Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:27, статья

Краткое описание

Аристотелевское определение оказало определяющее влияние на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв. созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон.

Содержание работы

1. Введение …………………………..…………………………………………………….стр. 2
2. Краткая биография …………………………………………………………………..стр. 3
4. Метафизика …………………………………………………………………………..…стр. 4
5. Идея души ………………………………………………………………………...……стр. 7
6. Познание, бытие ……………………………………………………………………...стр. 11
7. Логика формальная …………………………………………………………………..стр. 12
8. Силлогистика …………………………………………………………………………..стр. 13
9. Этика человека ……………………………………………………………………….стр. 14
10. Общество государства …………………………………………………..………...стр. 15
11. Заключение ……………………………………………………………………………..стр. 17


Список литературы ……………………………………………………………………...стр. 17

Содержимое работы - 1 файл

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)
e="text-align:justify">Душа есть причина как-то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.

К сущности относится, во-первых, материя, которая сама по себе не есть определенное нечто; во-вторых, форма или образ. Благодаря форме и материи она уже называется определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материи и формы. Материя есть возможность, форма же - энтелехия, и именно в двояком смысле – в таком, как знание и в таком, как деятельность созерцания.

По-видимому, главным образом речь идет о телах, и притом естественных, ибо они начала всех  остальных  тел. Из естественных тел одни наделены, жизнью другие нет. Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная.

Но хотя оно есть такое тело, т.е. наделенное жизнью, оно не может быть душой. Ведь тело есть нечто принадлежащее субстрату, а скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела.

Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание. Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же – с обладанием, но и с отсутствием действия. У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания.

Именно поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами.  Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле.

Душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное  нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу. Как часть относится к части,  так сходным образом совокупность ощущений относится ко всему ощущающему телу как ощущающему. Но живое в возможности – это не то, что лишено души, а то, что ею обладает. Так же как зрачок и зрение составляют глаз, так и душа и тело составляют живое существо.

Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от  тела, так как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком корабельщик есть энтелехия судна.

Человек, занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличием разум (разумной души). И структура его души, и  строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии “жизненной теплоты” и т.д. познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. Ощущение или восприятие - это  изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего.

Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своими функциями душа делится на три рода:

- функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу;

- ощущение и передвижение (животные) образуют душу ощущающую, или животную;

- мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку.

Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении  имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души.

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения;  тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание  есть стремление к приятному.

Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего. А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

Энтелехия. Энтелехия (греч. entelecheia -  имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч teleos -цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению. А, следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Говоря иначе, энтелехия – это “программа” изменения. Если для тел, создаваемых искусством. цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером. то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Познание, бытие.

У Аристотеля познание имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое значение, начинающееся с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их  материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и так далее.

В учении о познании отличал знание достоверное (Аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика). Однако через язык оба эти вида знания связаны Аристотеля между собой.

Аподейктика. Аподейктика – «убедительный» – то, что доказуемо непререкаемым образом, понятие для обозначение достоверного знания. Этим термином философ обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Сам термин «аподиктический» обозначает суждения необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических – утверждает, но не доказывает – противное от аподиктического).

Мнение. Аристотель уверенно отличает диалектику от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Мнение есть эмпирический метод познания, предметное содержание которого, поскольку оно относится к случайному и единичному, может изменяться вплоть до ложного. Аристотель отличает мнение от научного знания, предметом которого является необходимое и всеобщее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Логика формальная.

Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской, логикой.

Формальная логика тесно связано с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических формах Аристотель видел вместе с тем формы бытия.

Не только аристотелевская логика, но и его космология строятся на этих допущениях: та и другая постулируют зависимость единичного от универсального. В логике единичного выводится из общего – лучшим примером такой дедукции является силлогизм. В космологии, физике, метафизике, как уже было отмечено выше, всеобщее, или универсальное, обнаруживается с помощью индуктивного умозаключения, отправной точкой которого служит единичное.

Разработка Аристотелем теоретической, формальной логики отделяет его от всех предшественников. Если прежде греческие философы, в том числе Платон и Сократ, предпринимали только предварительные попытки  объяснить и раскрыть природу познания, или «науки», прежде чем браться за изложение самой науки, то Аристотель снабдил мир полномасштабной и продуманной до мельчайших деталей системой форм и правил научного мышления, предварив им свои исследования в других отраслях знания.

Логические трактаты, собранные в «Органон», излагают ряд правил и специальных процедур, устанавливая надлежащие модели силлогистического доказательства, выявляя и опровергая логические ошибки, описывая фундаментальные категории, используемые для распознавания и описания всех вещей, – такие, как сущность и привходящие свойства (количество, качество, отношение). Разумеется, нетрудно показать, что и предыдущие философы оперировали этими или схожими моделями аргументации и предикации, и Аристотель был убежден, что его логические труды базируются на изучении того, как реально функционирует доказательство. Личным вкладом Аристотеля стало тщательное рассмотрение и анализ этих моделей. Не соверши Аристотель ничего больше, его будущая репутация, а в действительности полное господство понятийного аппарата  и дедуктивной системы Аристотеля в логике двух последующих тысячелетий, была бы ему обеспечена.

Формальная Логика. Формальная Логика – наука, изучающая мыслительные акты – понятия, суждения, умозаключения доказательства – со стороны их логической структуры или формы, то есть, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычисляя лишь общий способ связи частей этого содержания. Основная задача – сформулировать законы и принципы, соблюдения которых является необходимым условием достижения истинных результатов в процессе получения выводного знания. Логические трактаты, собранные в «Органон», излагают разработанный Аристотелем ряд правил научного мышления, устанавливая надлежащие модели силлогического доказательства, выявляя и опровергая логические ошибки, описывая фундаментальные категории, используемые для распознавания и описания всех вещей, - такие как сущность и привходящие свойства (количество, качество, отношение).

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключительного третьего («А или неА истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Важная особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления. Независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность.

Информация о работе Философия Аристотеля