Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:34, реферат
Теория З. Фрейда была одной из тех концепций, которая оказала глубочайшее влияние на развитие научных взглядов на женщину в XX веке. Фрейд считал, что личность женщины определяется, в конечном счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. «Анатомия — это судьба», — утверждал Фрейд вслед за Наполеоном. Именно отличия в строении женского тела от мужского, утверждал Фрейд, формируют у нее две специфических (и основных для развития женской психики) особенности — кастрационного комплекса и зависти к мужским гениталиям (т.н. penis envy).
Возникновению «новой психологии пола», как пишет И.С. Клецина,45 способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий.
1) Работы
Е.Маккоби и К. Джеклин,
2) Исследования
Дж. Мани и А. Эрхарда,
3) Концепция андрогинии С. Бем, показавшая несостоятельность противопоставления маскулинности и фемининности, существующего в традиционной психологии.
Опираясь на данные этих исследований, Дж. Стоккард и М. Джонсон выдвинули утверждение о том, что главным является не биологический пол, а психологический и социальный (или гендер), формирующийся в ходе жизни человека и на формирование которого влияют социальные ожидания общества и особенности его культуры. Аналогичной точки зрения придерживается и Рода Ангер, полагающая, что схему гендерной идентификации задают социальные требования и социальные взаимодействия.47
Таким образом, первый тезис теории пола состоит в том, что становление пола у детей происходит на основе существующих в культуре социальных стереотипов.
Второй тезис говорит о том, что дети используют пол как принцип познания мира не из-за свойств, присущих полу как таковому, а потому, что культура всеми способами настаивает на том, что пол является наиболее важной категорией в социальной жизни человечества. С самого раннего детства детей учат, что дихотомия между мужчинами и женщинами есть и должна быть основной фактически в любой области человеческого бытия.
Новую
психологию пола можно охарактеризовать
в целом как прогрессивную
концепцию, которая обоснованно критикует
позицию биодетерминизма в усвоении половой
роли и объяснении социальных различий
между мужчинами и женщинами. Эта теория
справедливо заостряет проблему социального
неравенства полов. Однако не следует
переоценивать роль социальных ожиданий
в процессе усвоения половой роли. Хотя
социальные ожидания и социальные нормы
поведения мужчин и женщин в обществе
играют важнейшую роль в процессе половой
социализации, вместе с тем немалое значение
имеют и сама активность индивида, и его
личные мотивы, цели, наклонности. Принятие
индивидом социальных ценностей - процесс
активный, индивид может варьировать роли,
уклоняясь от стандарта. Кроме того, социальные
ожидания окружающих человека людей могут
существенно отличаться по своему содержанию,
а это, безусловно, отразится на его полоролевом
поведении (Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой
социализации в современной западной
психологии // Вопросы психологии, 1987, №
4).
Этот подход основан на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
2)
гендер конструируется (строится) и
самими индивидами — на уровне
их сознания (т.е. гендерной идентификации)
Воплощая
в своих действиях ожидания, связанные
с их гендерным статусом, индивиды
конституируют гендерные
Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, через культуру (гендерные роли и стереотипы, роль масс-медиа), проблемы гендерной стратификации и неравенства. Ранняя гендерная социализация, т.е. практика причисления к определенному полу и гендеру — и как ее следствие принятие гендерной идентичности (я — мальчик, я — девочка); категоризация по гендеру не является добровольной и не зависит от внутреннего выбора, а является принудительной. Принятие детьми определенной гендерной идентичности «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг (отслеживание и контроль) своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной идентичности.
Гендер
является мощным устройством, которое
производит, воспроизводит и легитимирует
выборы и границы, предписанные категорией
принадлежности по полу. Понимание того,
как в социальной ситуации создается гендер,
позволит прояснить механизм поддержания
социальной структуры на уровне взаимодействия
индивидов и выявить те механизмы социального
контроля, которые обеспечивают ее существование.
Теория полоролевой (гендерной) социализации
Теория полоролевой (гендерной) социализации, сформулированная, в частности, в работах Т. Парсонса и Р. Бейлса [7], М. Комаровски [8], доминировала в мировой социологии вплоть до 1970-х годов.
Э.
Гидденс в своей книге «
Гендерная социализация — процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Основные
аспекты социализации: присвоение (процесс
усвоения социального опыта, то есть
воздействие среды на индивида) и
опредмечивание (процесс воспроизведения
социального опыта, то есть воздействие
человека на среду) [Андреева
Г.М. Социальная психология.
– М., 1998]. В рамках гендерной социализации
под присвоением мы понимаем то, что с
самого начала ребенок усваивает, что
значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной
и женщиной. Опредмечивание — это реализация
на практике усвоенных гендерных схем.
Суть теории гендерной социализации заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации. Агенты социализации формируют личность, которая интериоризует культурные нормы и ценности, в том числе образцы фемининного (женского) и маскулинного (мужского). К числу агентов (институтов) социализации относят семью, школу, группы сверстников, значимых других, средства массовой информации, и т.д. В центре теории социализации – процесс научения и интериоризации культурно-нормативных стандартов, стабилизирующих социальную систему. Научение предполагает усвоение и воспроизведение личностью существующих норм, а сама личность трактуется как относительно пассивная сущность, воспринимающая образцы культуры, но не создающая их.
Акцент на пассивности составляет первое отличие традиционной теории гендерной социализации от теории конструирования гендера.
Второе
отличие теории социализации от обсуждаемого
здесь подхода заключается в том,
что гендерное отношение понимается как
конструированное не просто как различие-дополнение,
а как отношение неравенства, где доминирующие
позиции занимают мужчины. Дело не только
в том, что, по Парсонсу, в семье и в обществе
мужчины выполняют инструментальную,
а женщины – экспрессивную функцию, а
этим функциям соответствуют разные роли.
Исполнение предписанных и усвоенных
ролей подразумевает неравенство возможностей,
преимущества мужчины в публичной сфере,
вытеснение женщины в сферу приватную.
При этом приватная сфера оказывается
менее значимой, менее престижной и даже
депривированной в современном западном
обществе.
Существует
несколько социально-
1) идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);
3) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
4) социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее;
5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [ 10 ].
Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации:
1. Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.
2. Идентификация – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
3. Стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.
4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное снаказанием самого себя вне зависимости от других людей.
Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение [48].
Социализация, как и любой другой процесс, характеризуется стадийностью протекания. Основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности (так как в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности). Выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую [ 7 ].
а) Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу.
б) Стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе и период обучения в ВУЗе или техникуме.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиане к следующему: это нормы, ценности и знаки [ 8 ]. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
Два основных механизма, осуществляющие гендерную (дифференциальную) социализацию, — это дифференциальное усиление и дифференциальное подражание (Mischel, 1970). О дифференциальном усилении (differential reinforcement) мы говорим, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение вознаграждается, а неприемлемое — наказывается, при условии, что поощрение или наказание человека за определенные модели поведения, интересы и т. д. зависит от его биологического пола.