Польцевская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:21, научная работа

Краткое описание

События II - I тыс. до н.э. знаменуют собой яркую и оригинальную страницу истории племен Дальнего Востока России. Изучение памятников, относящихся к этому времени, позволяет проследить процесс овладения приамурскими и приморскими племенами вначале бронзой, а затем и железом. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, а в Приморье – янковская. В VII – VI вв. до н.э. на смену урильской приходит польцевская культура.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
История изучения польцевской культуры…………………………………...4
Проблемы изучения польцевской культуры…………………………………9
Польцевская культура Приамурья…………………………………………..23
Основные памятники……………………………………………………23
Основные диагностические характеристики…………………………..30
Польцевская культура Приморья……………………………………………62
Основные памятники……………………………………………………62
Основные диагностические характеристики…………………………..71
Заключение…………………………………………………………………...78
Список литературы…………………………………………………………..80

Содержимое работы - 1 файл

польцевская культура.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

  Орудия  хозяйственной деятельности и вооружения 

   Орудия  труда, связанные с земледелием, па поселениях польцевской культуры представлены мотыгами, пестами, зернотерками. Основными орудиями труда, которыми обрабатывали почву, по-видимому, были мотыги. Их можно разделить на три группы.

   Мотыги  первого типа изготовлялись из кремнистого темно-серого сланца. Это тяжелые, почти прямоугольные в плане орудия. В сечении они трапециевидной формы, что достигалось подтеской рабочего лезвия. В профиль лезвия мотыг асимметричны. -Размеры орудий варьируются в пределах 17–20 см в длину и 6–7,5 см в ширину.

   Мотыги  второго типа изготовлены из слюдянистого сланца, реже из других более плотных пород камня. Они значительно легче и меньше орудий первого типа и имеют более характерную «мотыжную» форму (обушок уже лезвия). Мотыги этой группы в плане миндалевидно-овальные, в сечении – прямоугольные, профиль лезвия симметричен. Некоторую асимметрию можно объяснить недостаточно тщательной обработкой. Если у мотыг первого типа обушок почти прямоугольный, у орудий второго типа он округлен. Угол заострения лезвия очень значителен и составляет около 50°.

   Лезвие  мотыг, изготовленных из сланца, имеет  волнообразную забитость, что объясняется спецификой материала, так как у мотыг из более твердых пород лезвие лишь затуплено. Угол заострения у мотыг, сделанных из речных галек, несколько больше — 60°. Мотыги второй группы в длину не превышают 10 см.

   Мотыги  третьего типа изготовлялись из плотных  и мелкозернистых пород камня  и имели в плане скрипкообразную  форму. Ближе к обушку у них  с двух сторон были сделаны выемки, а рабочее лезвие тщательно приострено сколами. Обушок носит следы незначительной подправки. Мотыг такого типа обнаружено небольшое количество и оказались они не на всех памятниках польцевской культуры.

   К земледельческим орудиям следует  отчасти отнести и железные кельты, в плане прямоугольной, в сечении клиновидной формы, расширением к несколько изогнутому рабочему лезвию. Внутри они имели шестиугольную в поперечном сечении втулку, на которой были сделаны два валика шириной 0,2–0,3 см. Длина кельтов 8–10 см, ширина втулки 3–6, лезвия 10–12 см. Среди кельтов только один несколько отличался от остальных своими пропорциями: соотношение длины и ширины 3:1. От края втулки этот кельт постепенно сужался и только у лезвия расширялся. У всех кельтов имеющиеся по бокам соединительные швы в дальнейшем тщательно подчищались. Формы, употреблявшиеся при выплавке кельтов, были составными. Кельты, видимо, могли применяться не только при рубке деревьев, но и при обработке почвы. Очень показателен тот факт, что у всех обнаруженных кельтов повреждены втулки. Только у одного из них отбит край рабочего лезвия.

   Кельты, характерные для польцевской  культуры на дальнем Востоке, впервые  появляются у племен  янковской   культуры.   Подобного  типа изделия обнаружены также в Корее, на поселении Одон, в Сонсан-ли, Путок-ли, Поксари, в Северо-Восточном Китае и других местах.

   До  конца невыясненным остается вопрос о жатвенных орудиях племен польцевской культуры. В предшествующее время племена урильской культуры для этой цели применяли шлифованные шиферные ножи, широко распространенные в культурах Восточной и Юго-Восточной Азии. Шиферные ножи отличались от подобного типа изделий па сопредельных территориях только своеобразием своей формы. На поселениях польцевской культуры обнаружено сравнительно небольшое количество шлифованных изделий, которые с некоторой оговоркой можно было бы отнести к жатвенным орудиям. Так, в жилище №5 поселения Польце I обнаружили заготовку шиферного жатвенного ножа, острый конец которой был обломан. Первоначально заготовка имела вид асимметричного клина (прямая спинка и сильно скошенное лезвие). Длина сохранившегося обломка по спинке 12,5 см, ширина лезвия у основания 7 см. Толщина заготовки не превышает 1 см.

