Личность как целостная система и варианты индивидуального подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:04, лекция

Краткое описание

Личность рассматривается Фрейдом как интегратор целостности структуры личности, определяющей взаимодействие её структурных компонент, в частности, Сверх-Я и Оно . В работе «Разделение психической личности» он определяет субъекта как Я, являющегося подлинным субъектом, который способен расчленяться по функционированию во временном аспекте. Части структуры субъекта могут расчленяться временно и затем снова объединяются.

Содержимое работы - 1 файл

Психология для непсихологов.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

Лекция 1. .   Личность как целостная система и варианты индивидуального подхода  

Лекция 2 -3 .   Структура и типология личности по Фрейду  

Личность  рассматривается  Фрейдом как  интегратор целостности структуры  личности, определяющей взаимодействие  её структурных компонент, в частности, Сверх-Я и Оно . В работе  «Разделение психической личности» он определяет субъекта как Я, являющегося подлинным субъектом, который способен  расчленяться  по функционированию во временном аспекте. Части структуры субъекта могут расчленяться временно и затем снова объединяются.  В патологии – это представлено случаями раздвоения личности.

 Я  отражает  часть психического, которая  функционирует, на более осознанном  уровне и отражает воздействия  как внешнего мира, так  стимулов идущих от своих,  более глубинных  частей.  Я выполняет, в связи с этим, функцию синтезирования содержаний, обобщения и унификации своих психических процессов.  Выполняя функцию интегрирования душевной жизни, Я как субъект отражает здравый смысл и благоразумие, уровень развития которой определяет основные достижения человека.   Выполняя функцию интегрирования он, в то же время может выступать и в качестве объекта, отражающий позицию наблюдения  какой -  либо своей части.

     В  качестве наблюдающей части,  З.Фрейд,  выделяет «Сверх-Я» и определяет её как голос совести и суда. «… Особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из её функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой её функцией»[ Разд. , с. 336].     Сверх-Я самостоятельна, и в обладании энергией независима от Я и отражает систему морали, которая,  иногда,  подавляет само Я.

    Что же представляет собой  по структурному содержанию Сверх-Я.  Это,  прежде всего, значимости  родителей, с которыми идентифицировался  ребёнок, отражающий  родительский  авторитет, родительские инстанции.  В связи с этим, Сверх- Я является ещё и наследием Эдипова комплекса.

     В процессе развития Сверх-Я   пополняется лицами, заменяющими  родителей: воспитатели, учителя,  идеальные личности.   В   структурировании Сверх-Я  Фрейд  подчёркивает значимую роль родителей,  по сравнению с другими личностями, содержащимися в Сверх-Я, поскольку это самые первые  и  впечатляющие воздействия для ребёнка. В связи с этим, первые варианты идентификаций рассматриваются им как  первоначальные и очень важные для развития человека связи, которые отражают принятие в себя других личностей. Принятых в себя других людей он определяет как интроектов, а сам процесс  называет интроецированием. Первоначальные интроекты  обладают  достаточно мощной энергетикой влияния, поскольку  неосознаваемая  идентификация с ними, подобна оральному, канибаллистическому поглощению их личности, гласящей изнутри субъекта и неосознанно проявляющей себя в поведении и действиях 

    Однако Сверх –Я – это   не только  отражение совокупности  вышеперечисленных личностей,   которые являются представленными в процессе онтогенеза.  Сверх-Я ребёнка строится не только по поведению родителей, проявляемому во вне, но и,  в большей мере, по их Сверх-Я.  Поэтому,  говоря об идентификации с родителями, следует иметь в виду, прежде всего, содержание  их Сверх-Я.  Содержание Сверх-Я  определяется, согласно Фрейда,  ценностями, сформированными в процессе развития человечества. В связи с этим, Сверх-Я ребёнка несёт в себе всю информацию о  ценностях, сформированных в процессе филогенеза, что позволяет говорить о ребёнке как носителе традиций,  а также идеологий прошлого,  неосознанно актуализирующихся в настоящем.  В связи с этим, З.Фрейд критически относится к экономической детерминации поведения и деятельности человека.  Он считает, что «человечество никогда не живёт полностью в настоящем, в идеологиях Сверх-Я продолжает жить прошлое, традиция расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через Сверх-Я, оно играет значительную, независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни»[ Разд., с. 341].

