Личность как целостная система и варианты индивидуального подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:04, лекция

Краткое описание

Личность рассматривается Фрейдом как интегратор целостности структуры личности, определяющей взаимодействие её структурных компонент, в частности, Сверх-Я и Оно . В работе «Разделение психической личности» он определяет субъекта как Я, являющегося подлинным субъектом, который способен расчленяться по функционированию во временном аспекте. Части структуры субъекта могут расчленяться временно и затем снова объединяются.

Содержимое работы - 1 файл

Психология для непсихологов.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

    Совесть, таким образом,   согласовывает универсальные смыслы с конкретной ситуацией конкретного человека и открывает ему то, что должен он постичь в данном случае. Совесть обеспечивает возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума – конформизму и тоталитаризму.  Однако, как и свобода не является всемогуществом, мудрость – всезнанием, совесть также не всегда безошибочна, что ориентирует человека на  смирение,  а также терпимое отношение к другому,  отражающее правильность нахождения смысла совестью другого человека  Стержневая характеристика  субъекта – система его уникальных смыслов.  

     Смыслы разделяются на уникальные  и универсальные. Уникальные смыслы - это динамические единицы анализа жизни человека, определяемые ситуациями жизни, в этом плане они рассматриваются как  характерные только для него. Благодаря уникальным смыслам формируются универсальные смыслы. «Уникальные смыслы сегодня –это универсальная ценность завтра. Таким способом творятся религии и создаются ценности» / 3, с. 294/. Универсальные смыслы  характерны для множества людей в процессе исторического развития человека и они, относительно, константны. Эти смыслы он определяет как ценности. « Ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизирующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже всё человечество»/ 3, с. 288/. Уникальные смыслы – это реализация системы ценностей, порой и весьма противоречивых,  обеспечивающих глубокий феноменологический анализ и оценивание их, переживание иногда сложнейшего процесса выбора, который, чаще всего, происходит имплицитно. Ценности разделяются на три группы, отражающие способы нахождения смысла жизни: 1. Ценность творения- отражающее то, что даёт человек миру; 2. Ценности переживания – отражающее то, что он берёт от мира и жизни; 3. Ценность отношения – это отражение позиций, которые человек занимает по отношению к тяжёлым ситуациям жизни, при котором он ничего не может изменить.  Жизнь человека имеет смысл даже и тогда, когда невыносимо жить. « …Жизнь никогда не перестаёт иметь смысл, потому что даже человек, который лишён ценностей творчества и переживания, всё ещё имеет смысл своей жизни, ждущий осуществления, - смысл – содержащийся в праве пройти через страдание, не сгибаясь» / 3, Основы, с. 300/.  Ценность отношения включает триаду – отношение к боли, вине и смерти.  Различные проблемы, связанные с этой триадой можно преодолеть и осуществить смысл, изменяя отношение к ним. « Человек посредством отношения, которое он выбирает, способен найти и осуществить смысл даже в безнадёжной ситуации»/ 3,Основы, с. 302/. 

    Исходя из понимания смыслов  как реализации ценностей, Франкл  рассматривает смысл жизни и  смерти, смысл любви и страдания,  смысл работы и досуга, позволяющих  человеку осуществить свой долг  перед собой и сообществом, а также выразить сверхсмысл своего существования. Осмысленность жизни является одним из важных критериев, позволяющим преодолевать трудные ситуации жизни. Смысл в жизни человека – это тот  духовный стержень личности, который регулирует всю его систему поступков и действий.  Человек, чья вера в осмысленность собственной жизни потеряна,  испытывает проблемы  в процессе преодоления трудностей  в различных жизненных  ситуациях,  доходящего порой до печальных результатов – сведения счётов с жизнью.

    Франкл критически подходит к пониманию смысла жизни как стремления к удовольствию, как это представлено в психоанализе. «Удовольствие никак не может придать жизни смысл. Ибо что такое удовольствие? Состояние. Материалист – а гедонизм обычно связывается с материализмом - сказал бы даже, что удовольствие есть не что иное, как состояние клеток мозга»/2, с. 167./ Удовольствие, как и радость – это эмоциональные состояния, оно не является самоцелью в жизни, так как всегда  сопряжено с реализацией каких- то ценностей, в результате которого человек испытывает это состояние.

