Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества Дальнего Востока со странами СВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы — оценить нынешнее состояние и перспективы активизации сотрудничества Дальнего Востока России со странами СВА (на примере Китая), а также выявить проблемы международного сотрудничества. Данная цель в свою очередь обусловила постановку определенных задач:
- дать определение понятию международного приграничного сотрудничества;
- выявить отличия сотрудничества от интеграции;
- определить институциональные основы сотрудничества в СВА;
- выявить проблемы приграничного сотрудничества Дальнего Востока России с Китайской Народной Республикой;
- оценить перспективы международного приграничного сотрудничества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……...5
1 Теоретические основы исследования приграничного сотрудничества и интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии……………………………………………………………………….8
1.1 Определение и условия возникновения и развития сотрудничества………………………………………………………………………8
1.2 Интеграционные процессы и международное сотрудничество…........11
1.3 Роль институтов в развитии сотрудничества в Северо-Восточной Азии…………………………………………………………………………….....17
2 Анализ возможностей приграничного сотрудничества
России и Китая…………………………………….................................27
2.1 Анализ основных экономических показателей стран СВА…………..27
2. 2 Анализ современного состояния сотрудничества между
Россией и КНР………………………………………………………………….......39
2.3 Роль Дальнего Востока в формировании основных
направлений сотрудничества со странами СВА……………………………….....46

3 Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России с КНР…………………………………………………………….56
3.1 Совершенствование институциональной структуры
международного приграничного сотрудничества в СВА………………..............56
3.2 Перспективы развития международного
российского транспортного коридора………………………………………….....60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………........75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Содержимое работы - 1 файл

Диплом. Приграничное с Китаем.doc

— 638.50 Кб (Скачать файл)

     Иллюстрацией  различий в российском и китайском  подходах к приграничному сотрудничеству являются города Благовещенск и Хэйхэ. Город Хэйхэ с населением 140 000 жителей находится на границе с Россией. Именно благодаря торговле с Россией город Хэйхэ стал развиваться, и среднедушевые доходы, находящиеся в непосредственном распоряжении, здесь достигли почти 750 юаней в месяц в первой половине 2009 года. Региональная политика провинции Хэйлунцзян, соответствующая директивам Пекина, ориентирована на развитие приграничной торговли в целях увеличения благосостояния китайских экономически отсталых регионов, граничащих с Россией.

     Что же касается Амурской области с населением, едва превышающим 1 млн человек, то это один из самых бедных регионов Российской Федерации. У Благовещенска не было надежды стать промышленным центром из-за неразвитой инфраструктуры, которую сохраняли в таком состоянии по стратегическим причинам в советское время, учитывая близость китайской границы и охлаждение отношений с Китаем в 1960-е годы. Город связывает с Транссибирской магистралью неэлектрифицированная одноколейная железная дорога, и он соединен с соседними крупными городами автомагистралями с плохим покрытием.

     Иными словами, сравнивая вклад в приграничное сотрудничество, можно заключить, что  Китай за все это время делал  больше, чем Россия.  
Остается надеяться, что с принятием новой программы, российские власти пересмотрят свой поход к сотрудничеству.

     По  мнению Владислава Иноземцева, основателя Центра исследований постиндустриального  общества, то, что видно из двусторонней программы сотрудничества 2009-2018 гг. – это четкое воспроизведение назначения Дальнего Востока и Восточной Сибири как сырьевой базы. На территории Российской Федерации будет происходить разработка целого ряда месторождений полезных ископаемых, природных ресурсов и создание инфраструктуры по экспорту этого сырья преимущественно в одном направлении – китайском. На китайской же территории, напротив, строятся промышленные предприятия, ориентированные на переработку добытых в России ресурсов.

          Как это ни парадоксально, в современных экономических условиях, в которых находятся восточные регионы России, и при их неразвитой инфраструктуре, вводить в эксплуатацию трудоемкое строительство там было бы нерентабельно, считает правительство России. По этой причине российские компании предпочитают инвестировать в проекты разработки промышленных объектов в соседней провинции Хэйлунцзян КНР, куда на переработку будет привозиться российское сырье, и это будет обходиться дешевле как китайской так и российской стороне, вложившим в эти предприятия свои инвестиции. Это означает, что будущее Дальнего Востока экономически во многом будет зависеть от Китая не только как от рынка сбыта, но и как от крупного промышленного комплекса, где будет находиться перерабатывающая промышленность для российского сырья. Чтобы развивать дальневосточный регион, необходимо, прежде всего, закрепить население в восточных регионах России, без чего невозможна экономическая модернизация. К китайской рабочей силе в России прибегают, прежде всего, по причине нехватки работников в той, или иной сфере. Так, в Хабаровском крае, насчитывающем 1,68 млн человек населения, в этом году работает около 40 тыс. граждан КНР. Китайские рабочие заняты в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и торговле

          Кризис 2008 года нанес немалый ущерб российской экономике, провоцируя рост курса доллара и юаня, что привело к резкому росту цен и снижению покупательской способности населения. Как правило, часть товаров, экспортируемых из Китая в Россию, оплачивалась наличными (в форме предоплаты), а остальная часть выручки за товары начислялась китайским предпринимателям после реализации товара.

     Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО А.Б. Левинталь на конференции в Пекине, посвященной перспективам реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009-2018), рассказал о Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Реализация Стратегии будет способствовать расширению внешнеэкономических связей дальневосточных субъектов РОССИИ и, прежде всего, с КНР. Товарооборот ДФО с Китаем в 2009 году составил 4,5 млрд долларов. Хотя товарооборот несколько сократился (на 10%), ситуация здесь лучше, чем в целом по российско-китайской торговле, которая упала примерно на треть. 

     Что касается инвестиционного сотрудничества, здесь проблем больше. Объем накопленных  за последние 15 лет инвестиций составляет порядка 1,1 млрд долларов, при этом доля китайских инвестиций в объеме прибылей всех иностранных инвесторов по Дальнему Востоку составляет менее одного процента. Конечно, этого недостаточно с точки зрения потенциала Дальнего Востока. Впрочем, в 2009 году китайские инвестиции несколько увеличились – примерно на треть.

     Стороны пришли к выводу, что эти программы  нуждаются во взаимоувязывании, что  и привело к появлению Программы  сотрудничества между российским Дальним Востоком и китайским Северо-Востоком, одобренной в сентябре 2009 года. У России есть достаточно внятная, отработанная правовая юридическая база экономического, инвестиционного сотрудничества, касающаяся сопредельных регионов. В апреле 2009 года между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян было подписано базовое Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Сейчас  ведется активная работа по его реализации.

     Знаковым  событием прошедшего года в приграничных связях стало установление побратимских отношений между городами-соседями – Благовещенском и Хэйхэ. Правительство Амурской области оказывает активную поддержку проекту широкомасштабного экспорта электроэнергии из России в Китай. При полной реализации этого проекта предусматривается доведение объема экспорта электроэнергии до 60 млрд кВт-ч в год. В марте 2009 года возобновился экспорт электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян по существующим линиям электропередач в рамках приграничной торговли. В 2009 году поставлено 854 млн кВт-ч, в 2010 году планируется экспортировать до 1 млрд кВт-ч. В настоящее время объем поставок ограничен по техническим причинам. Для существенного роста объема экспорта необходима новая ЛЭП–500 на российской территории. Ее строительство началось в конце 2009 года и должно быть завершено в текущем году.

     Итак, согласно всему вышесказанному, можно заключить, что наиболее интенсивное и многообещающее сотрудничество для России развертывается в СВА. Развитие многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии выражается в совместном использовании Японией, Китаем, Южной Кореей и Россией наличных в регионе факторов производства: капитала, труда, земли, научных знаний и технологий. Интеграция в СВА представляется естественным следствием географической близости этих стран.

     Сегодня можно говорить о нескольких факторах, которые определяют повышение вовлечённости субрегиона Северо-Восточной Азии в комплексное образование, получившее в последнее время название восточноазиатского сообщества.

     Анализ структуры внешней торговли стран региона подтверждает предположение о достаточно сильной взаимозависимости и взаимодополняемости экономик и наличии достаточно объективных причин для углубления сотрудничества и интеграции.   

     Развитие  экономических взаимоотношений со странами Северо-Восточной Азии представляет собой в настоящее время одну из главных задач внешней политики российского государства.

     Основные  азиатские партнеры России в СВА - КНР, Республика Корея, Япония. Но, наиболее актуальный из торговых партнеров стран СВА - КНР, т.к. только внешнеторговый оборот в 2009 году составил 39,5 млрд долл.           Россия привлекательна для партнеров по СВА  также и благодаря своему географическому положению. Так, Модернизация Транссиба и соединение его с Транскорейской железной дорогой означают качественный сдвиг в развитии путей сообщения в регионе.

     Стратегия поддержки усилий России и отдельных компаний по развитию сотрудничества со странами СВА должна основываться на общей идеи формирования инфраструктурного каркаса международного сотрудничества. Таким инфраструктурным каркасом как раз может стать система альтернативных международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации.

     Дальний Восток может претендовать на роль транзитного региона между АТР, западными районами России и Европой. Эта возможность базируется на очевидных и объективных обстоятельствах: дальневосточный регион специализируется на поставках лесоматериалов, рыбопродуктов, угля; вхождение России в АТР является неотъемлемой частью внешнеэкономической политики Российской Федерации; наличие таких экономических факторов, как богатые природные ресурсы; существование реальных предпосылкок интеграционных тенденций в инфраструктуре, таких как создание железнодорожных и автомобильных дорог, нефтегазопроводов.  

         

 

     3 Перспективы приграничного сотрудничества России с КНР 

     3.1 Совершенствование институциональной структуры международного приграничного сотрудничества 

    Растущие  противоречия между двумя географическими  блоками внутри региона подтверждают мнения о необходимости формированию некоей экономической интеграционной группировки в рамках одного небольшого региона, такого как Северо – Восточная  Азия – в частности Япония, Южная Корея, КНР и Россия. Проблема, однако, состоит в том, что пока ни одна из стран не готова взять на себя роль лидера региональной экономической интеграции.

