Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 19:08, реферат
Что же приходится вводить в схему как необъяснимое в субъекте, чтобы облегчить объяснение индивидуальных различий в поведении, его однородности или отсутствия таковой по отношению к ситуациям и стабильности во времени? Для этого привлекались всевозможные понятия, обозначавшие разного рода диспозиции, например: черты характера, установки, убеждения, интересы, способности, особенности темперамента и многое другое. Возьмем для примера специфическую способность, называемую когнитивной структурированностью (О. Harvey, D. Hunt, H. Schroder, 1961;Н. Schroder, M. Driver, S. Stenfert, 1967).
Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный путь личности. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям – ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.
Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности человека. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности личности.
Самооценка и уровень притязаний
«Самооценка – оценка личность
самой себя, своих возможностей,
качеств и места среди других
людей, - ценность приписываемая ею
себе или отдельным своим качествам.
Самооценка, по Чеснаковой И.И.,– «это достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы самосознания, которая проходит различные этапы и находится на различных уровнях развития в ходе становления самой личности» [80, c. 144]. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.
Содержание самооценки многоаспективно, так же как сложна и многоаспективна сама личность. Оно охватывает мир её нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единственная целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих её особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен.
Самооценка – субъективное и очень личностное образование психики человека. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, имеет отпечаток качественного своеобразия её психического мира, поэтому самооценка не во всех элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Она может быть завышенной или заниженной. Её адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственные критерии самооценки являются общей ценностью того, что оценивает в себе человек. Большее или меньшее совпадение прогрессивных общественных ценностей с личностно-значимыми ценностями характеризует личность как нравственно зрелую, общественно ценную, и, напротив, расхождение “культивируемых” в себе ценностей с общественными ценностями прогрессивной направленности свидетельствует об отсутствии внешней связи между личностью и обществом.
Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности, на ее основе происходит решение задач личностного выбора. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности, личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с усилиями и средствами деятельности. В своём поведении человек непрерывно примеривает себя к особенностям ситуации, поведению других людей, реакцией на его поведение и т.д. Вторая основная функция самооценки – защитная, она обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка на каждом этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой - она включается в процесс дальнейшего формирования личности.
Самооценка показывает, как индивид оценивает себя по отношению к некой специфической ценности. В частных самооценках каждый индивид видит себя в одних отношениях выше, в других – ниже остальных.
Низкая самооценка предполагает неудовлетворённость, презрение, неуважение себя, отрицательную оценку собственной личности.
Оценку себя как хорошего или плохого в целом принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо того выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
В психологии понятие уровня притязаний было введено К. Левиным для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний характеризует:
- уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;
- выбор индивидом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;
- желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным – заниженным или завышенным. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивость в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Так как, уровень притязаний зависит от самооценки, завышенная самооценка, по мнению К.А.Абульханово-Славской (1991), непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, успеха и т.д. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогнозов и др. Завышенная и заниженная самооценки (т.е. неадекватные) в равной степени негативно влияют на интеллектуальную деятельность, интеллектуальное развитие и социальное продвижение личности.
На наш взгляд, самооценка и уровень притязаний, являясь одними из основных регуляторов поведения и деятельности, оказывают значительное влияние на процесс вхождения личности в новые условия. Т.к. в данном случае человеку приходится вырабатывать новые способы поведения и деятельности, а их успешность зависит от адекватности оценки своих возможностей. Мы предполагаем, что неадекватная самооценка и неадекватный уровень притязаний могут существенно затруднять адаптацию студента к вузовским условиям обучения, т.к. данные качества оказывают негативное влияние на мотивацию, оценку достижений, успешность деятельности, общение, удовлетворенность.
мотив власти
Проведенный выше общий анализ деятельности власти представляется нам исход ным пунктом в поисках ответа на вопрос: чем могут различаться эти действия у разных людей в одинаковых условиях? Полученный ответ даст нам возможность построить личностный конструкт «мотив власти», отражающий индивидуальные различия соответствующего поведения.
Далее мы постараемся выяснить, насколько сконструированные до сих пор средства измерения мотива власти отвечают особенностям действий власти.
