Сказкотерапия как метод коррекции страхов детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:06, дипломная работа

Краткое описание

Ученые разделяют человеческие переживания на две группы. Одна из них содержит положительные эмоции, толкающие нас к объекту восприятия. В этом случае мы стремимся к чему-то, нам это нравится, мы это любим. Вторая группа эмоций, направленная на защиту организма от пагубных воздействий внешней среды, помогает нам избегать всего неприятного и вредного. Важнейшей эмоцией этой группы является страх.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СКАЗКОТЕРАПИЕЙ
1.1. Понятия «страх», «тревожность». Детские страхи, их природа и механизмы
1.2. Способы коррекции детских страхов
1.3. Метод сказкотерапии в диагностико-коррекционной работе с детьми
ГЛАВА 2. Проект системы коррекционной работы по снижению страхов у старших дошкольников с применением метода сказкотерапии
2.1.Пояснительная записка
2.2. Анализ частичной апробации проекта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержимое работы - 1 файл

дип..doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Продуктивен подход к пониманию тревожности и проблеме различения тревоги и страха с позиции введенного известным отечественным психиатром Ф.Б. Березиным понятия «явления тревожного ряда» [2, с.60]. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху.

Страхов существует столько, что разобраться в них, «разложить по полочкам» непросто. Существует много способов классифицировать их по какому-то признаку. Известный психолог Борис Дмитриевич Карвасарский различал восемь основных фабул страха:

1.             клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

2.             агорафобия – боязнь открытых пространств, страх глубины и страх высоты;

3.             социофобии, связанные с общественной жизнью;

5. эрейтофобия – страх покраснеть и присутствия людей;

6. нозофобия – страх заболеть каким-либо заболеванием;

7. танатофобия – страх смерти;

8. различные сексуальные страхи, нанесение вреда себе и близким;

9. фобофобия – страхи бояться чего-либо [12, с 25].

Б.Д. Карвасарский разбивает страхи на три группы: природные, социальные и внутренние.

В первой группе будут страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной основы для беспокойства.

Эта классификация страхов является лишь одной из ряда возможных, но отнюдь не единственной. Можно еще разделить все страхи по степени их осознанности. Бывают страхи понятные и конкретные, как и причины их вызывающие. Но бывает и так, что человек боится чего-то, сам не понимая, чем вызвано это гнетущее душу чувство. В этом случае он просто испытывает сильную тревогу или сжимающий сердце беспричинный страх – и не в состоянии их объяснить.

Случаются и промежуточные ситуации, когда причина страхов, в общем-то, понятна, но, во-первых, совершенно не соответствует силе вызываемого ею чувства, а во-вторых, абсолютно не поддается коррекции со стороны сознания.

Иногда причина страха менее ясна для человека, и в этом случае, он приобретает всеобъемлющий, диффузный характер. Такой страх изматывает нервы до предела, либо сопровождается ощущением грозящей отовсюду опасности.

Существует предположение, что изменения страхов с возрастом в определенной степени отражает исторический путь самосознания человека.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности.

Рассмотрим особенности возникновения детских страхов и механизмы их развития. Изучая мировую культуру в ее историческом развитии, можно заметить, как параллельно с прогрессом человеческой цивилизации менялись и присущие ей страхи; сравнения этого явления с психическим развитием ребенка позволяет проследить, как по мере взросления и формирования сознания меняется предмет страхов детей. Вот, что писал по этому поводу еще сорок лет назад детский психолог Т. Симсон: «Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. С возрастом, когда ребенок способен осмыслить правильно пугающую его ситуацию, страхи всегда непосредственно связанны с опасностью и ей адекватны» [2, с.91].

А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3–5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5–7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [27, c. 245]. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Страх у детей может развиваться двумя путями: как в результате личного опыта, так и путем «социального заимствования».

