Социокультурные теории гендера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:34, реферат

Краткое описание

Теория З. Фрейда была одной из тех концепций, которая оказала глубочайшее влияние на развитие научных взглядов на женщину в XX веке. Фрейд считал, что личность женщины определяется, в конечном счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. «Анатомия — это судьба», — утверждал Фрейд вслед за Наполеоном. Именно отличия в строении женского тела от мужского, утверждал Фрейд, формируют у нее две специфических (и основных для развития женской психики) особенности — кастрационного комплекса и зависти к мужским гениталиям (т.н. penis envy).

Содержимое работы - 1 файл

Социокультурные теории гендера.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Социокультурные теории гендера 
 

Теория  идентификации  и ее разновидность -

теория  моделирования гендера 

   Одной из первых теорий, объясняющих феномен  половой и гендерной идентичности, стал психоанализ.

   Теория  З. Фрейда была одной из тех концепций, которая оказала глубочайшее влияние на развитие научных взглядов на женщину в XX веке. Фрейд считал, что личность женщины определяется, в конечном счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. «Анатомия — это судьба», — утверждал Фрейд вслед за Наполеоном. Именно отличия в строении женского тела от мужского, утверждал Фрейд, формируют у нее две специфических (и основных для развития женской психики) особенности — кастрационного комплекса и зависти к мужским гениталиям (т.н. penis envy). Эти комплексы определяют, продолжает Фрейд, три возможные линии развития женской психики: одна ведет к подавлению сексуальных импульсов и, следовательно, к неврозам. Вторая — к модификации характера под мужские образцы, для которой характерны мужеподобное стремление к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность. Третья — к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет зависти для женщин, посредством замужества и рождения сына. Результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами здоровой женственности являются, по Фрейду, пассивность, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к творчеству1 .

   Взгляды Фрейда на женщину базируются на постулате  о ее биологической неполноценности, из которого им и выводится основополагающий, как он считает, механизм формирования психических качеств женщины — зависть к мужчине. Действие этого механизма организует внутренние психические процессы таким образом, что для женщины возможны лишь три пути — истерия, мужеподобность и «нормальная» женственность, в которой ее интересы ограничиваются узким миром спальни, детской и кухни. 

   Теория  моделирования гендера базируется на положениях классической теории психоанализа З. Фрейда. В ее основе лежит учение 3. Фрейда о механизмах идентификации. Ребенок отождествляет себя со своими родителями, имитирует их поведение, ориентируется на взрослых своего пола, таким образом усваиваются поло-ролевые механизмы поведения.

   З.Фрейд  полагал, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого, чаще всего отца или матери, и  затем копирует его поведение. Подавляя эротические чувства к своей  матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик идентифицирует себя с отцом и узнает, что принадлежит к мужском полу. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, она перенимает у нее пассивную жизненную позицию, которая связывается с признанием себя существом второго порядка.

   Под идентификацией понимается механизм, связанный с сознательной постановкой себя на место другого. Это реализуется в виде погружения, мысленного перенесения себя в пространство и время другого человека, что постепенно приводит к усвоению его взглядов, установок, мотивов, привычек, желаний и т.д.

   Согласно  теории 3. Фрейда, человеку присуща врожденная бисексуальность. На самых первых стадиях  сексуального развития половые различия не играют ведущей роли, поскольку  первым объектом любви, как для мальчиков, так и для девочек, является мать (что связано с возможностью удовлетворить первичные потребности). В период же эдиповой фазы у девочек происходит смена как эрогенной зоны, так и объекта любви, в то время как у мальчиков такие перемены не происходят. Эдипов комплекс у женщины, как считал Фрейд, характеризуется противоречием между желанием быть, как мать, занять место матери, быть самой матерью, и страхом совращения собственным отцом, интерпретируемым как собственное желание, проецируемое извне. Такая ситуация порождает амбивалентность девочки в ее отношении к матери: с одной стороны, нежность и любовь, с другой — агрессия и соперничество (стремление завоевать отца). Кроме того, по мнению 3. Фрейда, в сексуальном развитии девочек важную роль играет комплекс кастрации, или зависть к пенису, которая является определяющей в развитии женственности. Возможны три направления в развитии женской сексуальности. Первое из них — подавление сексуальности как невротическое вытеснение сексуальных желаний, выражающееся в обесценивании себя, отказе от активности и переходе к пассивности. Второе определяется как мужественность, т.е. отказ принять факт отличия от мужчин и сохранение активных тенденций. Третье направление есть вариант развития нормальной женственности, когда «женская ситуация восстанавливается» и желание иметь пенис заменяется желанием иметь ребенка.

