Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа
B конце XX столетия мировому сообществу, может, удастся выработать эффективный правовой механизм предупреждения, пресечения или приостановления глобальных и крупных региональных войн. Если это произойдет, то самой большой опасностью для его демократического и экономического развития останется интенсивно растущая национальная и транснациональная преступность, особенно ее организованная составляющая. Борьба с ней может оказаться последней, долгой, позиционной, кровопролитной и разрушительной для человечества за свое цивилизованное выживание, существование и развитие. Осознание общественно опасного характера и реальных масштабов угрозы, создаваемой организованными преступными структурами в России, является актуальной задачей
Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности.
Признаки и структура организованной преступности.
Обстоятельства, способствующие групповой и организованной преступности.
Профилактика групповой преступности.
Обстоятельства, способствующие организованной преступности.
3.3. Предупреждение организованной преступности
Заключение.
Библиография
Для спонтанных и ситуативных групп характерен в большей или меньшей степени фактор случайности, соединившей и преступников. Поскольку преступная активность и действия таких групп в большинстве случаев не планируются, не имеют организующего начала, поведение группы определяется ситуативными факторами. Лишь в процессе преступления начинают формироваться внутри группы структуры. Такой способ организации групп характерен при совершении малозначительных преступлений, деликтов, сопряженных с агрессивностью, половых преступлений и массовых противоправных деяний (бесчинство и хулиганство при проведении демонстраций, суды Линча).
Организованная группа преступников создается преимущественно в расчете на длительное ее существование, каждому члену отводится место внутри нее и поручается выполнение определенной функции. Примерами относительно высокой или высокой степени организации преступников являются бандитизм, организованная преступность, а также нарушения прав человека в государствах с тоталитарным режимом.
Причины, по которым один человек совершает преступление вместе с другими, проистекают из самого феномена группы и ее динамичных процессов. Люди объединяются в группы с тем, чтобы сделать возможным процесс общения друг с другом, выработать чувство "мы", развить и закрепить свои возможности.
Чувство сплоченности возникает тогда, когда в группе вырабатываются модели поведения, признаваемые всеми ее членами. Тем самым устанавливаются нормы поведения в группе, обусловливающие определенную одинаковость мышления и поведения членов группы.
Если кто-то хочет присоединиться к группе, он должен подчиниться принятым в группе нормам. Если в группе нормальным считается противоправное поведение, то отдельный ее член также будет участвовать в совершении преступных деяний, которые он никогда бы не совершил в одиночестве. В экстремальных ситуациях отдельный член группы, склонный к совершению противоправных деяний, с позиций лидера группы может оказывать такое влияние на нормы поведения группы, что для всей группы будет характерно совершение противозаконных действий.
В задачу группы не входит контроль за поведением каждого ее члена, поэтому нельзя исключить эксцесс исполнителя. Отдельные соисполнители могут совершать действия, противоречащие групповым целям, вплоть до взятия жертвы под защиту.
Результатом группового давления может быть даже принудительное исключение отдельных членов из группы. Эта особенность характерна для групп несовершеннолетних. Группы несовершеннолетних часто существуют не ради совершения преступлений, они рассматривают преступления как одну из форм групповой деятельности.
В группе
возможно совершение таких действий,
которые одному лицу были бы не по силам.
Сложность совершения отдельных
видов преступлений (например, крупномасштабная
кража со взломом, контрабанда) требует
разделения сфер деятельности между
несколькими соисполнителями, поэтому
отдельный член группы, решившийся на
совершение преступления, должен рассчитывать
на участие в нем других ее членов.
Так формируются группы, главная цель
которых — разработка планов совершения
преступлений и путей их реализации (например,
при совершении организованных преступлений).
Возможности сдерживания преступника
от совершения Г. п. меньше, чем при совершении
преступления одним лицом, поскольку каждый
отдельно взятый член группы перекладывает
ответственность за действия на других
членов группы. Отдельный член группы
с большим числом ее участников считает
маловероятным установление своей личности.
В рамках Г. п. группе как таковой отводится
криминогенно воздействующая роль. Но
в то же время и вероятность благополучного
прогноза для преступника, действующего
исключительно в группе, относительно
его законопослушного поведения в будущем,
после выхода из группы, выше, чем для преступника-одиночки.
А вот переход преступника-одиночки в
группу или наоборот, обусловленный рациональным
подходом к совершению преступления, например,
меньшей вероятностью быть обнаруженным,
расчетом на положительный исход совершения
преступления только путем совместных
действий, указывает на устойчивое преступное
поведение лица. У людей, находящихся в
толпе, в массе народа, совсем иное поведение.
