Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 23:18, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются:
определить источники и структуру доходов населения России;
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;
охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
Введение 4
1. Проблема неравенства доходов населения 8
1.1 Определение, виды и показатели доходов 8
1.2 Формирование доходов населения и уровень жизни 13
1.3 Дифференциация доходов населения 17
2. Бедность как экономическая проблема 21
2.1 Сущность и причины бедности 21
2.2 Система социальной защиты и её развитие 28
2.3 Направления стабилизационной политики в России 31
Заключение 38
Список использованных источников 40
разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
разный
объем принадлежащих людям
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Для
количественной оценки дифференциации
доходов применяются различные показатели.
Степень неравенства доходов отражает
кривая Лоренца на рисунке 2, при построении
которой по оси абсцисс откладываются
доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим
процентом дохода, а по оси ординат доли
доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного
дохода). Теоретическая возможность абсолютно
равного распределения дохода представлена
биссектрисой, которая указывает на то,
что любой данный процент семей получает
соответствующий процент дохода. Это значит,
что если 20, 40, 60% семей получают соответственно
20,40,60% от всего дохода, то соответствующие
точки будут расположены на биссектрисе.
Рисунок 2. Кривая Лоренца
Кривая
Лоренца демонстрирует
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.
Для
экономики России начала XX века был
характерен рост показателей дифференциации
доходов. Децильный коэффициент вырос
с 13,4 в 2004 г. до 21,4 в 2008 г. и до 21,5 в 2009 г. Коэффициент
Джини повысился с 0,376 в 2005 г. до 0,496 в 2009
г. В идеале дифференциация общего уровня
доходов сопровождается различиями в
уровне оплаты труда в отдельных отраслях
и сферах деятельности. В рыночной экономике
отраслевая и межпрофессиональная дифференциация
уровней оплаты труда отражает общественную
полезность тех или иных занятий, служит
ориентиром занятости, подготовки и переподготовки
кадров.
2. Бедность как экономическая проблема
2.1
Сущность и причины бедности
К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже «черты бедности», то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной «потребительской корзины».
Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В
странах с рыночной экономикой применяются
весьма разнообразные формы
Одной из главных причин бедности является дифференциация доходов населения.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии 2004 г. составили 55% от уровня 1990 г., хотя уже в 2009 г. они достигали почти 73,5% от уровня 1990 г. При этом реальные доходы упали менее значительно, чем реальная начисленная заработная плата и реальный размер назначенных месячных пенсий. Их уровень составляет 41% и 37%, соответственно, от уровня 1990 г. Парадоксальный, на первый взгляд, результат, заключающийся в том, что, казалось бы, определяющие компоненты душевого дохода понизились более существенно, чем сам доход, объясняется просто. Действительно, в 1990 г. суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов составляли 88,8% денежных доходов населения: 74,1% – оплата труда и 14,7% – социальные трансферты. К 2004 г. суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов понизилась до 50,9% (из них 37,8% – оплата труда и 13,1% – социальные трансферты) и стабилизировалась на уровне 51% – 55%. В 2005 г. эта доля составила 52,9% (38,7% – оплата труда и 14,1% – социальные трансферты). Снижение в денежных доходах населения удельного веса оплаты труда и социальных трансфертов связано целиком и полностью со снижением доли оплаты труда с 74,1% в 1990г. до 51% – 53% в 2005 – 2008 г.г. за счёт роста за тот же период времени долей доходов от собственности – с 2,5% до 7,4%, от предпринимательской деятельности – с 3,8% до 14,5%, и «других» доходов с 4,9% до 26% – 27% (удельный вес социальных трансфертов оставался, практически, стабильным, варьируясь в диапазоне 13,1% – 16,3%).
Начиная с 1 кв. 2009 г. в показатель «оплата труда» включён объём скрытой заработной платы, ранее учитываемый в статье «другие доходы». В результате пересчёта доля оплаты труда в денежных доходах населения «возросла» в 2007, 2008, 2009 гг. до 64,8%, 64,2% и 63,5%, соответственно. После пересчёта доля оплаты труда «возрастёт» и в 2008 г., составив 77% – 78%. Таким образом, если до пересчёта удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за период с 2008 г. по 2009г. уменьшился почти вдвое (в 1,95 раза), то с пересчётом – только в 1,18 раза. Другими словами, при учёте скрытой заработной платы в показателе «оплата труда» реальная начисленная заработная плата в 2009 г. будет составлять 68,3% её уровня в 1990 г.
