Город равных возможностей (доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:34, практическая работа

Краткое описание

Исторически социальная политика в России, ориентированная на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, строится на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограничение возможностей жизнедеятельности рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми, что особенно травматично в детском возрасте.

Содержание работы

Актуальность исследования 3
Предмет и объект исследования 3
Цели и задачи исследования 3
Рабочие гипотезы исследования 3
1. Нормативно-правовое регулирование доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 3
Международное законодательство 3
Российское законодательство 3
2. Политика в области лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Концепция социального гражданства 3
3. Основные подходы к построению безбарьерной среды 3
4. Оценка доступности городской среды г. Москвы для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности 3
5. Рекомендации по повышению доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности 3
Библиография 3
Приложение 1 3

Содержимое работы - 1 файл

исследования в городской среде.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

     - Статья 24. «Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа», часть 4 – «Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

     - Статья 48 «Архитектурно-строительное проектирование», часть 12, «В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы», раздел 10 «перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации)».

     В КоАП, Часть II, Глава 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» присутствуют:

     - Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости;

     - Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.

     В Главе 9, «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» присутствуют:

     - Статья 9.13. «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»;

     - Статья 9.14. «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами».

     В Главе 11, «Административные нарушения  на транспорте», присутствует Статья 11.24, «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов». 

     Региональная  законодательная база 

     - Закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»

     - Кодекс об административных правонарушениях города Москвы

     - Постановления Правительства Москвы:

     № 852-ПП от 7 декабря 2004г. «О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан»;

     № 319-ПП от 24 апреля 2007г. «О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 - 2009 годы» и др.;

     № 293-ПП от 15 апреля 2008г. "О подпрограмме "Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009гг.) Городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009гг.) И перспективном плане мероприятий по развитию физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год";

     № 302-ПП 15.04.2008 "О подпрограмме "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" на 2008-2009 годы комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы".

     Строительные  нормативы и правила, регламентирующие доступность городской среды для инвалидов действуют, начиная с 1991г. Среди них выделяются:

     - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

     - СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;

     - СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;

     Ведомственные строительные нормы (ВСН) 62-91. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Утверждены приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. № 134. Дата введения 1992-01-01.

     Руководящий документ системы (РДС) 35-201-98. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Введен в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 года № 18-22/13.

     ГОСТ  Р 51261-99. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические  требования. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 1999 года № 123.

     Свод  правил по проектированию и строительству 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов  и других маломобильных посетителей. – М.: ГУП ЦПП, 2000.

     МГСН 4.13 (Московские строительные нормы) «Предприятия розничной торговли», Приняты и введены в действие распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 03.03.1998 г. № 155. и др.

2. Политика в области лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Концепция социального гражданства

 

     «Политика в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности подразумевает наличие определенной идеологии и выражается путем номинации и кодификации, определяющих гражданско-правовой статус группы и возможности реализации этого статуса. Эта номинация осуществляется при участии как государственных, так и негосударственных акторов. В свою очередь, социальная политика влияет на положение социальных групп, в частности, лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в социальной структуре общества, определяет их статус через механизмы распределения социальных благ, характер и объем предоставляемых социальных гарантий. От этого объема непосредственно зависит, наряду с идеологическими факторами и уровнем самоорганизации, характер социальной, политической и экономической активности лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Политика репрезентации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности от имени большинства – это кодификация их статусных позиций в обществе, имеющая консервативную направленность, стремящуюся к тому, чтобы закрепить существующее распределение власти, зафиксировать статус-кво. Политика репрезентаций, осуществляемая самими лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности, – это вторжение в сложившийся социальный порядок с целью изменить стереотипные, как правило, дискриминирующие представления»1.

     Современные социальные представления о лицах с ограниченными возможностями жизнедеятельности условно делятся на две группы: медицинскую и социальную. Медицинская модель делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности статус больных, и приходит к выводу о необходимости их исправления (лечения) или изоляции. Такая точка зрения зародилась в недрах системы здравоохранения и социального обеспечения (иногда ее еще называют «административной моделью») и оказывает сильное влияние на законодательство, социальную политику и организацию социального обслуживания. Социальная модель полагает ограничения возможностей жизнедеятельности последствием несправедливого устройства общества, набором определений, принятых в той или иной системе. Свое начало она берет с 1970-х годов, когда в публикациях британских ученых-активистов организаций инвалидов, а также американских исследований социальных движений, был показан антигуманный характер содержания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в интернатах и несостоятельность патерналистских установок, свойственных социальной политике.

     Преобладание медицинской или социальной модели зависит от характера властных отношений в обществе и воплощается в особой идеологии государственной социальной политики, находит свое выражение в политике образования, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, транспорта, жилищной, информационной и культурной политике.

     В исследовании политики в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности необходимо обратиться к понятию гражданства как статуса, который определяет способность полного участия в сообществе; вытекающие отсюда права и обязанности, в том числе политические, социальные и экономические, свобода слова, равенство перед законом. Такие права обладают универсальным характером, и главная ответственность за соблюдение этих прав лежит на государстве, к которому относится индивид. Это своего рода идеал, который может рассматриваться как измеритель прогресса, особенно для маргинальных групп и новых социальных движений2.

     Социальная  политика в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России имеет длительную историю и формировалась неравномерно с точки зрения ее идеологии, структуры и содержания3. Безусловный приоритет в социальной политике к 1960-м годам приобрела «военная» инвалидность, а к середине 1970-х годов сложилась единая система социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которая сохранялась практически неизменной до недавнего времени. Сформировалась сложная разветвленная система распределения благ между лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности и стратифицированная структура этой социальной группы. Кроме того, послевоенная государственная политика, направленная на централизацию помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, сформировала в конечном итоге устойчивый стереотип «общества без инвалидов» с его психологическим барьером между лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности и другими людьми. Была создана сеть специализированных интернатов, учебных заведений, производств для инвалидов, что изолировало лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности от всех остальных граждан, фактически их «изъяли» из общества4.

     До 1990-х годов социальная политика в  отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности носила преимущественно компенсационный характер, когда меры этой политики сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в этот период даже не формулировалась. Важным этапом преобразования политических институтов российского общества стало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональной основе политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции.

     В целом определение инвалидности на уровне регионального управления и в практике учреждений постепенно меняется от индивидуально-патологической, медицинской модели к социальной, и хотя на этом пути еще многое предстоит сделать, здесь достигнут значительный прогресс.

     Однако, несмотря на все  усилия, состояние прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности далеко до полной реализации, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом. Не только экономика исключает лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности из продуктивных экономических отношений, но общий фон социальных, культурных и политических процессов представляет большую угрозу их жизненным условиям. Государственная политика, будучи основным публичным механизмом в нормативно-правовой кодификации инвалидности, вносит вклад в воспроизводство зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

     И хотя современная российская социальная политика ориентирует лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, практические механизмы, обеспечивающие исполнение законодательных норм пока недостаточно эффективны. Первоначальные цели максимального вовлечения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в общественно полезный труд в ходе рыночной трансформации были пересмотрены в направлении защиты интересов и отстаивания прав.

     Среди причин, снижающих социальную активность лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, их конкурентоспособность на рынке труда, сами инвалиды называют барьеры среды, трудности с передвижением, транспортировкой к месту работы, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений5.

     Сегодня есть свидетельства того, что социальные сервисы постепенно ориентируются на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным регламентам, признание мировых стандартов качества обслуживания. Однако, зачастую риторика и практика социального обслуживания существенно расходятся.

     Отмечается заметный прогресс в сфере высшего образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности при поддержке правительства, регионов, отечественных и международных донорских организаций развиваются современные программы в крупнейших вузах страны, хотя образовательный выбор абитуриента с инвалидностью все еще весьма узок.

Информация о работе Город равных возможностей (доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья)