Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Европейские народы, веками враждовавшие и в первой по­ловине XX столетия с искренней ненавистью и невиданной доселе жестоко­стью уничтожавшие друг друга, после всех взаимных обид нашли в себе силы пойти на решительное объединение и сейчас уверенно идут к созданию прак­тически единого нового государства. Тем более удивительно, что объедини­тельные процессы начались без абсолютного лидера, стимулирующего их своей военной и экономической мощью, и без выраженного внешнего врага или хотя бы недруга, иногда в истории инициировавшего объединение бла­годаря своему присутствию около границ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие экономики в странах Западной Европы
1.1. Природные, цивилизационные и институциональные ресурсы
1.2. Генезис европейского единства
1.3. Современное состояние экономики стран Европейского Сообщества
Глава 2. Анализ стратегических моделей экономического развития в странах Западной Европы
2.1. Особенности экономических моделей стран Европейского Сообщества
2.2. Германская, французская и итальянская модели стратегического развития экономики
2.3. Английская, шведская, испанская и ирландская модели стратегического развития экономики
Глава 3. Роль транснационального капитала в реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы
3.1. Развитие ТНК в Германии и Франции
3.2. Развитие ТНК в Италии и малых странах Европы
3.3. Тенденции и перспективны реализации стратегий развития экономики Европейского Сообщества
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Это привело к тому, что в структурном плане промышленные группы Франции представляют собой, как правило, единое целое в производствен­ном отношении, сформированное на базе технологической взаимосвязан­ности предприятий. Ведущие промышленные группы становятся рыноч­ными лидерами в конкретных отраслях или видах производства. При этом их финансовое "ядро" является органом принятия стратегических реше­ний в группе. Это "ядро" может выступать в форме холдинга или голов­ной компании. На уровне "ядра" решаются вопросы покупки или реализа­ции акций филиалов, проведения инвестиционной и кредитной политики.

При этом внимание обращается на то, чтобы развитие филиалов осуще­ствлялось в рамках общей стратегии развития группы.

Существенной особенностью французских, итальянских и германских ТНК является их теснейшая связь с государством. При этом во Франции и Италии значительное распространение получили государственные группы и государственные холдинги. Многие из них создавались путем объедине­ния различных национализированных компаний одной отрасли, однако затем в них отчетливо проявились тенденции диверсификации.[25]

Основные области деятельности государственных компаний Франции: автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, черная металлур­гия. Это отрасли, имеющие стратегическое значение для экономики стра­ны и требующие, кроме того, больших капиталовложений.

Процессы фор­мирования групп протекают значительно активнее в наиболее совре­менных отраслях промышленности, а также в экспортных отраслях. Пос­ле многочисленных слияний и поглощений в черной металлургии Франции сформировалась крупномасштабная государственная сталелитейная ком­пания "Юзинор-Сасилор" ("Usinor-Sacilor") - ведущий производитель и экспортер стали в стране. Производство и сбыт цветных металлов во Фран­ции полностью контролируются двумя крупнейшими транснациональны­ми корпорациями - "Пешинэ" ("Pcchincy") и "Иметаль" ("Imetal"). Эти группы специализируются таким образом, что "Пешинэ" сосредоточена на производстве алюминия, а "Иметаль" - на добыче свинца, производ­стве никеля и цинка, редких металлов, урана.

Во многих отраслях французской промышленности частные корпора­ции конкурируют и делят рынок с государственными. Например, уровень развития автомобилестроения во Франции определяют две компании - ча­стная "Пежо" ("Peugeot S.A.") и государственная "Рено" ("Renault"). На них приходится более 90% продаж и около 100% автомобильного экспор­та страны.

В области производства и экспорта электронной и электротехнической продукции лидирует "Компани женераль д' электрисите" ("Compagnie generale d'electricite"). В этой сфере действует также и государственная ком­пания "Томсон" ("Thomson").

Ведущие позиции в аэрокосмической промышленности занимают мощ­ные государственные компании - "Аэроспасьяль" ("Aerospaciale") и СНЕКМА (SNECMA), а также частная группа "Дассо" ("Dassault").

Все эти компании имеют значительные ПИИ в различных странах и являются транснациональными.

Во Франции в отличие от Германии промышленные и торговые кор­порации сами создают и контролируют банки. Так, крупные торговые фирмы "Ошан", "Кора", "Интермарше" контролировали созданные в 80-е годы "Банк аккорд" и "Банк шабриер", ведущие автомобильные фир­мы "Рено" и "Пежо" - банки "Сосьете финансьер э фонсьер" и "Сосьете финансьер де банк".

В Италии крупный капитал представляет относительно небольшое число акционерных компаний, занимающих ведущие позиции в основных отрас­лях экономики страны (ФИАТ, "Монтэдисон", "Пирелли", "Бастоджи" и-' др.). Эволюция итальянских ТНК весьма своеобразна. Итальянские кон­церны, стремясь увеличивать капиталовложения, наращивали внешнее фи­нансирование прежде всего за счет банковского кредита.[26]

В свою очередь банки, обладая большой ликвидностью, охотно предоставляли промыш­ленным компаниям (как частным, так и государственным) значительные кредиты под высокие проценты. С течением времени задолженность про­мышленных компаний банкам стала весьма существенной, а в ряде случаев просто критической. Подавляющая часть выпущенных промышленными компаниями для привлечения дополнительных средств акций была приоб­ретена теми же банками-кредиторами.

Активное и широкое "вторжение" банков в крупную промышленность Италии резко изменило комплекс имущественных отношений в системе частного капитала. Задолженность крупных частных компаний банкам составила около 2/3 их капитала. Помимо этого, банки приобрели и весь­ма значительную часть акционерного капитала промышленных компа­ний. В результате банки стали владельцами основной части крупного частного капитала и фактически совладельцами значительной части кон­цернов.

Таким образом, эволюционно в системе финансового капитала Италии сложилось явное преобладание банковского капитала над про­мышленным. Учитывая высокую степень огосударствления банковско-кредитной системы Италии и, в свою очередь, преобладающее участие банков в капитале промышленных компаний, можно говорить о том, что здесь проявилась специфическая форма государственного контроля, осу­ществляемого посредством механизмов деятельности государственных банков.

Основной формой организации ТНК в Италии, так же как и в других странах ЕС, является концерн. При этом значительное число компаний (которые сами являются акционерными обществами), входящих в концерн, объединяются и подчиняются головным компаниям холдингового типа с помощью многоступенчатых систем участия.

В состав некоторых, наибо­лее крупных вертикально структурированных транснациональных концер­нов (ФИАТ, "Монтидэсон") входят тресты, которые представляют собой более цельные и сплоченные образования, где отдельные структурные эле­менты уже лишились торговой, организационной, финансовой и иной ав­тономии.

Во главе части концернов (таких, как "ФИАТ", "Пирелли", "Бастод­жи") стоят чистые головные холдинги, занимавшиеся лишь финансовым контролем и общим руководством зависимых от них компаний.

Специфической организационной формой в Италии являются государ­ственные холдинговые корпорации (в основе которых лежит модель акционерных компаний при контрольном пакете в руках государства). Все они в той или иной мере осуществляют транснациональную деятельность. Тако­го рода государственные холдинги позволяют правительству реализовать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и со­циальною развития. Исходя из общенациональных интересов эти холдинги могут пойти и на снижение своих прибылей, чем радикально отличают­ся от частных предприятий.

По своей организационной структуре государственные холдинги выступают как многоступенчатые концерны, в которых значительное число компаний объединено на основе разветвленных систем акционерного участия. Головной холдинг, не занимающийся непосредственно производствен­ной деятельностью, контролирует дочерние холдинги, держа в них преоб­ладающую часть капитала. При этом каждый из дочерних холдингов воз­главляет отраслевую группу компаний, в которых он имеет контролирую­щее или преобладающее участие.

Наиболее ярким и "старым" примером в Италии является деятель­ность созданного еще в 1930 г. Института реконструкции индустрии (ПРИ). Государственные холдинги ИРИ, ЭНИ (национальное управле­ние жидкою топлива), ЭФИМ, ДЖЕПИ, госбанк ИМИ создавали и со­здают своеобразие организации итальянскою капитала. Крупные госу­дарственные холдинги действуют в ключевых и высокоприбыльных от­раслях экономики с высокой эффективностью и прибыльностью, руковод­ствуясь стратегическими целями экономическою и научно-технического развития сiраны.

