Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа
Цель работы: определение проблем формирования среднего класса и разработка предложений по мерам его увеличения.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются критерии определения среднего класса.
Объектом данной работы является средний класс.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать методологию формирования среднего класса с учетом специфики трансформационного периода, который переживает современная Россия;
опираясь на данные официальной статистики и существующие социологические исследования, оценить размер и структуру среднего класса;
проанализировать историю формирования среднего класса в России для нахождения основных закономерностей образования среднего класса;
обозначить проблемы формирования среднего класса в России;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Средний класс в структуре общества……………………………….….5
1.1. Стратификация обшества…………………….……………………...…5
1.1.1. Социальная структура общества и понятие стратификации…5
1.1.2. Теории стратификации………………………………………….7
1.1.3. Модели стратификационных систем и социальная мобильность.............................................................................................................8
1.2. Средний класс и способы его идентификации………………………12
1.2.1. Понятие среднего класса………………………………………12
1.2.2. Средний класс в развитых странах и странах «третьего мира»…………………………………………………………………………..…14
1.2.3. Концепции выделения среднего класса………………………17
Глава II. Российский средний класс………………………………...………….21
2.1. Анализ истории развития среднего класса а России………………..21
2.2. Стратификационный подход к анализу среднего класса……...……26
2.2.1. Шкала вертикально стратификации…………………………..26
2.2.2. Оценка российского среднего класса…………………………29
2.3. Проблемы формирования среднего класса ……………..………..…44
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы……………………………………………………………..
Следует отметить, что 32% потенциальных представителей среднего класса ничего не предпринимали. Среди причин можно выделить следующие:
- неуверенность в правильном выборе стратегии поведения;
-
стратегия поведения была
- были уверены, что бизнес не пострадает от кризиса;
- не ожидали столь глубокого кризиса;
- кризис ожидали, но не видели возможности предпринять быстрые и эффективные меры предосторожности.
Негативные
последствия кризиса для
Масштабы кризиса по-разному сказались на секторах экономики. В наименьшей степени пострадали занятые консалтинговой деятельностью и услугами. Наибольшие потери понесла торговля: наблюдается наибольшая концентрация тех, кто одновременно потерял и доходы и сбережения и бизнес.
Кризис 1998 г. Усугубил недоверие сберегателей – потенциальных инвесторов к государству и финансовым институтам. Это, в свою очередь, образует труднопреодолимое препятствие для превращения среднего слоя в настоящий средний класс и обрекает его на продолжение существования в гражданском обществе, что делает его еще более уязвимым.
Из всего сказанного следует, что социально-экономические условия, мало способствуют формированию среднего класса. Существенным негативным фактором явилось замыкание среднего слоя, сужение перспектив вхождения в него новых социальных групп. Кризис, таким образом, нанес ощутимый удар по надеждам представителей среднего слоя обрести устойчивость и респектабельность, обрести черты российского среднего класса в западном воплощении.
Восстанавливаясь и набирая силу, средний класс вновь возрождается в России в последующее десятилетие. Однако народ сотрясает еще один кризис – финансовый кризис. Начавшийся в 2008 году и продолжающийся по сей день, и средний класс опять проходит испытание на выживаемость.
Выступая в начале декабря 2008 года на заседании одной из секций форума «Стратегия 2020», первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Суриков заявил, что считает главным достижением «появление и становление в России массового, достаточно обширного среднего класса».
Он считает, что к этой группе можно отнести «собственников обычного жилья, скромных автомобилей, небольших компаний», то есть врачей, преподавателей, офицеров, квалифицированных рабочих, сельских специалистов, госслужащих, офисных работников.
Но Владислав Сурков уверен: именно эти профессии, составляющие в совокупности средний класс России, «формируют современную культуру России, наш образ жизни, нашу демократию. Они соль земли, золотая середина, сердцевина общества. Им Россия обязана своими успехами, потому основной задачей государства в период спада должно стать сохранение среднего класса».
Таким
образом, в России начал формироваться
средний класс, который сотрясался революциями
и экономическими кризисами. Это способствовало
его значительному сокращению. Задачей
правительства проведение специальных
мер, направленных на увеличение среднего
слоя.
2.2. Стратификационный подход к анализу среднего класса.
2.2.1. Шкала вертикальной стратификации.
Для составления вертикальной шкалы вертикальной стратификации необходимо вычисление индекса уровня жизни.
При
расчете этого индекса
Были произведены опросы по этим семи вопросам. После распределения ответов респондентов, набравших разное количество баллов по шкале уровня жизни, на эти 7 вопросов, затем обработаны с помощью коэффициента Пирсона по всем этим позициям, было выделено десять основных страт:
Табл.1 Страты [4]
Номер страты | Количество баллов | Название |
1 | От -19 до -8 | Нищета |
2 | От -8 до -2 | Бедность |
3 | От -1 до +1 | Нуждаемость |
4 | От +2 до +7 | Малообеспеченность (медианная страта) |
5 | От +8 до +11 | Нижний средний |
6 | От +12 до +13 | Нижний средний 2 |
7 | От +14 до +16 | Средний |
8 | От +17 до +19 | Средний 2 |
9 | От +20 до +27 | Верхний средний |
10 | От +28 до +39 | Богатые |
Таким образом, в рамках полученной шкалы было выделено 10 основных страт российского общества.
Предприняв попытку укрупнения страт, выделенных в результате опроса, получилось:
Табл.2 Численность основных классов и страт российского общества, выделенных по критерию уровня жизни, по состоянию на 2003,2005 и 2006 гг., в %. [5]
|
Как мы видим, модель стратификации российского общества по уровню жизни за три года практически не изменилась. Это свидетельствует о том, что она уже сформировалась и приняла устойчивые формы.
Таким
образом, около трети россиян находятся
либо за чертой бедности, либо на этой
черте с риском при малейшем ухудшении
макроэкономической ситуации или каких
либо семейных обстоятельств окончательного
«сползания» в бедность. Около четверти
полагают малообеспеченность. Примерно
треть населения может, хотя и с некоторой
долей условности, считается российским
аналогом среднего класса. И, наконец,
верхние 5-7% составляют те, кто себя считают
богатыми.[6]
2.2.2 Оценка российского среднего класса.
Итак, по одним позициям, прежде всего связанным с жизненными шансами в сфере занятости, оценками престижности работы, размерами получаемой зарплаты и среднедушевых доходов, источниками доходов, ощущением выигрыша-проигрыша от реформ, наличием в собственности какой-либо недвижимости и динамикой ее наращивания, возможностями использования платных услуг, наличием свободных средств и связанной с этим возможностью выбирать, на что тратить имеющие средства, а следовательно - и появлением наряду с вертикальной и горизонтальной стратификации (хотя еще и в зародышевом состоянии), 5 и 6 страты скорее близки, нежели различаются между собой весь период наблюдений.
По другим же (самооценка своего социального статуса, образовательный уровень основных кормильцев домохозяйств, общая динамика материального положения за последние годы, расширение и обновление движимого имущества домохозяйств, специфика финансового поведения, включая наличие сбережений и соотношение сбережений и долгов) 6 страта не просто заметно отличается от 5, а подчас прямо примыкает к составляющим собственно средний класс 7-8 стратам, хотя в начале наблюдений различия между ними по многим из этих позиций были весьма значительны и единство 5 и 6 страт в рамках одного класса не вызывало сомнений.
Как видим, усиливающиеся различия между двумя составляющими нижний средний класс стратами связаны прежде всего с объемом их экономического ресурса и человеческого капитала, а также поведенческими практиками, способствующими наращиванию того и другого, т.е. именно с теми особенностями, которые, собственно, и выступают главными демаркационными линиями при делении среднего класса на подклассы. Результатом этих различий является принципиально разная ситуация с динамикой материального положения двух страт, составляющих нижний средний класс, также заставляющая задуматься о возможности расслоения нижнего среднего класса в случае благоприятной ситуации с экономическим развитием России (при этом под благоприятной ситуацией я подразумеваю не продолжающийся поток нефтедолларов, а реальный экономический рост). Во всяком случае, 27% представителей 6 страты (т.е. столько же, сколько и в 7 страте) отметили в. 2006г. улучшение своего материального положения за последний год, а в отстающей по уровню благосостояния 5 страте об этом говорили ровно в полтора раза реже. Да и при оценке динамики материального положения за последние два-три года различия были достаточно заметны (см. Диагр.1 )
Диагр.1[7]
Как видим, хотя 3 страта заметно отличается от медианного класса, а тем более - от бедных по субъективно ощущаемой динамике своего материального положения (это первая страта, где доля улучшивших свое положение начинает превышать, и весьма существенно, долю тех, у кото оно ухудшилось), все же она достаточно заметно противостоит в этом отношении 6 страте, сближающейся по пропорциям групп с разной динамикой их материального положения скорее с 7-8 стратами, чем с 5. Экстраполируя эту тенденцию на будущее, можно предполагать, что разрыв между 6 и 7 стратами будет сокращаться, и 6 страта в значительной части войдет в состав собственно среднего класса, который в этом случае расширится примерно до 15% населения. Остальные останутся в составе нижнего среднего класса, который также расширится, вобрав в себя часть представителей 6 страты, 5 страту и часть медианного класса. При этом, скорее всего, численность его достигнет 20+25% населения, но более-менее прочные позиции будет занимать лишь, верхняя половина этого класса, и любые новые потрясения (от системного банковского кризиса до резкого падения цен на нефть с соответствующим падением доходов бюджета) приведут к его резкому сокращению.
Таким образом, на устойчивое положение в будущем может рассчитывать примерно треть населения с учетом высших слоев. Плюс еще примерно 10-15% населения находится в состоянии неустойчивого равновесия, и их положение может улучшаться и ухудшаться в зависимости от текущей конъюнктуры. При этом 50-60% населения обречены при сохранении нынешних тенденций на прогрессирующее ухудшение их положения и плавное соскальзывание вниз от малообеспеченности к более или менее глубокой бедности. Такова та «структура позиций», которая формирует модель стратификации современного российского общества. Модель, ячейки которой на микроуровне могут в разные периоды заполняться разными людьми и под влиянием различных факторов, хотя на макроуровне пропорции соответствующих позиций определились.
Свыше половины тех представителей и нижнего среднего, и среднего классов, которые проживают в селах, не имели в 2006г. компьютеров (а у сельских жителей в составе 5 страты этот показатель доходил даже до 78%). В малых городах наглядно происходило утверждение компьютера в роли нормы городского образа жизни образованного населения - в 6-8 стратах его имело большинство, а в 5, где гораздо ниже была доля лиц с высшим образованием, - всего треть. В то же время в средних и крупных городах, тем более в мегаполисах, в 5 страте он присутствовал уже более чем в половине домохозяйств. В медианном же классе даже в мегаполисах его не имели две трети домохозяйств, что является еще одним свидетельством невозможности для медианного класса совершать покупки, связанные со стилевыми предпочтениями.