    Итак, анализ Сверх-Я субъекта  позволяет установить его множественную  структуру, обеспечиваемую представленностью  множества личностей,  как настоящего  момента жизни человека, так и  людей из прошлого. Вероятно,  отсюда и рождается понятие коллективного бессознательного по К.Юнгу.

    Основные функции Сверх-Я –  это контроль над потребностями  и требованиями  Я,  ориентация  Я на те или иные ценности  и идеалы.  Как отражение идеально  представленной системы моральных ценностей Сверх –Я  несколько пренебрежительно относится к системе Я, так как оно часто не дотягивает до её требований и норм.  Те потребности Я, которые не согласуются с требованиями Сверх-Я, подвергаются вытеснению. « …Вытеснение является делом Сверх – Я, оно проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я»[Разд., с. 342]

     В какой мере осознанно Сверх-  Я? Согласно Фрейда, лишь небольшая  доля Сверх-Я осознанна.  И не  только Сверх-Я.  Многие части  Я и Сверх-Я в очень важных ситуациях работают бессознательно, в связи с чем,  субъект, чаще всего, может не осознавать своего поведения и поступков, они просто впоследствии становятся предметом его анализа благодаря усилиям с его стороны.

     Помимо одной из определяющих частей субъекта как Сверх- Я, существует ещё одна не менее важная сфера – это сфера Оно.  Исследования ошибочных действий, симптомов, анализ сновидений позволили уже столкнуться с силами Оно, которое выступало неожиданным образом как нарушающее намерение в ошибочных действиях или символизированные элементы сновидения, смысл которого достаточно  трудно было понять или установить. Т.е. согласно  З.Фрейда эта сфера – одна из самых таинственных и тёмных. По активности и её влиянию на субъекта,  он определяет её как одну из сильнейших. Эта сфера ассоциируется им как «неукротимые страсти», как  «хаос, котёл, полный бурлящих возбуждений»[Разд., с.345].

    Эта сфера открыта соматике, вбирая  в себя  инстинктивные потребности.  Здесь не существуют логических законов мышления, противоречивых диад, они,  как бы, сосуществуют рядом,   и нет представления о  пространственно- временных отношениях протекания психических процессов, нет понятия о морали и ценностях, а также об оценках.  Что касается психических процессов в данной сфере, они более лабильны, подвижны и способны к  быстрой разрядке,  чем в других сферах душевной жизни.  Управляет всеми процессами принцип удовольствия. Оно,  связывается с внешним миром через Я.

    Я,  представляет ситуации  внешнего  мира, наблюдая за ним и откладывая в следах восприятия правильный его образ, соотнося его с реальностью и   удаляя из неё все добавления, идущие изнутри субъекта.  Оно обеспечивает Я подходами к моторике, реализующей действия, после осмысления и использования опыта, при этом принцип удовольствия,  управляющий сферой Оно сменяется принципом реальности. Это происходит благодаря регулирующей роли Я. Я, хоть  и считается регулятором отношений с внешним миром,  находится в большой зависимости  от  Оно как энергетически, так и в связи с тем, что оно явление изначальное.   «Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно изменённой близостью к грозящему опасностями внешнему миру»[Разд., с. 347].

   Отношения Я и Оно  З.Фрейд  ассоциирует с наездником и  лошадью. Лошадь обеспечивает энергией, а наездник направляет.  Но не всегда их отношения так просты! Иногда лошадь везёт наездника туда, куда он хочет. В связи с этим, З.Фрейд пишет, что «Бедному Я ещё тяжелее, оно служит трём властелинам, стараясь привести их притязания в согласие между собой. Эти притязания всё время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется со своей задачей. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно»[Разд. С. 348].

     Таким образом, интегративная функция Я, определяемая его стремлением соотнести и согласовать  различные части, гармонизировать их отношения не всегда заканчиваются успешно. В связи с этим,  у  Я развиваются страхи: страх перед Сверх-Я, перед внешним миром и перед страстным Оно. Эти страхи в свою очередь обеспечивают выработку Я защитных механизмов: система рационализаций, связанных со Сверх-Я; уходов и отстраненности перед внешним миром и системой вытеснений и подавлений, связанных с Оно.

Оральный  тип личноста– фиксация на оральной стадии и и направленный на поглощение

Анальный  тип личности- фиксация на анальной стадии стремящийся контролировать ситуацию и к власти.

Фаллический – фиксация на фаллической стадии(Эдипов комплекс) и стремящийся к успеху и соперничеству. 

  Проблема  личности и его типология по Адлеру. 

