Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:54, курс лекций
Тема 1. Предмет юридической психологии.
Тема 2. Психология личности.
Тема 3. Основные психические процессы в профессиональной деятельности юриста.
Тема 4. Чувства и эмоции.
2) «миссионерство», или «синдром Рембо», когда террорист не может убивать «просто так», он обязательно должен делать это во имя чего-то высокого, поэтому ему приходится все время искать более сложные и рискованные миссии;
3) «синдром камикадзе», к основным психологическим характеристикам которого относится прежде всего экстремальная готовность к пожертвованию своей жизнью, что достигается посредством изменения отношения к жизни как к своей собственности.
К основным достоинствам монографии Д. В. Ольшанского (2002) можно отнести практические рекомендации в виде правил поведения в ситуациях, связанных с возможностью возникновения террористических актов (краткий курс самозащиты от террора).
ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО.
Потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате преступления причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Признание потерпевшего оформляется постановлением следователя (дознавателя) или суда.
В психологии потерпевшего анализируются факторы, влияющие на формирования его личности — его поведение до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления, — а также разрабатываются практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевших.
Обычно исследование личности потерпевшего рассматривается в двух аспектах (Васильев В. Л., 2002, с. 399):
1) «статистическая область» — возраст, пол, национальность, служебное положение и т. д. Ряд этих признаков необходимо выяснить согласно непосредственному требованию закона, более того, некоторые из них могут влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях);
2) «динамическая область» — поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с интенсивностью обороны и т. д.).
Психологическая
характеристика личности
• основ высшей нервной деятельности потерпевшего (сильный, активный, подвижный, т. е.сангвинический тип темперамента при прочих равных условиях находится в более выгодном положении);
• черт характера (волевые качества, инертность, ригидность, импульсивность, нерешительность, застенчивость и т. д.);
• жизненного опыта, имеющего большое значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях, преступления на транспорте и т. д.;
• правосознания;
• убежденности в правоте действий, препятствующих преступному посягательству;
• активного, целеустремленного поведения потерпевшего, направленного на отпор и пресечение преступных посягательств, но не выходящего за рамки, которые для данных ситуаций установлены законодательством (пределы необходимой обороны и т. д.).
При рассмотрении поведения, предшествующего преступлению, возникает проблема провоцирующего поведения потерпевшего. Поведение может быть активным, когда потерпевший повышенно конфликтен, агрессивен, груб, не соблюдает правил общежития и т. п.; оно может быть пассивным в случае демонстрации окружающим существенных материальных ценностей, оставления вещей без присмотра в общественном месте (на вокзале, в магазине); оно может быть способствующим в случае распития спиртных напитков со случайными или малознакомыми людьми, прогулки в лесопарковой зоне в ночное время и т. д. Но сразу же следует отметить, что концепция «вклада» жертвы в генезис преступления, доминирующая в 70-80-е гг. XX в. в России, была гипертрофированной и интерпретировалась однобоко.
В последние годы стали все чаще говорить о синдроме специфического поведения жертвы, повышенной способности в силу ряда объективных и субъективных причин становиться «мишенью» для преступных посягательств/что вошло в понятие «виктимностъ».
«Виктимностыо» часто называют "предрасположенность" индивида к тому, чтобы именно он оказался жертвой преступления; в силу определенных качеств личности, реализуемых в поведении, тот или иной человек в большей или меньшей степени уязвим для преступника. Повышенная виктимность лица может возникнуть в связи с определенной социальной ролью (ряд профессий, как известно, связан с повышенным профессиональным риском); более высокая опасность оказаться жертвой преступления в этих случаях не зависит от поведения индивида или от личностных качеств. И наоборот, повышенная виктимность — как недостаточная способность избежать опасности — может "напрямую" обусловливаться личностными качествами, объективно присущими той или иной категории людей (например, повышенная уязвимость детей, женщин, престарелых, умственно отсталых и т. д.). Итак, в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются те или иные элементы разноуровневого порядка, которые так или иначе являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву преступления» (Квашис В. Е., 1999, с. 20).
Изучая
психологические особенности
1) типичная жертва не обладает знаниями о рыночной экономике и психологии делового общения;
2) существуют психологические
3) отсутствует фактическая
4) низкий уровень практической культуры делового общения;
5) психологическая ослабленность жертвы.
При психологическом
исследовании потерпевших от
сексуальных преступлений автор
Зачастую жертвами преступлений становятся дети. Н. В. Тарабрина (2001) выделяет группы детей, которые с высокой вероятностью могут стать жертвами преступных посягательств:
• дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявляют его в отношении слабых;
• дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко поддающиеся внушению, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;
• уличные дети;
• дети, воспитывающиеся в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающие их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
• дети с нервно-психическими расстройствами;
• маленькие дети в силу своей беспомощности;
• недоношенные или с малым весом при рождении (они обычно раздражительны, плачут и доставляют больше проблем родителям).
Классификаций потерпевших существует достаточного много. Одной из них является классификация потерпевших по характеру их поведения, предложенная Д. В. Ривманом (2002, с. 54-56).
Агрессивные потерпевшие. Эту группу составляют потерпевшие, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или других лиц либо в проявлении агрессии в иных формах (оскорблении, клевете, издевательстве и т. д.).
Агрессивные насильники общего плана. Они характеризуются свободным выбором объекта для нападения. По ведущей мотивации это — корыстные, сексуальные хулиганы, негативные мстители, психически больные люди.
Избирательно агрессивные
Агрессивные провокаторы
Избирательно агрессивные
Активные потерпевшие. Потерпевшие, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: они — сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные само-причинители.
Инициативные потерпевшие. Поте
Пассивные потерпевшие. Лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: они объективно не способны к сопротивлению.
Некритичные потерпевшие. Лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации; это люди с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, некритичные, без очевидных «формализованных» качеств.
Нейтральные потерпевшие. Лица, поведение которых во всех отношениях положительное: оно не было негативным и никоим образом не вызывало преступных действий; в пределах своих возможностей потерпевший критически осмысливал ситуацию.
Необходимо
разрабатывать систему
У нас в России наконец-то стали появляться научные публикации, где рассматриваются вопросы психической травматизации ребенка в условиях социального сиротства, психологическое и физическое насилие в семье, насилие в школе, сексуальное насилие, последствия физического и сексуального насилия, прогностические факторы, предлагаются формы и методы работы с детьми, пережившими насилие (Зиновьева О. Н., Михайлова Н. Ф., 2003).
Появились монографии, посвященные рассматриваемой проблеме, где большое внимание уделяется виктимности как социально-психологическому явлению. Так, В. И. Полубинский (1999, с. 30) пишет: «Наивно предполагать, что в обществе будущего, успешно решившем проблему преступности, исчезнут люди, которые в силу особенностей их личности и поведения не будут чаще других нести моральный, имущественный и физический ущерб. Несли такой ущерб люди в первобытном обществе, будут нести и в обществе бессклассовом, ликвидировавшем преступность как социальное явление. Другое дело, что вред этот им будет причиняться не преступными действиями других лиц, а поступками, подпадающими под действие моральных, нравственных либо этических норм».