Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа
Актуальность темы. Попадая в новую социальную реальность, индивид вынужден адаптироваться к ней, соизмеряя свою систему действий и поведения с изменяющимися условиями существования. И как следствие, индивид, социальная группа или класс претерпевают социальные изменения, которые понимаются как продукт продолжительной интеракции между индивидуальным сознанием и объективной социальной реальностью. Интерпретация социального поведения, таким образом, требует знания субъективных значений, которые индивиды вкладывают в свои действия, направленные на удовлетворение базовых потребностей.
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Истоки и особенности написания работы «Польский крестьянин в Европе и Америке» У. Томасом и Ф. Знанецким………………………………………..11
1.1 Сотрудничество Ф. Знанецкого и У. Томаса…………………………….11
1.2 Гуманистическая социология Флориана Знанецкого…………………...16
2 Основные идеи работы У. Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»……………………………………………………………..28
2.1 «Польский крестьянин в Европе и Америке»: метод изучения «личных документов» как способ понимания причин и особенностей поведения иммигрантов…………………………………………………………………….28
2.2 Анализ теории базовых потребностей в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»………………………………………………………………33
3 Биографический метод: теоретический аспект…………………………….48
3.1 Методологические проблемы использования биографического
метода……………………………………………………………………………48
3.2 Соотношение дефиниций «жизненный путь» и «биография»…………...52
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы……………………………………………………………..60
Тем не менее, в принадлежности к американской школе социальных исследований могут быть названы еще примеры качественных междисциплинарных исследований середины и второй половины ХХ в., методические уроки которых вбирает дискурс биографических исследований.
Это мегапроекты хотторнских экспериментов Ф. Ротлизбергера и В. Диксона, исследований мотивации Мак-Клеланда с коллегами, исследования балинезийского характера и социализации на Бали М. Мид и Г. Батсона.
Таким образом, использование биографического метода в исследованиях сопровождается проблемой соотношения субъективного и объективной трактовки событий и явлений. Тем не менее, именно биографический метод позволяет понять внутренние причины последних в рамках интерпретативной социологии и феноменологии.
3.2 Соотношение дефиниций «жизненный путь» и «биография»
Самопрезентация и самоописание
индивидов приняли в
Для ориентации в современном социальном мире уже недостаточно факта принадлежности к определенному классу, обладания социально-профессиональным статусом (в силу размытости их понятийных границ). Биография интегрирует различные жизненные практики в единое целое и вследствие этого принадлежит к основным средствам ориентации и интеракции во множестве социальных ситуаций.
Через разные формы биографий современное общество решает важные проблемы социальной интеграции, которые растут по мере увеличения социальной дифференциации. Вследствие социального контроля индивиды и социальные институты попадают под мощный пресс воспроизводства биографических структур. Собственно социальное биографическое исследование и направлено на то, чтобы изучить и реконструировать биографические ориентации и формы упорядочения биографий в коммуникации и институциональной сфере. Биографизирование как деятельность по построению и осмыслению жизненного пути возможно в первую очередь благодаря повседневной коммуникации, в разговорах/интеракциях друг с другом, поэтому биографические образцы являются не индивидуальным, а социальным достижением. Это стимулировало привлечение интерпретативных методов анализа текстов в
социальную исследовательскую практику.
Особого уточнения заслуживает проблематика взаимоотношений между биографическим исследованием и общей социологией, поскольку из институционализации социальной биографики вовсе не вытекает ее «мирное» сосуществование с более широким парадигматическим полем. И здесь повинен, прежде всего, парадокс в производимых данных. Биографические интервью, автобиографические документы не выводят напрямую на сведения, на поиск которых нацелена социология. В социальной биографике речь идет о самоидентификациях, а не об описаниях социальных отношений или о связях между событиями, не о протоколах социальных процессов. В автобиографическом тексте рассказчик, он же носитель биографии, хочет рассказать свою жизнь не только как «член общества» и показать, что он не просто «исполнитель ролей». Поэтому в данных, производимых в биографическом исследовании, прячется несоциологическое содержание.
В биографии и с помощью биографии индивиды противоречат своим социальным сообществам. Этот жест обнаруживаем в той форме самоидентичности в автобиографии, в которой индивидам удается осмыслить и описать свою жизнь и ее значение независимо от истории общества в целом. Однако этот парадокс не только формирует собственно дилемму, но и содержит важное указание на суть дела: индивиды в современных обществах заняты утверждением своей индивидуальности, не полагаясь на общество, не удовлетворяясь лишь ролью члена общества.
В работах основоположников социологии от Конта к Спенсеру, Дюркгейму, Марксу, Зиммелю и до Вебера мы найдем проблематику взаимотношений индивида и общества как основную, лейтмотивную линию, но индивид воспринимался в этих теоретических подходах в большей мере статично, более того, вне собственной, им самим изобретаемой процессуальной формы. Основной вопрос социологии формулировался как доказательство социальности жизни и социальной обусловленности индивида. «Я», «как соорганизатор своего процесса жизни», оставалось этой программе социологических классиков чуждо.
