Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:21, реферат
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Также при рассмотрении спора о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ суд отказал ИФНС во взыскании штрафных санкций на том основании, что порядок сдачи деклараций путем их сброса в "ящик приема" противоречит НК РФ. В частности, судом было установлено, что во исполнение Приказа УМНС РФ по Республике Коми ИФНС в 2003 г. осуществляла прием налоговых деклараций через установленный в одном из ее помещений "ящик приема". Между тем, такой способ приема налоговых деклараций исключал для налогоплательщиков возможность требовать от ИФНС проставления даты приема декларации в момент ее представления (Постановление ФАС ВВО от 27.09.2006 N А29-1579/2006а).
Интерес представляет и еще одно дело, ярко иллюстрирующее позиции судов по вопросу наличия признака противоправности. Так, по одному из дел было установлено, что налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ за несоставление ежемесячных расчетов сумм издержек обращения на остаток товаров, не реализованных на конец отчетного периода. По мнению налогового органа, несоставление ежемесячных расчетов сумм издержек обращения с распределением их по балансовому счету 44 "Расходы на продажу" является нарушением Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) и Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Приказом Комитета по торговле РФ от 20.04.95 N 1-550/32-2 и Минфина РФ от 20.04.95).
Однако суд указал, что согласно ст. 4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания министерств и ведомств не относятся к законодательству о налогах и сборах, нарушение которого в силу ст. 106 НК РФ является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Выводы налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ признаны незаконными (Постановление ФАС СЗО от 28.05.2003 N А05-15193/02-881/22).
Закрепление вышеуказанной
практики привело к тому, что в
настоящее время налоговые
В части обязанности инспекций
ФНС руководствоваться Методиче
Что касается вопроса признания
налоговым правонарушением
Так, например, при рассмотрении
спора о привлечении
Еще один пример. ИФНС привлекла
индивидуального
Применительно к рассматриваемому вопросу считаем необходимым отметить еще один случай из судебной практики. В частности, Верховным судом РФ была рассмотрена жалоба прокурора на соответствие закону акта главы администрации субъекта РФ об утверждении размеров оплаты за совершение регистрационно-экзаменационных действий, выдачу и замену специальной продукции ГИБДД, проведение государственных технических осмотров транспортных средств. По мнению прокурора, после вступления в силу с 01.01.2005 гл. 25.3 НК РФ "Государственная пошлина" и установления госпошлины за действия, совершаемые органами ГИБДД (ст. 333.33 НК РФ), данные платежи относятся к федеральным сборам, а определение их размера, порядка взимания и т.д. находится в компетенции РФ, а не субъекта РФ.
Как указал ВС РФ, установление субъектом РФ размера оплаты за проведение техосмотра после вступления в силу гл. 25.3 НК РФ является неправомерным (Определение ВС РФ от 08.02.2006 N 58-Г05-39).
3.2.2. Также необходимо отметить, что противоправность возникает только тогда, когда нарушение касается не просто норм законодательства, а норм законодательства, регулирующего именно налоговые правоотношения, состав которых определен ст. 2 НК РФ. Более того, нарушение норм законодательства, которое регулирует неналоговые отношения, не создает противоправности деяния для целей привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В этой связи необходимо отметить, что еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.1999 N 7486/98 было указано, что налоговое законодательство не соотносит порядок исчисления и уплаты налога с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе гражданского. Налоги исчисляются и уплачиваются исключительно на основании и в соответствии с теми правовыми нормами, которые содержатся в законодательстве, регулирующем условия налогообложения.
Примеров вышеуказанного
подхода в современной судебно-
Так, в конце 90-х годов налоговые органы стали привлекать налогоплательщиков к ответственности за отнесение на себестоимость затрат (арендной платы) при аренде объектов недвижимости по договорам, которые в нарушение гражданского законодательства не прошли регистрацию в органах юстиции. Однако, по мнению судов, данная позиция неправомерна, т.к. нормами налогового законодательства не предусмотрено наличие каких-либо ограничений по включению в себестоимость продукции (работ, услуг) арендной платы за использование производственных основных фондов. Факт действительности или недействительности сделки не влияет на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Т.е. нарушение норм гражданского законодательства не влечет противоправности для целей применения налоговой ответственности (Постановления ФАС МО от 20.03.2000 N КА-А40/939-00, от 20.03.2000 N КА-А40/4593-99).
