Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Европейские народы, веками враждовавшие и в первой по­ловине XX столетия с искренней ненавистью и невиданной доселе жестоко­стью уничтожавшие друг друга, после всех взаимных обид нашли в себе силы пойти на решительное объединение и сейчас уверенно идут к созданию прак­тически единого нового государства. Тем более удивительно, что объедини­тельные процессы начались без абсолютного лидера, стимулирующего их своей военной и экономической мощью, и без выраженного внешнего врага или хотя бы недруга, иногда в истории инициировавшего объединение бла­годаря своему присутствию около границ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие экономики в странах Западной Европы
1.1. Природные, цивилизационные и институциональные ресурсы
1.2. Генезис европейского единства
1.3. Современное состояние экономики стран Европейского Сообщества
Глава 2. Анализ стратегических моделей экономического развития в странах Западной Европы
2.1. Особенности экономических моделей стран Европейского Сообщества
2.2. Германская, французская и итальянская модели стратегического развития экономики
2.3. Английская, шведская, испанская и ирландская модели стратегического развития экономики
Глава 3. Роль транснационального капитала в реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы
3.1. Развитие ТНК в Германии и Франции
3.2. Развитие ТНК в Италии и малых странах Европы
3.3. Тенденции и перспективны реализации стратегий развития экономики Европейского Сообщества
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Тэтчеризм и либеральная модель экономики позволили наи-пучшим образом использовать цивилизационные ресурсы свободолюби­вых, независимых, предпочитающих опираться на собственные силы, бри-ганцев. Англия воспряла. И в дальнейшем как сторонник Тэтчер Дж. Мэй-даер, так и ее противник лейборист Т. Блейер оставались привержены со-щанной в результате "неоконсервативной революции" своеобразной анг-шйской экономической модели. Ее характерными чертами являются:

1. Относительно невысокий удельный вес государства в экономике, да­ющего около 20% ВВП страны. В то же время государство является круп­нейшим инвестором в инновационный комплекс. На него приходшся 35% всех затрат на науку.

2. Низкий уровень безработицы, составляющий 4,6% экономически активного населения (1,3 млн чел).

3. Низкая инфляция, которую удалось снизить с 13,4% в 1979 г. до-3,3% в 2000 г.

4. Низкий уровень налога на прибыль корпораций и индивидуального подоходного налога, который правительство Т. Блейера предполагает сни­зить до 10%.

5. Благоприятный инвестиционный климат, благодаря которому в стра­не действует свыше 13 тыс. иностранных компаний. Великобритания при­влекает свыше 30% иностранных инвестиций, направляемых в ЕС, и свыше 40% американских инвестиций в регион.

6. Относительно слабая общественная структура, значительно уступа­ющая французской и немецкой.[19]

Сфера слуг в Великобритании дает 66,8% ВПП, и в ней занято 71,5% трудоспособного населения. На сельское хозяйство приходится лишь 1,8% ВВП, а на промышленность - 31,4%.

Великобритания была самой централизованной из всех демократичес­ких стран Европы. Империя создавалась на основе абсолютного верхо­венства парламента в Вестминстере. При нынешнем правительстве лейбо­ристов происходит процесс децентрализации власти, прошло избрание законодательных собраний в Шотландии и Уэльсе, которым переданы широкие законодательные полномочия.

В принципе правительство реши­ло присоединиться к единой европейской валюте, но Т. Блейер вес еще оглядывается на результаты опросов общественного мнения и пытается различными оговорками отсрочить окончательный шаг. Оптимисты наде­ются, что, поскольку политическая власть в Великобритании сейчас децен­трализуется, Британии легче будет согласиться с новой концепцией суве­ренитета в Европе.

Авторы проанализировали экономические модели четырех ведущих стран ЕС. Из моделей других стран наибольший интерес представляет широко известная шведская модель стратегического развития экономики. Швеция известна в мире тем, что она избрала третий путь между социализмом и капитализмом. В 70-х и 80-х годах казалось, что удается построить социализм с "человеческим лицом" в отдельно взятой маленькой скандинавской стране. Очень высокое нало­гообложение богатых сочеталось с высочайшим в мире уровнем социаль­ного обеспечения и очень высоким уровнем жизни.

Еще совсем недавно максимальная налоговая ставка подоходного налога была равна 90%, да и сейчас ставка в 55% впечатляет. Доля государственного сектора в распре­делении ВВП составляет 70%. Государство гарантирует минимальный уро­вень заработной платы в 1600 долл. до налогообложения. В то же время Швеция создала плеяду транснациональных компаний мирового класса. Однако в течение последних 30 лет Швеция развивалась в замедленном темпе.

По размерам ВВП на душу населения Швеция скатилась с третьего ме­ста в 1970 г. на 18-е в 1999 г. У Швеции не было двух обязательных предпо­сылок для экономического успеха: низких налогов и гибкого рынка рабо­чей силы. Шведы платят самые высокие в мире подоходные налоги. Высо­кие налоги рассматривались в стране как приемлемая цена за сохранение системы сильной социальной защиты и социальной гармонии. Но в усло­виях глобализации социальный рай в маленькой северной стране оказался невозможным.

По-видимому, шведская модель вскоре видоизменится, и эти измене­ния коснутся не только социальной политики, но и значительного госу­дарственного сектора в экономике, политики перераспределения ресурсов, господства в политической жизни социал-демократической партии, влия­ния профсоюзов, занятости и системы регулирования. "Государство все­общего благоденствия" станет менее щедрым просто потому, что невоз­можно будет сохранить режим высокого налогообложения. Швеция соби­рается ввести у себя в 2003 г. или 2004 г. евро и это вынудит ее значительно снизить ставки налогов.

Нажим на правительство оказывают и компании, недовольные высо­кими налогами. Некоторые шведские компании уже переводят свои штаб-квартиры за пределы страны, чтобы руководящий персонал не платил вы­соких налогов. Неизбежным результатом "бегства" капитала является уве­личение разницы в уровне жизни между бедными и богатыми и, возможно, рост бедности и преступности. Швеция уже не будет такой, как в старое доброе время, хотя она никогда не будет похожа и на Америку, сохранив свою самобытную и соответствующую характеру нации систему организа­ции экономики.

Быстроразвивающаяся модель стратегического развития экономики Испании в недалеком будущем будет претендо­вать на место среди ведущих держав ЕС. Испания развивает машиностро­ение и наукоемкое производство. Она умело привлекает иностранный ка­питал, на долю которого приходится 5% ВВП. Испания видит перспекти­ву в создании у себя информационного общества. Производство более 40% ВВП Испании в ближайшие годы будет зависеть от компьютеризации эко­номики и способности страны адаптироваться к требованиям информа­ционного общества. Во внешнеэкономической сфере Испания успешно опирается на цивилизационные связи со странами Латинской Америки, которые видят в ней не только прародину, но и естественного лидера.

Однако у страны немало проблем. Число безработных в стране превы­сило 3,5 млн чел., что составило почти четверть трудоспособного населе­ния. Такой уровень безработицы трудно представить в любой другой стра­не Европейского союза.

Остро стоит проблема государственного устройства Испании в свете сепаратистских выступлений басков и каталонцев. Спустя 20 лет после того, как баски и каталонцы проголосовали за самоуправление этих провинций. Испания все еще не может прийти к согласию относительно долгосроч­ной, прочной структуры для своих регионов.

Необходимо также серьезно повысить уровень и качество образова­ния в высших учебных заведениях. 63 университета страны - в 1970 г. их было только 20 - выпускают очень много юристов, экономистов, врачей, но недостаточное количество инженеров или специалистов с учеными сте­пенями. В области научных исследований, конструкторских разработок Испания плетется в хвосте среди стран ЕС. В следующем столетии это мо­жет стать таким же серьезным недостатком, каким безграмотность была в прошлом веке.

В 90-е годы неожиданно и мощно рванулась вперед маленькая, ранее отсталая модель стратегического развития экономики Ирландии. Там были созданы идеальные, почти офшорные усло­вия для иностранного капитала, и он не заставил себя ждать. За первую половину 90-х годов в страну удалось привлечь 7 млрд долл. прямых инве­стиций. Используя эти инвестиции, собственную и импортируемую рабо­чую силу, а также относительно низкий уровень зарабопюй плаш, эконо­мика Ирландии растет с невиданными в современной Европе темпами - 7-10% в год.

Страна активно привлекает квалифицированную рабочую силу из Восточной Европы и СНГ. Она сразу сориентировалась на информаци­онные технологии, и сейчас экспорт Ирландии на 69% состоит из высоко-технологической продукции, в том числе 30% приходится на программные продукты и другие информационные технологии. В успехе Ирландии не­мало труда российских программистов, которые едут туда тысячами. При­мер Ирландии весьма показателен и вполне пригоден для его адаптации Россией и ее отдельными регионами.

Другие малые страны имеют модели, сходные с вышеописанными: Фин­ляндия и Дания - с шведской; Португалия и Греция - с итальянской и испанской; Австрия, Нидерланды и Люксембург - с немецкой.[20]

 

 

 

Глава 3. Роль транснационального капитала в реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы

 

3.1. Развитие ТНК в Германии и Франции

 

 

Несмотря на формирование единого экономи­ческого пространства ведущих стран Западной Европы в рамках Европейского союза, транс­национальные корпорации и мегакориорации этих стран имеют значительные особенности. Во всей Европе ТНК имеют в основном форму концернов, а вот их отноше­ния между собой, организация групп и связи с государством достаточно своеобразны. Характеризуя развитие ТНК ЕС в целом, можно отметить, что они в совокупности многократно опережают США по величине ПИИ и по индексу транснациональности, однако объемы ПИИ отдельных стран примерно вдвое уступают американским.[21]

Ведущую роль в Европе играют ТНК Германии. Эволюция всех герман­ских ТНК проходила под сильным влиянием универсальных крупных банков (гроссбанков), которые были созданы еще в 70-х годах XIX в. для поддержки германской промышленности и на протяжении всего времени сохраня­ют тесную связь с государством. Уже продолжительное время ведущие финансовые группы занимают ключевые позиции в экономике.[22]

Несмотря на то, что крупнейшие концерны и банки сохраняют свою юридическую самостоятельность, они фактически срослись в мощные финансовые груп­пы. Своеобразие Германии связано с тем, что здесь чрезвычайно большое значение в системе группового контроля играют механизмы личной унии банков с крупнейшими промышленными, торговыми, страховыми компа­ниями.

Своеобразие генезиса германских ТНК наложило отпечаток на их структуру и форму организации мегагрупп ТНК. Ведущие концерны Гер­мании обладают огромной реальной властью над чужим капиталом мел­ких акционеров, даже располагая относительно небольшой долей собствен­ного капитала. В то же время они сами обычно входят в группы гроссбан­ков и других финансовых структур.

Как правило, ядро финансовой груп­пы в Германии формируется вокруг байка, который становится центром контроля и головным банком по отношению ко всем нефинансовым кон­цернам, входящим в данную финансовую группу.[23]

Указанные финансовые группы контролируют основную часть герман­ской промышленности, торговли, транспорта, сферы бытовых услуг, кре-дишой сис1смы, других секторов экономики ФРГ. На практике больше половины крупнейших концернов, функционирующих в обрабатывающей промышленности Германии, охватываются механизмами этих трех мощ­ных финансовых групп, а также региональных групп "Байрише хипотекен унд вексельбанк" и "Байрише ферайнсбанк", деятельность которых разво­рачивается в основном в Баварии.

Позиции финансовой группы "Дойче Банк" наиболее сильны в хими­ческой, сталелитейной, электротехнической промышленности, в черной металлургии, автомобилестроении и других подотраслях машиностроитель­ного комплекса. В эту финансовую группу входят и такие крупные госу­дарственные концерны, как ФЕБА, РВЗ.

Группа "Дойче Банк" тесно связа­на и с рядом концернов иностранного происхождения, среди которых вы­деляются англо-голландский "Ройал датч-шелл", бельгийский "Сольвей". Взаимодействует группа "Дойче Банк" с финансовыми группами Морга­нов, Рокфеллеров, Ротшильдов, с финансовыми группами Франции во гла­ве с "Банк де Пари". Не случайно финансовая группа "Дойче Банк" играет весьма существенную роль в рамках ЕС.

Хотя финансовая группа "Дрезднер Банк" в последние годы и уступи­ла существенные позиции в пользу группы "Дойче Банк", однако ей удает­ся сохранять контроль над значительной частью обрабатывающей про­мышленности.

Финансовая группа "Коммерц Банк" охватывает преимущественно торговые концерны, а также значительную часть строительной индустрии.

Своеобразно положение двух отмеченных региональных финансовых групп Баварии - "Байрише хинотекеи унд вексельбанк" и "Байрише фе-райнсбанк". Деятельность этих групп тесно связана с земельным прави­тельством Баварии и баварской промышленностью. Баварские промыш­ленные предприятия, достаточно средние по размерам, традиционно со­храняют связи с баварскими банками даже в ситуации, когда они входят в концерны, являющиеся структурными элементами финансовых групп круп­ных немецких банков.

Финансовая группа "Байрише хипотекен унд вексельбаик" концентри­рует свою деятельность в пивоваренной промышленности, стройиндуст-рии, машиностроении и ряде других отраслей промышленности Баварии. Деятельность "Байрише ферайнсбанк" связана с текстильной промышлен­ностью, стройиндустрией, а также торговлей Баварии.

Усиление позиций гроссбанков Германии прошло через практику сли­яний и поглощений. В результате слияний с менее крупными банками в финансовые группы гроссбанков вошли новые крупные концерны. Финан­совые группы получают при этом не просто доли собственных акций и акций, сданных на хранение и управление, но и контрольные пакеты этих концернов, что, естественно, усиливает финансовое могущество таких групп.

Гроссбанки увеличивают число голосов в концернах и усиливают позиции контроля, нередко доминирующие позиции гроссбанков закрепляются лич­ной унией. В своей борьбе против конкурентов финансовые группы до­вольно часто объединяются.

Несмотря на то, что различные финансовые группы являются конку­рентами, нередко между ними возникают разнообразные экономические связи и переплетение капиталов. Например, группа "Байрише хииотекен унд вексельбанк" весьма тесно связана с "Дрезднер Банком" личной унией. Некоторые промышленные концерны, торговые предприятия имеют раз­витые экономические связи не с одним из крупных германских банков, а с двумя или даже тремя банками.

Интернационализация финансового капитала ведет к тому, что проис­ходит частичное переплетение финансовых групп Германии с финансовы­ми группами Бельгии и Голландии.

Во Франции эволюция ТНК проходила при определенных правовых ог­раничениях на участие в них банковского капитала и под воздействием направленной дирижистской политики государства.[24]

Информация о работе Опыт реализации стратегий развития экономики в странах Западной Европы