Лекция по "Римскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в римское право
...
ЛЕКЦИЯ № 10 Обязательства как бы из договора (квазиконтрактные обязательства)
ЛЕКЦИЯ № 11 Обязательства из деликтов или как бы из деликтов
ЛЕКЦИЯ № 12 Наследственное право

Содержимое работы - 1 файл

Римское право Лекции.doc

— 757.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, владение можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно);

держание – это фактическое обладание вещью без такого намерения (на основании договора, несамостоятельное, ненамеренное, бессознательное и пр.).

На практике различие между владением и держанием проявлялось в том, что владелец мог обратиться за защитой своего права непосредственно, а держатель – через собственника вещи. Владелец фактически проявляет собственническое отношение к вещи.

Владение принято было делить на виды. Выделяли следующие виды владения:

1) законное  и  2) незаконное.

Согласно нормальному положению  владельцем вещи, как правило, являлся  ее собственник, который и являлся законным владельцем. Однако выделяли и категорию лиц, которые фактически обладали вещью с намерением относиться к ней как к своей собственной, но не имели на нее права владения – такие лица признавались незаконными владельцами.

Незаконное владение в свою очередь  может быть двух видов:

- незаконное добросовестное владение  и

- незаконное недобросовестное владение.

Добросовестным владение в римском праве признается в тех случаях, когда владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть этой вещью (приобретение вещи у лица, который не являлся собственником, но выдавал себя за него);

недобросовестным владение признается, если лицо знало, что не имеет право на вещь, но тем не менее действует так, как будто вещь принадлежит ему (кража).

Добросовестный владелец мог приобрести право собственности по давности владения; в тех случаях, когда собственник предъявлял иск об изъятии его вещи от фактического владельца, недобросовестный владелец строже отвечал за сохранность вещи, чем добросовестный и т.д.

Владение устанавливалось различными способами – покупка, находка и др. Устанавливается владение для данного лица с того момента, когда соединились в один момент фактическое нахождение вещи у лица и его воля относиться к вещи как к своей.

Владение может быть приобретено  не только лично, но и через представителя, т.е. через лицо, которое действует от имени и за счет другого лица (опекун, представитель, попечитель). Но если данные лица приобретут вещь от своего имени не с таким намерением, чтобы оказать услугу доверителю, значит, владение в этом случае не возникнет.

Прекращение владения происходило с утратой хотя бы одного из двух элементов (пороки владения): фактического обладания и воли относиться к вещи как к своей собственной (гибель вещи, отчуждение вещи, утрата вещью потребительских свойств и пр.).

Защита владения осуществлялась в  римском праве в особом порядке. Для того, чтобы получить защиту владения, необходимо было установить факт владения и факт нарушения владения. Доказывать свое право на владение не требовалось. Доказывались только факты, вопрос о том, кому принадлежит право на владение данной вещью оставался в стороне. Такая форма защиты права владения называлась посессорной. Защита права, требующая доказательства наличия у данного лица права, называлась петиторной.

Считалось, что фактически сложившиеся  в обществе отношения не должны нарушаться по усмотрению отдельных лиц, считающих, что вещи могут находиться во владении не тех, кто ими фактически обладает, а в их владении. Изменение фактического положения вещей возможно только через суд, путем предъявления иска. Именно поэтому доказывать  свое право на владение не требовалось, доказывалось только само владение.

Владение защищалось не исками, а интердиктами.  Владельческие интердикты давались  или для того, чтобы защитить от самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения, т.е. чтобы удержать за ним владение; или же для того, чтобы вернуть утраченное владение.

Классическое римское право  знает два интердикта, направленных на удержание владения: для защиты владения недвижимостью и для  защиты владения движимой вещью. Согласно первому защита давалась не каждому, а только тому, кто владел недвижимостью, - («как вы теперь владеете») т.е. те, кто захватил недвижимость силой, кто захватил недвижимость тайно, кто получил недвижимость от противника в процессе в пользование до востребования – также могут требовать защиты по этому интердикту, однако решение о присуждении вещи выносилось не в пользу истца. Согласно второму интердикту («у кого из сторон») защита давалась той стороне, кто провладел за последний год вещью больше времени, притом получил вещь от другой стороны без пороков, которые служили бы препятствием защиты по предыдущему интердикту.

