Польцевская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:21, научная работа

Краткое описание

События II - I тыс. до н.э. знаменуют собой яркую и оригинальную страницу истории племен Дальнего Востока России. Изучение памятников, относящихся к этому времени, позволяет проследить процесс овладения приамурскими и приморскими племенами вначале бронзой, а затем и железом. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, а в Приморье – янковская. В VII – VI вв. до н.э. на смену урильской приходит польцевская культура.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
История изучения польцевской культуры…………………………………...4
Проблемы изучения польцевской культуры…………………………………9
Польцевская культура Приамурья…………………………………………..23
Основные памятники……………………………………………………23
Основные диагностические характеристики…………………………..30
Польцевская культура Приморья……………………………………………62
Основные памятники……………………………………………………62
Основные диагностические характеристики…………………………..71
Заключение…………………………………………………………………...78
Список литературы…………………………………………………………..80

Содержимое работы - 1 файл

польцевская культура.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

    Археологические раскопки на Синих Скалах проводились под руководством Ж.В. Андреевой. Ею были опубликованы 2 монографии и около 20 статей, посвященных этому памятнику [Андреева; 1970; с. 96-129; 1977, с. 144-185].

    Первоначально по итогам раскопок 1960–1970-х гг. на южном склоне холма сделан вывод, что памятник двухслойный: нижний слой относится к маргаритовской культуре, верхний – к ольгинской [Андреева, 1970, с. 96-129]. В 1980-е гг. раскопки проводились в западной и центральной части памятника. В результате выделены слои эпохи неолита, бронзового и железного веков (ольгинской культуры) и средневековья. По итогам раскопок 1981 г. определен слой раннего железного века.

    Концепция двухслойности поселения Синие  Скалы вызвала большую дискуссию. А.П. Окладников и А.П. Деревянко отрицали существование ольгинской культуры и связывали т.н. «ольгинские материалы» с польцевской культурой Приамурья [Деревянко А.П., 1976, с. 179-181]. Указывалось также на существование на памятнике слоев раннего средневековья (мохэской культуры) и бохайского времени [Деревянко А.П., 1976, с. 180.], а впоследствии были выделены слои лидовской культуры, янковской или близкой к ней, а также кроуновской культур [Бродянский, 1981]. Кроме этого, по данным С.А. Коломийца, на поселении Синие Скалы присутствуют слои бойсманской, зайсановской и лидовской культур, лидовско-янковского комплекса, кроуновской культуры, эпохи железа и средневековья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.2. Основные диагностические  характеристики1 

    В Приморье польцевская культура занимает огромную территорию между Амуром, Нижней Сунгари и побережьем Японского моря, ее южная граница в настоящее время лежит у северного берега залива Петра Великого. В Приморье польцевцы заселяли преимущественно места, представлявшие естественные убежища: сопки с крутыми склонами, отдельные возвышенности в заболоченной пойме, остров в бухте Киевка. Очевидно, что для польцевцев это был новый район, пограничный и небезопасный. 

    Жилища 

    Жилища  как правило имеют углубленное основание, прямоугольную планировку, характерно использование камня (плитняк, валуны) и обмазки при сооружении очагов, есть остатки канов. В Синих Скалах жилищ вскрыто много, но сложно вычленить польцевские. Напротив, на памятниках Малая Подушечка и Рудановское городище польцевскне дома исследованы на большой площади. 7 домов Малой Подушечки можно разделить па две группы: северо-восточную, № 1–4, и юго-западную, № 5–7. Дома первой группы горели, много сосудов, раздавленных рухнувшей кровлей, есть остатки обугленных плах. Жилища № 5–7 оставлены в спокойной обстановке, больше разрушены. Площадь пола от 9 до 16 м2. Дома ступеньками врезаны в склон на глубину до 1 м с нагорной стороны, а с подгорной котлованы открыты, стенки нет, пол горизонтальный.   Почти во  всех  жилищах есть каны: одноканальные, одноочажные, из плитняка, П-образные или в линию вдоль одной из стен. В жилище № I сохранилась на высоту 40 см труба, выведенная в угловой нише.

    В Рудановском вся плоскость вершины  была тесно застроена сначала  янковскими, а много времени спустя — польцевскими жилищами. Из 500 м2 на вершине раскоп вскрыл лучше сохранившуюся часть поселения — 370 м2, на этой площади обнаружены 13 польцевских котлованов, из них 7 сохранились полностью, еще 5 жилищ частично срезаны обрывом или средневековым котлованом. У жилища № 13 вскрыт один угол. Bсего по-видимому, в раскопе оказались 3/4 польцевских домов, и общее их число составляло 16.

    Все дома прямоугольные или трапециевидные, котлованы глубиной от 20 до 60 см, пол на одном уровне, иногда в нагорной стене — ступенька-полочка. В жилище № 1а был коридор – вход, обращенный на запад. Во всех домах были одноканальные каны из плитняка, с одним очагом, с глиняной обмазкой. Большинство канов сильно разрушены. Ямы от столбов есть на полу вдоль стен и в центре, а также за пределами котлована, их диаметр от 12 до 32 см. В жилище № 1а вдоль южной стены сохранились следы сгоревших плах-горбылей — деревянной обшивки стен. В домах были хозяйственные ямы — 1–2 в каждом и отдельные от кана ямы-очаги.

    Дома  расположены кучно, без определенного  порядка. Суммарная площадь вскрытых жилищ — около 240 м2, всех домов поселения —предположительно 316 м2.

    Сравнение польцевских жилищ  Приморья с приамурскими выявляет несколько различий: 1) меньшая площадь; 2) каны – на Амуре их нет; 3) застройка (очень кучная) естественных укрытий. Размеры поселений и вероятная численность их жителей, за исключением, возможно, Синих Скал, много меньше, чем на Амуре. 
 
 
 

    Керамика 

    Решающим  фактором для вывода о единстве культуры в Приморье и Приамурье является керамика. Использовались местные среднепластичные глины, к ним добавляли 50—70% песка, который просеивали и дробили. Иногда добавляли шамот — до 3–5%. Состав теста варьируется в зависимости от типов сосудов:  по количеству и качеству непластичных примесей. Температура обжига 800—900°.

    Типология. За основу типологии принята шкала А. П. Деревянко по амурским памятникам, в которой выделено 8 типов сосудов. Тип VII этой шкалы — сосуды с шаровидным туловом, узкой горловиной и блюдовидным венчиком, в Рудановском формовались скульптурной лепкой, венчик и горловина дорабатывались на гончарном круге. В коллекции Рудановского эти сосуды составляют 22%, есть два основных варианта: 1) венчик отогнут под прямым углом, до 40 см в диаметре, в три раза шире горловины, при толщине 1 см край венчика утолщен до 2 см, цвет кирпичный; 2) венчик отогнут под 45°, шире горловины в 1,5–2 раза, диаметр его до 50 см, цвет коричневый.

    Сосуды   этого   типа   есть   на   всех   приморских   памятниках.

    Тип I также повсеместно распространен в Приморье, в Рудановском он составляет 69%. Это горшки с яйцевидным туловом, короткой шейкой и с разными вариантами венчика. Все лепные, отмечены два способа лепки: 1) из трех частей: дно, тулово, венчик; 2) дно и тулово из лент, венчик – отдельно.  На сосудах типа I часто встречается нагар.

    Тип V — чаши и миски с прямыми стенками, слабопрофилироваиные, формовались с помощью гончарного круга, такой керамики в Рудановском 6%.

    Кроме отмеченных трех типов, в Приморье есть амфоровидные сосуды с вертикальной горловиной — тип IV, в Рудановском их немного, есть в Синих Скалах и на Сенькиной Шапке.

    Типы  II—III, по шкале А. П. Деревянко, возможно, есть, но нет надежных реконструкций. Тип VIII – чаша с выделенным дном и резервуаром в виде раскрытого цветка, в Приморье отсутствует, но есть тип, неизвестный на Амуре,— конической формы чаша на коническом поддоне — в Рудановском эти лепные сосуды составили 2,2%, есть на Синих Скалах. Этот тип, явно заимствованный у кроуновцев, возможно, заменил чаши типа VIII.

    Орнаментация. Выделяются по технике исполнения две орнаментальных группы. I — выпуклый: 1) аппликации из лент 0,2–1,5 см, бывают двойными — по горловине, краю венчика, реже — по тулову. Обычно ленте придан рельефный характер оттисками пальцев или штампа; 2) вытянутые из стенки валики — одинарные, двойные, зона — край венчика; 3) налепные шишечки. II — врезной, в свою очередь, делится на   прочерченный,   вдавленный,   штамповый.

    Прочерченный  выполнялся 3–6 зубцами — горизонтально или зигзагообразно. На горловине сосудов типа VII такие линии образуют гофрированную поверхность. Наколы или вдавливания: а) острым предметом, б) пальцем, в) ногтем, г) концом трубочки, д) лопаточкой. Есть прочерки ногтем в виде галочки.

    Композиции  включают разные технические исполнения орнамента и варьируют в зависимости от типа сосуда. Наиболее пышный орнамент украшал венчик, горловину и верх тулова сосудов типа VII: оттиски пальцев покрывали поверхность венчика сверху или снизу, край украшали шишечки, валики, желобки. На тулове этих сосудов обычно сочетаются волнистые валики и прочесы с вафельными оттисками. Горшки чаще всего украшали оттисками ногтя или пальца, есть горшки, сплошь покрытые вафельным орнаментом.

    Все приморские орнаменты — по технике, мотивам, композиции — есть на амурских памятниках, исключение составляют валики, вытянутые из стенки. Набор мотивов и приемов, как и типов сосудов, в Приморье беднее, что вполне объяснимо как меньшим объемом коллекций, так и поздней стадией культуры.

    Керамика приморских поселений является безусловно польцевской, нет никаких объективных причин выделять ее в самостоятельную культуру. Один тип чаш и один новый прием орнаментации — вытянутые валики — вот все новое в керамике, что она приобрела в Приморье. В то же время очевидно, что польцевская керамика являет собой качественно новый уровень в истории приморских культур: круг и доработка на круге, сложнейшая техника формовки сосудов типа VII, обжиг при высокой температуре.  

  Орудия  хозяйственной деятельности и вооружения 

    Орудия  труда: выделяются следующие категории: абразивы; землеройные: кельтовидные насады и кельты; ножи, шилья, пряслица, возможно — серпы и заступы.

    Абразивы немногочисленны: в Рудановском один пест — конической формы внизу, выше — цилиндр, сегментовидный терочник, два точила-бруска и несколько плиток. В качестве точил использовали плитки канов.

    Узкие кельтовидные насады из чугуна: один найден в Рудановском, серия — на Малой Подушечке — устойчиво сохраняется тип землеройного орудия янковской и урильской культур.

    Кельты  чугунные — есть на Малой Подушечке — прямое лезвие, прямоугольные — янковского типа, в Польце есть такие же и кельты с выпуклым секирообразным лезвием и валиком в верхней части.

    Ножи железные кованые, конец острый, у одного — оттянутый, спинка прямая, от черешка не отделена, острый или округлый уступ отделяет лезвие от черешка. Сечение треугольное по всей длине. В Польце есть такие же и вариант с загнутым концом черешка. Длина рудановских ножей — 9–12 см . На Малой Подушечке найдены железный серп и заступ. Из железа сделано шило из Рудановского — сечение прямоугольное и конической формы втулка с отверстием в стенке возле узкого конца.

    Что касается орудий для рыбной ловли, то глиняные грузила с желобками были найдены на Сенькиной Шапке. Вероятно, были и обычные грузила из галек, с выемками, одно такое грузило найдено в Рудановском городище. Рубящих орудий из камня там практически нет — один обломок янковского тесла. На Сенькиной Шапке найдено острие из рога.

    Оружие  представляют два вида изделий: наконечники стрел и панцирные пластины. Первые — из железа, кованые, обрубленные есть в Рудановском, Малой Подушечке, Синих Скалах. Самые простые наконечники — треугольные пластины с прямым или вогнутым основанием. Есть листовидный. Более сложная форма — усеченно-листовидный, с черешком, переход от пера к черешку ступенчатый — все эти типы есть в Польце. В Рудановском найден в жилище № 4 уникальный трехлопастный черешковый наконечник. Каждая из лопастей имела по два шипа как на   гарпуне. Сечение черешка разное: трехгранное, затем круглое и квадратное. Длина — 6 см, В польцевском слое Рудановского городища найдены несколько обломков тонких шиферных наконечников, точно такие же – в нижнем янковском слое. Типов каменных наконечников, которые есть в Польце, здесь не обнаружено, хотя использование камня вполне вероятно.

    На  Сенькиной Шапке найдены костяные наконечники - черешковые, с шипами, треугольные иди ромбовидные  в плане, в сечении трех- и четырехгранные или круглые. Там же найдены костяные панцирные пластины, такие же есть в Польце. 

    Украшения

    Бронзовые кольца – сомкнутые и несомкнутые, диаметр 1–2 см, сечение линзовидное. Бронзовое полукольцо или браслет с таким же сечением, овальный, 4х3 см, есть несколько обломков таких изделий. Три таких изделия найдены на Малой Подушечке, диаметр 3–6 см. В жилище № 4 найдена бронзовая накладка, прямоугольная, с овальным верхом и тремя штнфтами для крепления.

    Обломки колец из халцедона и халцедоновые диски с большим отверстием из Рудановского аналогичны таким же вещам из Польце. Необычны грубые подвески из базальтовых галек. Они легки для того, чтобы быть грузилами и неказисты, как украшения – назначение неясно. Из камня делали шлифованные подвески: сегменты, трехугольные. Есть луновидная подвеска, сделанная из пряслица. Многочисленны бусины из цветного камня: цилиндрические, сечковидные и прямоугольные, с двумя параллельными каналами.

    Все типы бусин есть на Синих Скалах. В домах Рудановского городища найдены зубы свиней, на Сенькиной Шапке есть клык кабана, просверленный у острия, керамические подражания клыку и цилиндрические бусины.

    В целом приморские польцевские памятники  предстают как  несколько обедненный вариант культуры, в котором появились каны домах и один тип кроуновской посуды.  
 

Заключение 

    В VII—VI вв. до и. э. па смену урильской культуре приходит поль-цевская, памятники которой расположены в основном на территории Приамурья и Приморья.

    Польцевские племена сделали новый шаг  в дальнейшем развитии материальной и духовной культуры. Особенно большое  значение имело широкое использование  железа. Из него выделывались все виды орудий труда и вооружения: наконечники стрел, ножи, кинжалы, панцирные пластинки, кельты, крючки, гарпуны, шилья, проколки, иглы, украшения. Часть изделий отливалась, а для части материалом служили специальные пластины-заготовки. На поселении в Польце I обнаружили около десятка больших железных пластин, из которых наконечники стрел, ножи, крючки, заготовки вырубались, а затем проковывались. Для резания железа применялись специальные зубила. Железо на этом этапе становится главным материалом для изготовления орудий труда и вооружения. Изделия из камня встречаются крайне редко.

Информация о работе Польцевская культура