     Развитие  многостороннего интеграционного  сотрудничества в Северо-Восточной  Азии выражается в совместном использовании  Японией, Китаем, Южной Кореей и Россией  наличных в регионе факторов производства: капитала, труда, земли, научных знаний и технологий.

     Для этого необходимо создать в будущем единое правовое поле, позволяющее товарам, финансовым потокам, рабочей силе и научным разработкам свободно перемещаться в регионе. А, следовательно, нужен единый инвестиционный режим, единые стандарты производства товаров, единая система аудита финансовых институтов; следует отменить визовые режимы и т.д.

     В настоящее время институционализация  интеграционного сотрудничества в СВА находится пока на начальной стадии, и на межгосударственный уровень еще не вышла.

     В целом проблемы, препятствующие созданию института интеграции в регионе и пути их преодоления,  представлены в таблице 7. 
 

 

Таблица 7 – Пути решения проблем интеграции в регионе

        

Проблема Решение
Внешняя торговля Создание институциональной  базы интеграционного сотрудничества.

Создание  зоны свободной торговли

Источник  финансирования проекта Создание Банка  развития СВА.

Члены – Правительства стран–участниц

Задача - мобилизовывать финансовые ресурсы  мировых рынков

Форма - заимствование долгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках, выпуская облигации, и передача средств в форме долгосрочных кредитов на осуществление проектов.

Координация трудовых ресурсов Создание Совета по управлению трудовыми ресурсами

Задача - выработка правил и квот миграции рабочей силы в регионе и контроль за их соблюдением в форме миграционной полиции.

Финансирование - единый для всех стран СВА налог  на ВВП.

Отсутствие  ресурсной и транспортной инфраструктуры Создание Совета по развитию транспорта и природных  ресурсов СВА

Члены–   Министры транспорта и природных ресурсов, руководители крупнейших частных транспортных и сырьевых компаний

Задача  – создание транспортной и ресурсной  инфраструктуры, контроль за добычей и транспортировкой сырья в целях обеспечения энергетической безопасности.

Большие различия в уровне научно-технического развития стран Создание Совета по субрегиональной научно-технической  политике стран СВА

Задача  – координация политики в области  научно – технической деятельности, содействие создания единого уровня научно- технического развития  во всех странах СВА, координация обмена научно-техническими знаниями в регионе

Члены – Правительства стран и крупные  технические компании, как обладатели новейших технологий

       
Неустойчивая  финансовая ситуация в странах региона Создание Совета по координации макроэкономической и финансовой политики

Задача  – координация макроэкономической и финансовой политики государств, обеспечение финансовой стабильности в случае валютных и финансовых кризисов

Члены – Президенты Центральных банков всех стран

Отсутствие  базового института интеграции Создание Энергетической кооперации

Цель  – подготовка площадки для создания полноценного института международной субрегиональной интеграции

 

     Чтобы вместе использовать рабочую силу, необходимо координировать миграционную политику, создав региональный Совет по управлению трудовыми ресурсами. Он вырабатывал бы правила и квоты миграции рабочей силы в регионе и контролировал бы их соблюдение (создав, например, единые многосторонние силы миграционной полиции). Финансировать такого рода институт можно было бы за счет единого для всех стран СВА налога на ВВП.

     Ключевая  проблема развития интеграции в СВА  — поиск источников финансирования дорогостоящих региональных проектов (по подсчетам, создание инфраструктуры интеграционного сотрудничества потребует ежегодного вложения примерно 7,5 млрд долларов).   Государства-участники и действующие международные финансовые институты способны ассигновать около 2,5 миллиарда.

     В деловых и академических кругах стран региона считают, что для привлечения остальных средств следует создать Банк развития СВА, акционерами которого стали бы правительства США, Японии, Южной Кореи, России и Китая, способные мобилизовывать финансовые ресурсы мировых рынков. Идея создания такого органа появилась около 10 лет назад, но пока так и не была реализована. На прошедшем в 2009 году 18 экономическом  Форуме  СВА  бывший вице-президент Азиатского банка развития доктор Стэнли Катц [20,c. 175] предложил в качестве следующего шага для реализации этой идеи подготовку справочного отчета, который бы содержал полное описание проекта и служил опорным документом для рассмотрения и принятия решений на уровне министерств.

     Главному  многостороннему инвестору в  Азии — Азиатскому банку развития (АБР) роль ведущего финансиста в региональных интеграционных процессах явно не под силу. АБР рассчитан на Азию в целом, тогда как финансирование дорогостоящих проектов многостороннего сотрудничества в СВА с долгим сроком окупаемости требует особого подхода. К тому же Россия не участвует в АБР. Банк развития СВА мог бы заимствовать долгосрочные кредиты на мировых финансовых рынках, выпуская облигации и передавая собранные средства в форме долгосрочных кредитов на развитие региональной инфраструктуры, и в первую очередь транспортных и нефтегазовых проектов.

Информация о работе Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества Дальнего Востока со странами СВА