Лекция по "Римскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в римское право
...
ЛЕКЦИЯ № 10 Обязательства как бы из договора (квазиконтрактные обязательства)
ЛЕКЦИЯ № 11 Обязательства из деликтов или как бы из деликтов
ЛЕКЦИЯ № 12 Наследственное право

Содержимое работы - 1 файл

Римское право Лекции.doc

— 757.00 Кб (Скачать файл)

Из приведенного следует, что право  не признает за рабом атрибутов личности: раб есть вещь ( servi res sunt); право хозяина - это право собственности на “говорящее орудие”. Следовательно раб не может иметь семьи, не может создать брака, не может иметь детей. Даже если господин за ненадобностью оставляет раба, он не обретает личности, но становится бесхозяйной вещью ( res nullis ), и любой вправе завладеть ею. В древности господство над рабом ничем не было ограничено: раба можно было продать, подарить, сдать в наем, обменять на что угодно; можно было убить и по любому поводу наказывать (Катон Старший, при всем величии этой незаурядной личности, наказывал ремнем прислуживающего за столом всякий раз, когда допускалась малейшая оплошность и держал рабов в такой строгости, что один из них повесился, когда узнал, что хозяин не одобрил совершенную им сделку).      

Серьезной драмой римской общины и, стало быть римского права, оказалась  попытка согласовать несогласуемое: отношение к рабу, как к вещи, и - восприятие раба как человеческой личности. Такая проблема становилась  не только перед Римом. Законодательство Моисея решало ее на основе национального принципа: личность признавалась только за соплеменниками израильтян (Левит. Гл.25: (39) “Когда обеднеет брат твой и будет продан тебе, то не налагай на него работы рабской. (40) Он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года (т.е. 21 год) пусть работает у тебя... (43) Не господствуй над ним с жестокостью, и бойся Бога своего. (44) А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас... (46) Можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе: вечно владейте ими как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью”).      

Под влиянием гуманистических представлений  эллинизма, а в последующем под воздействием христианского благовестия, римляне попытались решить эту универсальную проблему античности на основании естественного права (“...по естественному праву все рождались свободными ... неизвестно было и рабство...; и хотя все мы по законам естественного права называемся одним именем “люди”, однако по законам общенародного права явилось три рода людей: свободные..., рабы..., вольноотпущенные...”).      

В позитивном праве это выразилось в принципах, которые были сформулированы в конституциях императоров. Общим образом они так изложены в Дигестах (Д.1.VI.#2) (Гай): “Но в настоящее время никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать в отношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом. Ибо, согласно конституции божественного Антонина, тот, кто без причины убьет раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы убил чужого раба. И большая жестокость господ наказывается согласно конституции того же принцепса”.      

В этих правилах причудливым образом  переплетается забота о личности раба (следовательно, он уже не просто вещь), с обеспокоенностью за сохранность главной производительной силы общества (ибо жестокость карается по правилам возмещения вреда за порчу чужого имущества, не более того); и, наконец, вырабатывается поразительный в своей универсальности правовой принцип: “для государства выгодно, чтобы никто не злоупотреблял предоставленным ему правом” (I.Кн.1.VIII.2)      

Регулирование имущественного положения  рабов в древности определялось таким принципом квиритского права: “действия раба могут улучшать, но не ухудшать положение господина”. Следовательно, все, что раб создает или приобретает своими усилиями, превращается в собственность хозяина; но если раб нанес кому-то урон, причинил ущерб, то никто не несет ответственности: раб - потому, что вещь не может отвечать, хозяин - в силу указанного принципа.      

Однако условия хозяйственной  системы, в которой решающее значение имела разнообразная деятельность именно рабов (в качестве управляющих  различных предприятий, капитанов торговых судов, учителей и наставников в разных отраслях наук и ремесел, экономов сельскохозяйственных поместий и пр.) приводили применение этого принципа к абсурду: торговый оборот оказывался неопределенным, так как большое число сделок не было снабжено ответственностью (cum servo nulla actio est).      

Откликом на эту проблему явилась  выработка претором особых исков, посредством  которых ответственность за действия рабов возлагалась на их господ. Тем самым право косвенным  образом признавало квази-правоспособность рабов, поскольку связывало с их действиями определенные юридические последствия.      