Таким образом, не столь значительное (за 5 лет (2004-2009) социально – экономических преобразований) снижение реальных располагаемых денежных доходов населения РФ (в 1,8 раза), по сравнению со снижением реальной среднемесячной начисленной заработной платы (без учёта скрытых форм заработной платы – в 2,5 раза) и снижением реального размера назначенных месячных пенсий (в 2,7 раза), объясняется компенсирующим воздействием роста суммарного удельного веса доходов от собственности, доходов от предпринимательской деятельности и «других доходов» в денежных доходах населения. За десятилетие суммарная доля первых двух видов дохода возросла в 3,5 раза – с 6,3% в 2004 г. до 21,9% в 2009 г., а доля «других доходов» выросла в 5,4 раза – с 4,9% до 26% – 27%, что и позволило (после включения почти полного объёма этого вида доходов в виде скрытой заработной платы в состав показателя «оплата труда») значительно увеличить показатель «реальная среднемесячная начисленная заработная плата» в 2009 г. по сравнению с 2004 г., подняв его с 41% до 65%. Тем самым значительно увеличивается доля заработной платы и в ВВП.
Абсолютного минимума реальные располагаемые денежные доходы населения достигли во втором квартале 2009 г. – 65% от уровня 1990 гг. Первое полугодие 2009 года, также как и второе полугодие 1999 года, характеризовалось стойким ростом как номинального, так и реального располагаемого денежного дохода населения. Так денежные доходы на душу населения в апреле 2009 г. составили 6,570 руб. в месяц, на 28,7% превысив номинальные среднедушевые денежные доходы населения в апреле 2008 г. и на 101% – среднедушевые денежные доходы населения в апреле 2007 г.
Основными макроэкономическими факторами роста реальных денежных доходов населения в течение последних 12 месяцев являлись:
рост валового внутреннего продукта на 5,4%; снижение уровня инфляции;
индекс потребительских цен в 2009 г. по отношению к 2008 г. составил 120 %; (для сравнения: индекс потребительских цен за 12 месяцев с 2008 г. по 2009 г. был на уровне 202%), более того впервые четыре месяца 2007 г. средняя месячная инфляция не превышала 1% (была на уровне 0,8%).
Денежные доходы средней российской семьи составляют 85,9% её валового дохода, который включает и натуральные поступления (из личного подсобного хозяйства, от государства, предприятий и организаций: плодов и предметов для личного потребления (9,1%) и в виде дотаций, льгот и субсидий (1,3%)).
В первом квартале 2010 г. доля населения с душевыми доходами на уровне или ниже прожиточного минимума составила 41,1%. Правда следует отметить, что здесь уже прожиточный минимум исчисляется по новой методике и его величина на 15% больше, чем при расчётах по старой методике. Для сопоставления с первым кварталом 2008 г, когда прожиточный минимум рассчитывался по старой методике и доля населения с душевыми доходами на уровне или ниже прожиточного минимума составляла только 22,5%, необходимо пересчитать долю населения с доходами на уровне или ниже прожиточного минимума в первом квартале 2010 г. с использованием старой методики. По старой методике на уровне или ниже прожиточного минимума в первом квартале 2010 г. находились душевые доходы более 36% населения. Другими словами, ситуация существенного снижения уровня жизни населения, сформировавшаяся в период с третьего квартала 2007 г. по второй квартал 2008 г., и имевшая своим последствием, в частности, то, что в первом квартале 2008 г. 37,7% населения имели доходы на уровне или ниже прожиточного минимума, несмотря на заметный рост реальных доходов населения в среднем за последние 12 месяцев, сохраняется в полной мере и поныне.
Как показали исследования, семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума (рассчитанного по старой методике), голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций продовольственной корзины прожиточного минимума (продовольственная корзина прожиточного минимума включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам, углеводам, микроэлементам и витаминам), а в самом прямом смысле этого слова, т.е. семьи не могут позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И это не удивительно – весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям не превышает 60% продовольственной корзины прожиточного минимума. Если до кризиса доля населения в таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во время кризиса она подскочила до величины в 16,9% населения, сегодня эта доля составляет 19,2%.
Действие
адаптационных механизмов населения
и меры, предпринятые государством
и региональными
Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни – денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума. Так, например, стоимость прожиточного минимума в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в Ульяновской области, и 2,3 раза – чем, например, в Москве. А в Москве стоимость прожиточного минимума более чем в 2 раза превышает стоимость прожиточного минимума в Татарстане.
Информация о работе Проблема бедности в современной экономике