Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:32, дипломная работа
Федеративное устройство как один из способов организации публичной власти и обустройства народов на определенной территории, является предметом научно-политических дискуссий уже на протяжении долгого времени, в связи с тем, что определение формы государственного устройства с учетом исторических, национальных, культурных и иных традиций является ключевым моментом решения вопросов общественного развития.
Евразийский федерализм отражает содержание евразийства как учения о ценности традиции и качественных различиях, о важности сохранения народов и культур, конфессий и племен. Субъектом такого федерализма является самобытное многомерное исторически укорененное, связанное с почвой, с корнями, с традициями, с культурой органическое образование. И главная задача федерализма — обеспечить этому образованию максимально благоприятные и естественные условия для существования и развития.
Таким образом, «федерализм» и «федерация» — различные явления, каждое из них необходимо самостоятельно классифицировать. Виды федерации можно классифицировать исходя из способа образования федерации, статуса субъектов, способа взаимоотношения центра и регионов. Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их классификация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства, так как данный принцип классификации моделей федерализма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства государства: становится ясно, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим — как произвол. Поэтому просто необходимо исследовать в первую очередь уникальные геополитические и культурные особенности каждой федерации для построения определенной модели федерализма в целях создания эффективной системы государственного управления.
Обобщая
все вышесказанное, можно сделать вывод,
что федерализм представляет собой сложную,
многогранную совокупность отношений,
которая возникает и развивается на основе
и в рамках политически согласованных
и четко юридически закрепленных федеративных
(союзных) государственных структур.
2. Система принципов федеративного устройства
Российской
Федерации
2.1.
Понятие, структура
и значение системы
принципов федеративного
устройства России
Федеративное устройство России основано на ряде принципов, которые определяют необходимую доктринальную и правовую базу для его организации и функционирования, взаимодействия разноуровневых субъектов. Без законодательного закрепления подобных исходных начал невозможно осуществление не только эффективного государственного управления, но и реализация социальных, экономических и иных общедемократических конституционных норм-целей. Они определяют сущность и содержание федеративного устройства того или иного государства.
В силу своей значимости указанные принципы получили закрепление в ст. 5 главы «Основы конституционного строя» Конституции РФ, включающей следующий перечень принципов федеративного устройства России:
- принцип государственной целостности;
- принцип единства системы государственной власти;
- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.
Однако, данный подход к определению перечня принципов федеративного устройства России часто называют формальным в силу его неполноты. В первую очередь, неоднозначно мнение среди ученых-юристов относительно вопроса отнесения к принципам федеративного устройства России принципа государственной целостности, так как неоднозначно соотношение принципа государственной целостности с иными принципами федеративного устройства. Этимологическое толкование данного принципа дает основание полагать, что его правовое содержание фактически растворяется в иных принципах. Отсюда представляется более логичным считать государственное единство не принципом, а качественной характеристикой государственности достигаемой через реализацию принципов федеративного устройства37.
Далее, среди принципов основ конституционного строя, определенных в главе «Основы конституционного строя» Конституции РФ, можно выделить принципы основ общественного и политического строя (общие конституционные принципы) и основ федеративного устройства (конституционные принципы федерализма). При этом, вторая группа принципов является производной от первой, так как общие конституционные принципы носят универсальный характер и распространяются на несколько институтов конституционного строя, в числе которых можно выделить наряду с принципами народовластия, разделения властей, равноправия граждан, гарантированности местного самоуправления такой важнейший принцип как государственный суверенитет, являющийся определяющим для организации государственного устройства страны38.
Государственный суверенитет - явление, производное от суверенитета народа и представляет собой атрибутивное свойство государственной власти. Учение о суверенитете разработано ещё французским мыслителем Ж. Боденом для обоснования существования монархической власти во времена династии Бурбонов в преддверии революционных преобразований этой страны, сводится к трем свойствам этой власти: верховенству, единству и неделимости.
Суть его заключается в том, что народ, осознавая себя как единое целое, проживающее на определенной территории, создает механизм государства и передает ему часть принадлежащей народу суверенной власти для защиты его извне и изнутри. Суверенитет современного государства существенно изменился и, с развитием международных отношений, в том числе экономических, созданием глобальных и региональных торговых, политических и иных систем, утратил свои абсолютные свойства. Однако в теории российского конституционного права он по-прежнему понимается как абсолютное свойство государственной власти.