Практически наиболее важными из указанных  исков были: иск в размере пекулия ( actio de peculio), иск из действий приказчика (actio institoria), иск из действий капитана (actio exercitorio). Общее описание их приводил Гай в своих Институциях: “Кн.4. (70) ...если по приказанию отца или господина будет совершено юридическое действие, то претор составляет иск в полной сумме против отца и господина, да это и правильно, так как тот, кто таким образом совершает юридическое действие, скорее полагается на добрую совесть отца или господина, чем сына или раба. (71) На этом же основании претор установил и два других иска: exercitoria и institoria; первый имеет место тогда, когда отец или господин назначил сына или раба капитаном корабля, и когда с ним вступили в сделку относительно предмета, над которым он назначен начальником. Так как, по-видимому, даже этот предмет стал предметом юридического отношения по воле отца или господина, то претор считал справедливым дать (против него) иск на полное удовлетворение... Exercitoria же иск называется потому, что тот, кому принадлежит ежедневный доход от корабля называется exercitor. Формула же называемая Institoria, имеет место тогда, когда кто-либо поручает заведывание таверной или каким-нибудь промыслом своему сыну или рабу и когда с ним будет заключен какой-либо договор по поводу того дела, для которого он назначен. Этот иск называется institoria потому, что тот, кто назначается заведующим таверной называется institor; и сама эта формула составляется in solidum т.е. на целостное удовлетворение”.      

Подтверждение и более детальное  определение этих исков содержится в Дигестах (Д.15.I.) 1. (Ульпиан)... #1. Этот эдикт является тройным, ибо иск  возникает или из пекулия, или  вследствие того, что имущество поступило в имущество господина, или вследствие того, что договор с подвластным заключен по приказу (господина). #2. Слова эдикта таковы: “В отношении совершения сделки с тем, кто находится во власти другого лица” ...#4. Если заключен контракт с несовершеннолетним сыном семейства или рабом, то дается против господина или отца иск о пекулии, если их пекулий увеличился. ...4. (Помпоний). В пекулий входит не то, чему раб ведет счет отдельно от господина, но то, что господин сам отделил, различая свой счет и счет раба. Ибо так как и господин может отнять весь пекулий от раба, или увеличить пекулий, или уменьшить его, то следует обращать внимание не на действия раба, но на то, что сделал господин для установления пекулия раба. ...5. (Ульпиан)... #4. ...Туберон определяет пекулий как нечто такое, что раб с позволения господина имеет отдельно от господских счетов с вычетом того, что является предметом долга господину”.      

Приведенные фрагменты - лишь малая  часть правового материала, объем  которого свидетельствует о широком применении пекулиарных отношений и детальном их регулировании. Это, в свою очередь, означает, что право, исходя из потребностей реального хозяйственного оборота, вынужденно было фактически признавать правоспособность рабов (других подвластных лиц).      

в) Состояние гражданства      

Для римского государства, как впрочем  повсюду в древнем мире, было характерно неравенство правового статуса  проживающих в нем свободных  людей. Выше отмечалось, что само становление  римской государственности происходило  под влиянием острой сословной борьбы.      

Полноправными членами общины являлись римские граждане ( Cives Romani ), которые обладали всеми политическими и имущественными правами. Гражданам принадлежало активное и пассивное избирательное право ( ius sufragio и ius honorum ), что позволяло им участвовать в политической жизни общины, а также право заключать любые сделки, следовательно, самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте (ius cоmmercium) и - правом создавать римскую семью, что являлось основанием для передачи гражданских прав потомкам ( ius connubium ).      

После того, как в IV в. до Р.Х. гражданство  расширилось слиянием патрициата и плебса, в Риме надолго сохранялось правовое различие между гражданами и латинами (latini); наряду с этими двумя сословиями в государстве проживал значительный слой иностранцев (peregrini) .      

Латинами признавались жители тех  латинских общин, которые первоначально входили в конфедерацию Латинский союз, а также тех, которые были присоединены к Риму в результате войн и дипломатических акций, посредством которых вся Италия оказалась под властью Рима. Большинство этих общин пользовалось правами местного самоуправления, но не участвовали в политической жизни государства, так как не располагали политическими правами римского гражданства. Латинам было предоставлено право совершать сделки ( ius commercium ), следовательно они могли участвовать в экономической жизни страны. Но создавать римскую семью они не могли, так как не располагали ius connubium, следовательно их статус неполноправных жителей государства переходил от поколения к поколению.      

Отдельные пожалования права римского гражданства производились только по отношению к некоторым выходцам из латинских общин за особые заслуги  перед римским государством.      

После Ганнибаловой войны (т.е. в конце III- начале II в. до Р.Х.) юридическое неравноправие  римских граждан и латинов  усугубилось экономическим гнетом, что не могло не вызвать недовольства у населения латинских общин. Накапливаясь, оно выливается в гражданскую (“Союзническую”) войну 90 - 89 гг. до Р.Х. В результате этой войны, в качестве одного из оснований для ее прекращения, практически все свободное население Италии получает права римского гражданства.      

В последующем статусом латинов  наделяются некоторые общины, расположенные за пределами Италии, а также определенные категории вольноотпущенных в самой Италии.      

Процесс распространения римского гражданского состояния завершается в 212 г., когда эдиктом принцепса Каракаллы права римского гражданства получает все свободное население громадной империи. Тем самым, по существу, упраздняется правовая категория латины , закреплявшая в течение многих веков политическое и гражданское неравноправие жителей страны.      

Длительный процесс ликвидации различных сословных групп, такого деления населения, которое предполагало юридическое неравенство различных классов, происходил под влиянием политических потребностей растущего государства, а также экономических реальностей развивающегося товарного производства. Заслугой римского права является то, что оно смогло выработать соответствующий этим потребностям и реалиям принцип равенства правоспособности всех свободных людей.      

г) Семейное состояние      

Как отмечалось выше, основой  всего римского общественного устройства была семья. Без принадлежности к семье, через нее - к роду, нельзя было стать гражданином. Поэтому семейное состояние, так же как состояние гражданства и свободы, служило естественной предпосылкой правоспособности.      

Римская семья длительное время сохраняла свой сугубо патриархальный характер. Это был замкнутый и закрытый для внешнего мира круг лиц, абсолютным владыкой и единственным представителем которого во внешних отношениях был домовладыка, глава семейства ( paterfamilias ). Власть его ( manus , или иначе - patria potestas ) по отношению ко всем, кто составлял семью (familia) была юридически ничем не ограничена. Он был вправе судить, наказывать, продавать в рабство, отдавать в кабалу, казнить любого члена семейства; только ему принадлежало право собственности на имущество семьи. Таким образом, именно отец семейства обладал полной правоспособностью, был лицом своего права ( persona sui iuris ).      

Вот как об этом говорится в Дигестах (Д.1.VI.4.): “(Ульпиан). Из римских граждан  некоторые суть отцы семейства, а  некоторые - сыновья семейства, некоторые  матери семейства, некоторые - дочери семейства. Отцы семейства - это те, которые обладают своей властью, будь они совершеннолетние или несовершеннолетние; подобно этому, матери семейства, сыновья семейства и дочери семейства находятся в чужой власти. Ибо тот, кто рождается от меня и от моей жены, находится в моей власти; также тот, кто рождается от моего сына и его жены, т.е. мой внук или внучка, также в моей власти и правнук, и правнучка и т.д.”.      

Отсюда следует, что прочие члены  семьи: супруга (uxor in manu mariti), дети (filii), дети сыновей и пр. являются лицами чужого права ( persona alieni iuris ), следовательно, объем их правоспособности значительно менее объема правоспособности отца семейства. Будучи свободными, обладая статусом гражданства, они тем не менее находятся в подчинении, и это налагает на их поведение существенные ограничения.      

Такое положение сохраняется в  течение длительного времени, а  в отношении детей - до эпохи Юстиниана, о чем свидетельствует следующее положение Институций (I.Кн.1.IX.): “2. Право же родительской власти, которую имеем над детьми, свойственно только римским гражданам; ибо нет никакого народа, который бы имел такую власть над детьми, какую имеем мы, римляне”.      

д) Утрата и умаление правоспособности. Умаление гражданской чести      

Поскольку полнота правоспособности зависела от наличия трех состояний (свободы, гражданства и семейного  состояния), утрата всех или некоторых из них приводила к уменьшению объема правоспособности (capitis deminutio). Римское право предусматривало три степени умаления правоспособности: наибольшее (capitis deminutio maxima), среднее (capitis deminutio media) и наименьшее (capitis deminutio minima). Вот как об этом сказано в Институциях (I.Кн.1.XVI): “Изменения правоспособности есть перемена прежнего положения, и оно происходит тремя способами: оно бывает наибольшим или меньшим, которое некоторые называют средним, или же наименьшим”.      

Наибольшее умаление правоспособности имело место тогда, когда свободный гражданин терял свободу, то есть становился рабом в результате военного пленения, продажи в рабство за долги, самопродажи в рабство. Естественно, что при этом человек терял все имущественные и личные права.      

Среднее умаление правоспособности наступало  тогда, когда гражданин, при сохранении свободы терял право римского гражданства. Это могло происходить  при изгнании гражданина за пределы  государства в качестве санкции  за совершение некоторых преступлений (что традиционно обозначалось термином “лишение огня и воды”). Однако утрата гражданства наступала и при добровольной эмиграции, приобретении статуса латина, что могло быть по самым разным мотивам, в частности, для приобретения провинциальной собственности.      

Информация о работе Лекция по "Римскому праву"