     Смысл жизни –  определяется  соотношением духовной свободы  и внешней и внутренней судьбой,  при котором человек постоянно  находится в поиске того уникального  смысла, который нужно найти в  каждой конкретной ситуации, отвечая за свой выбор и действия. Смысл жизни во многом определяется конечностью человеческой жизни. Поэтому  смысл смерти является частью смысла жизни по Франклу. Чем глубже человек осознаёт свою конечность, тем более он осознаёт время жизни и ответственность перед ней. Именно конечность с особой остротой ставит проблему временности всех наших дел и поступков.  Любое дело, поступок, действие, переживание  существует в  своё время, поэтому надо укладываться в её пределы, поскольку  оно необратимо. В обратном случае, не исключена фатальная незавершённость, поскольку смерть явление непредсказуемое.  « Конечность, временный характер, таким образом, не являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным.  В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.  Поэтому ответственность человека следует рассматривать как ограниченную во времени и неповторимую» /3,Основы, с. 192/. Смерть как неотъемлемое явление нашей жизни присутствует в каждую минуту. В условиях лагеря происходило постоянное ощущение её присутствия. Поэтому проблема смысла жизни и смерти встаёт с наибольшей остротой. В связи с этим, нахождение и осознание их смысла становится одним из важнейших условий принятия своей участи и ответственности перед  жизнью и другими. Смысл смерти можно рассматривать как ответственность перед собой, другими и перед богом.   Найти смысл смерти – это вопрос глубоко личностный и означает достойное её принятие,  как ту  неизбежность, которая выпадает на его долю. Открытие смысла смерти, как и смысла жизни, отражает  целостность и уникальность личности.

    Смерть как и жизнь управляется множеством смыслов. Поэтому человек должен быть гибким, чтобы мог управлять ими, регулируя усилия с возможностями.  Человеческая жизнь полна смысла, даже в самых сложных ситуациях, при наличии различного рода ограничениях   и даже на смертном одре. Поэтому Франкл рассматривает эфтаназию как  нечто безнравственное, лишающего человека возможности  осуществления  смысла. Он считает, что «…пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность.  Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него  немного – ценности  отношения  остаются   всегда доступными  для  него» /2,Общий, с. 174/.

    Смысл жизни человека во многом определяется  воспроизводством потомков,  в которых  представлена его частичка мира.  Смысл в данном случае приобретается этической, нравственной, интеллектуальной стороной существования в детях, обеспечивающим придание смысла жизни многим поколениям своих потомков.

    При отсутствии детей человек своим существованием и деятельностью имеет возможность придать смысл жизни многим поколениям своих предков, « являясь как бы пиком, венчающим династию». Поэтому Франкл пишет, что: « Жизнь превосходит себя не в «длину» - в смысле самовоспроизводства, а в «высоту» - путём реализации ценностей – или в «ширину» - воздействуя на общество»/2, Общий, с. 196/.

    Смысл жизни может придать любовь. Именно в любви в наибольшей степени проявляется соприсутствие, со-существование в единой целостности двоих, в процессе которого происходит открытие мира смыслов другого, представляющего ценностность. В любви, в наибольшей мере,  обеспечивается возможность транцендирования субъекта.  Любое взаимодействие субъектов или так называемых « потенциальных интенциональных референтов»  образует структурированное целое, необъятный  мир  «смысла», который Франкл называет «логосом».  Одно не существует без другого. Истинное взаимодействие – это со-существование, открытое логосу, способствующее партнёрам трансцендировать себя. В обратном случае можно говорить о взаимном монологе, отражающем взаимное самовыражение, при котором нет места самотрансценденции.  «Самотрансценденция,- пишет Франкл,   означает стремление не только к смыслу, но и к другому человеку» / 3,Экз. в., с. 323/.  Смысл любви по Франклу определяется высоким уровнем духовного взаимодействия, при котором происходит проникновение в сущность другого и открытие его потенциальных возможностей.  Любовь – это «способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости,… понять не только суть и конкретность, но и его ценность, его необходимость »./3, с.323/  В любви как нигде в другой сфере происходит проникновение в суть человека и сотворение его таким, каким хотел сотворить его  сам творец, содействовать открытию его смыслов, определённых сверхсмыслом. Поэтому так значима в жизни человека любовь, которая сильнее смерти. Любовь в связи с этим, не просто эмоциональное состояние, - это акт, направленный на постижение смыслов и рост другого человека. Даже если это, так называемая несчастная любовь.

     Несчастная любовь, обеспечивая  глубинные переживания,  может способствовать личностному росту или защите.  В связи с этим, Франкл пишет, - «Даже когда наши переживания в любви оказываются несчастными, мы не только обогащаемся, но и получаем более глубокое ощущение жизни, такие переживания приводят к внутреннему росту и личностной зрелости»/ 2, с. 261/.  Переживания несчастной любви, в связи с глубинными переживаниями, иногда просто невыносимыми,  могут зафиксироваться как негативный опыт, что в дальнейшем  обеспечивает стремление избегать любви, вместо того, чтобы  не прекращать использовать множество возможностей, которые дарит жизнь и искать свою.     В этом случае, защита от  любви  может выражаться в её миссионерском предназначении и в стремлении к бегству от неё, хотя бы временно.

