Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:21, научная работа
События II - I тыс. до н.э. знаменуют собой яркую и оригинальную страницу истории племен Дальнего Востока России. Изучение памятников, относящихся к этому времени, позволяет проследить процесс овладения приамурскими и приморскими племенами вначале бронзой, а затем и железом. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, а в Приморье – янковская. В VII – VI вв. до н.э. на смену урильской приходит польцевская культура.
Введение………………………………………………………………………..2
История изучения польцевской культуры…………………………………...4
Проблемы изучения польцевской культуры…………………………………9
Польцевская культура Приамурья…………………………………………..23
Основные памятники……………………………………………………23
Основные диагностические характеристики…………………………..30
Польцевская культура Приморья……………………………………………62
Основные памятники……………………………………………………62
Основные диагностические характеристики…………………………..71
Заключение…………………………………………………………………...78
Список литературы…………………………………………………………..80
На поселении Пользе I в тех жилищах, где не оказалось нефритовых колец или их было ничтожно мало, глиняные кольца встречались особенно часто. В жилище № 4 был найден целый нефритовый диск, семь фрагментов и совсем не обнаружено глиняных. На поселениях польцевской культуры встретились в небольшом количестве также глиняные диски подпрямоугольной формы с несколько округлыми углами.
Нефритовые кольца употреблялись польцевцами, видимо, для украшения одежды и головного убора, как и глазковскими охотниками Ангары. На поселении Амурский санаторий нашли небольшие кольца, у которых по внутреннему диаметру были вышлифованы небольшие углубления. Последние характерны для колец комбинированных сережек.
На поселениях польцевской культуры найдено большое количество украшении типа магатам, похожих на стилизованные изображения кабаньего клыка. Магатамы изготавливались из фрагментов глиняных и нефритовых колец, а также из специальных заготовок. Глиняные магатамы иногда украшались орнаментом, насечками и ямками.
Одежды на польцевских поселениях не обнаружено. Найдены только остатки грубой ткани и нитей в жилище № 4 поселения Дельце I. К предметам, имеющим отношение к одежде, следует отнести три пуговицы. Одна из них была в жилище № 5 поселения Польце I. В плане она округлой формы, изготовленная из глины, на тыльной стороне имеется защип, в котором проделано отверстие. Другая пуговица из зеленоватого камня находилась в жилище № 4. Поверхность ее тщательно зашлифована. С тыльной стороны пуговицы просверлено отверстие для крепления ее к одежде. Подобного типа пуговицы обнаружены в Северной Корее на поселении Одон, сделаны они из камня яшмовидной породы, в плане овальные и напоминают по форме «соломенную шляпу». Такие пуговицы в Корее были найдены также в кургане у дер. Пхунчхон уезда Сюдюн, на Помикусо III и в других памятникам конца II—I тыс. до н. э.
Еще одна выпуклая пуговица из бронзы встретилась на поселении Амурский санаторий. Пуговица имела петельку для крепления. Такие бронзовые пуговицы были широко распространены в скифо-сарматское время в Евразии. Они известны в Восточной и Центральной Азии, в плиточных могилах Забайкалья, Монголии, в Северо-Восточном Китае и Корее.
К элементам одежды относятся и пряжки. Целыми оказались четыре пряжки, обнаруженные на поселении Польце I. Одни удлиненных пропорций с овальными углами у дужки, сделанной из прокованной заготовки. Длина пряжки 5, ширина 1,8, длина подвижного язычка 3,8 см. В месте крепления язычка в дужке на язычок наклепано украшение в виде розетки.
При раскопках поселения Польце I обнаружили несколько фрагментов от небольших железных пряжек. Язычок, как и дужка, были у них четырехгранными в поперечном сечении, кованые. Острие язычка у них расклепанное, плоское. Пряжки имели в плане овальную форму.
В качества украшений польцевские племена использовали подвески, которые изготовлялись из глины и камня. Отмечено два вида подвесок: овальные или круглые и миндалевидные в плане. Первые в основном изготовлялись из глины. Диаметр их 2–5 см. У края делалась дырочка. Одна из сторон иногда орнаментировалась короткими насечками. Миндалевидные подвески были из камня. В суженной части их тоже делалось отверстие, а поверхность изделия шлифовалась.
К украшениям следует отнесли также несколько найденных бронзовых изделий. Одно из них в виде пластинки с загнутыми внутрь краями и просверленным по центру отверстием. На другой плоской пластинке нанесен узор из трех не соединяющихся между собой спиралей. С двух сторон в этой пластинке сделаны отверстия для крепления ее на одежду. Большой интерес представляет также ажурное украшение, по-видимому, серьга, при изготовлении которого в основу положена криволинейная орнаментика.
На поселении Польце I обнаружено 10 бронзовых нашивных прямоугольных пластинок. На их боковых сторонах имеется по 10 зубчиков, а на тыльных — сделано по 4 петельки. Подобного типа украшения известны в памятниках бронзового века Забайкалья.
Из предметов искусства найден только один фрагмент глиняной скульптурки. От нее сохранилась вытянутой формы голова с глазами и едва намеченным ртом. Видимо, это изображение рыбы.
На поселении Амурский санаторий обнаружено несколько необычных изделий из глины, модели защитного щитка для большого пальца при стрельбе из лука, лодочки-берестянки, детской колыбели. Модель защитного щитка для большого пальца имеет в плане прямоугольные очертания, с тыльной стороны изделия налеплено два валика, в которые хорошо ложится палец. В щитке сделаны отверстия для крепления. У модели небольшой детской колыбели высокие и прямые стенки, несколько овальное дно и высокая спинка, налепленная к дну под углом 60°. Модель лодочки имеет острые слегка приподнятые концы. Днище слегка выпуклое. Все эти изделия сделаны настолько искусно, что без особого труда можно установить назначение каждого из предметов.
Своеобразные изделия обнаружены при раскопках поселения Польце I. Они делались из специальных глиняных заготовок, имеющих в разрезе миндалевидную форму. В плане эти изделия овальной формы, отчетливо виден выступ-носик. Своими очертаниями они несколько напоминают ежа. Очень интересен вопрос о распространении этих «фигурок» и их значении. Решить его помогли раскопки в Помикусо IV и V, где были обнаружены изделия, которые совершенно определенно свидетельствуют, что это изображения свиньи. В слое IV и V поселения Помикусо встречены изображения этого типа различной степени готовности, стилизации, возможно, мастерства и размеров. Все они изготовлены из глины. Некоторые из фигурок совершенно идентичны польцевским, за исключением того, что в Помикусо фигурки имеют глаза и рот. У некоторых изображений намечены две ноги. А на одном изображении из Помикусо, как на фигурке из Польце, сделаны короткие насечки, которые составляют горизонтальные и вертикальные ряды. Наиболее вероятно в данном случае полагать, что таким способом показана щетина на теле животного. Глиняные изображения свиней — не случайный факт в истории древних народов Восточной Азии. Племена Приамурья, Приморья, Кореи, Дунбэя, начиная с неолита, были свиноводами, совершенно понятно поэтому, что культ свиньи занимал в их представлениях определенное место. Культ свиньи в Приамурье сохранился и в более позднее время —в I тыс. н. э.
Польцевские племена, очевидно, носили одежду из ткани, широко использовались ими и шкуры животных. При изготовлении одежды и обуви в основном применялись шилья, проколки, иглы из костя и железа. Четырехугольные в сечении шилья ковались из железа, имели острый кончик, круглый в сечении. У костяных проколок было тщательно зашлифовано только острие. Костяные шилья изготавливались из трубчатых костей или из мелких цельных косточек. Иглы были значительно тоньше шильев. Они делались из .мелких костяных заготовок. Вся их поверхность тщательно шлифовалась. На одном конце иглы делалось круглое пли продольное отверстие для вдевания нити. Такие иглы в большом количестве обнаружены на о. Чходо (Северная Корея), где найдены игольники, наготовленные из трубчатых костей.
На
всех поселениях польцевской культуры
присутствовали изделия из камня, преимущественно
шлифованные, но были найдены и ретушированные
орудия труда. По совершенству отделки
двусторонне обработанные изделия значительно
уступают неолитическим. В раннем железном
веке техника ретуширования в значительной
мере уже изживает себя и изделия из камня
перестают играть существенную роль. Ретушированных
наконечников стрел, к примеру, было обнаружено
лишь несколько штук, причем они существенно
отличались от неолитических и по форме,
и по технике обработки. Сохранение старой
техники обработки камня объясняется
не только тем, что изделия из металлов
не всегда могли удовлетворять потребность
в них; для целого ряда работ каменные
орудия труда были более приспособлены,
чем железные. Так, для обработки кожи
многие народы Дальнего Востока вплоть
до XX в. употребляли каменные скребки,
полагая, что они более удобны и эффективны.
Каменные наконечники также
сохраняются у многих народов
Приемы
обработки материалов
Материалы из раскопок поселении польцевской культуры позволяют восстановить некоторые приемы в обработке камня и железа. На высоком уровне у польцевских мастеров стояла техника шлифования и пиления. При помощи этой техники изготавливали наконечники стрел, топоры, тесла и другие изделия. На поселениях обнаружены плитки шифера со следами распилов. Пилили обычно с двух сторон, а когда между распилами оставалось небольшое расстояние, пластинку разламывали. Специальных пилок на поселениях польцевской культуры не встретилось, но найдены шиферные плитки с острым пришлифованным лезвием и изделие из железа с овальным рабочим лезвием, по которому сделаны хорошо заметные насечки. Изделия из нефрита в глазковских памятниках Прибайкалья изготавливались пилением, шлифованием или вырезыванием. Эти приемы, видимо, были распространены и у польцевцев.
Чрезвычайно важен вопрос о производстве изделий из железа и об уровне техники обработки железа у племен польцевской культуры. Раскопки памятников II тыс. до. и. э. на территории Приморья Ж.В. Андреевой и Д. Л. Бродянским выявили литейные формы для выплавки изделий из бронзы, что служит важным доказательством умения племен южной части Дальнего Востока плавить металл и отливать в формах различные изделия. Но бронзолитейная металлургия в Приамурье и Приморье в силу ряда объективных причин не получила широкого распространения, в результате чего процесс освоения и распространения железа на территории южной части Дальнего Востока отличался своеобразием. Высокий уровень развития материальной культуры у приамурских и приморских племен позволил им быстро освоить технику выплавки железа, и уже во второй половине I тыс. до н. э. оно практически вытеснило все другие материалы для изготовления орудий труда и предметов вооружения.
В это время племенам Дальнего Востока были знакомы и они широко применяли литье, ковку, штамповку, волочение, чеканку, позолоту, серебрение, инкрустацию, обработку напильником и шлифовку различными точильными камнями.
Материалы раскопок ряда поселений польцевской культуры позволяют предположительно говорить о некоторых приемах, применяемых польцевскими мастерами при обработке металла. Несомненно, в это время широко используется литье: множество изделий из поселения Польце I изготовлено в литейных формах, а на обнаруженных кельтах хорошо прослеживаются соединительные швы, в дальнейшем зачищаемых, видимо, точильными камнями. Среди находок выделяются однотипные железные панцирные пластины, собранные в большом количестве на поселении. Е.В. Черненко считает, что пластины панцирного набора вырезались или вырубались из листа металла нужной толщины с помощью ножниц, зубила или штампа. При раскопках дома и в хозяйственной яме в Пантикапее были обнаружены бронзовые панцирные пластинки и уплощенная свинцовая плитка с отпечатками панцирных пластин, определенная как своеобразная наковальня для вырубания пластин. Таким же способом изготавливались здесь наконечники стрел и некоторые другие изделия. Серии одинаковых по размерам панцирных пластин у польцевцев, очевидно, тоже свидетельствуют о применении ими штампов или наковален.
Широко использовалась древними мастерами ковка железа. Особенно хорошо прослеживается эта техника при рассмотрении найденных на поселениях крючков. Видимо, ковка была одним из самых распространенных и простых способов обработки железа. Материалы раскопок памятников I тыс. до а. э. в Корее, Дунбэе и Монголии свидетельствуют о том, что техника обработки железа у приамурских племен стояла на более высоком уровне. Это можно объяснить тем, что на Дальнем Востоке железо сравнительно рано и очень интенсивно внедряется в хозяйстве, быстро вытесняя все другие материалы.
Широкое применение мастерами польцевской культуры металлических орудий труда свидетельствует о больших потенциальных возможностях обработки ими дерева. Как одно из доказательств этого — большое искусство польцевцев в строительстве жилищ. Из дерева, видимо, изготовлялись различные предметы домашнего обихода, к сожалению, почти не сохранившиеся.
На всех поселениях польцевской культуры присутствовали изделия из камня, преимущественно шлифованные, но были найдены и ретушированные орудия труда. По совершенству отделки двусторонне обработанные изделия значительно уступают неолитическим. В раннем железном веке, техника ретуширования в значительной мере уже изживает себя и изделия из камня перестают играть существенную роль. Ретушированных наконечников стрел, к примеру, было обнаружено лишь несколько штук, причем они существенно отличались от неолитических и по форме, и по технике обработки. Сохранение старой техники обработки камня объясняется не только тем, что изделия из металлов не всегда могли удовлетворять потребность в них; для целого ряда работ каменные орудия труда были более приспособлены, чем железные. Так, для обработки кожи многие народы Дальнего Востока вплоть до XX в. употребляли каменные скребки, полагая, что они более удобны и эффективны.
Оценивая
уровень вещественного
5.
Польцевская культура
Приморья
5.1. Основные памятники.
Ранее
считалось, что памятники польцевского
облика в Приморье представлены только
в континентальной и прибрежной зонах
южной части. Однако в последнее время
ряд памятников (например, Глазовка-городище)
открыт также на территории северного
и центрального Приморья. Они приурочены
к крупным рекам и их притокам. Как и в
Приамурье, полностью раскопанных памятников
польцевской культуры на территории Приморья
не так много. Наиболее детально исследованы
такие памятники, как Глазовка-городище,
Рудановское городище, Малая Подушечка,
Синие Скалы. Большой объем археологического
материала и абсолютные даты получены
на исследованном совместной Российско-корейской
археологической экспедицией поселении
Булочка.