Как отмечалось выше Конституцией РФ Россия прямо не объявляется суверенным государством, однако ст. 4 закрепляет основные свойства суверенной власти: верховенство, единство и неделимость.
Кроме
того, п. 4 ст. 5 закрепляет ещё один принцип
– равноправие субъектов
Также ряд ученых выделяют ещё и принцип единства конституционно-правовой системы. Однако, данный принцип охватывается содержанием принципов государственного суверенитета и единства системы государственной власти39.
Следовательно, в юридической литературе полная система принципов федеративного устройства Российской Федерации выглядит следующим образом:
- принцип государственного суверенитета;
-
принцип единства системы
-
разграничение предметов
-
принцип равноправия и
- принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Таким
образом, принципы федеративного устройства
представляют собой исходные концептуальные
положения теории федерализма, интегрирующие
в себе идеальные представления и нормативные
предписания об организации и функционировании
государственной федеративной системы
управления. Все конституционно закрепленные
федеративные принципы являются единой
системой, в которой все элементы взаимодополняют
и взаимообуславливают друг друга, поэтому
рассмотрение каждого из них в отдельности
необходимо сочетать с комплексным исследованием
всей совокупности принципов федеративного
устройства Российской Федерации.
2.2.
Государственный суверенитет
и государственная целостность
как основы конституционно-правового
статуса Российской
Федерации
В современном отечественном правоведении государственный суверенитет, в самом общем виде, понимается как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права40. Единственным источником суверенитета государства современные конституции, в том числе и Конституция РФ, признают его народ, то есть основа государственного суверенитета - суверенитет народа.
Таким образом, суверенитет государства имеет два аспекта — внутренний, заключающийся в территориальном верховенстве, и внешний, то есть независимость в международных делах, при этом суверенитет как качественное явление возможен только в совокупности двух вышеуказанных аспектов.
Внутренний аспект государственного суверенитета означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть над всеми лицами и объединениями, находящимися на государственной территории. Территориальное верховенство выражается, во-первых, в единстве государственной власти, которое в юридическом смысле означает, что совокупная компетенция органов государства охватывает все полномочия необходимые для реализации функций государства и предписания государственных органов одним и тем же субъектам в одних и тех же ситуациях не должны противоречить друг другу.
Во-вторых,
территориальное верховенство выражается
в юридической
Следует
также отметить, что государственный
суверенитет как явление
Таким образом, наличие государственного суверенитета означает, что с юридической точки зрения публично-территориальное образование обладает территориальным верховенством и международной правосубъектностью.
Здесь было бы уместным указать на то, что суверенитет является важнейшим сущностным признаком именно государства, а не государственной власти. Наоборот, сама государственная власть, наряду с государственным суверенитетом является таким же сущностным признаком государства. Однако, если государственная власть может быть полной или ограниченной, то государственный суверенитет, как категория качественная, неделим и неотчуждаем.
Исходя из указанных признаков, можем прийти к теоретическому обоснованию вывода о том, что субъекты федерации, обладая особой государственной властью, государственным суверенитетом не обладают.
Во-первых, власть субъекта федерации не является юридически неограниченной в том смысле, как об этом говорилось выше. Наоборот она юридически ограничена федеральной конституцией и иными федеральными правовыми актами42.
Во-вторых, «ограничение, не ведущее к потере суверенитета, происходит в рамках действия норм международного права или норм интеграционных сообществ, основанных на международном праве. Если же государство входит в состав другого государства, то потеря, а не просто ограничение суверенитета, неизбежна. Суверенитет — не просто независимость государства, которая всегда относительна. Суверенитет предполагает их неподчиненность друг другу. Поэтому субъекты федерации, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями»43.
В-третьих, исходя из того, что суверенитет — это политико-правовое качество государства, а не просто определенный объем компетенции, который можно делить с кем-либо, теоретически несостоятельны утверждения о разделенном суверенитете в федерациях, а также об ограниченном суверенитете субъектов44.