении и поддержании отношений.
Исходя из поставленных целей и задач, с учётом полученных результатов, выводов и отзывов можно заключить, что занятия с применением различных направлений танцевальной терапии могут применяться в реальных группах с целью оптимизации социально-психологического климата, актуализации и изменения отношений, сплочения членов группы.
Список использованной литературы
1. Абрамова З.А. «Древнейшие формы изобразительного творчества». Ранние формы искусства. – М., 1972 г.
2. Авдеев А.Д. «Происхождение театра». – М., 1959 г.
3. Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества». – М.: Искусство, 1986 г.
4. Блок Л. «Классический танец. История и современность». – М.: Искусство,1987 г.
5. Борев Ю. «Эстетика». – М.: Политиздат, 1988 г.
6. Бюхер К. «Работа и ритм». – М., 1923 г.
7. Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец». – М.: Искусство, 1987 г.
8. Грёнлюнд Э., Оганесян Н. «Танцевальная терапия». – Санкт-Петербург, «Речь», 2005 г.
9. Даркевич В.П. «Празднества средневековья». Атеистические чтения. Вып. 19. – М., 1990 г.
10. Дункан А. «Танец будущего». – М.,1992 г.
11. Дэвлет М.А. «Загадка грозной мистерии». Атеистические чтения. Вып. 19. - М., 1990 г.
12. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. «Интегративная танцевально-двигательная терапия». – Санкт-Петербург, «Речь», 2006 г.
13. Королёва Э.А. «О генезисе круговых танцев». Известия АН Молдавской ССР. – Серия общественных наук, №2, 1973 г.
14. Королёва Э.А. «Ранние формы танца». – Кишинёв: Штиинца, 1977 г.
15. Королёва Э.А. «Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных учёных XX века)». Советская этнография. - № 5, 1975 г.
16. Красовская В.М. «Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины 18 века». – М.: Искусство, 1979 г.
17. Куракина С.Н. «Феномен танца» (социально-философский и культурологический анализ). Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1994 г.