   Во  взрослой жизни женщины З.Фрейд  также усматривал ее бисексуальность, в частности, в проявлениях нарциссизма и стыдливости. Нарциссизм выражается в склонности ценить свои прелести и большем желании быть любимой, чем любить самой. Психоаналитически это интерпретируется как компенсация за первоначальную сексуальную неполноценность, зависть к мужчине. Стыдливость также рассматривается как женское качество, отражающее первоначальное стремление (намерение) скрыть дефект гениталий. Выбор объекта любви (мужчины) женщиной, согласно Фрейду, осуществляется по нарциссическому принципу, соответственно идеалу мужчины, которым она хотела бы быть. При сохранении привязанности к отцу, объект любви выбирается по типу отца, что часто сопровождается сохранением враждебности по отношению к матери. Решающий поворот в сущности женщины может произойти при последующей идентификации с матерью (при втором браке или рождении ребенка). Это интерпретируется как возврат к нежной доэдиповой привязанности к ней, что позволяет женщине, как считал 3. Фрейд, соответствовать своей роли в сексуальной функции и достигать поразительных социальных успехов. Именно в этой идентификации женщина приобретает привлекательность для мужчины. Именно в этом случае, писал 3. Фрейд, «отдельная женщина может быть человеческим существом». 

    Таким образом, по Фрейду, биологическая природа предопределяет у девочек зависть к пенису. Из этого можно сделать вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будут мешать ей реализовать себя.

Теория  структурного функционализма Т. Парсонса
 

   Первая  собственно социологическая концепция  структуры женских и мужских ролей выдвинута американским социологом Т. Парсонсом, хотя она и носит характер иллюстрации к общетеоретическим построениям структурного функционализма.

   По  Парсонсу, общество всегда стремится к состоянию динамического равновесия и стабильности. Отдельные элементы совокупной социальной структуры выполняют функциональную (т. е. служебную) роль по поддержанию стабильности, интеграции и развития всей системы. Социальные конфликты и противоречия оцениваются им как болезни, а факторы, способствующие возникновению противоречий — как дисфункциональные явления в жизни общества, поэтому задачу социологии он видит в выявлении социальных механизмов поддержания стабильности общества и его элементов, то есть в социальной терапии. Иными словами, функционализм основывается на предположении, что то, как обстоят дела — это то, как они должны обстоять

   Т. Парсонс был одним из тех, кто  впервые попытался на уровне социологической теории осмыслить известный марксистский тезис о семье как «ячейке общества», рассматривая семью как «одну из единиц в рамках общества, которое состоит из множества других семей и других типов союзов». Здесь семья не только социальный институт, непрерывно производящий уникальные в своей неповторимости личности, но и механизм, посредством которого «универсальные» категории находят свое локальное выражение.

   В итоге, определяющими для описания процесса половой (гендерной) идентификации  стали концепция социальной структуры, задающей параметры общества в целом, концепция половых ролей и концепция социализации как способа усвоения половых ролей. Однако в отличие от биологического фундаментализма с его акцентом на «телесности» половой идентичности, структурный или ролевой функционализм в трактовке Т. Парсонса понимает процесс гендерной идентификации несколько иначе. На первый план здесь выходит «занятие (incorporation) индивидуумом в ходе процесса социализации определенного статуса (the status of membership)» в том или ином сообществе.