В одном из своих последних сочинений Г. Зиммель приходит к идее «индивидуального закона», приближающегося к социальной биографике, но не получившего теоретических последствий из-за отсылок к моральной философии. Фактически только американские интеракционисты (Ч. Кули, Дж. Мид) и исследователи чикагской школы сформулировали ясное представление об индивидуальной жизни как о собственной и самовоспроизводимой структуре. Но истории жизни как материал для исследований и биография как концепт остаются, за исключением интеракционизма, дальним полем интереса для больших социологических теорий, воспринимающих биографическое исследование как малоформатное, почти провинциальное на фоне глобальных социальных трансформаций, перманентных революций и смен режимов.
Таким образом, общая социология получает от биографического исследования знание о процессуальных формах биографии, об идентичности не как о субстанции, а как о процессе, представление о жизненной траектории как о взаимосвязи опытов и событий, разделяющее субъективный смысл и социальное давление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграционные процессы – неотъемлемый элемент динамики функционирования современного общества. Современные миграционные процессы отличаются особой интенсивностью. Попадая в новую социальную реальность, индивид вынужден адаптироваться к ней, соизмеряя свою систему действий и поведения с изменяющимися условиями существования. В результате процесса адаптации система социального поведения личности претерпевает изменения. Интерпретация социального поведения, таким образом, требует знания субъективных значений, которые индивиды вкладывают в свои действия, направленные на удовлетворение базовых потребностей.
В конце XIX — первой трети XX века под влиянием социальных изменений, вызванных процессами урбанизации, а также практических запросов общественной жизни в социологии США появляются эмпирические исследования, одним из которых является монументальное исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918).
Анализ основных идей работы У. Томаса и Ф.Знанецкого позволяет выделить две основных проблемы. Первая носит методологический характер и касается поэтапной разработки и применения биографического метода авторами исследования и оказания его дальнейшего влияния на формирование современной методологической базы сбора социологической информации. По мнению исследователей, метод изучения «личных документов» является способом понимания причин и особенностей поведения польских иммигрантов, а также его влияние на формирование современной методологической базы сбора социологической информации. Знанецкий и Томас стремились использовать любые доступные материалы, отражающие ментальную, социальную и экономическую жизнь итальянцев: газеты, личные письма польских иммигрантов, жизнеописания. Использование писем в качестве материала для исследования было в то время новаторством.
Данный метод актуален
и сегодня и активно использует
Вторая проблема касается
изучения процесса адаптации, особенностей
взаимодействия индивида и социальной
реальности. Человек может пассивно
принимать новые условия
В работе "Польский крестьянин в Европе и в Америке" ценности и установки приобретают значение социологических категорий и эмпирического инструментария. По мнению авторов "Польского крестьянина" отсутствует прямая зависимость между материальными условиями жизни людей и соблюдением ими высоких моральных норм. Дело в том, что пределы материального насыщения есть функция не только и не столько физиологии, сколько психологии. Аппетит к материальным благам человек получает при рождении. Аппетит к духовным благам возникает только при правильном воспитании. Скачок в уровне материального обеспечения, вызванный НТР, не был подкреплен колоссальной и кропотливой воспитательной работой и застал население многих развитых стран врасплох. Поэтому в период адаптации польских мигрантов отмечалось ухудшение нравов и ослабление семейных связей. Ослабление этих уз Томас и Знанецкий напрямую связывают с появлением у польских переселенцев новых жизненных стимулов, с их отходом от прежней установки на общинную солидарность и переходом к новой установке на значительное повышение личных доходов. Под социальной ценностью, таким образом, понимается любой факт (datum), обладающий эмпирическим содержанием, общепризнанным (assessible) для членов определенной социальной группы и понимаемым (meaning) в связи с наличным или возможным объектом активности. Понять, что есть ценность, можно только через исследование социального действия, именно в действии вещь может обнаружиться как ценность. Установка - это процесс индивидуального сознания, который определяет реальную или возможную деятельность индивида в социальном мире. Установка - это индивидуальное соответствие социальной ценности. Деятельность любого вида - связующее звено между ними. Установка - это психологический процесс. Ценности и установки выражаются в действиях индивидов, а также в формальных правилах поведения. Одну из задач исследования первичных групп польских крестьян, таким образом, Знанецкий видел в том, чтобы определить лежащие в основе социального взаимодействия между людьми элементарные социальные установки. Причину изменений социальных ценностей исследователи видели исключительно во внутренних, личностных причинах (мотивация, психика). Однако, причины могут быть и внешними: изменения социально-экономической системы общества, революции, войны и т.д.
Теория базовых потребностей
исходит из того, что у каждого
индивида имеются разнообразные
желания, удовлетворяемые только при
условии его включения в
В процессе исследования польских мигрантов были выделены проблема индивидуализации, проблема эффективности (отношение индивидуальной и социальной эффективности; зависимость эффективности от индивидуальных установок и от форм социальной организации), проблема аномалий (преступности, бродяжничества, проституции, алкоголизма и другие), проблема занятости, проблема отношений между полами.
Таким образом, работа У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» представляет собой фундаментальное многогранное исследование, в рамках которого рассматриваются общеметодологические проблемы использования метода личных документов, а также разработаны теории ценностей и базовых потребностей, которые в том числе применимы при анализе современных миграционных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