Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа
Актуальность темы. Попадая в новую социальную реальность, индивид вынужден адаптироваться к ней, соизмеряя свою систему действий и поведения с изменяющимися условиями существования. И как следствие, индивид, социальная группа или класс претерпевают социальные изменения, которые понимаются как продукт продолжительной интеракции между индивидуальным сознанием и объективной социальной реальностью. Интерпретация социального поведения, таким образом, требует знания субъективных значений, которые индивиды вкладывают в свои действия, направленные на удовлетворение базовых потребностей.
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Истоки и особенности написания работы «Польский крестьянин в Европе и Америке» У. Томасом и Ф. Знанецким………………………………………..11
1.1 Сотрудничество Ф. Знанецкого и У. Томаса…………………………….11
1.2 Гуманистическая социология Флориана Знанецкого…………………...16
2 Основные идеи работы У. Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»……………………………………………………………..28
2.1 «Польский крестьянин в Европе и Америке»: метод изучения «личных документов» как способ понимания причин и особенностей поведения иммигрантов…………………………………………………………………….28
2.2 Анализ теории базовых потребностей в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»………………………………………………………………33
3 Биографический метод: теоретический аспект…………………………….48
3.1 Методологические проблемы использования биографического
метода……………………………………………………………………………48
3.2 Соотношение дефиниций «жизненный путь» и «биография»…………...52
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы……………………………………………………………..60
Культурализм.
Так называет Знанецкий свой подход, противопоставляемый им натуралистическому направлению, в рамках которого явления, относимые к "сфере культуры", рассматриваются как порождения или подобия "естественных систем". Мир культуры не может рассматриваться как продукт природной эволюции и инструмент адаптации человека к природной среде.
Можно выделить два основных положения. Во-первых, это положение о необходимости учета в социальных исследованиях "человеческого коэффициента" (the humanistic coefficient); во-вторых, это индетерминистская концепция социального действия. Первый исходный тезис предписывает отделение культуралистически понимаемых ценностей от натуралистически трактуемых вещей и исключает возможность сведения ценностей к вещам; второй тезис ведет к отказу от проведения принципа детерминизма в исследовании развития культурных систем.
Определяя "человеческий коэффициент", Знанецкий обращает внимание на специфику социальных действий, на их отличия от чисто механических и биологических действий.
В социальном действии фигурируют два рода переменных - "набор условий", т.е. существовавшая до совершения действия действительность и "активная воля" того или тех, кто совершает действие. Социальные действия должны, на его взгляд, изучаться как эмпирические данные:
Необходимость учета "человеческого коэффициента" польский социолог обуславливает тем, что относящиеся к поведению людей данные обладают, в отличие от натуралистически понимаемых природных фактов или объектов, не только содержанием, но и значением, которое им придается как субъектом действия, так и исследователем.
Рассматривая социальную деятельность, Знанецкий оказался перед дилеммой: технологическая ориентация при построении социологической теории требовала от него принятия принципа детерминизма, тогда как антинатуралистическая линия его философии требовала его отвержения.
Он считает, что, несмотря
на всю непредсказуемость творческ
Типология личностей.
Окружение, которое активно воспитывает индивида, Знанецкий называет социальным кругом. Социальный круг возникает таким образом: человек, находящийся в активных контактах с определенным числом лиц, которые в свою очередь также контактируют между собой, становится центром заинтересованности этих других лиц с того момента, как каждый из них осознает, что не только он сам, но и другие сообща интересуются данным человеком. Так образуется социальный круг. Это происходит, когда индивид, ставший центром заинтересованности, оказывается связан с другими людьми нормативными социальными отношениями, и все те, кто им интересуется, с одной стороны, требуют от него, чтобы его поведение соответствовало каким-то нормативным правилам, а с другой - стремятся помогать ему и оказывать определенные услуги. Человек, попавший в социальный круг и желающий в нем удержаться, оказывается под влиянием своего окружения и вынужден усваивать предлагаемые ему кругом стандарты, - что и является процессом воспитания личности. Знанецкий оговаривается, что он имеет в виду личность социальную. А социальная личность - это личность человека в определенной личностной роли, которую он играет в определенном социальном кругу. Следовательно, - это срез человеческой индивидуальности по линии усвоения и реализации социальных эталонов, которыми определяется деятельность человека в пространстве других людей и общества в целом.
Любой эталон социальной личности, утверждает Знанецкий, включает в себя четыре основных составляющих: а. отраженное Я; б. социальный статус; в. социальная функция и г. жизненное значение.
Отраженное Я - это, по существу, представление человека о том социальном образе, который, по его мнению, составили о нем окружающие. Социальный статус - это совокупность тех прав, которые признаются за индивидом в данном социальном кругу и которые круг стремится ему обеспечивать. Социальная функция - это совокупность обязательств, которые данный человек имеет в данном социальном кругу. Жизненное значение - это то влияние, которое оказывает исполнение человеком роли в данном социальном кругу на его собственную жизнь, а также на культурную и социальную жизнь его окружения.
Разнообразие социальных кругов велико, но их можно свести к трем типам с точки зрения поставленной перед исследованием задачи. Это: а. воспитательные круги; б. круги деловые или трудовые; в. игровые круги.
Итак, мы получили несколько элементов, выделенных в исследовательском поле: элементы социальной личности и те социальные круги, внутри которых эти элементы в человека закладываются. Естественно, в каждом кругу вырабатываются все элементы, но, как утверждает Знанецкий, в разных пропорциях. Для этой цели - проследить разнообразие воспитательных моментов - данные круги и выделены исследователем.
Если в воспитании человека с детства преобладали воспитательные круги (семья, родство, школа, круг близких знакомых и проч.), то в социальной личности воспитанника преобладающую роль играет "отраженное Я". Оно возникает в результате постоянного наблюдения за ним, а со временем, в результате приобретенной им привычки, - он начинает наблюдать за самим собой. Этому способствует и постоянное напоминание, что он должен делать в таком-то и таком-то случае, как он должен выглядеть, что и как говорить. Его постоянно поправляют, объясняют ему разные детали, и он, конечно, постоянно ощущает, как на него смотрит окружение. В наше время, как и в те времена, когда Знанецкий писал свою книгу, процесс обучения молодого человека из среднего и верхнего социальных классов представляет собой очень длительную процедуру. Человек учится примерно четвертую часть своей жизни, а в случае высшего образования - около трети. Все это время он оказывается отключенным от реальной деятельности. Его учат тем предметам, которые могут ему пригодиться в дальнейшем, но поскольку непонятно, что именно в дальнейшем он будет конкретно делать, то эти знания он получает на очень абстрактном уровне. Почти весь процесс воспитания переносится в идеальную сферу и основывается на том, что индивиду при помощи символов сообщаются представления и понятия о социальных ценностях, которые он постигает в воображении, поскольку они где-то далеко от него (в некоторых случаях они вовсе не существуют, но, по мнению воспитателей, должны существовать в "правильно устроенном обществе"). Его знакомят с правилами, нормами и идеалами поведения, которые в настоящее время он еще не может или не имеет права осуществлять". Очень часто в дальнейшем воспитанник обнаруживает, что внушенные ему идеалы и ценности сильно расходятся с теми, которые осуществляются в реальной жизни, в которую ему приходится включаться. Тем не менее, довольно часто он продолжает думать, что правильны все-таки внушенные ему нормы, а то, что он видит, – это отклонение от нормы.
В результате такого воспитательного процесса получается тот тип личности, который Знанецкий назвал "хорошо воспитанный человек". Этот человек всю жизнь озабочен тем, чтобы в любой социальной роли заслужить хорошую репутацию в своем кругу, и любыми способами избежать плохой. Он оценивает себя и других людей не по реальной деятельности и не по выполняемой функции, а по качествам личности, которые, как его убедили, будут приносить ему успех во всех социальных ролях, независимо от времени и места их исполнения. Он привык оценивать себя и других также с точки зрения неизменных стандартов. Каждое Я "оценивается как замкнутое, абсолютно самодостаточное целое, ценное в значительной степени само по себе". И внешний социальный мир представляется такому человеку также неизменным и долженствующим соответствовать твердо установленным критериям. В этом мире предполагается твердо установленная иерархия социальных статусов. А поскольку сам он обладает некоторыми качествами, которые ценны сами по себе, то ему полагается определенный статус. Он совершенно не ориентирован на то, что за статус нужно бороться, что нужно уметь устанавливать отношения с окружающими людьми, которые иначе просто не будут его замечать.
Хорошо воспитанные люди глубоко убеждены, что для получения эффективного результата достаточно, чтобы каждый хорошо выполнял свои обязанности. Если каждый будет правильно выполнять свою собственную задачу, то общая задача тем самым окажется выполненной [8;с. 35-67].
В результате такого воспитания формируется тип личности, совершенно не умеющий адаптироваться к изменениям. Это по природе своей традиционалист, охранитель всего, что уже сложилось и существует.
В отличие от хорошо воспитанных людей, люди труда рано включаются в процесс деятельности: они приходят на производство или в учреждение, и их непосредственно приставляют к делу. Они оказываются самыми младшими и самыми необученными. Все ими командуют, указывают на ошибки и обучают не тому, как вести себя в таком-то и таком-то обществе, а как делать то или иное дело. Они очень рано начинают разбираться в иерархии статусов, быстро осознают, что сделать можно что-то только совместно с другими, а потому нужно друг к другу адаптироваться. И то "динамическое единство", которого никак не могут постигнуть хорошо воспитанные люди, для людей труда - ежедневный опыт.
Люди труда весьма
адаптивны, и хотя не жаждут перемен
в жизни общества, умеют к ним
приспосабливаться и вместе с
собой приспосабливать
А наиболее трудно адаптируемой в обществе является другая разновидность данного типа, которую Знанецкий называет "безнадежный пролетариат". Это люди, уже не надеющиеся ни на какие продвижения и на улучшение своего материального положения. Они ориентированы
исключительно на минимизацию своих трудовых затрат. Люди этого типа приветствуют разного рода революции и общественные потрясения, потому что в эти периоды можно не работать. В стабильные же периоды они довольно часто переходят с места на место, но не для того, чтобы улучшить свои условия труда, а просто потому, что в период перехода можно отдохнуть и какое-то время не ходить на работу.
Люди труда ориентированы на трудолюбие, бережливость, ценят безопасность и стабильность - именно в этом и заключается причина их несклонности одобрять перемены.
Люди третьего типа - "люди игры", наоборот, склонны приветствовать всяческие изменения. Воспитанные в группе ровесников, по преимуществу игровых, они привыкают относиться к жизни как к игре. Отсюда возникает их отношение к результату своей деятельности как к чему-то, не имеющему особого значения за пределами этой деятельности. Центр интереса - сама деятельность и те отношения, которые возникают между ее участниками. Для человека игры важно, какое место он занимает в своем кругу, какую функцию в нем выполняет, а, следовательно, какие права и обязанности имеет по отношению к другим.
Общим, для всех людей игры, является взгляд на объективные культурные системы, как на более или менее интересные игрушки, предметы, удовлетворяющие различные импульсивные влечения людей, но вне этого не имеющие существенного значения. В противоположность единственно существенному и важному делу - социальным отношениям человека к собственному непосредственному окружению, а также делам той группы, к которой данный человек принадлежит. Поскольку правила в игре не имеют реального значения, они все условны, их можно вводить и отменять по соглашению, точно такое же отношение вырабатывается у людей игры и к культурно-нормативным системам. Можно что-то вводить и заменять, главное при этом - соблюдать те основные принципы, которые только и имеют значение в игровой группе: а. принцип негативной личной свободы (никто не может требовать от меня того-то и того-то и мешать мне в чем-то); б. принцип равных возможностей для всех ; в. принцип условности всяческих правил. Люди игры - принципиальные демократы и плюралисты.
У человека игры нет ориентации на самосовершенствование, приобретение каких-то ценных качеств, нет и ощущения того, что результаты деятельности должны быть полезными и ценными сами по себе. Такой человек смело берется за те задачи, от которых хорошо воспитанный человек отказывается из-за чувства собственной неподготовленности к ним, а человек труда - в предвидении тех трудностей, которые необходимо преодолеть. Среди этих людей есть и политики и "борцы", но мы не будем разбирать эти категории подробно. Не будем останавливаться также и на делинквентах, которые представляют еще один тип, а точнее, то, что называют "остаточной категорией", хотя там также много любопытного. Нам важно было продемонстрировать способ построения конструктивной типологии.
О предмете социологии.
Социологию Знанецкий относит к числу частных наук, считая исторически пройденным и ошибочным подход Конта, Спенсера и их последователей, которые придавали социологии статус универсальной и энциклопедической науки об обществе, синтезирующей данные частных наук.
В описании обществ социологами XIX в. учитывались три компоненты ("три правила"): географическая территория, занимаемая обществом; расовая гомогенность; "культурные данные". Если первые два "правила" вполне натуралистические, то третье "нарушает последовательность натуралистической позиции", т.е. говорить о культуре применительно к природной среде (к примеру - в отношении сообщества животных) бессмысленно.
Противоречие было разрешено самим ходом развития гуманитарного и естественно-научного знания. Проблемы, касающиеся природного аспекта человеческих сообществ, составили предмет изучения "чисто естественных наук" (к числу которых Знанецкий отнес антропологию и этногеографию), и это лишило социологию ее статуса универсальной науки.
Имеется также эпистемологическое "ограничение" предметной области социологии, связанное с недостижимостью всеобъемлющего научного синтеза. Культурная жизнь человеческого сообщества богата и хаотична, содержит массу гетерогенных, воздействующих друг на друга и подверженных неожиданным изменениям культурных систем.
Знанецкий не фиксирует, однако, свое внимание на первых шагах наук в область междисциплинарных исследований, хотя такое направление научного знания уже имело место в 20-е гг. XX века.
Вместе с тем Знанецкий отмечает преимущества современной этнологии, которая является исторической наукой, над прежней эволюционной этнологией, где признавались взаимосвязь сосуществующих культурных систем и существование универсальных законов, повсеместно управляющих переходом от одного типа цивилизации к другому.
В "Методологических заметках" социология трактуется как наука о социальной организации, изучающая правила поведения, касающиеся главным образом активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым ее членом и всей группой в целом. Эти правила, систематизированные в таких институтах, как семья, племя, сообщество, свободный союз, государство и т.д., составляют ядро социальной организации".
В "Методе социологии"
Знанецкий последовательно разв