1. Овладение источниками власти
Прежде всего, между людьми должны существовать различия в силе стремления к умножению и увеличению своих источников власти. Уже простое обладание ис точниками власти и сообщаемое им ощущение власти может быть конечной целью, достижение которой само по себе, без всякого применения власти к другому чело веку, приносит удовлетворение. С точки зрения получения удовлетворения от вла сти чувство обладания ею более значимо, чем ощущения от воздействия на других людей. Желанными источниками власти могут быть престиж, статус, материаль ное положение, руководящая должность, возможность контроля над информаци онными потоками. Так, в работе Уинтера (Winter, 1973) было показано, что у студентов, занимающих какие-либо посты в студенческих органах самоуправления, уровень мотивации власти существенно превосходит средний. Высокий мотив вла сти был выявлен также у организаторов-добровольцев программы оздоровления жизни в крупном городе, игравшей важную роль в местной политической жизни; однако у разного уровня политических деятелей того же города этот мотив обнаружить не удалось.
2. Способности
По-видимому, люди отличаются
друг от друга и по степени развития
способности к быстрому и безошибочному
определению Мотивационной
фективных и экономичных
способов переструктурирования поля притягательно
сти исходов действия этого человека.
Важным может оказаться и то, насколько
субъект в состоянии учесть собственные
источники власти, все средства воздей
ствия и все мотивы другого
человека, т. е. все факторы, определяющие
ситуацию воздействия. Подобного рода
способностям и интересам свойствен
несколько мани-пулятивный оттенок;
тем не менее они непосредственно
относятся к психологии мотивации.
Примечательно,-что
3. Деятельность власти
Что может побуждать субъекта,
приносить ему удовлетворение? Мы
уже говори ли о стремлении к обладанию
источниками власти ради связанного
с ними ощуще ния власти. Помимо
него, приносить удовлетворение может
само использование имеющихся
Это весьма существенный момент, поскольку он позволяет, в частности, диф ференцировать «сильных» и «слабых» политических лидеров. Донли и Уинтер в своем исследовании (Donley, Winter, 1970) измерили силу мотива власти у 12 жив ших в XX в. американских президентов (с помощью анализа речей, произнесенных при вступлении в должность) и соотнесли ее с политической эффективностью их деятельности (по оценкам историков), с вступлением страны в войны и с масштаба ми преобразований правительства. Несмотря на имевшийся в распоряжении прези дентов огромный аппарат власти, те из них, кто обладал слабым мотивом власти (Тафт, Гардинг, Кулидж, Гувер и Эйзенхауэр), использовали этот аппарат менее активно, чем президенты с сильным мотивом власти (Ф. Д. Рузвельт, Трумен, Кеннеди и Джонсон). См. также Winter, Stewart, 1977.
Как установили Гудштадт и Хьелле (Goodstadt, Hjelle, 1973), индивидуальные различия существуют также и в предпочтении тех или иных средств воздействия. Эти авторы предоставили в распоряжение испытуемых с ярко выраженным внеш ним или внутренним локусом контроля (по Роттеру) различные источники вла сти для воздействия на работника, негативно относящегося к своим обязанностям и плохо их выполняющего. Оказалось, что испытуемые с внешним локусом конт роля гораздо в большей степени, чем испытуемые с внутренним контролем, пола гаются на принуждение и наказание (например, угрозу увольнения), последние же сначала пробуют применить уговоры и убеждение. Поскольку люди с внешним локусом контроля с детства ощущают себя отчужденными и бессильными, они, по всей вероятности, считают все способы оказания влияния, за исключением на казания и принуждения, чересчур слабыми.