   То  малое число обнаруженных жатвенных  изделии из шифера, судя по значительному  количеству зерна, найденного в жилищах  на поселении Польце I, что свидетельствует о большом значении земледелия в хозяйстве, не могло обеспечить польцевцам уборку урожая. Из встретившихся на поселениях двусторонне ретушированных изделий лишь немногие относятся к польцевской культуре, причем среди них почти нет настоящих вкладышей.

   Наиболее  вероятными жатвенными орудиями у польцевцев были железные ножи с прямыми, в отличие  от серпов, лезвиями. Необходимо учитывать, что первые металлические жатвенные  серпы были мало похожи на более поздние изделия: лезвие у них было или прямое, или овальное.

   Очень значительную группу земледельческих  орудий, употреблявшихся для переработки зерна, составляют песты, изготовленные из речной гальки, кремнистых и базальтовых пород камня. Несмотря на некоторое разнообразие форм, на наш взгляд, нецелесообразно из общей группы выделять какие-то типы. Орудия имели одно назначение, а в силу этого и общие признаки. К тому же песты польцевской культуры очень просты по обработке и общему виду. У отдельных из них имеется по две рабочих поверхности на противоположных концах. Все песты цилиндрической или близкой к таковой формы. В сечении они овальные. Рабочий конец орудий от употребления затерт, иногда на нем заметны мелкие выбоины. Длина пестов не превышает 9–12 см, ширина рабочей поверхности 3–6 см.

   Другая  группа трущих орудий представлена курантами типично ладьевидной формы. Изготовлены они в основном из серого песчаника. Отмеченные следы работы па внутренней (рабочей) поверхности представляют собой царапины, расположенные перпендикулярно длинной оси куранта. Ширина рабочей поверхности орудий 5–7, толщина 3–5 см.

   Для южной части Дальнего Востока  куранты — наиболее типичная форма  орудий для растирания зерна. В памятниках урильской культуры раннего железного века Приамурья чаще всего встречаются сегментовидиые  куранты, в  янковской  культуре   Приморья — ладьевидные.

   На  поселениях польцевской культуры были обнаружены обломки зернотерок, которые изготавливались из плотного мелкозернистого песчаника. Толщина изделий 3–4 см. Одна сторона у них зашлифовывалась, а затем проковывалась. Судя но фрагментам, зернотерки имели преимущественно прямоугольную форму. Рабочая поверхность у них вогнутая.

   В жилищах поселения Польце I найдено три ступы. Две из них изготовлены из массивных кусков мелкозернистого гранита. Овальные углубления диаметром 8 и 9 см вышлифованы на глубину 12 и 14 см. Третья ступа имеет своеобразную форму, сделана из плотного песчаника и более тщательно обработана. На одной из сторон расположены рядом два углубления, на противоположной — одно. Глубина их 13–16, диаметр 8–10 см.  Ступы могли употребляться для растирания зерна.

   В ряде жилищ на поселении Польце I и на некоторых других поселениях польцевской культуры обнаружены каменные кольца-диски, по внешнему виду напоминающие утяжелитель для палок-копалок или деревянных лопат. Неправильно круглой формы диски изготавливались преимущественно из базальта. В центре дисков сделаны биконические отверстия. Диаметр нижнего и верхнего отверстия равен 4 см, внутренний диаметр – 2–2,8, дисков – до 15, толщина дисков 6–8см. У некоторых колец в нескольких местах вдоль нижнего и верхнего отверстий и на валике заметны «протертости» – желобки. В одних случаях такие желобки вышлифовывались специально, в других – образовывались от длительного употребления. Предназначались желобки, видимо, для привязывания кольца к деревянной рукояти.

  При раскопках поселения Амурский санаторий был обнаружен фрагмент кольца сложной формы, тщательно обработанного и зашлифованного. Кольцо очень массивное. Диаметр его 11, толщина 7 см. По широкой округлой поверхности изделия вышлифовано несколько глубоких желобков. Каменные кольца па поселениях в Приамурье и Приморье отмечены начиная с неолита. Не исключено, что они могли применяться не только в качестве утяжелителей для палок-копалок, но и как палицы для глушения крупной рыбы.

  Среди орудий труда, связанных с рыболовством, можно назвать грузила для сетей и крючки. Грузила можно разделить на две группы. Наиболее многочисленны грузила, сделанные из плоских, хорошо окатанных галек удлиненно-овальной формы. На двух их противоположных концах с двух сторон сделаны выемки для крепления грузила к сети. Вес грузил этого типа достигает 0,5 кг. Подобного типа орудия — наиболее древние на Дальнем Востоке. Впервые они появляются в ранненеолитических поселениях и стоянках Приамурья и Приморья и продолжают в неизменном виде встречаться и в более поздних памятниках. Ко второму типу грузил относятся гальки округлой формы, у которых по всему периметру искусно выбит и вышлифован желобок. Ширина его на отдельных экземплярах достигает 3 см. Грузила второго типа очень массивные, вес отдельных из них достигает 2–3 кг. Такие грузила наиболее характерны для урильской культуры.

  Наиболее  употребительными орудиями лова рыбы у племен польцевской культуры были железные рыболовные крючки. Они кованые, часто с маленьким выступом-бородкой у жальца. В сечении такие крючки овальные, круглые и четырехугольные. Конец, предназначенный для крепления к леске, расплющен и загнут в виде петли, другой – изогнут и заострен. На некоторых крючках последний заканчивается острым шипом. Длина крючков колеблется от 3 до 15 см. Размеры крючков свидетельствуют о том, что они предназначались в основном для крупной рыбы. Возможно, что крючки длиной до 15 см, изготовленные из массивных железных пластин, употреблялись в качестве крючьев при вытаскивании особенно крупных рыб из сетей или заколов.

   Особый  интерес представляет находка на поселении Амурский санаторий такого же гарпуна, какие характерны для древнекорякской и охотской культур. На некоторых польцевских поселениях встретились изделия, напоминающие своей формой наконечники гарпунов янковской культуры.

   Из  рубящих орудий у польцевцев были наиболее распространены тесла и топоры. Шлифованные тесла, как правило, изготавливались из кремнистой серой и зеленоватой породы. Они в плане имеют форму длинных прямоугольников или почти трапеций со слегка округленными обушками. Лезвия орудий почти прямые или несколько выпуклые, заточены с обеих сторон довольно круто и несколько асимметрично. Тесла из польцевского поселения плоские с ровными широкими сторонами. Их узкие плоские боковые грани расположены под прямым углом по отношению к широким плоскостям. В поперечном сечении эти орудия имеют вид прямоугольника. Нижний конец тесел часто затуплен и смят от длительного употребления.

   Особый  вариант таких тесел — большие  тяжелые орудия, расширяющиеся от обушка и достигающие наибольшей толщины у самого лезвия. На боковых сторонах этих тесел много сколов.

   Наряду  с массивными орудиями такого рода в коллекции с поселений Польце I и Желтый Яр представлены плоские и довольно широкие тесла, по очертаниям имеющие вид трапеций. Лезвие их нередко с одной стороны заточено круче, чем с другой. Размеры таких тесел сравнительно невелики —8–12 см.

   Среди находок отмечены и небольшие тесла, прямоугольные в поперечном сечении, тщательно заточенные. Они, видимо, употреблялись для более тонкой работы. Не у всех тесел сработанность лезвия одинаковая.

   На  поселениях польцевской культуры обнаружено несколько массивных рубящих орудий — топоров. Они прямоугольные в поперечном сечении, но значительно' массивнее, чем тесла с симметричной затеской лезвия. Одно такое изделие из поселения Польце II достигает 20 см в длину. Оно сужается к рабочему лезвию. Ширина у обушка 6,5, у лезвия 3 см. По краям изделия видны следы сколов, хотя и пришлифованные.

   На  поселениях Амурский санаторий и  некоторых других оказались рубящие  изделия с двусторонней оббивкой, овальные в поперечном сечении. Вероятно, они происходят из более древних  горизонтов и относятся к неолиту.

  Кроме каменных рубящих орудий, польцевские мастера уже широко применяли и железные. На поселении Польце I найдено около десятка изделий, которые употреблялись как тёсла и стамески. В отличие от изделий, использовавшихся для работы по металлу, эти орудия труда не такие массивные. Изготавливались они из плоских пластинок толщиной 2–3 мм и имели в плане трапециевидную или прямоугольную форму. Рабочее лезвие таких изделий острое и тщательно заточено, а противоположный конец имеет забитости от ударов по нему тяжелым предметом. У этих изделий есть характерное Т-образное навершие. В качестве топора могли широко попользоваться и кельты.

  На  поселениях польцевской культуры обнаружили большое количество изделий, связанных с вооружением и охотой, особенно при раскопках поселений Польце I и Амурский санаторий. Так, были найдены наконечники стрел, изготовленные из камня, кости и железа. Не обнаружены только бронзовые наконечники, наиболее распространенные в это время на обширной территории Евразии. Техника изготовления наконечников была в целом примитивной: ретуширование и шлифование. Именно так изготовлялись наконечники стрел из камня и кости, а из железа они вырубались. Литых наконечников стрел найдено всего несколько экземпляров.

Информация о работе Польцевская культура