А. Захаров отмечает, что способность ребенка связывать свои эмоциональные реакции с поведением матери возникает к первому полугодию жизни [2, с.40]. Начиная со второго года жизни, постепенно растет, становясь у детей значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью у малышей и запретами со стороны взрослых. В это же время появляется страх животных. Часто имеет место страх разлуки с родителями. В старшем дошкольном возрасте центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в семь лет и девочек в шесть. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Изменение характера страха у детей находится в тесной связи с общим развитием их мозга и, в частности, с формирование процесса мышления. В связи с поступлением в школу меняет и характер страхов детей – на первое место выходят страх опоздания и страх смерти родителей. У младших школьников наблюдается страх перед школой, особенно если вначале учитель был несправедлив к ребенку, ругал его или наказывал. Такие дети по утрам уходят из дома, бродят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают или уезжают из дома.

В подростковом возрасте ведущими являются страхи войны, смерти родителей, своей смерти, нападения или пожара. В этом возрасте преобладают социальные страхи.

Важную роль в формировании детских страхов играют родители. Родители, бессознательно проявляя повышенную заботу о своих детях, могут излишне часто предостерегать ребенка, чтобы он чего-то опасался, никуда не ходил, оберегают его от «нехороших» сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличенных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился,  не получил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул  реке. Такое отношение может приводить к формированию сверх тревожной личности, склонной к фиксации на своих страхах.

Другая форма непреднамеренного формирования детских страхов связана со страшными историями и сказками, вызывающими у впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном.

На последующее возникновение невроза страха явно влияет психологический климат в семье в первый год жизни ребенка, и прежде всего наличие стресса у матери, конфликтные отношения с мужем, материальные затруднения и т.д.

Проанализируем причины возникновения страхов у детей и подростков различных возрастных категорий.

От рождения до 2 лет. Детский возраст недаром называют нежным. К осложнениям в развитии ребенка могут привести эмоциональный стресс, перенесенные матерью во время беременности, врожденные заболевания, травма при родах, скандалы в семье и другие причины. В этих случаях малыш может оказаться с ослабленной нервной системой, обостренной чувствительностью, и любые изменения окружающей обстановки, касающиеся его самочувствия, могут вызвать беспокойство, тревогу, страх. Учитывая это, подход к ребенку в этом случае должен быть более продуманным, иначе обычные для большинства детей страхи и опасения станут стойкими, сформируются невротические черты характера (подозрительность, обидчивость, раздражительность, агрессивность и т.д.). Маленький ребенок не просто очень активен – у него высока потребность в эмоциональном самовыражении и общении. Недостаток общения и запрет на открытое выражение своих чувств (восторг, злость, удивление, радость, насмешки, плач) в будущем может обернуться эмоциональной холодностью, отсутствием интуиции в понимании чужих намерений и, как следствие, страхом и избеганием любых ситуаций, требующих чувственной реакции, раздражением и досадой вместо удовольствия дружеского общения.

Примерно до двух лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких ему людях, на семье, и пока он не испытывает сильной потребности в общении со сверстниками. Он еще во многом зависит от родителей и для него вполне естественно испытывать беспокойство при отсутствии матери. При неблагоприятных стечениях обстоятельств (например, вынужденная разлука) у ребенка может возникнуть и закрепиться страх одиночества, боязнь остаться одному, когда малыш буквально прилипает к матери. Впоследствии он не просто боится остаться один, он боится быть самостоятельным, иногда открыто заявляя, что не хочет расти, хочет быть всегда маленьким. Страх одиночества особенно преследует тех детей, рождения которых не желали, в семье которых частые конфликты: опасность распада семьи воспринимается ребенком, как опасность, угрожающая ему самому, что и приводит к страхам.

Многие дети уже в этом возрасте боятся темноты, ночных кошмаров, сказочных злодеев, причем страх не обязательно возникает из-за ошибок в воспитании. Становление характера, развитие психики ребенка и недостаток опыта, как правило, не обходится без конфликтов: родительский запрет и непреодолимое желание, нарушив его, ощутить свою самостоятельность, познать нечто новое, поддерживает эмоциональную напряженность, тревожность и способствует возникновению страха перед всем неизвестным, необычным. Одной из причин того, что ночь превращается в борьбу с воображаемыми чудовищами, может быть запрет родителей плакать, шуметь, злиться, то есть выражать тем или иным способом свои отрицательные эмоции. Острое чувство беспомощности, ужас перед надвигающейся опасностью являются очень сильным стрессом, особенно для детей, обладающих повышенной чувствительностью и эмоциональностью, нервных и физически ослабленных. Такой страх может впоследствии проявиться в тиках, заикании, усилении обычной для детей этого возраста боязни неожиданных звуков, боли, уколов, в других нервных расстройствах.

От 2 до 5 лет  – развитие детской автономии. В этом возрасте ни в коем случае нельзя извлекать воспитательную пользу из чувства стыда и неуверенности ребенка, постоянно заостряя не них внимание, поскольку в результате у малыша возникнет вполне естественная реакция неприятия любого родительского вмешательства в его жизнь, и даже самые добрые родительские намерения будут наталкиваться на ребячье упрямство, а иногда и встречать агрессивный отпор. У слабого, впечатлительного ребенка такой стиль воспитания подавит инициативу, любознательность, способность чувствовать себя, свои потребности, сделает его слишком зависимым от мнений и указаний других. Он может оказаться настолько подавленным чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий, сомнениями в собственной ценности для близких ему людей, что это послужит основой формирования комплекса неполноценности и обострит все те страхи, которые связаны с образом собственного Я.

Нужно заметить, что формирование собственного образа-Я, развитие самостоятельности и воли снижают интенсивность тревог и опасений, препятствуют появлению стойких страхов, агрессивных и истерических реакций.

В одиночестве, в темноте, в замкнутом пространстве кладовки, лифта, в ситуациях, способствующих проявлению возрастных страхов (автокатастрофа, смерть близких, нападение собаки) ребенок превращает свое замешательство, обиды, подавленные желания и чужие угрозы в фантастические образы. Так уж устроено сознание ребенка, что ему необходимо свой испуг, мысли, эмоции, ощущения вынести за пределы себя, наделить ими других, посмотреть на них со стороны и таким образом овладеть ими. В этом ему помогают сказки с их гномами, драконами, феями и колдунами, где все возможно, где так наглядна борьба между справедливостью, добром, благородством и злом, глупостью, жадностью, завистью. Следуя за сказкой или погружаясь в собственные фантазии, ребенок создает свой внутренний мир ценностей и идеалов – основы для чувства собственной силы, значимости и способности противостоять непредсказуемости и опасности внешнего мира.

От 5 до 7 лет  появляется инициатива и страх порицания. После четырех-пяти лет ребенок начинает постигать законы наших социальных джунглей. У него развивается чувство справедливости, понимаемое им как соответствие правилу. И если требования к нему родителей или воспитателей противоречат потребностям внутреннего развития, он может почувствовать беспокойство и даже враждебность к ним. В детской душе происходит борьба между стремлением поступить по-своему и нравиться взрослым, удовлетворять их требования. Возникающая в результате эмоциональная энергия преобразуется в «безосновательную», неопределенную тревогу. Для неискушенного взгляда это может быть почти незаметно, так как малыш и сам, не понимая причин своего состояния, пытается подавить тревогу, но в подходящий момент он начнет объяснять ее наличием какой-то опасности. В сущности, это страх потерять себя, обоснованность своих чувств, желаний, ощущений, склонностей, то есть свою индивидуальность. Ребенок еще не знает таких слов, он просто инстинктивно чувствует опасность, угрожающую развитию его личности. Отсюда и мнительность, тревога, беспокойство, страх.

Дети – счастливые обладатели неудержимой фантазии. И все те трудности по приспособлению к повседневной жизни, которые они не могут решить сразу они переносят в мир своих игр и мечтаний и пытаются решить их там. Чаще всего у них это получается, иногда – нет. Вот тогда реальные страхи и опасения приходят к детям в страшных снах. Эмоциональную изоляцию, острое чувство непонятности ребенок превращает в страх одиночества, темноты, в страх ожидаемого несчастья, болезни и даже смерти.

Информация о работе Сказкотерапия как метод коррекции страхов детей