      Смысл жизни реализуется в процессе деятельности. Поэтому  Франкл уделяет большое значение  смыслу работы (профессиональное призвание) или  труду человека, в процессе которого реализуются созидательные ценности. Смысл работы человека определяется тем вкладом в общественную жизнь, который человек осуществляет в процессе своей деятельности. В связи с этим, Франкл подчёркивает, что смысл работы - это вклад в общество, а не общественное место или положение человека в обществе. Работа имеет важное  значение для человека, поскольку, именно в ней,  он имеет возможность реализовать себя как личность, реализовать свой смысл. Значимость работы для человека подчеркивают исследования невроза безработицы, при котором человек ощущает бессмысленность своего существования.  Однако жизнь нельзя сводить к работе, профессиональное призвание отождествлять с жизненной задачей, для которой человек в это мир призван. Есть множество вариантов труда, которые человек может заполнить смыслом.   Поэтому упование на отсутствие работы – это один из вариантов защиты собственной пассивности. Работа может выполнять и защитную функцию,  обеспечивающей  «бегство в работу».

    Смысл работы неразрывно связан  со смыслом досуга. Без разумной  организации досуга затрудняется  реализация смысла.  В одних  сферах работы /физической, нудной/, досуг  - это восстановление сил. В других – наслаждение жизнью, испытываемое от ценностей искусства, спорта и т.д. Однако они могут выступать и как защита, обеспечивающая заполненность времени и убегание от собственных проблем.

    Жизнь – это не только достижения,  любовь, но и   страдания. Страдая человек реализует ценности отношения.  «Страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать – кардинально-преобразующее, духовное напряжение, ведь он на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть./2, с. 223/. В страдании, в одночасье,  постигается та глубинная мудрость, которую человек постигает в течение длительного времени жизни. Страдание – это защита человека от духовного окоченения    Смысл страдания как скорби – это увековечение во внутреннем мире другого. Смысл  вины  - постижения множества смыслов. Смысл  раскаяния – это возможность очищение от  вины. Однако, всё зависит от того, какой смысл придаёт этим явлениям сам человек.  Для одних – это плодотворная  внутренняя работа по самоизменению и росту, для других – это  жизнь внутри страдания, вины, без возможности дистанцироваться  от них и выработать позитивную позицию. Обе позиции- это всегда свободный выбор самого субъекта.   

.

    Подводя  итоги, можно сказать, что субъект – духовная личность, постигающая и осуществляющая смысл. В связи с этим, субъектная детерминация смыслов по Франклу определяется способностью субъекта постичь смысл, определяемый духовным бессознательным, сверхсмыслом Вселенной.  Постижение смысла субъектом зависит от его совести как диалога с самим собой, так и с интимнейшим собеседником - с богом.  В этом таинственном символическом процессе субъект постигает тот уникальный  смысл, который должен ещё и осуществить. Поэтому, субъектная детерминация смысла определяется  не только его способностью постичь, найти смысл, но и осуществить его, реализовав те или иные ценности: творчества, переживания и отношения.

     Реализация ценностей  субъектом  зависит  его способности согласовать духовную свободу и ограничения судьбы/ биологической, социальной и т.д./.

    Можно полагать, что субъект использует различные варианты согласования. Если он преодолевает все ограничения судьбы в процессе осуществления смысла, то можно говорить о высоком духовном уровне субъектности человека. То же самое можно сказать о человеке, который  в трудных условиях жизни способен  защищаться от ограничений судьбы  духовной деятельностью. В этом плане, субъект характеризуется способностью преодолевать ограничения судьбы или дистанцироваться от них, реализовывая ценности отношения. Если он способен  целесообразно учитывать ограничения в процессе выбора ценностей и их реализации, то можно говорить  о  разумном субъекте или среднем уровне субъектности.  Если же он не в состоянии учитывать ограничения судьбы, то он «теряет» или упускает  смысл.   В этом плане можно говорить о нереализованной возможности осуществить смысл, канувшей в лета.  Если же он  использует ограничения судьбы   в качестве защиты от ответственности/ «бегство» в толпу, в класс, в социальное окружение /, или уповать на фатальность судьбы, то можно говорить о низком уровне субъектности, который не только не осуществляет свой уникальный смысл, но и не в состоянии постичь его.   

     Кроме того, анализ проблемы смыслов, их значения и роли для субъекта рассматриваемая  в работах Франкла позволяет акцентировать наше внимание на один существенный вывод, отражающий основную цель и задачи образовательной системы и не только. Можно сказать даже, что и жизни в целом. Это обучение субъекта способности  творить смыслы,  изменять их в случаях необходимости в  трудных  ситуациях жизни, уметь придавать новые смыслы тем или иным деяниям. Смыслотворчество должно стать главной наукой в процессе воспитания и образования. В связи с этим, считаю соврешенно справедивым  и целесообразным позицию В.Франкла, относительно образовательных  задач  человека.  « …Основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая даёт человеку возможность находить уникальные смыслы»/  В поисках, с. /

Информация о работе Личность как целостная система и варианты индивидуального подхода