Рекреационная география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:48, лекция

Краткое описание

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая ин¬фраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреа¬ционных проблем в современных условиях превращения интеграции науч¬ных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержимое работы - 1 файл

рекреационная.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

(по Т.Д. Крысановой, Л.Ю. Горшковой, Н.В. Пичугиной, Л.А. Тарховой, О.В. Ушаковой, Ю.В. Швецовой)

Рекреация (от лат. recreation — восстановление) представляет собой восстанов­ление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление опре­деленного запаса этих сил для дальнейшей деятельности, развития физического и интеллектуального потенциала. Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановле­ние здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т.е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (са­наториях, домах отдыха и т.п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровле­ния. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в оте­чественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу кото­рого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, ту­ризм и т.п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой дея­тельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме того, учитывая сте­пень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорга­низованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально орга­низованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.

Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необхо­димо наличие определенных ресурсов: В эту категорию включают природные и антропогенные объекты (или часть природных и культурных ресурсов), которые при со­временном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующей­ся на рекреационном обслуживании населения, учитывая природную и антропоген­ную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лес­ные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

4- Кроме того, рекреационные ресурсы подразделяют по видам (ресурсы туризма, ресурсы лечебные и т.п.) и функциям (курортные или лечебные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские или познавательные) рекреационной дея­тельности. Согласно классификации природных ресурсов, к категории рекреационно-антропоэкологических ресурсов, наряду с ресурсами природной среды, соответ­ствующими оптимуму повседневных жизненных условий человечества, с ресурсами отдыха и с лечебными природными ресурсами, отнесена также группа «антиресур­сов». Она включает природно-очаговые заболевания и трансмиссивные болезни, обусловленные в ряде случаев естественным физическим и химическим фоном (на­пример, нехватка йода в природе ведет к зобу, аномальное количество фтора — к ка­риесу зубов и т.п.), который, в свою очередь, может выступать в качестве лимитиру­ющего фактора для развития рекреации. Наличие подобных ограничивающих рек­реацию факторов ухудшает показатель способности природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое и социально-психологичес­кое воздействие, т.е. в целом понижает рекреационный потенциал территории.

В научной географической литературе используются также такие термины, как «объект рекреационный», «территория рекреационная» и «территориальная рекреа­ционная система»." Согласно существующим определениям, объект рекреационный представляет собой «любое ограниченное по площади место, обладающее особо при­влекательными для отдыха свойствами», а рекреационная территория — это «учас­ток суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстанов­ления их здоровья и трудоспособности». Далее в качестве примеров рекреационного объекта приводятся: «пруд, озеро, лесная поляна, памятник природы, видовая пло­щадка», а рекреационной территорией называются «рекреационные леса, рекреаци­онные водоемы (пруд, озеро, река), национальные, природные, городские и другие парки и т.п.». Учитывая подобную расшифровку данных терминов, можно провести между ними границу; поэтому представляется более оправданным считать рекреа­ционным объектом лишь такой пространственно ограниченный участок, в пределах которого вся занимаемая площадь служит для удовлетворения рекреационных по­требностей (например, родник, памятник археологии, пляж, смотровая площадка и т.п.). Подобный подход позволяет рассматривать в качестве рекреационной терри­тории пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем, расположенных компактно или рассеянно и выполняющих одну или несколько рекреационных функций.

Третий термин рассматривается уже с точки зрения системного подхода, поэто­му под ТРС понимается геосистема, состоящая из взаимосвязанных подсистем (при­родных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего пер­сонала, органов управления и отдыхающих), при этом ТРС характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Концепция ТРС была сформулирована в 1969 г. B.C. Преображенским; Таким образом, определение ТРС предпо­лагает не локальный или сетевой подход, как это отражено в расшифровках рекреа­ционных объекта и территории, а системный, т.е. предусматривающий функциональ­ную взаимозависимость составляющих ее подсистем.