Точно такой же вывод был сделан судом при рассмотрении дела о формировании себестоимости за счет арендной платы по незавершенному строительством зданию, к тому же не переведенному из жилого фонда в нежилой. Как указал суд, вышеуказанные обстоятельства не имеют значения для целей исчисления налога на прибыль (Постановление ФАС СЗО от 27.11.2001 N А13-3173/01-19).
Аналогичным образом
суды подходят к решению вопроса
о привлечении к
Кроме того, несоблюдение требований бухгалтерского законодательства в условиях, когда нормы законодательства о налогах и сборах не нарушены, также не приводит к возникновению налогового правонарушения (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 N 8043/00).
Однако необходимо учитывать, что в ряде случаев вышеуказанное правило не применяется, если нормами законодательства о налогах и сборах соблюдение требований гражданского законодательства устанавливается как условие правильного исчисления и уплаты налогов (например, для применения налоговых льгот, применения вычетов по НДС, формирования расходной части для целей уменьшения налогооблагаемой прибыли). Особенно это актуально для ситуаций, касающихся обязательного наличия лицензии при осуществлении тех или иных видов деятельности. Судебная практика исходит из того, что если нормами законодательства о налогах и сборах требование о наличии лицензии для применения соответствующего режима налогообложения закреплено (даже несмотря на то, что формально оно относится к иным отраслям права или законодательства), то данное положение приобретает непосредственно налоговое значение со всеми соответствующими правовыми последствиями. Так, использование налогоплательщиком льготы по НДС при реализации лекарственных средств в период приостановления действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности является неправомерным. Неуплата НДС в этих условиях образует состав налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ (Постановление ФАС ЦО от 27.02.2002 N А09-5293/01-14, Постановление ФАС ВВО от 03.08.2006 N А29-5873/2005а).
Кроме того, по другому делу суд указал, что в случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Данная обязанность установлена законом и не зависит от воли сторон, следовательно, налогоплательщик обязан с момента вступления в силу решения суда внести изменения в бухгалтерский учет. Применительно к налогообложению признание сделки недействительной влечет исключение из объекта обложения налогом выручки, полученной от реализации (Постановление ФАС СЗО от 04.04.2003 N А42-6469/2-СО).
Также исключение выручки из объекта налогообложения может быть произведено в случае утраты продукцией соответствующего установленным стандартам качества при ее транспортировке и хранении. Однако в данном случае необходимо учитывать, что именно налогоплательщик обязан подтвердить такую утрату качества всеми необходимыми документами.
Так, например, при рассмотрении
спора о привлечении к
3.2.3. Отсутствует признак
противоправности и в условиях,
когда налогоплательщик
Как правило, такие ситуации
возникают в результате некачественной
работы законодателя, и связаны они
с низким уровнем применяемой
им юридической техники. Причем, как
показывает современная нормотворческая
и правоприменительная
а) законодатель нечетко, неясно и противоречиво излагает те или иные положения в нормах законодательства о налогах и сборах.
В данном случае необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда в НК РФ или принятых в соответствии с ним федеральных законах определены элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Пока остается неопределенным хотя бы один из указанных в данной норме элементов, налог не может считаться установленным, не может взиматься с налогоплательщика и, следовательно, действия налогоплательщика или налогового агента, связанные с несвоевременным декларированием (ст. 119 НК РФ) или предоставлением документации (ст. 126 НК РФ), нарушением правил учета (ст. 120 НК РФ), неуплатой налога либо его неудержанием (ст. 122 и ст. 123 НК РФ), не могут быть квалифицированы в качестве налогового правонарушения.
Так, Конституционным судом Республики Карелия региональный закон в части налоговых ставок по ЕНВД был признан неконституционным. Поэтому арбитражный суд сделал вывод об отсутствии возможности признать данный налог законно установленным и, следовательно, наложить санкции за нарушения, связанные с исчислением и уплатой такого налога (Постановление ФАС СЗО от 17.09.2001 N А26-1413/01-02-08/94).