   Рассматривая  изменения, которые произошли с  американской семьей к середине прошлого столетия, Т. Парсонс выделяет изоляцию нуклеарной семьи от системы родства и перемещение ряда функций к другим социальным институтам. К базисным и не редуцируемым функциям семьи он относит социализацию детей и стабилизацию личности взрослых членов семьи. Механизмом, обеспечивающим равновесие и стабильность самой системы социального взаимодействия, Парсонс считает функциональное разделение сфер деятельности, или дифференциацию ролей. Дело в том, что для существования любой социальной системы, с его точки зрения, необходимо выполнение так называемых инструментальной и экспрессивной функций. Инструментальная функция обеспечивает отношения системы — в данном случае семьи — с внешним миром, обеспечивает средства к существованию. Экспрессивная функция — это поддержание интеграции членов системы, установление моделей отношений и регулирование уровня напряженности членов семейного союза. Т. Парсонс утверждает, что один и тот же человек не может выполнять одновременно и инструментальные (требующие властности и жесткости) и экспрессивные (предполагающие мягкость и умение погасить конфликт) функции, поэтому, заявляет он, разделение этих ролей глубоко функционально и существует во всех системах социального взаимодействия.

   Далее Парсонс делает совершенно естественный для традиционного биодетерминистского сознания вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина — это экспрессивный (эмоциональный) лидер. «Фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами, — пишет Парсонс, — лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку. ...Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении». Это общая модель дифференциации половых, как говорил Парсонс, и гендерных, как сказали бы мы сегодня, ролей в современном индустриальном обществе. «Американский мужчина, по определению, должен содержать семью. Его первичная сфера деятельности — приносить деньги, быть кормильцем» (Морис Зелдич). Профессиональная деятельность мужчины имеет чрезвычайное значение для семьи не только потому, что является основным (а иногда и единственным) источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стандарт и стиль жизни семьи в целом. «Единственный способ быть настоящим мужчиной в нашем обществе - это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь» (Т. Парсонс). Для женщин, полагает он, основным является «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство». Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенство в семье, а домашний труд женщины, названный Парсонсом «псевдозанятием», — ее подчиненную роль. Такая сегрегация ролей интерпретируется им как механизм подавления возможного разрушительного для брака и семьи соревнования между супругами за власть, статус, престиж и объявляется глубоко функциональной.

   Парсонсу  представляется, что профессиональный труд замужней матери не несет отрицательных последствий для супружества только в том случае, если он является не «карьерой», а просто «занятостью» и не вносит существенного вклада в бюджет, т.е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения.

   Т. Парсонс отмечал, что описанная  им ролевая модель относится только к белой американской городской семье среднего класса. Затем он стал относить эту модель ко всему урбанизированному американскому обществу, и в заключение объявил эту модель универсальной и инвариантной, т. е. характерной для любой семьи в любом обществе. 
 

   Рассмотренные теории, несмотря на все их дисциплинарное различие, сходны в одном — они покоятся на биодетерминистских позициях. Иными словами, на основе констатации факта биологических различий между женщинами и мужчинами как природной данности все последующие психологические, социологические и даже философские теории просто описывают и апологизируют (оправдывают) эти различия.

   Современная гендерная теория (совокупность теорий) не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами. Она просто обосновывает то, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

Теория  социального научения и ее разновидность - теория гендерной типизации

   Теория  гендерной типизации опирается  на теорию социального научения (Альберт  Бандура, 1977). В свою очередь теория социального научения восходит к  идеям бихевиоризма. В основу теории положены основные его понятия, такие как научение, положительное и отрицательное подкрепление, модели родительского поведения.

   Теория  социального научения начала разрабатывать сторонниками бихевиоризма в 70-е годы. В ней делается особый упор на то, что многие действия человека формируются под влиянием социальной среды. По мнению сторонников этой теории, одна из главных причин, сделавших людей такими, каковы они есть, связана с человеческой склонностью подражать поведению других с учетом того, насколько благоприятны для индивида могут быть результаты такого подражания. Итак, на индивида влияют не только внешние условия, но он должен также предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Информация о работе Социокультурные теории гендера