Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:41, курсовая работа
Идея свободного воспитания занимает особое место в истории развития педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. История знает немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. Среди них Яснополянская школа Л.Н. Толстого, «Дом свободного ребёнка» К.Н. Вентцеля, колония «Бодрая жизнь» СТ. Шацкого в России; «Сиротский дом Прево» П. Робена во Франции. Почти всегда такой опыт давал положительный эффект: повышалась активность и самостоятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться. Деятельность подобных учреждений в силу различных обстоятельств, обусловленных политическими, экономическими и другими факторами, не была длительной. Они закрывались, но это не уменьшало энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, пытавшихся реализовать их на практике.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I. Сущность идей «естественного» и «свободного» воспитания в педагогической системе …………………………………………7
1.1 Анализ идей «естественного» и «свободного» воспитания Ж.- Ж. Руссо………………………………………………………………………………7
1.2 Трактовка идей «естественного» и «свободного» воспитания Л.Н. Толстым…………………………………………………………………………..10
Глава II. Реализация идей «естественного» и «свободного» воспитания Л. Н. Толстого в Яснополянской школе……………………..13
2.1 Организация учебного процесса в Яснополянской школе…………..13
2.2 Содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого……………17
Заключение ……………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………….24
В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Л.Н. Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка: «Здоровый ребенок родиться на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра»[16]. В этих словах – идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории «свободного воспитания». Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Л.Н. Толстого к детям.
Л.Н. Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Идеи «естественного» и «свободного» воспитания Л.Н. Толстой основывались на интересе детей, пробуждали и развивали их творчество, помогали им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.
Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861 – 1862 годах Яснополянская школа, открытая Л.Н. Толстым. П.А. Лебедев пишет в статье, что яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Л.Н. Толстого, но его опыт остался незавершенным[15].
Таким
образом, идеи «естественного» и «свободного»
воспитания Льва Николаевича имеют место
быть в педагогической системе. Идеи отечественного
педагога основываются на взглядах Ж.-Ж.
Руссо, Лев Николаевич сумел организовать
учебный процесс с опорой на интерес учащихся,
при этом методы наказания, порицания
в его идеях отсутствовали. Сущность идей
«естественного» и «свободного» воспитания
заключается в принятии ребенка таким,
какой он есть, гармоничном развитии всех
сил и способностей. Обучение ведется
с опорой на принцип природосообразности.
Но данное обучение не предусматривало
учебной программы, дисциплины, режима
занятий, расписания, что очень осложняло
когнитивную деятельность учащихся.
Выводы по главе I
Таким образом, идеи «естественного» и «свободного» воспитания зародились во Франции в XVIII в., ее основоположником был Ж.-Ж. Руссо. В России идеи «естественного» и «свободного» воспитания получили развитие в конце XIX в начале XX веков в творчестве великого русского педагога, писателя Льва Николаевича Толстого. Воплощение идей «естественного» и «свободного» воспитания проходило в имении Ясная Поляна, которое позже получило название Яснополянская школа.
Отечественный
педагог, как и его зарубежный
коллега, видели в ребенке личность.
Сущность идей «естественного» и «свободного»
воспитания в педагогической системе
заключалась в опоре на принцип природосообразности,
который подразумевал следование педагога
за возрастными качествами ребенка, природными
способностями ученика. Лев Николаевич
Толстой, как и Жан Жак Руссо, выступал
против схоластического обучения, утверждая
всех в том, что природа ребенка совершенна.
В своих статьях Лев Николаевич говорил
то, что ребенок рождается в гармонии с
природой, его развитие проистекает закономерно
и не требует постороннего вмешательства.
Педагог, обучая ребенка, должен лишь направлять
ход его развития.
Глава II. Реализация идей «естественного» и «свободного» воспитания Л. Н. Толстого в Яснополянской школе
2.1 Организация учебного процесса в Яснополянской школе
Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности учебно – воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Единственным критерием учебного процесса и педагогики вообще Л.Н. Толстой объявлял свободу, единственным методом – опыт. Л.Н. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Л.Н. Толстым была использована Яснополянская школа – своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы»[8].
Исходя из принципа свободы в педагогике, Л.Н. Толстой по – новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. В.М. Артемов, описывая Л.Н. Толстого, говорит, что помещая в центр идей «свободного» и «естественного» воспитания личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов:
Организация учебного процесса в Яснополянской школе проходит по этим принципам[3]. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Л.Н. Толстой, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка.
Особое место в учебном процессе Л.Н. Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, Лев Николаевич справедливо отмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.
Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Л.Н. Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: «1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Данный принцип, однако, не означает того, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен. Требуя соблюдения принципа доступности обучения, Л.Н. Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся. Такой подход, справедливо замечал он, часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий. Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.
Прочность усвоения для Л.Н. Толстого естественным образом связана с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Л.Н. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких – либо знаний. В статье Е. Барутчевой говорится, что механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Л.Н. Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала[4].
Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Л.Н. Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. В своей статье И.А. Соловков показал, что к важнейшим условиям достижения основательности знаний Л.Н. Толстой относил следующие[17]:
1. Сознание в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки «дух школы», отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;
2. Постоянную
и разностороннюю связь
3. Применение в обучении различных методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями;
4. Предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно – познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;
5. Стремление к установлению межпредметных связей;
6. Систематическое, продуманное повторение и обобщение;
7. Наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися;
8. Тесная
органическая связь между
9. Обеспечение
в школе связи умственного
с физическим развитием
Исходной психолого – педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности оказался ведущим. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно – педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь.
«Образование есть потребность всякого человека, – писал Л.Н. Толстой в статье «Сельский учитель», – поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся»[24].
Таким
образом, организация учебного процесса
в Яснополянской школе базируется
на принципах, которые взаимодействуют
между собой и отвечают за доступность
обучения, качество усвоения знаний, умений
и навыков и активизирует учебный процесс
в целом.
2.2 Содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого
Вопрос о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем»[16], имея в виду обычную программу школы того времени – чтение, письмо, арифметика, закон божий, об этом говорит Г. Светлова.
Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Л.Н. Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал двенадцать учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.
Когда Л.Н. Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Л.Н. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему.
По мнению Е. Барутчева, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Л.Н. Толстой признавал религиозно – нравственное воспитание в духе «очищенного христианства»[4]. Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Л.Н. Толстой называл пустячным делом. В воззрениях Л.Н. Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних окажутся и противоречия и неясности.… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно»[13; 14].
Выдвинув
в противоположность своим