Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет юридической психологии.
Тема 2. Психология личности.
Тема 3. Основные психические процессы в профессиональной деятельности юриста.
Тема 4. Чувства и эмоции.

Содержимое работы - 1 файл

Лекции по дисциплине Юридическая психология (2).doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

2)  «миссионерство»,  или «синдром Рембо», когда террорист не может убивать «просто так», он обязательно должен делать это во имя чего-то высокого, поэтому ему приходится все время искать более сложные и рискованные миссии;

3) «синдром камикадзе», к основным психологическим характеристикам которого относится прежде всего экстремальная готовность к пожертвованию своей жизнью, что достигается посредством изменения отношения к жизни как к своей собственности.

К основным достоинствам монографии Д. В. Ольшанского (2002) можно отнести практические рекомендации в виде правил поведения в ситуациях, связанных с возможностью возникновения террористических актов (краткий курс самозащиты от террора).

 

                                   

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО.

           Потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате преступления причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Признание потерпевшего оформляется постановлением следователя (дознавателя) или суда.

          В психологии потерпевшего  анализируются факторы, влияющие на формирования его личности — его поведение до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления, — а также разрабатываются практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевших.

Обычно исследование личности потерпевшего рассматривается в двух аспектах (Васильев В. Л., 2002, с. 399):

1)  «статистическая область» — возраст, пол, национальность, служебное положение и т. д. Ряд этих признаков необходимо выяснить согласно непосредственному требованию закона, более того, некоторые из них могут влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях);

2)  «динамическая область» — поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с интенсивностью обороны и т. д.).

          Психологическая  характеристика личности потерпевшего по большей части зависит от (Волков В. Н., 2002,с.149):

•  основ высшей нервной деятельности потерпевшего (сильный, активный, подвижный, т. е.сангвинический тип темперамента при прочих равных условиях находится в более выгодном положении);

•  черт характера (волевые качества, инертность, ригидность, импульсивность, нерешительность, застенчивость и т. д.);

•  жизненного опыта, имеющего большое значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях, преступления на транспорте и т. д.;

•  правосознания;

•  убежденности в правоте действий, препятствующих преступному посягательству;

•  активного, целеустремленного поведения потерпевшего, направленного на отпор и пресечение преступных посягательств, но не выходящего за рамки, которые для данных ситуаций установлены законодательством (пределы необходимой обороны и т. д.).

           При  рассмотрении поведения, предшествующего преступлению, возникает проблема провоцирующего поведения потерпевшего. Поведение может быть активным, когда потерпевший повышенно конфликтен, агрессивен, груб, не соблюдает правил общежития и т. п.; оно может быть пассивным в случае демонстрации окружающим существенных материальных ценностей, оставления вещей без присмотра в общественном месте (на вокзале, в магазине); оно может быть способствующим в случае распития спиртных напитков со случайными или малознакомыми людьми, прогулки в лесопарковой зоне в ночное время и т. д. Но сразу же следует отметить, что концепция «вклада» жертвы в генезис преступления, доминирующая в 70-80-е гг. XX в. в России, была гипертрофированной и интерпретировалась однобоко.

           В  последние годы стали все чаще говорить о синдроме специфического поведения жертвы, повышенной способности в силу ряда объективных и субъективных причин становиться «мишенью» для преступных посягательств/что вошло в понятие «виктимностъ».

«Виктимностыо» часто называют "предрасположенность" индивида к тому, чтобы именно он оказался жертвой преступления; в силу определенных качеств личности, реализуемых в поведении, тот или иной человек в большей или меньшей степени уязвим для преступника. Повышенная виктимность лица может возникнуть в связи с определенной социальной ролью (ряд профессий, как известно, связан с повышенным профессиональным риском); более высокая опасность оказаться жертвой преступления в этих случаях не зависит от поведения индивида или от личностных качеств. И наоборот, повышенная виктимность — как недостаточная способность избежать опасности — может "напрямую" обусловливаться личностными качествами, объективно присущими той или иной категории людей (например, повышенная уязвимость детей, женщин, престарелых, умственно отсталых и т. д.). Итак, в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются те или иные элементы разноуровневого порядка, которые так или иначе являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву преступления» (Квашис В. Е., 1999, с. 20).

          Изучая  психологические особенности личности  потерпевшего от экономических  преступлений, В. Л. Васильев (2002, с. 403) демонстрирует общий психологический портрет жертв фирм, не выполнивших своих обещаний:

1) типичная жертва не обладает  знаниями о рыночной экономике и психологии делового общения;

2) существуют психологические стереотипы, эмоциональное невосприятие серьезной негативной информации о фирме;

3) отсутствует фактическая самостоятельность  при амбициозном субъективном представлении о возможности добиться успеха;

4) низкий уровень практической  культуры делового общения;

5) психологическая ослабленность  жертвы.

         При психологическом  исследовании потерпевших от  сексуальных преступлений автором был выявлен более низкий уровень психической адаптации у дево-чею, подвергшихся сексуальному насилию. Также на основе психологического анализа показано, что у одной части потерпевших наблюдались заниженная самооценка, низкий уровень социальной адекватности поведения в ситуации конфликта, повышенная конформность; у другой части потерпевших, наоборот, — завышенная самооценка с некритичностыо к себе, тенденция брать на себя задачи, превышающие их возможности, склонность к риску.

         Зачастую  жертвами преступлений становятся дети. Н. В. Тарабрина (2001) выделяет группы детей, которые с высокой вероятностью могут стать жертвами преступных посягательств:

•  дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявляют его в отношении слабых;

•  дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко поддающиеся внушению, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

• уличные дети;

•  дети, воспитывающиеся в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающие их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

•  дети с нервно-психическими расстройствами;

•  маленькие дети в силу своей  беспомощности;

•  недоношенные или с малым  весом при рождении (они обычно раздражительны, плачут и доставляют больше проблем родителям).

Классификаций потерпевших существует достаточного много. Одной из них является классификация потерпевших по характеру их поведения, предложенная Д. В. Ривманом (2002, с. 54-56).

            Агрессивные потерпевшие. Эту группу составляют потерпевшие, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или других лиц либо в проявлении агрессии в иных формах (оскорблении, клевете, издевательстве и т. д.).

           Агрессивные насильники общего плана. Они характеризуются свободным выбором объекта для нападения. По ведущей мотивации это — корыстные, сексуальные хулиганы, негативные мстители, психически больные люди.

          Избирательно агрессивные насильники. У них существует конкретный объект нападения. По ведущей мотивации это — корыстные, сексуальные, семейные деспоты, скандалисты, негативные мстители, психически больные люди.

         Агрессивные провокаторы общего  плана. У этой группы нет четкого объекта посягательства и оно не связано с физическим насилием. По ведущей мотива* ции это — хулиганы, негативные мстители, психически больные люди.

         Избирательно агрессивные провокаторы. У них существует конкретный объект посягательства и оно не связано с физическим насилием. По ведущей мотивации это — семейные деспоты, скандалисты, корыстные, сексуальные, негативные мстители, психически больные люди.

          Активные  потерпевшие. Потерпевшие, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: они — сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные само-причинители.

         Инициативные потерпевшие. Потерпевшие, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда: инициативны по должности, инициативны по общественному положению, инициативны в силу личностных качеств.

        Пассивные  потерпевшие. Лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: они объективно не способны к сопротивлению.

        Некритичные  потерпевшие. Лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации; это люди с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, некритичные, без очевидных «формализованных» качеств.

        Нейтральные  потерпевшие. Лица, поведение которых во всех отношениях положительное: оно не было негативным и никоим образом не вызывало преступных действий; в пределах своих возможностей потерпевший критически осмысливал ситуацию.

        Необходимо  разрабатывать систему профилактических  мероприятий, которые будут готовить  людей к % оптимальному, правильному поведению в различных! нестандартных, экстремальных ситуациях. Следует! также создавать и расширять уже имеющуюся сеть социальной помощи пострадавшим. На международных конференциях последних лет уже разработаны и юридически закреплены основные положения, направленные на поддержку потерпевших: демократическое общество обязано облегчить негативное влияние преступности на жизнь людей, в т. ч. отрицательные последствия виктимизации для всех сторон их жизни; жертвы преступлений должны получать необходимые помощь и поддержку, что будет свидетельствовать об осознании обществом масштаба и сложности их проблем; все жертвы преступлений имеют право на конфиденциальность, физическую безопасность и психологическую поддержку.

              У нас в России наконец-то  стали появляться научные публикации, где рассматриваются вопросы психической травматизации ребенка в условиях социального сиротства, психологическое и физическое насилие в семье, насилие в школе, сексуальное насилие, последствия физического и сексуального насилия, прогностические факторы, предлагаются формы и методы работы с детьми, пережившими насилие (Зиновьева О. Н., Михайлова Н. Ф., 2003).

             Появились монографии, посвященные  рассматриваемой проблеме, где большое внимание уделяется виктимности как социально-психологическому явлению. Так, В. И. Полубинский (1999, с. 30) пишет: «Наивно предполагать, что в обществе будущего, успешно решившем проблему преступности, исчезнут люди, которые в силу особенностей их личности и поведения не будут чаще других нести моральный, имущественный и физический ущерб. Несли такой ущерб люди в первобытном обществе, будут нести и в обществе бессклассовом, ликвидировавшем преступность как социальное явление. Другое дело, что вред этот им будет причиняться не преступными действиями других лиц, а поступками, подпадающими под действие моральных, нравственных либо этических норм».

 

 

 

 

 


Информация о работе Юридическая психология