Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Европейские народы, веками враждовавшие и в первой по­ловине XX столетия с искренней ненавистью и невиданной доселе жестоко­стью уничтожавшие друг друга, после всех взаимных обид нашли в себе силы пойти на решительное объединение и сейчас уверенно идут к созданию прак­тически единого нового государства. Тем более удивительно, что объедини­тельные процессы начались без абсолютного лидера, стимулирующего их своей военной и экономической мощью, и без выраженного внешнего врага или хотя бы недруга, иногда в истории инициировавшего объединение бла­годаря своему присутствию около границ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие экономики в странах Западной Европы
1.1. Природные, цивилизационные и институциональные ресурсы
1.2. Генезис европейского единства
1.3. Современное состояние экономики стран Европейского Сообщества
Глава 2. Анализ стратегических моделей экономического развития в странах Западной Европы
2.1. Особенности экономических моделей стран Европейского Сообщества
2.2. Германская, французская и итальянская модели стратегического развития экономики
2.3. Английская, шведская, испанская и ирландская модели стратегического развития экономики
Глава 3. Роль транснационального капитала в реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы
3.1. Развитие ТНК в Германии и Франции
3.2. Развитие ТНК в Италии и малых странах Европы
3.3. Тенденции и перспективны реализации стратегий развития экономики Европейского Сообщества
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Мы можем также проанализировать пути возникновения европейского единства и, таким образом, косвенно иссле­довать прочность фундамента "общего европейского дома".

 

 

 

1.2. Генезис европейского единства

 

 

Кроме бесчисленных жестоких и крово­пролитных войн европейская история содержит несколько поучительных попы­ток обретения единства. Прежде всего в начале нашей эры почти вся территория современного ЕС была объеди­нена под властью Римской империи. Века совместной жизни не прошли для европейских народов даром. Все они в большей или меньшей мере пе­реняли латинский язык и римскую культуру.

На протяжении всей истории средневековая, а потом уже почти современная Европа любила рядиться в римские одежды. Германские императоры короновались в Риме и провоз­глашали себя кайзерами (цезарями) Великой Римской империи германской нации. Деятели Великой французской революции постоянно обращались к примеру то Римской республики, то Римской империи. А фашистский диктатор Италии Муссолини любил покрасоваться в римской тоге.

После разрушения Римской империи ее место попыталась занять като­лическая Церковь, которая держала европейские народы под единой ду­ховной (а иногда и вполне светской) властью папы вплоть до XVI в. На протяжении нескольких веков Церковь объединяла пароды и даже направ­ляла христианское разноплеменное воинство в дальние крестовые походы "за освобождение Гроба Господнего".

В начале IX в. грандиозную по­пытку соединения уже разрозненных европейских народов предпринял Карл Великий, а через семь веков другой Карл V испанский объединил иод сво­им владычеством почти всю Западную Европу, а также усилиями конкис­тадоров Кортеса и Писарро изрядную часть Америки. Кстати, Карла V до сих пор считают в Европе отцом современной интеграции. В начале XIX в. континентальная Европа на короткое время оказалась в составе Фран­цузской империи под властью Наполеона.

Начало, да и середина XX в. сулили все что угодно, но только не евро­пейское единство. Невиданная череда войн и революций буквально разор­вала континент на части. После разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудни­чество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, ста­бильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 г. речью Роберта Шумана, министра иностранных дел Франции, предложившего забыть старые обиды, перестать делить нации на победит елей и побежден­ных и, в качестве первого конкретного шага, объединить угольную и ста­лелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Гер­мании.

С тех пор 9 мая отмечается как день Европы.[6] Эта концепция была реализована в 1951 г. Парижским Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодуше­вил эти страны распространить процесс на другие сферы. В 1957 г. Римс­кий Договор установил Европейское экономическое сообщество и Евро­пейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были на­целены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мир­ных целях.

Нельзя не отметить, что сразу после войны европейское единство было стимулировано прекрасно продуманным планом Маршалла, который од­новременно предотвратил кризис американской экономики, связанный с демилитаризацией и, следовательно, перепроизводством, и снял угрозу при­соединения ряда европейских стран к грозному и могучему тогда лагерю социализма. По плану Маршалла гигантская по тем временам помощь в 12,5 млрд долл. предоставлялась европейским странам в обмен на ряд по­литических обязательств.

1 января 1958 г. вступил в силу договор о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе но атомной энергии (Евра­том), подписанный шестью европейскими странами: Бельгией, Францией, Италией, Германией, Люксембургом и Нидерландами. 1 января 1973 г. к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания. Число госу­дарств-членов Сообщества выросло до девяти. 1 января 1981 г. Греция становится десятым государством-членом Европейского сообщества, .1 ян­варя 1986 г. в ЕС вступают Испания и Португалия. В июле 1990 г. Кипр и Мальта представили на рассмотрение ЕС заявление о вступлении. 1 янва­ря 1994 г. вступило в силу Соглашение о Европейском экономическом про­странстве (ЕЭП). В марте 1994 г. Польша и Венгрия представили свои за­явления о вступлении в ЕС. В январе 1995 г. Австрия, Финляндия и Шве­ция присоединились к Европейскому союзу. Теперь в ЕС входит 15 стран. 1 февраля 1995 г. вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией. В июне 1995 г. Румыния, Словакия, Эстония, Литва, Латвия и Болгария представили на рассмотрение заявления о вступлении в ЕС. В январе 1996 г. Словения и Чехия заявили о желании вступить в ЕС. В июле 1997 г. Европейская Ко­миссия опубликовала программу Agenda 2000, посвященную расшире­нию ЕС.[7]

Краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маас­трихтский Договор 1992 г., который ввел единое гражданство в странах ЕС, а также регламентировал межправительственное сотрудничество в меж­дународной политике, в области безопасности, в правосудии и внутрен­них делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил порядок введе­ния единой валюты евро.

Процесс интеграции явно нарастает. Все новые и новые страны изъявля­ют желание вступить в "общий европейский дом".

Перед тем как перейти к рассмотрению современного состояния эко­номики ЕС и особенностей экономических моделей ведущих стран Союза, подведем промежуточные итоги.

1.3. Современное состояние экономики стран Европейского Сообщества

 

 

Хотя энергетические и сырьевые ресур­сы ЕС относительно невелики, его общий экономический потенциал огромен. Он приблизительно равен суммарному эко­номическому потенциалу США и Япо­нии. На долю ЕС приходится треть мирового промышленного производ­ства и научно-технического потенциала, 25% патентного фонда. На долю ЕС приходится 25% мировой торговли. ЕС превосходит США по объему экспорта, а его импорт примерно равен американскому.[8]

Постепенно ЕС становится единой страной и вполне четко выделен­ным субъектом мирового сообщества. Критериальным свойством реаль­ности того или иного объединения является наличие между его отдельны­ми частями гораздо более сильных связей, чем между какой-либо его час­тью и внешними по отношению к данному объединению экономическими системами.

Можно сколько угодно говорить о единстве СНГ, но в дей­ствительности экономические связи отдельных стран сообщества друг с другом (объемы внутреннего рынка СНГ) значительно уступают внешним связям отдельных стран СНГ с развитыми странами. Это делает Содруже­ство экономически слабым, а значит и политически нестабильным. Иное дело ЕС. Большинство стран ЕС имеют ярко выраженную экспортную ориентацию. Отношение товарного экспорта и импорта к ВВП у стран ЕС выше 30%, т. е. почти втрое больше, чем у США и Японии.

Однако свыше 70% внешней торговли этих стран приходится на торговлю с партнерами по Союзу, тогда как в НАФТА этот показатель равен только 40%. Этот факт красноречивее всех политических деклараций свидетельствует о том, что мы уже имеем дело с новой единой в экономическом отношении стра­ной.

ЕС уже выступает как самостоятельный экономический и политичес­кий субъект мирового сообщества. ЕС поддерживает дипломатические от­ношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенци­ей, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибско­го моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и боль­шинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заклю­чил двусторонние договоры различного типа.

В целом ЕС твердо вступил па путь постэкономического развития. На долю сельского хозяйства приходится примерно 5% ВВП, промышлен­ность дает приблизительно 30%, и 65% составляет сфера услуг. Это уже типично постиндустриальная структура экономики.

Хотя, конечно, эко­номики отдельных стран ЕС имеют далеко не одинаковую структуру. Например, если в Великобритании сельское хозяйство дает 2% Н1Ш, в Греции - более 15%. Последнюю следует относить не к постиндустриальным, а к аграрно-нромышленным странам. Однако это не должно влиять на об­щую оценку ЕС как постиндустриальной страны, ведь и в США есть шта­ты с преимущественно аграрной экономикой.

Более 70% ВВП ЕС (6383 млрд долл.) дают четыре ведущие державы -Германия, Великобритания, Франция и Италия. Естественно, именно-ОНИ' определяют структуру и тенденции экономики Союза.

Сельское хозяйство ЕС весьма разнообразно, что определяется боль­шими климатическими различиями в отдельных странах. Северные страны (Германия, Нидерланды, Дания, Великобритания и др.) ведут крайне ин­тенсивное сельское хозяйство, в основном с животноводческой специали­зацией. В этих странах продукции, производимой одним фермером, доста­точно для питания более 80 чел. В южных странах ведется менее интенсив­ное хозяйство с упором на растениеводство, плодоводство и виноградар­ство. Первое место в Европе по импорту сельскохозяйственной продукции прочно удерживает Франция. В большинстве стран ведущую роль имеют разнообразные кооперативные формы снабжения фермеров и сбыта их продукции.

Только прекрасная инфраструктура и огромная государствен­ная поддержка (около 35% от цены реализации) позволяют европейским фермерам сохранять свою конкурентоспособность. Аграрная политика постоянно находится в центре внимания руководящих органов ЕС и, в значительной мере, рассматривается ими в социальном контексте.

Несмотря на отнюдь не самые лучшие климатические условия и недостаток земель­ных ресурсов, ЕС экспортирует значительную часть своей продукции. До происшедшего в 2000 г. резкого подорожания нефти и газа ЕС экспорти­ровала в Россию продуктов питания на сумму, примерно равную импорту из нашей страны нефти и газа. Стратегической целью ЕС остается компен­сация импорта энергоносителей экспортом питания в Россию.

К 2000 г. сложилась следующая структура промышленного производ­ства ЕС.[9]

Таблица  2. Структура промышленного производства ЕС

 

Отрасль промышленности

Удельный вес, %

Пищевая промышленность

Химическая промышленность

Электротехника

Текстильная и швейная промышленность

Машиностроение

Автомобилестроение

Производство компьютеров

Прочие отрасли

13,0

11,0

10,0

10,0

9,5

9,0

2,0

36,5

 

Энергетический сектор ЕС сильно зависит от импорта, на который при­ходится 40% энергоносителей и 75% других видов сырья. Только Велико­британия за счет наращивания добычи нефти и газа в Северном море полностью обеспечивает себя энергоносителями и экспортирует их в другие страны. Такие гиганты как англо-голландская Royal Dutch/Shell и British Petroleum являются мировыми лидерами в этом секторе экономики.

В то же время Германия и другие европейские страны упорно сохраняют неэф­фективные отрасли энергетики и горнодобывающей промышленности, опасаясь социальных последствий от их закрытия. Например, стоимость немецкого угля более чем втрое выше мировой цены, но правительство Германии предпочитает поддерживать эту отрасль, ежегодно выделяя ей около 200 млрд марок. Интересен феномен французской энергетики, в ко­торой превалируют атомные электростанции, дающие более 70% всей электроэнергии.

Несмотря на Чернобыльскую катастрофу и возмущение "зе­леных", французское правительство твердо идет но "атомному" варианту энергетического развития. Резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1999 г. и усилившееся осенью 2000 г. под воздействием нового ближневос­точного кризиса, больно ударило по экономике ЕС.

Как известно, в ко­нечной цене бензина в европейских странах цена импортируемой нефти составляет около 30%, остальное - налоги и сборы в казну самих стран-импортеров. Однако, несмотря на грозные демонстрации протестов про­тив высоких цен на бензин правительства большинства стран ЕС не по­шли на сколько-нибудь значительные уступки.

Металлургия традиционно развита в Германии, Великобритании, Бель­гии и Люксембурге, где есть достаточно богатые месторождения железных руд. ЕС производит свыше 18% мирового чугуна и около 20% стали. Пос­ледние годы быстро растет итальянская металлургия, которая уже дает 40% металла ЕС. Здесь проявляется феномен отрыва металлургических центров от сырьевых, характерный дня современной мегаэкономики.

Пищевая промышленность хорошо развита в большинстве стран ЕС. Несмотря на низкий удельный вес собственно сельского хозяйства, агро­промышленный комплекс ЕС дает около 25% ВВП.

Химическая промышленность занимает традиционно ведущее место в экономике Германии, Франции и Италии. Особенно бурное развитие в последние годы получила фармацевтическая промышленность, в которой ЕС занял лидирующие позиции.

Легкая промышленность занимает значительное место в экономиках южных стран ЕС - Италии, Испании, Португалии и Греции. В текстиль­ном производстве лидирует Италия, а в обувном - Испания и Португалия.

Машиностроение развито во всех ведущих странах ЕС и малых север­ных странах Европы. Лидерами станкостроения остаются ФРГ, Великоб­ритания и Швеция. Большие успехи в промышленном роботостроении име­ют ФРГ, Швеция и Италия. В судостроении свои позиции сохраняют ФРГ (третье место в мире), Дания, Испания и Великобритания (6-е,7-е,8-е мес­та). Европейские корпорации имеют большой удельный вес на мировом рынке автомобилей: "Фольксваген" (ФРГ) - 7,9% рынка, недавно создан­ный германо-американский концерн "Даймлер-Крайслер" - 7,4%, италь­янский "Фиат" - 5,3%, "Пежо-Ситроен" (Франция) - 3,9%. На рынках до­рогих автомобилей устойчивое положение занимают шведские "СААБ" и "Вольво".[10]

Информация о работе Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы