Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:30, курсовая работа
Кризисное состояние современного русского национального самосознания стимулирует поиск духовно-нравственных опор, морально-этических постулатов, свойственных русским на протяжении всего нелёгкого и драматического пути развития нации. Несомненно, что специфика национального представления о том или ином базовом понятии, некие нравственные, ценностные компоненты тем или иным образом отражают в языке. В качестве фактора, влияющего на языковую систему и продуцирующего изменения в ней в плане отражения ценностной и мировоззренческой характеристики национального сознания, нас будут интересовать не все тексты, а лишь те, которые мы условно назовём авторитетными. Каковы могут быть причины приобретения текстов статуса авторитетного текста? Это может быть освещённость автором человека, являющегося бесспорным авторитетом в рамках данной социально-культурной общности. Такими бесспорными авторитетами являются для нас, например: Пушкин, Толстой, Чехов. Во-вторых, это может быть освещённость авторством народа. В-третьих, причиной авторитетности того или иного текста может быть его широкое распространение в обществе, его регулярная воспроизводимость.
Глава 1. Реферативный обзор литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «ценность». Особенности малых форм
фольклора
1.2. В.И. Даль «Пословицы русского народа», разделы: «Добро-милость-зло», «Друг-недруг», «Работа-праздность»
Глава 2. Экспериментальное исследование условий эффективного формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок русского народа
2.1. Состояние проблемы исследования в дошкольном учреждении
2.2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по традиционной системе
2.3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по программе «Начальная школа сегодня и завтра»
2.4. Методы и приемы работы воспитателя и учителя с пословицами и поговорками как материалом, формирующим систему ценностей старших дошкольников и младших школьников
Заключение
Список литературы
Формирование личности должно
идти через овладение родным языком,
тысячелетиями накапливающим
Сходство взглядов и позиций
двух великих русских педагогов
относительно роли народных пословиц
и поговорок в обучении значительно
тем, что оно направляет каждого,
кто занят воспитанием детей-
1.2 В.И. Даль «Пословицы
русского народа», разделы: «
Рассмотрим пословицы, отнесённые В.И. Далем в разделы «Добро - милость - зло», «Друг - недруг», «Родина - чужбина», «Работа - праздность». Нашей целью будет выяснение того, как детализируются и оцениваются пословицы и поговорки. Как известно, оценка того или иного явления, факта, понятия является важным компонентом пословицы. Оценка может опираться на ощущения, тогда эта оценка гедонистическая или сенсорная, а также может проистекать из других принципов (нормативность, утилитарность и т.д.), тогда оценка имеет рациональный характер.
Работая над разделом «Добро - милость - зло», обратимся непосредственно к понятию «добро», которое в словаре Даля определено как, «благо, что честно и полезно, всё чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» [19,410]. Противоположен ему антоним - зло.
Из 275 пословиц, включённых Далем
в раздел «Добро - милость - зло», можно
выделить три группы пословиц. Первая
группа пословиц рассматривает значение
добра, вторая группа пословиц - антипод
добру - зло и его проявления, третья
группа пословиц даёт констатированную
характеристику положительным и
отрицательным сторонам человека и
общества. Пословицы первой группы
прямо говорят о значимости добра
в жизни людей, например: «Не век
жить, а век поминать», «Доброму добрая
память», «С добрым жить хорошо. В добре
хорошо жить», «Ласково слово - что весенний
день», «Милость и на суде хвалится.
Красна милость и в правде», «Милость
подпора правосудию», «Всякое даяния
благо»; ассоциируют зло с возмездием,
говорят о том, что малое зло
способно свести на нет большое добро,
всепрощение должно стать девизом
в жизни каждого человека, например:
«Добрым делом не кори», «На ласковое
слово не кидайся, на грубое не гневайся»,
«На ласковое слово, не сдавайся, на
противное не осержайся», «Он мухи
не убьёт. Он и во сне комара не убьёт»,
«Наш Андрей никому не злодей», «Зла за
зло не воздавай», «Кто гнев свой одолевает,
крепок бывает», «Господин гневу
своему - господин всему»; декламируют
добро как потребность
Пословицы второй группы констатируют факт присутствия зла, гнева по отношению друг к другу в жизни, желание обидеть, отомстить, досадить, например: «Гневайся да не согрешай», «Гневаться - дело человеческое, а злопомнить - диавольское», «Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское», «Подпустить кому кузьку (досадить)», «Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку», «Это невестке на отместку», «Я им заварил ушицу (или: кашицу), пусть расхлёбывают», «Сжить кого со свету. Согнать с бела света»; пословицы характеризующие «дурных», злых людей, например: «Как на лес взглянет, так и лес вянет», «Не надо беса, коли ты здеся», «От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека - ничем», «У злой Натальи все люди канальи», «Сердце с перцем, душа с чесноком», «Сера, что свинья, а зла, что змея», «Ты ему слово, а он тебе десять», «Немилостивому мил не будешь».
Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному, например: «Не всяк злодей, кто часом лих», «Туча е без грому, хозяин (или: господин) не без гневу», «Где гнев, там и милость», «Горьким быть - расплюют, сладким - проглотнут», «Горького проклянут, а сладкого проглотят», «Не всё таской, ино и лаской», «Не всё по затылку, ино и по головке». Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно говоря об их слабостях, например: «Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона)», «Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает)», «Видно не той ногой (или: невпопад) порог переступил», «Левой ногой с постели ступил», «Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой», «Бог простит, только вперёд не каверзи», «Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили»; говорит о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам, например: «Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай)», «Гнева не пугайся, на ласку не кидайся», «Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе».
В пословицах отразились представления
о моральных качествах
В сборнике Даля дружба рассматривается в разделе «Друг - недруг», включающем в себя 215 пословиц. «Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; тесная связь, основанная на временных выгодах» [19,452] - таково значение этого слова в словаре Даля. В нём же он указывает несколько значений слова друг - «такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому; близкий человек, приятель, хороший знакомый» [19,453].
Отметим, что понятие «друг» обладает в национальном сознании является абсолютной ценностью: «Без друга сирота; с другом - семьянин», «Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь» и др. Пословицы, связанные с понятием «дружба», в сборнике Даля можно разделить на три группы: пословицы, характеризующие «дружбу» в бытийном, онтологическом плане; пословицы, говорящие о реальности существования дружбы в жизни людей; пословицы, ориентирующие человека в его взаимоотношениях с другом.
Пословицы первой группы прямо говорят о значимости понятий «дружба», «друг» для народного сознания, например: «Что есть вместе, чего нет, пополам», «Одному и пьяно, да не мило; с другом и хмельно, да умно», «Нет друга, так ищи: а нашёл, так береги», «Доброе братство милее богатства», «В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Не дорог подарок, дорога любовь», «Шуту в дружбе не верят. В дружбе правда», «Свой своего знает (видит) издалека», «Для милого дружка и серёжку из ушка», «Был я у друга, пил я воду слаще мёду»; декламируют неуничтожимость и конечное торжество дружбы, например: «Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает», «У друга пить воду лучше неприятельского мёду», «Старый друг лучше новых двух», «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй! Не изведан - друг; а изведан - два», «Новых друзей наживай, а старых не утрачивай», «Собака собаку знает (или: не ест)», «Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь».
Вторая группа пословиц констатирует прежде всего отсутствие настоящей дружбы в жизни, например: «Не видишь - душа мрёт; увидишь - с души прёт», «С другом дружись, а сам не плошись (а за саблю держись)», «Скотина чешется бок о бок, а люди врозь», «На частую дружбу часом (часто, чаще) раздружье», «Две кошки в мешке дружбы не заведут», «Полюбил его, как собака палку. Люблю, что собака редьку», «Друзей-то (приятелей) много, да друга нет», «Мы с тобою, что рыба с водою: ты ко дну, а я на берег», «Скатерть со стола - и дружба сплыла», «Пили, ели - кудрявчиком звали; попили, поели - прощай, шелудяк!», «Называется другом, а обирает кругом». Большая группа пословиц говорит о том, как тяжело жить дружно, например: «За что того любить, кто хочет сгубить?», «Подле чертёнка не выкормишь телёнка», «Не житьё и собаке с волком, а телёнку так и продуху нет», «Стоячему с сидячим трудно говорить (младшему перед старшим)», «Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Дружба от недружбы близко живёт», «Больше друзей - больше и врагов. Бойся друга, как врага». Третья группа пословиц констатирует прежде всего грешную природу человека, не позволяющую ему всегда и со всеми жить в дружбе, например: «Лучше найдёшь - забудешь; хуже найдёшь - вспомянешь», «Пеший конному не товарищ. Иноходец в пути не товарищ», «Чешися конь с конём, вол с волом, а свинья с углом», «Сапог лаптю не брат (не дружка, не чета, не ровня)», «Глупый умного, а пьяница трезвого не любят», «Был бы сам хорош, так бы люди не испортили».
Человеческая дружба выражается прежде всего в делах, например: «Не спожив (не поживши), друга не узнаешь», «Изведан друг, коль соли вместе съевши», «Друга узнать - вместе пуд (куль) соли съесть», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде», « Друг познаётся на рати да при беде», «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии», «Друг до поры - тот же недруг», «Добрый друг не по конец рук», «Друг неиспытанный, что орех нерасколотый», «Недруг поддакивает, а друг спорит». Пословицы призывают человека жить в дружбе, например: «Другу не дружи (не потворствуй), недругу не груби», «Другу дружи, а другому (а недругу) не груби», «Два горя вместе, третье пополам», «Жить заодно, делиться пополам», «С чужим не бранись, а со своими не вались», «не держи сто рублей, держи сто друзей», «Жив друг - не убыток. Друга держать не убыточно», «С пьяным не бранись (не дерись), с богатым не тянись».
Рассмотрим пословицы о труде, отражённые в сборнике Даля в разделе «Работа - праздность», включающем 490 пословиц. В словаре Даля работа описана так, «робить, делать, трудиться, производить что руками, телесной силой и умственной; упражняться, заниматься чем; образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться». [19,448]. Синонимы слова «работа» - труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба.
Пословицы о труде так
же, как и многие другие пословицы
включают оценочный предикат, который
дает аксиологическую оценку или
деонтическую оценку. Иногда аксиологическая
оценка может вступать в противоречие
с деонтической. Явление, которое
оценивается будто бы положительное,
с точки зрения идеальных представлений
оказывается несоответствующим
идеалу: «Стол поставят, так и
работать заставят», «Нем, да своё ем; а
речист, да плечист - голодный сидит», «Ретивая
лошадка недолго живёт», «Пиво
с квасом (с кислотой), лошадь с
запинкой да человек с ленцой два
века живут». Нужно отметить, что
понятие «работа» в национальном
сознании - абсолютная ценность, соотнесена
с положительно маркированным оценочным
предикатом: «Не потрудиться, так
и хлеба не родится (не добиться)»,
«Покуда цеп в руках, потуда и
хлеб в зубах», «Муравей не велик, а
горы копает», «Дело учит, и мучит,
и кормит». В онтологическом плане
отсутствует релятивизм в противопоставлении
«работы» и «праздности»: «Труд человека
кормит, а лень портит», «Где работно,
там и густо, а в ленивом
дому пусто», «Работе время, а досугу
час. После дела и гулять хорошо».
В реальной жизни бывает, что труд
не приносит радости, удовлетворения,
а ассоциируется с
Пословицы, связанные с понятием «работа», в сборнике Даля можно разделить на 3 группы: пословицы, характеризующие «работу» в бытийном плане; пословицы, говорящие о реальной жизни, в которой существует и работа, и праздность; пословицы, ориентирующие человека в жизни. Пословицы первой группы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека, например: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «На бога уповай, а без дела не бывай», «Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в охоту. Ешь хлеб в поте лица», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не тёрши, не мявши - не будет калач», «Кто не ленив пахать, тот будет богат», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Работа - лучший приварок. По работе еда вкусней», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки»; определяют «работу» как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например: «Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа не чёрт, в воду не уйдёт», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «Глаза глядят (страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и выросло немножко», «Богу молись, крепись да за соху держись!»; осуждает плохую работу, праздность и лень, например: «От нечего делать и таракан на полати лезет», «Без дела жить - только небо коптить», «Сидит Елеся, ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись», «Лень мужика не кормит», «Делать как-нибудь, так никак и не будет».