Развиваются ТНК и в малых странах Европы.[27] В этих странах производственная и финансовая база более тесно, чем в крупных странах, связана с иностранным капиталом (в рамках ЕС, как известно достигнута свобода передвижения капталов фирм стран-участниц).[28]

 

3.3. Тенденции и перспективны реализации стратегий развития экономики Европейского Сообщества

 

 

В Старом Свете давно не было такой экономической эйфории. Страны ЕС, экономика которых еще не так давно топталась на месте, вступили в фазу бурного развития. Головокружительные темпы роста зарегистрированы в 2000 г. в Ирландии - 8,6%. Но и многие другие участники ЕС показали отличные данные: Финляндия (3,8%), Швеция (3,6%), Испания, Люксембург и Нидерланды (по 3,5%), Греция (3,3%), Португалия (3%). Если еще недавно экономика ЕС существенно отставала от США, то в 2001 г. она практически догнала своего основного конкурента по темпам роста.[29]

Рост ВВП составил 3,4% при 3,6% у американцев. Высокие цены на нефть и другие сырьевые товары могут вызвать повышение инфляции и замедле­ние темпов роста. Текущий экономический подъем в ЕС опирается в ос­новном на экспортный бум, связанный с развитием экономики США и стран. Восточной Азии, преодолевающих последствия финансового кри­зиса, а также низкий курс евро.

Далее приводятся оценочные данные журнала Economist   по темпам прироста ВВП и розничных цен в 2000 г.[30]

Таблица   3. Темпы роста ВВП и темпы инфляции в развитых странах за 2000 г.

 

Страна

Рост ВВП

Инфляция

Австралия

3,9

3,3

Австрия

3,0

1,2

Бельгия

3,1

1,4

Великобритания

3,2

2,0

Германия

2,7

1,3

Дания

2,1

2,5

Италия

2,4

1,9

Испания

3,9

2,4

Канада

3,5

2,3

Нидерланды

3,4

2,4

США

3,7

2,7

Швеция

3,7

1,4

Швейцария

2,2

1,2

Франция

3,3

1,0

Япония

1,2

-0,1

Источник: БИКИ. - 2000. - №14.

 

По прогнозам Европейской комиссии, экономика ЕС в текущем году достигнет самых высоких темпов роста с 1989 г. и уже в 2001 г. может обогнать по этому показателю США.

Количество безработных в государствах ЕС должно сократиться на 2 млн чел. - с 16,3 млн безработных в 1999 г. до 14,4 млн безработных к концу 2001 г. Уровень безработицы снизится в 2001 г. до 7,9% от экономи­чески активного населения.

Обьем экспорта из ЕС, по данным Еврокомиссии, вырастет на 8,6%, ч го является самым высоким приростом этого показателя с 1997 г. Также положительной выглядит и перспектива уменьшения различий в темпах развития отдельных стран внутри союза.

Оптимистические прогнозы Еврокомиссии базируются на растущем спросе на европейские товары в мире и на увеличении числа рабочих мест, что повысит уровень потребительского доверия и улучшит инвестицион­ный климат.

В современной экономике ЕС можно выделить ряд тенденций, часть которых являются своеобразным преломлением мировых.[31]

1. Важной тенденцией является образование в ЕС, так же как в США, своеобразной повой экономики, базирующейся на высокотехнологичных, информационно-коммуникационных ТНК. Объем венчурного капитала, увеличиваясь с 1973 г. в странах ЕС на 35-45% ежегодно, достиг к 2000 г. почти 9 млрд долл. В 1996 г. был учрежден европейский фондовый индекс для высокотехнологичных компаний, EASDAQ, в листинге которого на­ходились 26 компаний общей стоимостью 12 млрд долл.

Рост европейско­го высокотехнологичного индекса составлял примерно по 100% и в 1997 г., и в 1998 г. Его германский и французский аналоги — Neuer Markt и Le Nouveau Marche — только в первой половине 1998 г. обнаружили рост на 131% и 85% соответственно. В 1999 г. биржевые индексы также находились под допингом новой экономики. Пальма первенства принадлежит бирже­вой площадке в Хельсинки, где за 1999 г. индекс подскочил на 145%.

Это не случайно, ибо именно Финляндия является европейским лидером новой экономики, пожалуй, самой продвинутой во внедрении в повседневность информационных новинок, и ее экономика напрямую сейчас зависит от технологического прорыва. Соседняя Стокгольмская биржа тоже зря вре­мя не теряла: 71% за прошлый год.

Отличные итоговые показатели и на биржах Парижа, Франкфурта, Амстердама, Милана. На фоне этого как грибы после дождя растут малые предприятия в сфере информационных тсхнолгий и инновационного бизнеса (15 тыс. за два года), финансовые потоки в эту сферу возросли с 1997 г. в 5 раз1.

Руководство ЕС ставит задачу обеспечить к концу 2001 г. доступ в Интернет всем школам в странах ЕС, а к концу 2002 г. подготовить доста­точное число преподавателей, способных пользоваться Интернетом в ра­боте. За счет развития высоких технологий ЕС стремится совершить про­рыв в обеспечении занятости населения.

Информация о работе Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы