Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:46, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в римское право
...
ЛЕКЦИЯ № 10 Обязательства как бы из договора (квазиконтрактные обязательства)
ЛЕКЦИЯ № 11 Обязательства из деликтов или как бы из деликтов
ЛЕКЦИЯ № 12 Наследственное право
Вступление в наследство могло быть совершено или прямым выражением воли или же самим поведением лица в качестве наследника. Вступая в наследство, наследник не только приобретает соответствующие права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. Причем наследник считался принципиально ответственным за долги наследства неограниченно, как за свои собственные (избежать ответственности можно было только не приняв наследства).
За время, пока наследники не вступили в права наследования, наследное имущество по римскому праву признавалось никому не принадлежащим, это – «лежачее» наследство (hereditas iacens), ожидающее своего субъекта.
В древнейшее время непринятое наследство рассматривалось как бесхозяйное, и хотя к нему не применялось правило о захвате бесхозяйных вещей, все же любое лицо, захватив вещи из «лежачего» наследства и провладев ими год, становилось собственником. В более позднее время, в классическом праве «лежачее» наследство перестали считать бесхозяйным имуществом. До принятия наследства это имущество как бы числили за умершим, что позволило бороться против посягательств на «лежачее» наследство.
Если наследство не принято ни одним из наследников как по завещанию, так и по закону, наследство становилось выморочным. В древнейшее время такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено любым. Со времен принципата выморочное наследство стало передаваться государству, а в период абсолютной монархии из этого правила было установлено исключение: за муниципальным сенатом, церковью, монастырем и пр. было признано преимущественное право на получение выморочного наследства после лиц, принадлежавшим этим организациям.
2. Наследование по завещанию
Завещание. Завещанием (testamentum) признавалось распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, которое содержало назначение наследника. Назначение содержалось в самом начале завещания и считалось его существенной частью, без которой само завещание являлось недействительным. Наследник должен был быть точно назван в распоряжении наследодателя.
Завещание является односторонней сделкой, т.к. содержит только волю завещателя. Выражение воли наследника не имеет место при совершении завещания, - оно присутствует только после смерти наследодателя, как самостоятельный акт. Односторонний характер завещания выражается и в том, что завещатель вправе в любое время односторонне изменить или отменить свое завещание.
Чтобы совершить завещание, по римскому праву требовалось обладать специальной (завещательной) способностью (testamentifactio activa). Не имели права завещать свое имущество:
Завещание совершалось в определенной форме, которая изначально была чрезвычайно сложной (например, по праву Юстиниана требовалось присутствие семи свидетелей, но письменная форма не булла обязательной). Завещания могли быть частные (с участием физических лиц) или публичные (при участии органа государственной власти). Последние совершались путем:
Наследник в завещании назначался (institutio) лично наследодателем, вполне определенно, ясно и точно. К числу неопределенных лиц могли относиться постумы - лица, зачатые при жизни наследодателя, но еще не рожденные к моменту его смерти, а также юридические лица. Во всяком случае лицо, назначаемое наследодателем, должно было обладать способностью быть назначенным наследником. Такой способностью не обладали лица, не зачатые к моменту смерти наследодателя, дети государственных преступников и пр. Некоторые лица были ограничены в своем праве получать по завещаниям – например, не состоящие в браке (мужчины в возрасте 25-60 лет, женщины 20-50 лет) по закону Августа о борьбе с безбрачием и бездетностью.
Допускалось назначение наследника под отлагательным условием до наступления конкретного условия, оговоренного в завещании. При этом наследство открывалось не в момент смерти наследодателя, а по наступлении условия. Примером отлагательного условия в завещании может служить подназначение наследника (substitutio), т.е. назначение «запасного» на случай смерти (отказа от наследства) основного.
Отменительные условия в завещании не допускались, т.е. наследник, назначенный в завещании, остается положении наследника раз и навсегда.
Назначение наследника иногда сопровождалось возложением на него обязанности выполнить определенные действия либо использовать имущество по определенному назначению. Если наследник не выполняет возложенных на него завещанием обязанностей, допускалось применение административного понуждения.
Необходимо отметить, что завещатель, осуществляя свою неограниченную свободу завещательных распоряжений, нередко злоупотреблял ею, в связи с чем была установлена обязательная доля некоторых наследников по закону, чтобы в случае составления завещания не в их пользу им было обеспечено получение некоторого минимума из наследства. Первоначально этот круг лиц составляли лишь ближайшие (необходимые, «свои») наследники, затем право на получение обязательной доли было признано и за эманципированными детьми. Позднее этот круг был расширен за счет включения в него нисходящих и восходящих родственников наследодателя.
3. Наследование по закону
Наследование по закону. Как уже упоминалось, наследование по закону происходило в случаях, если наследодатель на оставил после себя завещания, если наследник отказывается принимать наследство и если оставленное завещание признано недействительным.