В развитие идей B.C. Преображенского была разработана графическая «средовка» (адаптационная модель рекреационной системы). В структуре данной модели выделены три основные стадии восприятия субъектом отдыха рекреационной сре­ды: преддеятельная («образ» среды), деятельная («ситуация») и последеятельная («след»). Первая фаза восприятия (преддеятельная) отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемую ими избирательность по отношению к циклам рекреационных занятий; вторая (деятельная) — процесс осуществления этих занятий как особых форм взаимодействия людей со средой отдыха; третья (пос­ледеятельная) — эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты (вос­поминания, передачу опыта окружающим), а также опосредованное влияние на эко­номику, культуру и экологию.

Научное направление, изучающее рекреационные ресурсы, состав, структуру и функционирование территориальных рекреационных систем, свойства рекреацион­ных территорий, сформировалось в отечественной географии в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. и получило название «рекреационная география»?*Во многих странах Европы и Америки частичный аналог рекреационной географии известен под на­званием «география туризма и отдыха», «география свободного времени», «геогра­фия досуга».

Объекты территории и системы, которые могут при определенных условиях участво­вать в процессе рекреационной деятельности, включают, прежде всего, памятники при­роды и культуры. Согласно типовому «Положению о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических арках, заказниках и природных национальных парках» от 27.04.1981, памятниками при­роды «объявляются уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познава­тельном и оздоровительном отношении природные объекты, представляющие собой небольшие урочища (реки, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные ис­точники, живописные скалы, метеоритные кратеры, отдельные редкие или историчес­ки ценные деревья и т.д.), а также природные объекты искусственного происхождения i старинные аллеи и парки, участки заброшенных каналов, карьеры, пруды и т.п.), не признанные памятниками истории или культуры или не входящие в состав единых природно-исторических памятников. Охране подлежат также метеориты». Природными па­мятниками могут быть национальные парки, заповедники и другие особо охраняемые природные территории. К памятникам культуры может быть отнесен архитектурно-стро­ительный, археологический, культовый и другой аналогичный объект, особое значение которого закреплено юридически или традиционно. В зависимости от уникальности и ценности памятники могут быть отнесены к категориям памятников всемирного насле­дия или памятников национальных (государственных).

Согласно определению, приведенному выше, памятники культуры могут быть разделены на пять групп:

1) памятники археологии (городища, курганы, древние поселения, укрепления, дороги, места захоронений, наскальные изображения, старинные предметы и т.д.);

2)   памятники истории (здания, памятные места и предметы, связанные с исто­рическими событиями, развитием общества, науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся государственных деятелей, народных героев, де­ятелей науки, литературы и искусства);

3)   памятники архитектуры (архитектурные ансамбли, остатки старой планиров­ки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения граждан­ской, промышленной, военной, культовой архитектуры; народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительно­го, декоративного искусства и др., отличающиеся особыми художественны­ми достоинствами или представляющие собой уникальное явление в исто­рии архитектуры);

4)   памятники искусства (произведения изобразительного и декоративно-при­кладного искусства, монументальной живописи, скульптуры, садово-парко­вого искусства и др.);

5)   памятники мемориальные (произведения изобразительного искусства и ар­хитектуры, созданные в память исторических событий и отдельных лиц, — монументы, пирамиды, гробницы, мавзолеи, храмы, мемориальные музеи и др.).^Таким образом, памятники природы и культуры могут являться рекреа­ционными объектами в качестве основной причины посещения отдыхающи­ми определенного ландшафта.

Вместе с тем часто, ставя знак равенства между рекреационными территория­ми и особо охраняемыми, по отношению к последним применяют такой режим использования, в том числе рекреационного, который приводит к нарушению эко­логического равновесия и даже деградации природных и природно-антропогенных комплексов. Следует помнить, что перечисленные выше группы памятников при­роды и культуры, а также «любой объект или явление природы, юридически нахо­дящиеся под охраной», относятся к категории (особо) охраняемых объектов и тре­буют такого режима эксплуатации, который обеспечивал бы их сохранность и цен­ность. Соответственно «пространство (акватория, территория), выделяющееся ценностью находящихся в его пределах объектов и происходящих явлений при­родного и антропогенного характера (ценных экосистем, гейзеров, памятников садово-паркового искусства, инженерных сооружений и т.п.) или положительно воздействующие на окружающее пространство (лесная полоса, зеленая зона)», от­носят к категории (особо) охраняемых территорий.

Наиболее строгим режимом эксплуатации выделяется такая охраняемая террито­рия, как заповедник, в пределах которого запрещается любая хозяйственная деятель­ность (в том числе посещение людьми) ради сохранения в нетронутом виде природ­ных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природны­ми процессами, а также из религиозных побуждений. В зависимости от размещения заповедника в пределах одного или более государств ему присваивается статус госу­дарственного или международного. Кроме того, различают заповедники направлен­ного режима (или управляемые резерваты) и заповедники экспериментальные, в пре­делах которых проводятся опыты и наблюдения как в естественной, так и в искусст­венно нарушенной человеком среде. В особую группу выделяют биосферные заповедники, охватывающие наиболее характерные, типичные, а не уникальные при­родные комплексы. В целом можно констатировать, что в пределах заповедников рекреационная деятельность не проводится, но они могут в качестве заповедной зоны входить в состав национальных парков, предназначенных в том числе для отдыха на­селения.

Следующей территорией, имеющей статус (особо) охраняемой, является заказ­ник. Он представляет собой «участок, в пределах которого (постоянно или времен­но) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспече­ния охраны одного или многих видов живых существ, биогеоценозов, одного или нескольких экологических компонентов или общего характера охраняемой местно­сти. При этом часто, в отличие от заповедника, заказник не бывает основным земле­пользователем занимаемой территории». В зависимости от срока функционирова­ния заказники подразделяются на краткосрочные (созданные на срок более 5 лет) и бессрочные (созданные на длительное время без указания срока функционирова­ния). С учетом объекта, вида, комплекса или территорий в целом, для охраны кото­рых организуется заказник, он может быть ландшафтным, озерным, охотничьим, ор­нитологическим, фаунистическим, флористическим и т.п.

В зарубежной литературе для обозначения природных (особо) охраняемых тер­риторий с заповедным или заказным режимом используют термин «резерват». Толь­ко заказник отличается менее строгим режимом эксплуатации и допускает возмож­ность хозяйственной деятельности в той мере, в которой она не нарушает покоя и не наносит вреда охраняемым объектам.

Большей ценностью, с точки зрения рекреационного использования, отлича­ется следующая группа (особо) охраняемых территорий, объединенная названием «национальный парк». За рубежом эта форма организации рекреационных терри­торий получила более широкое распространение (первый в мире национальный парк был создан в США в 1872 г. — Йеллоустонский), чем в России, где первые национальные парки были организованы в 1983 г. (Лосиный остров в Москве и Со­чинский). Национальные парки «образуются для сохранения природных комплек­сов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов и исполь­зования их в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях». Ре­жим использования территории национального парка комбинированный, так как в его пределах, как правило, проводится функциональное зонирование, предусмат­ривающее наличие заповедной, буферной, рекреационной и хозяйственной зон. При этом заповедная зона представляет собой природоохранное ядро националь­ного парка, в пределах которого рекреационная и другая хозяйственная деятель­ность не разрешается. В буферной зоне, окружающей заповедную, запрещаются любые действия, способные нарушить установленный в заповеднике режим, а хо­зяйственные мероприятия должны быть согласованы с администрацией заповед­ника. Кроме того, здесь допускается ограниченный туризм по строго определен­ным маршрутам и учебным тропам. Рекреационная зона национального парка используется для проведения туристских походов, экскурсий, санаторно-курортного лечения. В четвертой зоне, которая выделяется не во всех национальных парках, допускается строго регламентированная хозяйственная деятельность, связанная преимущественно с обслуживанием посетителей. На границе третьей и четвертой зон сосредоточены административные здания, кемпинги, рестораны, кафе, аттрак­ционы, зоологические и ботанические сады, пункты проката и т.п. Существующие в России заповедники и заказники при проведении соответствующей реорганиза­ции их функционального устройства могли бы послужить заповедными ядрами будущих национальных парков, которые составили бы сеть рекреационных терри­торий.

Информация о работе Рекреационная география