4. Моральность цели
Индивидуальные различия должны проявляться и в тех целях, ради достижения которых человек стремится применить власть или оказать влияние на себе подоб ного. Здесь в сферу нашего анализа попадают оценки, связанные с моральными ценностями. Использование власти может служить созданию приятных ощущений от подчинения окружающих своей воле и спровоцированной беспомощности дру гого человека, что приводит к повышению самооценки. Но оно же может служить «благому делу», целям группы или организации, «правильно понятым интересам» самого объекта воздействия. С моральной точки зрения предполагаемые намере ния использующего власть субъекта оцениваются участниками ситуации и сторонними наблюдателями как «хорошие» или «плохие», «законные» или «незаконные». Именно с этой точки зрения Мак-Клелланд различает два вида мотивов, назы вая их личностноориентированной (P-Power) и социоориентированной властью (S-Power) (McClelland, Davis, Kalin, Warner, 1972; McClelland, 1970, 1975). Мак-Клелланд и его сотрудники обнаружили, что показатель «задержки активности» в рассказах ТАТ и других вербальных материалах (частота слова «не») при прочих высоких показателях мотива власти коррелирует с обладанием ответственным постом и небольшим потреблением алкоголя (S-Power, см.: Fontana, Rosenberg, Marcus, Kerns, 1987), в то время как при отсутствии задержки активности высокий мотив власти сочетается с чрезмерным потреблением спиртных напитков, хвастов ством, дающим эрзац удовлетворения чтением порнографических и спортивных журналов, а также со склонностью к риску в азартных играх (P-Power). Последняя комбинация мотивов — Мак-Клелланд (McClelland, 1975) называет ее «Мотиваци онным комплексом конкистадора» — сочетается также со склонностью к импуль сивному применению силы у мужчин. Мэйсон и Бланкеншип (Mason, Blankenship, 1987) в своем исследовании попытались установить, в какой мере эта комбинация мотивов может объяснить тип и частоту применения насилия в интимных отно шениях. Было также обнаружено, что женщины-руководители на производстве и женщины, работающие в академической сфере, обладают более сильно выражен ным социализированным мотивом власти, чем их коллеги-мужчины (Chusmir, 1986; Chusmir, Parker, 1984).
Говоря о соответствии намерений моральным ценностям, следует вспомнить и об установленном Тибо и Келли (Tibaut, Kelley, 1959) различии фатального и пове денческого контроля. В случае фатального контроля Л оказывает влияние на послед ствия действий В, не заботясь ни о его мотивах, ни о его поступках. В случае пове денческого контроля А влияет на последствия действий В лишь в той мере, в какой ему предварительно удалось мотивировать В поступить желательным для себя (Л) образом. .
5. Страх перед последствиями действий власти
Хотя социальное взаимодействие в ситуации применения власти не является, в отличие от аффилиативного поведения, симметричным, оно все же не настолько однонаправленно, как это можно предположить, ознакомившись с рассмотренной выше дескриптивной моделью. Воздействие и здесь носит обоюдный характер. Объект воздействия совершает ответный поступок, он может оказать сопротивление и в свою очередь использовать власть. В связи с этим индивиды должны отли чаться друг от друга еще и тем, в какой степени возможности и последствия их действия власти вызывают у них не только надежды и желания, но и опасения. Можно различить пять видов страха: 1) перед разрастанием своих источников вла сти, 2) их потерей, 3) использованием власти, 4) ответным применением власти, 5) безуспешностью своего воздействия на других.
До настоящего времени
не было сделано ни попыток дифференцированного
измерения этих видов страха перед
властью, ни попыток обоснования
такого рода классификации. Уинтер (Winter,
1973) разработал методику измерения
страха власти, которая, как нам кажется,
главным образом была ориентирована
на страх безуспешности своего воздействия.
Об этом говорит прежде всего тот
факт, что обнаружившие высокий показатель
страха власти студенты придают большее
зна чение собственной
6. Предпочтение определенных сфер использования власти
Очевидно, что в различных областях своей жизни люди совершают разное количе ство действий власти. Они могут ограничиваться сферой личной жизни (воздей ствием на супруга и детей), профессиональной сферой (воздействием на подчинен ных и коллег), сферой общественной жизни (воздействием на членов сообществ по интересам, на политические группировки) и т. д. Вошел в поговорку образ мужа, весьма авторитетного на работе и умолкающего при виде своей жены. При чисто инструментальном понимании мотивации власти различия деятельности власти в разных сферах жизни должны определяться следующими тремя факторами: 1) си лой мотива и личностной значимостью целей, достижение которых возможно лишь при активном содействии другого человека; 2) отсутствием готовности другого оказать это содействие по своей воле или сомнением в ней; 3) типом и мощностью источников власти, дающих возможность удовлетворять или препятствовать удов летворению мотивов партнера.
Информация о работе Мотив и мотивация: восемь основных проблем