Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:27, статья
Аристотелевское определение оказало определяющее влияние на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв. созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон.
1. Введение …………………………..…………………………………………………….стр. 2
2. Краткая биография …………………………………………………………………..стр. 3
4. Метафизика …………………………………………………………………………..…стр. 4
5. Идея души ………………………………………………………………………...……стр. 7
6. Познание, бытие ……………………………………………………………………...стр. 11
7. Логика формальная …………………………………………………………………..стр. 12
8. Силлогистика …………………………………………………………………………..стр. 13
9. Этика человека ……………………………………………………………………….стр. 14
10. Общество государства …………………………………………………..………...стр. 15
11. Заключение ……………………………………………………………………………..стр. 17
Список литературы ……………………………………………………………………...стр. 17
17
С о д е р ж а н и е :
1. Введение …………………………..………………………………………………
2. Краткая биография …………………………………………………………………..
4. Метафизика …………………………………………………………………………..
5. Идея души ………………………………………………………………………...
6. Познание, бытие ……………………………………………………………………...
7. Логика формальная …………………………………………………………………..
8. Силлогистика …………………………………………………………………………..
9. Этика человека ……………………………………………………………………….
10. Общество государства …………………………………………………..………...
11. Заключение …………………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………………...
1. Введение.
Аристотелевское определение оказало определяющее влияние на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв. созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон.
Считается, что Аристотель написал более 160 сочинений:
(348 г. д.н.э.)
- «Физика», книги I, II, VII
- «О душе», книга I
(347-336 гг. д.н.э.)
- «О философии» (фрагменты)
- «Евдемова этика»
- «О небе», «О возникновении и уничтожении»
(335-322 гг. д.н.э.)
- логический «Органон» (из категории) – аспекты структуры понятия, «Об истолковании» - структура суждения, Первый и Второй «Аналитик», «Топики» - принципы построения определения, «О софистических опровержениях» - о логических ошибках и причинах их возникновения.
- «Метафизика»
- «Физика», книги III-VI, VIII
- «Метеорология», «История животных»
- «О рождении животных», «О душе»
- трактаты о восприятии, памяти, жизни и смерти, дыхании и т.п. – малые естественнонаучные сочинения (Parva Naturalia)
- «Никомахова этика»
- «Политика», «Риторика», «Поэтика».
Скорее всего некоторые из вышеперечисленных произведений были написаны под руководством Аристотеля такими сотрудниками Ликея (основанный им Лицей), как Менон, Феофраст и Евдем.
На основании перечисленного можно сделать вывод, что кругозор Аристотеля был не только необычайно широк, но также и глубок, ибо он явился основателем, первооткрывателем новой науки логики. Философ открыл, в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований - "первую философию".
Колебания Аристотеля в философии определили двойственность его последующего влияния: материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей в философии феодального общества, идеалистические элементы были раздуты средневековыми церковниками, сделавшими из учения Аристотеля «мертвую схоластику», выбросившими «все поиски, колебания, приемы постановки вопросов». Глубокие прозрения в области фундаментальных философских проблем познания и бытия, энциклопедическая широта творчества Аристотеля дают правовые основания называть его выдающимся философом всех времен.
Главные идеи. Идеи не имеют независимого существования вне ума, но существуют в вещах. Материальный субстрат, представляющий собой потенциальную возможность существования конечных вещей, следует отличать от абсолютного небытия, или лишенности. Существования всех конечных и преходящих вещей может пониматься как движение от бытия в возможности к бытию в действительности. Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. Тело и душа соединяются, как форма и материя.
Мир существует вечно, и движение всех вещей – непрекращающееся движение. Источником этого движения является неподвижный, вечный Перводвигатель, действительность которого проявляется, в изведении конечных вещей из бытия в возможности к бытию в действительности (от потенциального существования к актуальном).
Эмпирический миропорядок является подходящей сферой для исследования, опирающегося на чувственное восприятие. Если логический порядок требует дедуктивного доказательства, заключающего от общих начал к частным выводам, то рассмотрение природного порядка осуществляется индуктивно и заключает от частного наблюдения к общим выводам. «Благо» - это, то, к чему стремятся все вещи». Поэтому всякое человеческое исследование и поведение определяется задачей и целью, представляющими собой частное благо.
2.Краткая биография.
Родился Аристотель 384 году д.н.э. в греческом городе Стагире, неподалеку от Македонии. Его отец Никомах был врачом при македонском царе Аминте. В 367 г. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленькие глазки, шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому сам, занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.
Восемнадцатилетним юношей он отправился в Афины, чтобы стать учеником Академии Платона, где почти двадцать лет совершенствовал свое образование. По свидетельству историков, Платон называл его "умом" своей школы.
Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии отличаются его склонностью к риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Второй придавал большое значение своему внешнему виду, первый же считал это неприемлемым истинному философу. В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.
В 343 г. д.н.э. он принял почетное приглашение македонского царя Филиппа стать воспитателем его четырнадцатилетнего сына, будущего полководца и императора Александра Македонского. Эти занятия продолжались три года до вступления Александра на престол (погиб его отец Филипп, и он вынужден был заняться государственными делами).
Находясь под покровительством своего бывшего ученика, Аристотель в 335 г. д.н.э. создал в Афинах школу – Ликей (неподалеку был храм Аполлона Ликейского), в которой перед многочисленной аудиторией излагал свое учение, полемизируя с представителями других философских школ. Так как он беседовал, прогуливаясь по аллеям сада, впоследствии его учеников стали называть "перипатетиками" ("прогуливающимися").
Однако после смерти Александра в 323 г. положение Аристотеля ухудшилось, так как его подозревали в промакедонских взглядах. Формально его, как ранее и Сократа, обвиняют в нечестии (восхваление и обожествление своего друга Гермия), а также в безбожии. Не дожидаясь суда, Аристотель покидает Афины и поселяется на о. Эвбея, где через год умирает (323 г.). О его облике как человека сохранились свидетельства Диогена Лаэрция. Так, когда Аристотеля попрекали за то, что он собрал складчину для нехорошего человека, он ответил: "Я собирал не для человека, а для человечности". Он не раз и подолгу говорил о том, что афиняне открыли людям пшеницу и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет. Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.
3.Метафизика.
Можно сказать, что Аристотель является, по сути, первым историком античной философии. Все, что было сделано до него в этой области – касалось лишь отдельных взглядов и идей, целостного анализа не предпринял никто. Даже Платон, коснувшийся в своих диалогах почти всех философских концепций, тем не менее, не дал их систематического анализа, не дал никакой истории идей. Конечно, Аристотель не был и не мог быть Гегелем в истории философии, к тому же его отделяло еще очень мало времени от тех учений, которые он исследовал. Гегелевская история античной философии могла возникнуть лишь тогда, когда возникло значительное временное опосредствование. То же, что смог осуществить Аристотель как историк античной философии, поражает глубиной мысли и точностью оценок. Ни один современный исследователь не может и сейчас без них обойтись. Можно сказать, что Аристотель создал собственно философию как строгую науку, разработал ее предмет и метод. В его лице она осознала в полной мере свою специфику, свою ценность и значение
Принципиально важным является признание Аристотелем, возможно впервые в истории философии, что в развитии данной науки есть своя закономерность и необходимость. После того как оказалось, что начала натурфилософии "были недостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина... побудила искать дальнейшее начало". Получается, что философия развивается исходя из внутренней закономерности, через обнаружение противоречий и попытку их преодоления. Исходя из этого и того фактического философского материала, который проанализировал Аристотель, его можно назвать одним из основателей истории философии. Аристотель считал, что одному человеку истину познать сложно, но вместе с тем каждый, размышляющий об этом, не терпит полную неудачу. Каждый вскрывает нечто от истины, внося тем самым свой вклад в ее познание, когда же достижения многих складываются, то получается заметная величина. Вместе с тем философ далек от того примитивного взгляда, что истину можно познать в простом историческом развитии философии путем количественного накопления знаний . Тем не менее, он достаточно высоко оценивал свое собственное философствование.
Метафизика Аристотеля представляет собою не только критический анализ, не только систематическую переработку, но и обобщающий итог всей предшествовавшей греческой философии. Аристотель дал развернутую теории идей, привлек внимание к единичному субстанциальному бытию, ввел понятие сущности (субстанции), развил учение о "первой философии"(метафизике) и первооснове бытии – "перводвигателе". "Сократ обратился к исследованию человеческого сознания и мышления, перейдя от смутных единичных ощущений жизни к общим понятиям, дающим смысл бытию. Платон всесторонне развил эти общие понятия, превратив их в некие самостоятельные и независимые от человека идеи. Аристотель увидел единство этого общего с каждой отдельной частицей материального мира, без которого сама общая идея теряет смысл своего существования". Аристотель говорит, что "те, кто облекает свои мудрствования в форму мифов, не достойны серьезного внимания".
Однако Аристотель не сразу и не вдруг формулирует понятие " первой философии ". Как истинный ученый, он предварительно анализирует всю предшествовавшую философскую традицию, выявляя то ценное, что было открыто в ней, и, критикуя все то, что, с его точки зрения, не соответствует, не согласуется с логикой и не соответствует истине. Аристотеля, в противовес Платону, часто называют эмпириком. Этому восприятию способствовал и сам Аристотель масштабом той критики теории идей, которую он развернул на страницах "Метафизики" против своего бывшего учителя.
Познание начинает с чувственности, но не исчерпывается и не заканчивается им. Более того, о чувственности можно говорить как о начале познания, не в смысле важности и ценности - эти категории принадлежат не суждениям об эмпирии, но "первой философии", которая и венчает как гносеологию, так и онтологию Аристотеля. "То, что первее для уразумения через определение, различно от того, что первее для чувственного восприятия". Метафизика Аристотеля явилась результатом систематической переработки и критического анализа, обобщения и синтеза почти всех результатов предшествовавшей метафизики греков.
Аристотель вскрывает непосредственную зависимость Платона от пифагорейцев, отмечая, что он лишь заменил их термин "подражание" на "причастность", а числа - на идеи. Аристотель видит отличие Платона от пифагорейцев в том, что он "считал единое и числа существующими помимо вещей", а также "ввел эйдосы". К последнему его вынудило занятие определениями и диалектика, которой его предшественники не были причастны. По мнению платоников, считает Аристотель, "все единичное в мире чувственно воспринимаемого течет и у него нет ничего постоянного, а общее существует помимо него и есть нечто иное", "повод к этому дал Сократ своими определениями, но он, во всяком случае, общее не отделил от единичного". После характеристики платоновской философии Аристотель сразу переходит к ее критике, считая, что Платон так толком и не разъяснил, что же означает эта "причастность" вещей идеям. Кроме того, Платон не разъяснил, каким образом бестелесные идеи могут быть причиной движения или какого-либо изменения. Он также считает, что ни один из способов, каким доказывается, что эйдосы существуют, не убедителен. А, кроме того, что Платон своими идеями просто удвоил мир без необходимости и т.д.
Несмотря на те недостатки критики теории идей, которые обнаруживаются у Аристотеля, из своего историко-философского экскурса он делает вывод о том, что "суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил". И это действительно так, если учитывать те непреодолимые трудности, с которыми столкнулся Платон. Выступая против возможного удвоения мира, Аристотель справедливо отмечает, что "и здесь (в мире чувственно воспринимаемого), и там (в мире идей) сущность означает одно и то же". Между тем оказывается (в вульгаризированной теории идей), что идеи не являются сущностью вещей, которые они обозначают, так как оказываются вне их, между тем как сущность должна быть самих вещах, иначе получится глупость. Мудрость ищет сущность видимого, но для этого, в лице Платона, она утверждает, что существуют другие сущности, которые являются сущностью этого видимого. Для Аристотеля это все пустые слова, ибо причастность вещей идеям не означает ничего, так как это объяснить невозможно. Успех в философии, считал Аристотель, возможен лишь после устранения предыдущих затруднений платоников, которые "в одно и то же время объявляют идеи, с одной стороны, общими сущностями, а с другой - отдельно существующими и принадлежащими к единичному. А то, что это невозможно", для Аристотеля ясно. Для него является невозможным, "чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть". Или, по-другому: "отдельная вещь не представляется чем-то отличным от своей сущности, и сутью бытия называется сущность отдельной вещи". У Платона же соотнесенная идея оказалась "первее самого по себе сущего".