В понимании  личности Адлер исходит из понятия  целостности. Целостность обеспечивается, говоря термином Адлера, «самодовлеющей целенаправленностью» субъекта, его  творческим Я.   Субъект как  творческое Я  - это самоопределяющаяся   личность, творящая смысл свой жизни,  регулируя соотношение системы  своих целей.  Многочисленные цели повседневности, проявляясь в поступках и действиях субъекта, способствуют реализации общей жизненной цели, отражающего единый смысл жизни субъекта. В этом плане и сознательные и бессознательные цели не столько противоречат друг другу, сколько являются отправными стимулами в достижении общей цели. «Кажущаяся противоречивость сознательных и бессознательных побуждений является лишь противоречием средств, однако для конечной цели возвышения личности, для фиктивной цели богоподобия несущественно и неважно»/с.258/.

    Раскрытие совокупности  его целей,  позволяют понять общую идею  жизни субъекта. И обратно, через   понимание общности целей, отражающих смысл жизни человека, основную идею его душевной жизни можно раскрыть  смыслы частных целей.

      Поэтому, тезис «понимание части  проистекает только из понимания  целого»/с.24/, становится одной из  закономерностей в учении о  смысле по Адлеру. Исходя из  этого, основной направленностью  индивидуальной психологии является создание  целостности из отдельных, но  взаимосвязанных жизненных проявлений личности. «При этом отдельные черты сравниваются друг с другом, выводится их направленность и они собираются в единый обобщённый портрет, отражающий  индивидуальность./ с. 20/.

     Исходя из понимания субъекта  как творческого Я, характеризуемого  «самодовлеющей целенаправленностью», главным в раскрытии его смыслов  является анализ его целей,  позволяющих прояснить взаимосвязь актов  его поведения и поступков  и  возможность  их корректировки. В любом будущем движении человека уже светится его цель. В связи с этим, для Адлера существенное значение в определении  цели придаётся движениям и позам. Даже поза во время сна имеет значение по Адлеру.  Человек ничего не делает бесцельно, т.е бессмысленно. Любое его движение предполагает цель и соответственно,  имеет свой смысл.

     Кроме того, Адлер считает, что   знание причин не всегда позволит  создать обобщённую картину, поскольку это рефлексы и время реакции, обеспечивающее отражение  состояний.

    Знание же  целей позволяет  сконструировать обобщённую композицию  динамики его душевной жизни.  Поэтому,  любые проявление душевной  жизни неразрывно связаны со  знанием  целей. «Мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать не имя перед собой цели. Ведь никакой причинности не достаточно живому организму, чтобы преодолеть хаос будущего и устранить бесплановость, жертвой которого мы стали бы. Всякое деяние осталось бы на стадии беспорядочного ощупывания, экономия душевной жизни оказалось бы недостижимой. … Только неживое подчиняется каузальности. Но жизнь – это долженствование»/ с 22/.  

    Отдельные цели,  в итоге способствуют  формированию конечных фиктивных  целей, к которым стремится  человек. Они могут быть осознанными и неосознанными, однако их смысл неизвестен самому субъекту. В связи с этим, раскрытие смысла любого явления душевной жизни  человека, с точки зрения Адлера необходимо искать в движениях целей. « Любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмысленно и  понято как движение к цели »/ /.

    Анализ совокупности целей, исходя  из целостности проявлений  личности, обеспечивают формирование общего  направления жизни человека, его  жизненный план и его конечную цель, отражающих смысл жизни человека. Смысл жизни человека проявляется во всех его поведенческих проявлениях и способах мышления.

    Что же лежит в основе формирования  смысла жизни человека?

  В  основе формирования смысла жизни лежит общая для всех людей цель – достижение превосходства над другими. То есть любое стремление к  цели, определяющей смысл любого  действия, поступка и поведения субъекта неразрывно связан с другими людьми.

    Таким образом, стремление к  превосходству неразрывно связано с построением взаимоотношений с другими людьми, без которых оно теряет смысл. Стремление к превосходству характерно для всех людей и в патологии и в норме. «Будь то художник, желающий быть первым в своём деле, или домашний тиран, молится ли он своему богу или унижает других, считает ли он своё страдание самым большим, перед которым все должны преклоняться, стремится ли он к недостижимым идеалам  или разрушает прежних богов, старые рамки и нормы, на каждом участке его пути им руководит страстное стремление к превосходству, мысль о своём богоподобии, вера в свою волшебную силу»/ с 28/.

Информация о работе Личность как целостная система и варианты индивидуального подхода