Толпа создается за счет кратковременного
скопления большого числа людей, и здесь,
в отличие от группы, между людьми не устанавливаются
связи. Ввиду более сложного осуществления
социального контроля за толпой и динамичности
развития событий в толпе индивид ведет
себя менее последовательно, скорее готов
идти на рискованные действия и принимать
участие в насильственных акциях. Кроме
того, на поведении человека сказывается
его прошлое, а также степень идентификации
с идеями, провозглашаемыми толпой.
2.
Признаки и
структура организованной
преступности.
Организованная преступность является одним из сложных опаснейших видов преступности, посягающим прежде всего на экономические, политические, правовые и нравственные сферы общества.
Официально считалось, что в стране нет и не может быть такого рода преступности, поэтому длительное время она не являлась предметом изучения. Впервые на государственном уровне ее наличие было признано Вторым съездом народных депутатов СССР в постановлении «Об усилении борьбы с организованной преступностью». Однако теория и практика оказались неподготовленными к эффективному противодействию ей. По экспертным оценкам, правоохранительная система страны и законодательство отстали лет на 20-25. Поэтому очень важно акцентировать внимание на понятии, признаках, формах и структуре организованной преступности.
В отечественной
криминологии прочно утвердилось понятие
«групповая преступность». Однако даже
значительное число групп преступников,
совершающих хищения, рэкет, преступления,
связанные с наркотиками, контролем
проституции и азартных игр, еще
не говорит о наличии в
Опираясь
на отчетность специализированных служб,
ведущих борьбу с организованной
преступностью (статистическая отчетность
правоохранительных органов в целом
пока не выделяет в достаточной мере
массив выявленных преступлений организованных
преступных структур и результатов
производства по соответствующим делам
в сопоставлении с общей
Другой метод исчисления уровня организованной преступности основан на экспертной оценке ее доли в групповой преступности. Различные авторы оценивают эту долю от 5 до 20%. Исходя из этих расчетов, получаем минимальную величину близкого порядка: не менее 100 — 150 тыс. участников «ядра» организованной преступности.
Еще один метод оценки уровня организованной преступности основан на изучении виктимологических факторов. В частности, репрезентативные опросы мелких и средних предпринимателей показали, что около 40% из них подвергаются постоянному или длящемуся давлению организованных преступных структур, а 10% опрошенных даже указали на то, что размеры вымогательства таковы, что являются преградой развития или даже продолжения их предпринимательской деятельности.
Новый уголовный закон России
дает ответы на многие
Согласно п.3 ст.35 УК РФ преступление
признается совершенным
Если для признания преступной
группы организованной
Таким образом, в основу понятия организованной преступности положены три признака: организованность, устойчивость и сплоченность группы (ч. 3 и 4). Из текста закона вытекают две основные формы организованной преступности:
1) организованная группа;
2) преступное сообщество (преступная организация). Отличие организованной группы, указанной в ч. 3, и преступного сообщества (преступной организации), указанной в ч. 4-й ст. 35 УК РФ состоит в степени сплочённости и целях объединения. Организованная группа может быть создана для совершения одного или нескольких преступлений, независимо от степени их тяжести.
Преступное сообщество (преступная организация) и объединение организованных групп создаются для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Как видно, закон ставит знак равенства между «сплоченной организованной группой» (организацией) и «объединением организованных групп» и относит их к преступному сообществу (преступной организации). Представляется, законодатель не случайно там, где говорится о преступном сообществе, указывает в скобках (преступная организация), подчеркивая одинаковость этих понятий.
Но вряд ли можно с этим согласиться. Преступная организованная группа (организация), как указано в ч. 4 ст. 35 УК. и объединение организованных групп — это не одно и то же. Степень их структурной организации и общественная опасность для общества различны. Само название сообщества подразумевает не просто одну преступную организованную группу (организацию), а объединение организованных преступных групп, их слияние в сообщества с целью создания более крупных, более мощных преступных структур и сфере организованной преступности, что, кстати сказать, и настоящее время происходит в России. Только по этой причине количество организованных преступных групп уменьшается за счет их укрупнения. Большое число этих групп имеет в своем распоряжении вооружение.
Текст ст. 35 УК РФ не состыкуется с некоторыми статьями его Особенной части. Статья 209 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание устойчивой вооруженной группы (банды) и участие в ней. Однако бандитизм, как одна из форм организованной преступности, в ст. 35 У К не указан. Статья 210 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации).