Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 23:56, контрольная работа
Большинство людей знакомы с психодиагностикой в основном по тем публикациям в развлекательных колонках газет и журналов, в которых даются так называемые «салонные тесты». В типичном салонном тесте не больше 10-15 вопросов и очень несложная процедура подсчета баллов, а заключения по результатам даются в категоричной и шутливой манере.
1. Введение.
2. Стандартизированные самоотчеты как диагностический подход. Виды личностных опросников.
3. Диагностика психофизиологических особенностей: понятие, методические приемы, методики.
4.Заключение.
5.Культурно-независимый тест интеллекта Кеттелла.
6. Список использованных источников.
Объективные методики, опирающиеся на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.
В данном разделе была выбрана объективная методика – интеллектуальный тест Кеттелла, который предназначен для измерения уровня общего интеллекта и относится к разряду так называемых «свободных от влияний культуры» тестов. Основная психодиагностическая ценность таких методик заключается в возможности оценивать преимущественно биологически детерминированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения).
«Культурно-независимый тест интеллекта» Кеттелла впервые был издан в 1949 году Институтом личностного тестирования и тестирования способностей и затем неоднократно переиздавался. Тест прошел проверку на валидность и надежность, стандартизирован в США, Англии, ФРГ, Чехословакии и Болгарии.
Валидность проверялась на основе факторного анализа (конструктивная валидность). Была показана большая насыщенность теста общим фактором интеллекта «g». Полученные коэффициенты корреляции колеблются в пределах от 0.78 до 0.83. Проверка валидности по содержанию дала высокие корреляции со Станфордской формой теста Бине 0.85) и с общим интеллектом теста Векслера (0.84).
Надежность проверялась методом ретестирования и оценки гомогенности задач теста (по каждой серии). Для выборки 450 учащихся в США был получен коэффициент 0.85, а для выборки лиц с высшим образованием – 0.82. Средний коэффициент гомогенности для различных выборок колебался в пределах 0.71–0.91.
Интерес к проблеме исследования интеллекта возник в начале XX века. Культурно-свободные тесты интеллекта требовались для отбора и распределения персонала, несмотря на принадлежность людей к разным социокультурным группам, для максимального использования человеческих ресурсов в развивающихся странах. Традиционной становится дискуссия о роли генетических и социокультурных факторов в развитии интеллекта. Современная концепция генетической природы интеллекта утверждает, что около 80% вариаций IQ нужно отнести за счет генетических различий между людьми. Эту точку зрения подтверждает тот факт, что в период обучения среднегрупповые результаты выполнения интеллектуальных тестов в значительной степени устойчивы. Причем стабильность результатов повторных обследований с возрастом увеличивается. Вместе с тем, при оценке результатов однократного обследования испытуемого абсолютизировать неизменность его IQ было бы неправомерно.
А. Анастази говорит о том, что интеллект индивида в любой момент времени есть конечный продукт большого и сложного ряда взаимодействий наследственных факторов и факторов окружения. Это заключение важно с точки зрения использования различных теоретических подходов при разработке психодиагностического инструментария и интерпретации результатов тестирования.
Когда психологи в первой четверти XX в. начали разрабатывать методику тестирования межкультурных различий, они надеялись на то, что, по крайней мере, теоретически можно будет измерить наследственный интеллектуальный потенциал, не зависящий от влияния культурного окружения. Поведение индивида представлялось лишь покрытым внешним налетом культуры, проникнуть сквозь который предполагалось с помощью свободных от влияния культуры тестов. Однако, было доказано, что наследственные факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют на всех стадиях развития организма и что их совместное влияние сложно переплетено в фактическом поведении индивида. Эта посылка послужила причиной внимательного отношения к самому термину – «свободный от влияния культуры тест интеллекта» и переходу к терминологии: «общий для разных культур».
Интересны результаты исследования, приведенные в «INTRODUCTION ТО PSYCHOLOGY» Е. Hilgard and R. Atkinson. Детям из семей с различными социоэкономическими условиями было предъявлено задание «классификация», где из слов виолончель, арфа, барабан, скрипка, гитара необходимо было исключить лишнее по смыслу. При этом, 85% детей из семей с высоким социально-экономическим статусом выбрали слово барабан, в то время как дети из семей с низким социально-экономическим статусом лишь в 45% указывали данное слово, выбирая более незнакомое, для них слово виолончель. Далее автор делает заключение, что «свободный от влияния культуры» тест, вероятно, невозможен. Но в данном случае мы имеем дело с неадекватным подходом к проблеме измерения «свободного интеллекта». Очевидно, что вербальные компоненты интеллекта в значительной степени определяются факторами культурной среды особенностями социального развития.
На наш взгляд, более адекватным инструментом для решения поставленных задач является «культурно-независимый тест интеллекта» Кеттелла. Сведения об этом тесте имеются в доступной для психологов литературе, однако практика его использования описана недостаточно.
«Культурно-независимый
тест интеллекта» опирается на концепцию
интеллекта Р. Кеттелла, получившую достаточно
широкое распространение в
«Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, на базе индивидуальной архитектоники коры больших полушарий. В этом смысле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т. п.)
«Флюидные» способности опираются на понимание основных видов логических взаимосвязей, на ведущие операции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный» интеллект определяет способность взаимосвязи между объектами, которые индивид способен воспринимать и с которыми способен манипулировать. Исследования психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь, при большей стабильности «связанного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.
«Связанный интеллект» является продуктом усвоения разнообразных видов перцептивных и моторных умений и развивается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, в процессе воспитания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми личностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т.д.). С этой точки зрения «связанный интеллект» близок к концепции интеллекта Векслера и измеряется с помощью традиционных тестовых методик, оценивающих словарный запас, умение оперировать числами, адекватность оценок и суждений об окружающем мире и социальных явлениях, механические умения и т.д. Таким образом, оценка «связанного интеллекта» во многом опирается на языковые и культурологические ограничения и вызывает затруднения при диагностике определенных групп населения. «Культурно-независимый тест интеллекта» Кеттелла измеряет именно «флюидный» или «свободный интеллект». Кеттелл считал, что «свободный интеллект» можно оценить на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через способности восприятия.
Существует три варианта теста: 1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития. 2. GFT 2 – для диагностики «нормальной» выборки с 8-и до 60-и лет. 3. GFT 3 – для исследования одаренных лиц. Представленная в методическом руководстве шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:
1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возрастающих по сложности. В каждом задании слева расположены 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположения, размера, количества и т.д.) Проанализировав логику изменений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономерности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева. На решение задач в первой части отводится 4 минуты, во второй части – 3 минуты.
II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, возрастающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо общим признаком. В каждом ряду необходимо найти единственную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для четырех фигур признаками являются форма, количество, окраска, пространственное отношение между элементами фигур. На решение заданий в первой части отводится 4 минуты, во второй части – 3 минуты.
Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возрастающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в задании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу. Специфика этого субтеста состоит в комплексном анализе признаков, (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий данного субтеста – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных признаков. На решение заданий в первой части отводится 3 минуты, во второй части – 3 минуты.
IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возрастающих по сложности, в каждом задании слева расположена сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометрических фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположенных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне. На решение заданий в первой части отводится 3 минуты, во второй части – 3 минуты.
Перед началом тестирования испытуемому выдается Ответный бланк и Тестовая тетрадь (форма А и Б). Психолог просит испытуемого открыть 1-ю страницу Тестовой тетради и начать знакомство с общей инструкцией к тесту:
«Этот
тест состоит из двух больших частей,
построенных аналогичным
После того, как психолог убедился, что инструкция понята испытуемым правильно, дается команда «перевернуть страницу», и начинается работа над субтестами 1-ой части теста.
Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. При этом правильный ответ указывается только в первом примере. Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно и вычеркивает буквы, соответствующие правильным ответам в Ответном бланке. Психолог проверяет правильность решения оставшихся примеров и совместно с испытуемым исправляет ошибки.
Ответный бланк состоит из 2-х частей, соответствующих двум частям теста. Каждая часть Ответного бланка содержит 4 колонки, соответствующие 4-м субтестам. Количество строк в колонке отражает количество заданий в каждом субтесте (см. приложение 2).
После выполнения всех «пробных» заданий, психолог дает команду: «Перевернули страницу, начали», – и засекает время по секундомеру. По команде «Стоп» испытуемый заканчивает работу над субтестом.
Между 1-ой и 2-ой частями теста можно сделать небольшой перерыв. 2-я часть теста начинается с повторения основных моментов общей инструкции. Каждый субтест по-прежнему начинается с 2 – 3-х «пробных» заданий или примеров. Правильный ответ указывается только для 1-го примера. Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно, психолог проверяет правильность решения. В отличие от 1-ой части теста никаких вербальных пояснений к «пробным» заданиям не приводится. Работа над основными заданиями начинается по команде «перевернули страницу, начали», заканчивается по команде «стоп». Буквы, соответствующие правильным решениям, вычеркиваются на второй части Ответного бланка.