Законы XII таблиц признавали первоочередными наследниками лиц, непосредственно подвластных наследодателю – детей, внуков от умерших детей и пр., - если они к моменту смерти домовладыки не вышли из-под его власти. Эти наследники являлись «своими» и «необходимыми».
Если же «своих» наследников не оставалось, то к наследованию призывались ближайшие агнатские родственники. В случае непринятия наследства ближайшими агнатами оно не переходило ни к кому другому, а становилось выморочным.
Если же после наследодателя не осталось и агнатских родственников, к наследству призывалась третья очередь – гентилы, т.е. члены одного с наследодателем рода.
С развитием римского права и завоеванием в нем определенного места преторскими эдиктами, последние стали придавать все большее значение в деле наследования по закону родству по крови (когнатскому). Преторы стали обеспечивать владение наследственным имуществом когнатам, соблюдая следующую очередность:
Помимо этого преторы ввели еще одно новшество: если призываемые к наследству лица не принимали наследное имущество, то оно теперь не становилось выморочным, а открывалось следующему по очереди наследнику.
Коренным образом порядок наследования был реформирован в Новеллах Юстиниана, согласно которым 1-ю очередь наследников составляли нисходящие родственники (дети, внуки и пр.), причем нисходящий родственник более близкой степени исключает наследование нисходящих родственников более отдаленной степени (если есть дети, внуки не призываются к наследованию). Однако нисходящий родственник призывался к наследованию наряду с более близкими нисходящими родственниками наследодателя, если то лицо, через которое он происходил от наследодателя, умерло до открытия наследства. Такое участие в наследовании называется наследованием по праву представления.
2-ю очередь наследников
по Новеллам Юстиниана составил
3-я очередь законных
наследников состояла из
В 4-ю очередь включались все остальные кровные боковые родственники (без ограничения степеней), причем ближайшая степень исключает дальнейшую.
В перечне не был назван переживший супруг (муж или жена), т.к. он призывался к наследованию в последнюю очередь, если не вступил в наследство ни один из наследников четырех очередей. Однако за «бедной» вдовой, не имеющей своего имущества или приданого, позволяющего жить соответственно общественному положению женщины, было признано право на «необходимое» наследование, т.е. выделение обязательной доли в размере одной четвертой части наследства (если же наследовали более трех детей, она получала равную с ними долю). Муж не мог своим завещанием лишить вдову обязательной доли.
Если к наследству
призывались несколько лиц
4. Иски о наследстве
Иски о наследстве. В некоторых случаях, когда кто-либо не признавал прав наследника на наследственное имущество или нарушал своими действиями его права, у него могла возникнуть необходимость в судебной защите.
Для того, чтобы защитить права наследника ему предоставлялась исковая защита:
Преторский наследник получал для своей защиты интердикт quorum bonorum, с помощью которого мог получить владение вещами, принадлежащими к составу наследства.
5. Легаты и фидеикомиссы
Легаты и фидеикомиссы. Легат – это завещательный отказ, т.е. такое распоряжение наследодателя в завещании, которое предоставляло определенному лицу, указанному в завещании, какое-то право или иную выгоду за счет наследственного имущества.
Преемник наследодателя в этом отдельном праве (легатарий) не был обременен какой бы то ни было ответственностью за долги наследодателя. Легат можно было оставить только в завещании, а следовательно, нельзя было возложить легаты на наследника по закону.
Легаты различались по видам; выделяли:
Легаты получили в Риме столь широкое распространение, что в интересах наследников были введены ограничения легатов. Сначала было установлено, что нельзя назначать легаты размером свыше 1000 ассов каждый и что ни один легатарий не должен получать больше, чем наименее получивший наследник. Позднее было установлено более строгое ограничение: наследника стали признавать не обязанным выдавать в качестве легатов больше трех четвертей наследства; четверть же наследства (оставшегося после погашения долгов наследодателя) должна была поступить наследнику.
Фидеикомисс – т.е. порученное совести – это также распоряжение на случай смерти, но не оформленное завещанием. Такое распоряжение о предоставлении конкретной вещи из состава наследства, как правило, было обращено к наследникам по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались исковой защитой, исполнять их или нет, было делом совести наследника; в период принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и стали подобны легатам.
Путем фидеикомисса можно было возложить на наследника обязанность выдать другому лицу также все наследство или его определенную долю. Но ответственность по обязательствам, входившим в состав наследства, лежала на наследнике (хотя он и передавал все имущество лицу, которому оставлен фидеикомисс). При таком положении наследники зачастую отказывались принимать наследство и распоряжения наследодателя оставались без исполнения. Позднее были внесены поправки в законодательство, в результате которых было признано, что наследник все же мог оставить за собой одну четверть наследства и что лицо, получившее фидеикомисс в виде не отдельного права, а в виде определенной доли наследства, в соответствующей части несло и ответственность за долги наследства.