Добросовестный владелец помимо интердиктов  имел еще специальное средство защиты в виде иска, который давался лицу, владение которого отвечало всем требованиям, необходимым для  приобретения вещи по давности, за исключением лишь истечения давностного срока. Для того, чтобы дать защиту такому владельцу,  претор включал в форму иска предписание судье предположить, что  истец провладел давностный срок и, следовательно. приобрел право собственности (иск с фикцией). Тем не менее добросовестный владелец мог получить защиту только против недобросовестных владельцев, но не против собственника или же такого же добросовестного владельца.

 

3. Право собственности: понятие, виды. Способы приобретения и прекращения собственности. Защита права собственности

Наибольшее значение в римском  праве отводилось праву собственности, а точнее праву собственности  на землю. В республиканский период выделяли следующие формы собственности на землю: государственную, общинную, частную собственность.

Наибольшие земельные владения были сосредоточены в руках патрициев, чему способствовали многочисленные завоевательные войны. Формально земля из государственных  фондов (в том числе захваченные участки) могла быть получена только во временное пользование, но каждым гражданином. Однако фактически эту землю захватывали богатые римские граждане, поскольку у них были средства, необходимые для ее освоения и обработки. Со временем владение землей превращалось в собственность на землю.

Параллельно с образованием крупных  землевладений происходило обезземеливание  мелких крестьянских хозяйств, которые  не выдерживали конкуренции экономически более развитых крупных хозяйств. К тому же стремительно начали развиваться торговые отношения с зарубежными государствами, откуда стали поступать достаточно дешевые товары. В результате продолжительных войн крестьянские хозяйства понесли огромный ущерб не только в плане физической силы, но и экономического разорения.

Право собственности в Риме обозначалось термином dominium. Первоначально право собственности (главным образом на землю) принадлежало только римскому народу, а затем в виде права частной собственности – римским гражданам. Право квиритской собственности (основное отличие которого проявлялось во взимании земельного налога с провинциальных земель) первоначально было недоступно для перегринов и не распространялось на провинциальные земли.

Позднее стало развиваться право  собственности перегринов и право собственности на земли в провинциях, а по мере ассимиляции ius civile и ius gentium различие между правом собственности квиритов и перегринов смягчалось (взимание земельных налогов распространилось с провинциальных и на Италийские земли; кроме того, было предоставлено римское гражданство всем подданным, проживающим на римских землях).

Не всякая вещь могла  быть предметом права частной  собственности, как и не всякая вещь, принадлежавшая лицу на праве частной собственности, могла быть предметом распоряжения (гражданского оборота). Так, вода, воздух, которые постоянно меняют свой состав, не поддаются обособленному обладанию по своей беспредельности, не могли быть предметом права частной собственности, являлись «общими для всех вещами», - до тех пор, пока не произойдет обособление (вода, взятая в бочку из реки, становилась предметом частной собственности). Яды, запрещенные книги, находясь в частной собственности граждан, не могли быть предметом оборота Обе эти категории вещей, т.е. вещи, не могущие быть предметом частной собственности, и вещи, которые не могут быть предметом распоряжения, охватывались общим наименованием – res extra commercium – вещи, изъятые из оборота. Остальные вещи назывались находящимися в обороте - res in commercio. Кроме названных категорий вещей выделяли также:

- вещи, предназначенные служить  религиозным целям (храмы, жертвенники)  или вообще признаваемые священными (городские стены, могилы и  пр.);

- государственные вещи, предназначенные  служить государственным целям  (крепости, тюрьмы и пр.), в том числе такие, на которые установлено общее пользование (публичные дороги, театры и пр.). Последние вещи не только не состояли в собственности граждан, но и вообще не были предметом частной собственности. Они были изъяты из частной собственности и из частного оборота.

Содержание права собственности  составляли определенные правомочия:

- право пользования вещью;

- право извлечения плодов, доходов;

- право распоряжения.

К этим элементам можно добавить и право владения вещью, право  требовать вещь из рук каждого ее фактического обладателя, безразлично – владельца или держателя. Однако перечень не является исчерпывающим, т.к. собственник может делать с вещью все, что пожелает, что ему не запрещено.

Однако право собственности  не было неограниченным: с древнейших времен был установлен ряд ограничений права собственности, главным образом, на недвижимость, например, собственник земли должен был допускать своего соседа на свою землю для собирания плодов, упавших с дерева на его участок; каждый из соседей должен терпеть проникновение на свой участок дыма, копоти, пара и пр. с соседнего участка, так как это было нормальным явлением.

Приобретение права  собственности в римском праве связывалось с наступлением определенных фактов, которые мы сегодня называем юридическими фактами. Те юридические факты (в особенности сделки), которые служат основанием для приобретения права собственности, называются титулами приобретения (titulus acquirendi).

Способы приобретения права собственности (modus acquirendi) делили в римском праве на первоначальные и производные.

Первоначальные – те, при которых право приобретателя устанавливается независимо от предыдущего права на данную вещь: 1) с помощью которых приобретается вещь ранее никому не принадлежащая (захват бесхозяйных вещей); 2) когда у приобретаемой вещи есть собственник, но право приобретателя возникает совершенно независимо от этого предыдущего права (приобретения по давности владения).

Производные – те способы, при которых право приобретателя основывается на праве предшествующего собственника, выводится из его права (дарение, мена, наследование). Такой способ приобретения права собственности – через передачу своего права - назывался traditio. Как правило, она (traditio) совершалась на основании договора.

Выделяли также такие способны приобретения права собственности, как спецификация (переработка вещей), соединение и (или) смешение вещей. Споры об этих способах приобретения права собственности долго велись разными учеными.

Спецификация – обозначает изготовление из данного материала новой вещи (переработка одной вещи в другую). Если и материал, и труд принадлежали одному лицу, вопрос о праве собственности решался просто – новая вещь признавалась принадлежащей тому же лицу. Если же труд приложен к чужому материалу, то вопрос о принадлежности решался по-разному: одни (сабиньянцы) признавали вещь принадлежащей тому, чей был материал; другие (прокульянцы) считали, что вещь должна принадлежать тому, кто ее сделал, с обязательством оплатить собственнику материала его стоимость. В законодательстве Юстиниана вопрос был решен следующим образом: если, несмотря на переработку, вещь можно опять возвратить в первоначальный вид, - вещь принадлежит собственнику материала; если же это невозможно – вещь поступает в собственность того, кто произвел спецификацию, но при условии его добросовестности и с обязательством вознаградить собственника материала в размере полученного обогащения.

Соединение вещей – если какая-нибудь вещь присоединялась к другой вещи так, что превращалась в ее составную часть, она в силу утраты самостоятельного существования поступала в собственность того, кому принадлежала эта другая вещь.

В случае присоединения вещи к другой (в качестве ее основной части) право  на присоединившуюся вещь принадлежало собственнику основной вещи заново, и поэтому приобретение признавалось первоначальным, а не производным (постройка на земельном участке).

От составной части вещи следует  отличать принадлежности (какой-то главной вещи). Составная часть не имеет самостоятельного физического существования, вследствие чего на нее не может быть  права собственности, и от нее – отдельного права собственности на главную вещь. Принадлежность вещи имеет самостоятельное физическое существование, но хозяйственно она тяготеет к другой вещи, являющейся по отношению к ней главной вещью. Это «тяготение» выражается в том, что совместное пользование обеих вещей (главной и принадлежности) хозяйственно более целесообразно, чем раздельное их использование (пример: земельный участок и инвентарь для обработки земли). А следовательно, «принадлежность следует за главной вещью» и в правоотношениях по передаче их в собственность другого лица.

Смешение вещей – представляет собой такое их соединение, когда нельзя указать, какая из вещей поглотила другую (сплав из двух металлических предметов). Смешение приводит к установлению права общей собственности лиц, имевших право собственности на вещи, подвергшиеся смешению. Если смешаны однородные сыпучие тела (зерно двух собственников хранится в одном зернохранилище), то за каждым собственником признается индивидуальное право на то количество, которое принадлежало ему до смешения.

Информация о работе Лекция по "Римскому праву"