Рекреационная география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:48, лекция

Краткое описание

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая ин¬фраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреа¬ционных проблем в современных условиях превращения интеграции науч¬ных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержимое работы - 1 файл

рекреационная.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Однозначность пространственная. Существует жесткая корреляция между тем, что изображается на картоиде, и тем, что можно увидеть в реальности и на карте. По факту сопоставление осуществляется не столько с реальностью, сколько с картой.

Однозначность знаковая. В этом отношении картоид ничем не отличается от карты. Для составления картоида вводится определенная система знаков (ус­ловных обозначений), на основе которой и ведется отражение описываемой реальности. Отличие заключается лишь в более широких возможностях ис­пользования знаковых символов при составлении картоидов.

12.  Непрерывность как свойство отчасти относится и к картоиду, однако за счет драматического неиспользования этого свойства возможно достижение боль­ших визуальных эффектов и принципиально новых результатов. Картоид от­ражает разделение реального физического пространства на социокультурные пространства.

13.  Обзорность — неотъемлемое свойство картоида. Суть его заключается в том, что одна модель, один лист картоида может вмещать пространства колоссаль­ной площади.

14. Наглядность также является свойством картоида. Изображение должно быть таким, чтобы оно воспринималось корректно и работало на максимальную читаемость картоида. В психологии восприятия, практическом изучении вос­приятия карт накоплен блоки реальности в ее отражение на поверхности карты в строго определенном масштабе, однако имеет место пространственное подобие на уровне мыслен­ного образа определенной территории.

15. Информативность картоида очень велика. Он содержит в закодированном виде определенное количество информации. Важно, что эта информация часто носит ключевой характер: она дает ключ к пониманию массы конкретики.

Основные отличия картоидов от классических картографических изображе­ний состоят в следующем:

♦    нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропор­циям отражаемого на модели пространства

♦    не учитывается классическая система географических координат в виде сет­ки параллелей и меридианов

♦    вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, иде­альные по своей сути явления

♦    игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов

♦    существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задавае­мые изначально

Вводится соответствующая система теоретических терминов и понятий, которые и используются как основа отражения реальности. Классическое кар­тографическое отображение достаточно нейтрально относительно исходных теоретических построений. Картоид, напротив, изначально теоретически за­гружен, предопределен. В основание построения картоидов закладывается чет­кая система теоретических понятий и терминов, и корректное понимание кар­тоидов возможно только на их основании. Из этого следует, что использование картоидов должно сопровождаться созданием специфических систем ус­ловных обозначений. В силу своей теоретической загруженности картоид может вызывать согласие или несогласие. При этом согласие или несогласие с ним — не обязательно функция прочтения его как графической модели. Картоид должен базироваться на системе понятных условных обозначений, читаемых совершенно однозначно независимо от того, как оцениваются тео­ретические установки, заложенные в его основание.

Таким образом, можно видеть, что картоид обладает многими свойствами классической карты, хотя имеет и принципиальные отличия, заключающие­ся в отсутствии строгой математической основы и точной передачи физичес­кого пространства. Картоид передает поверхность как образ реальности, от­ражаемый в узнаваемом виде.

Карта метрична. Наличие в ней масштаба и математической основы по­зволяет восстановить пространство реальности на основании пространства карты. В картоиде метричность в строгом математическом смысле отсутству­ет, однако имеет место сопоставимость с образом того или иного простран­ства.

Картоиды, в особенности атласы картоидов, обладают большим количе­ством преимуществ по сравнению с классическими картами и атласами.

Эти преимущества таковы:

1.   Драматически снижается техническая сложность составления атласа.

2.   Нет резкого разделения технических задач и содержания атласа. Содержа­тельный аспект отступает на второй план.

3.   В рамках классических картографических атласов нет реальной возможнос­ти отразить многие явления. Карта обладает свойствами генерализации, из­бирательности и так далее, но для нее не существует свойства размытости пространственной локализации отражаемого явления. Картоид решает дан­ную проблему, поскольку это — пространственно-подобная модель, в кото­рую спокойно вписываются и не имеющие четкой локализации явления.

Выбор между картоидом и картой часто номинален. Это выбор между тем, что может быть сделано в реальности, и неким идеальным вариантом. Клас­сические карта и атлас — это чаще всего идеальный вариант (по причине до­роговизны такого рода работ). Картоид, безусловно, несколько ущербный вариант отображения пространственных процессов и явлений: он не переда­ет строгого соответствия модели и реальности. Однако это наиболее реалис­тический вариант.

Для рекреационной географии картоиды могут иметь очень важное зна­чение и по познавательным причинам. Рекреационная география, как ника­кая иная область географического познания, связана с чувственными и нема­териальными аспектами человеческого восприятия. Предпочтения рекреантов, сложившиеся у них образы реальности — не нечто второстепенное и малозначащее. Все это крайне важно для формирования рекреационных по­токов и их воспроизводимости, реальной географии рекреационных районов.

Использование картоидов в рекреационной географии очень перспектив­но. Карта следует строгой математической основе и исключает субъективность образов рекреантов. Однако дело в том, что для рекреационной географии са­мое главное — именно эта образность мира, а не математическая основа карты. И сколь бы причудливыми ни были образы тех или иных территорий, сложив­шиеся у рекреантов, именно они, а не реальные физические характеристики пространства и возможности ТРС определяют конкретное поведение отдыха­ющих в пространстве и во времени.

Относительной новинкой современной географической науки можно счи­тать мысленные карты (mental maps). Развитие этой методики — достижение западной «гуманистической» географии (Humanistic geography) как особого направления, развивающегося со второй половины 1960 годов. Методики со­ставления и области применения мысленных карт описаны во множестве за­падных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользо­ваны. Между тем он исключительно важен и интересен для рекреационной географии.

Мысленные карты — фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта — это мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные иде­альные проявления в человеке.

Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:

•    углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются пред­ставления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем

•     составление респондентом планов-образов определенного пространства. В та­ком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства

•    опрос методом семантического дифференциала, т. е. изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями

Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут при­меняться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант — это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако часто это сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда гото­вы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.

Приведем примеры применения отмеченных методик исследования мыс­ленных карт.

Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее составлен­ной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и социально-психо­логические методики.

Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов в основном сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Крыма. Как правило, Южный бе­рег Крыма занимает непропорционально большое место, что связано с ин­формационной наполненностью представлений о Крыме. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до друго­го. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существен­ные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скра­дывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть ре­ально значимыми.

Исследование мысленных карт посредством метода семантического диф­ференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, зада­ется вопрос: «С какими словами у Вас ассоциируется Крым?» Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоци­аций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется ана­лиз образа определенного места.

Итогом всех перечисленных методов является определение образов про­странства опрошенных. Так может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и мно­гое другое в восприятии места. Сколь бы ни было неопределенным и расплыв­чатым представление человека о том или ином месте, именно оно — пред­ставление, а не место как таковое — является основным фактором, определя­ющим пространственное поведение данного человека, в том числе и при выборе мест отдыха. Коль скоро встает вопрос о месте проведения очередно­го ежегодного отпуска, неосознанно всплывают мысленные карты различных мест, однозначно определяя выбор следующей поездки. Люди «просто зна­ют», куда им нужно ехать. В основании выбора лежит мысленная карта рек­реационного пространства с набором различных предпочтений.

При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два под­хода. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в по­вседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти два подхода тесно связаны.

Исследование мысленных карт, по сути, решает вопрос о том, каким об­разом восприятие влияет на реальное поведение. В этой связи применение мысленных карт особенно важно при анализе пространственного поведения людей и выбора ими предпочтений в процессе своей деятельности. Очень важ­но исследование мысленных карт и при изучении спроса на рекреационный сервис иностранных туристов.

К числу реальных и очень важных достижений метода составления и изу­чения мысленных карт можно отнести следующее:

•     выявление фиксированных образов мест и возможность их достаточно стро­гого отображения

•     определение групповых и индивидуальных различий в восприятии образов мест и возможность использования этого знания в практических целях

•     выявление и изучение несомненных связей между существующими образа­ми реальности и поведением людей

Мысленные карты позволяют выявлять и исследовать реально существу­ющие образы пространства, что крайне важно для рекреационной географии, связанной с анализом пространственного поведения людей.

Ключевые понятия и термины: рекреационная география, объекты рекреации, субъекты рекреации, рекреационная деятельность, территориальная рекреацион­ная система, социокультурная система, карта, атлас, масштаб карты, картографи­ческая проекция, картографическая генерализация, картоид, мысленная карта.

Контрольные вопросы

Определите объекты и субъекты рекреации, сущность рекреационной деятельности.

Назовите основные подходы к определению предмета рекреационной географии.

Назовите предмет, объект и методы исследований рекреационной географии.

Какова сущность предметного содержания рекреационной географии?

Каково место рекреационной географии в системе географических наук?

Какое вклад отечественных ученых в разработку проблем рекреационной географии?

Перечислите основные задачи теории и практики рекреационной географии.

Какие основные задачи решает рекреационная география на современном этапе своего развития?

Источниковая база рекреационной географии. Основные источники рекреационно-географической информации.

Какие методы исследований применяются в рекреационной географии? Кратко оха­рактеризуйте сущность и содержание картографического метода.

 

 

2. ПОНЯТИЕ О РЕКРЕАЦИИ. РЕКРЕАЦИЯ И ОТДЫХ

2.1. Рекреация как социокультурный феномен современности

 

Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) — самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует:

I Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja — отдых, с латыни recreation — восстановление) — это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, вос­становление сил человека, израсходованных в процессе труда

Исследованием данного явления занимаются специалисты различных от­раслей знания — географы, биологи, психологи, экологи, медики, социоло­ги, экономисты. В связи с этим следует отметить большую трудность в опре­делении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекре­ация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природо­пользование и других.

Рекреационная география — 1) наука, изучающая географические закономер­ности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени;|2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования — террито­риальные рекреационные системы.

Информация о работе Рекреационная география