Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:21, научная работа
События II - I тыс. до н.э. знаменуют собой яркую и оригинальную страницу истории племен Дальнего Востока России. Изучение памятников, относящихся к этому времени, позволяет проследить процесс овладения приамурскими и приморскими племенами вначале бронзой, а затем и железом. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, а в Приморье – янковская. В VII – VI вв. до н.э. на смену урильской приходит польцевская культура.
Введение………………………………………………………………………..2
История изучения польцевской культуры…………………………………...4
Проблемы изучения польцевской культуры…………………………………9
Польцевская культура Приамурья…………………………………………..23
Основные памятники……………………………………………………23
Основные диагностические характеристики…………………………..30
Польцевская культура Приморья……………………………………………62
Основные памятники……………………………………………………62
Основные диагностические характеристики…………………………..71
Заключение…………………………………………………………………...78
Список литературы…………………………………………………………..80
Железные наконечники стрел можно разделить на пять групп. К первой относятся наконечники, изготовленные из тонких пластин. У них треугольное в плане перо, насад уже полосы острия, из-за чего по обе стороны насада образуются острые шипы. У одних наконечников короткий и широкий насад, у других — узкий и длинный, у третьих — короткий и остроугольный. Но у всех наконечников этой труппы толщина насада и пера одинакова. Во вторую группу можно выделить наконечники стрел с плоским пером и двумя шипами у насада. Последний в поперечном сечении квадратный, переход от пера к насаду в поперечном сечении ромбический. К третьей группе относятся наконечники из тонких пластин, в плане они подтреугольных очертаний со слегка вогнутым насадом, имеющем с двух сторон глубокие треугольные выемки. Такие наконечники легко закреплялись в раздвоенный конец древка. Несколько наконечников найдены с остатками древков. Четвертую группу составляют наконечники стрел с хорошо выраженным утолщением но центру, так что в поперечном сечении они имеют ромбическую форму. Их перо заканчивается хорошо выраженными жальцами у длинного в поперечном сечении квадратного насада. Пятая группа — это ланцетовидные наконечники с упором. Насад у них длинный, в поперечном сечении квадратный.
Рассмотренные железные наконечники стрел, казалось бы, свидетельствуют о большом типологическом разнообразии, однако следует учитывать, что по форме они имеют много общего с каменными, за исключением наконечников стрел с упором.
В Корее в первой половине I тыс. до п. э. металлические наконечники отливали в основном из бронзы. По форме они напоминают иньские и чжоуские. В III–II вв. до н. э. появляются железные наконечники, некоторые из них но форме близки к польцевским.
Можно отметить шесть типов каменных наконечников стрел: 1) иволистные, обработанные тонкой ретушью с двух сторон, в поперечном сечении ромбические; 2) с плоским прямым насадом, в поперечном сечении ромбические, с обеих сторон сплошь обработаны узкой ровной ретушью; размеры 4–6 см; 3) из кремнистого сланца, ромбические в плане и плоские в сечении, обработаны ретушью с двух сторон по всему краю; 4) пластинчатые, треугольные в плане, плоские в поперечном сечении, с двух сторон обработанные ретушью по всему краю; 5) лавролистные из халцедона, ретушированные у острия и подправленные мелкой ретушью у насада; 6) из халцедона, обработанные двусторонней ретушью, в плане треугольные, с выемкой у основания.
Шиферные наконечники стрел представлены семью типами: 1) треугольные в плане, с округлой выемкой в основании, по обеим плоскостям имеются желобки вдоль длинной оси, поперечное сечение похоже на восьмеркообразную фигуру; 2) листовидные в плане, с трапециевидной выемкой в основании, вдоль длинной оси по центру вышлифован неглубокий желобок, поперечное сечение тоже похоже па восьмеркообразную фигуру; 3) листовидной формы, с треугольной выемкой в основании и двумя очень острыми треугольными выемками на обоих краях наконечника ближе к насаду; 4) плоские, треугольные в плане, с острыми пришлифованными краями и без желобка по центру; 5) иволистные, ладьевидные в поперечном сечении, с острым насадом; 6) листовидные, плоские в поперечном сечении, с двумя острыми жальцами у насада; 7) плоские иволистные, с прямым насадом и небольшим перехватом у насада.
Костяные наконечники представлены двумя основными типами: I) ромбическими в поперечном сечении, со срезанным уплощенным насадом; 2) наиболее многочисленные, шиловидные или игольчатые, округлые в поперечном сечении. Насад у отдельных экземпляров круглый, у других – уплощен. Длина костяных наконечников 3–8 см.
Шлифованные наконечники стрел из кости и сланца в Приамурье и Приморье появляются во II тыс. до н. э.. Наиболее широко они распространяются в урильской и янковской культурах. Шлифованные наконечники урильской культуры были двух типов. К первому типу относятся удлиненных пропорций иволистные наконечники стрел, овальные, ромбические и шестигранные в поперечном сечении; ко второму — треугольной формы с выемками в основании. Такие же типы наконечников стрел характерны и для янковской культуры. Таким образом, типологически наконечники стрел польцевской культуры генетически непосредственно связаны с культурами раннего железного века Приамурья и Приморья.
У польцевцев имелись и деревянные наконечники стрел. На поселении Польце I встретились деревянные острия, которые вполне могли использоваться и как наконечники. Следует отметить, что на поселениях польцевской культуры найдено значительное количество наконечников, изготовленных из различных материалов, что свидетельствует о широком их использовании. Расположение их компактными группами позволяет предполагать, что они находились в колчане.
Отчасти сохранившиеся древки стрел обнаружены в небольшом количестве только на поселении Польце I. Это обугленные деревянные стержни диаметром 0,4–0,5 и длиной 15–30 см. Породу дерева, из которого выделывались древки польцевскимн мастерами, определить не удалось. Анализ древесины, из которой строились жилища на поселении Польце I, позволил определить, что самыми распространенными в этом районе в то время были береза, сосна, дуб, клен и вяз. Наиболее вероятным материалом для изготовления древков стрел являлась, видимо, береза.
Длина древков стрел польцевцев, учитывая, что у них был распространен сложный лук, достигала 70–80 см.
Способ крепления наконечников стрел в древках был, вероятно, наиболее простым: расщеплялся один конец древка, туда вставлялся насад наконечника и затем плотно обматывался сухожилиями или крепкими нитями. Наконечники стрел с острым и длинным черешком, видимо, плотно вбивались в древко без его предварительного расщепления. Об этом свидетельствует тот факт, что у большинства наконечников этого типа, обнаруженных на поселении Польце I, на черешке сохранились остатки древесины.
Помимо наконечников стрел на поселениях польцевской культуры обнаружено два железных наконечника копья лавролистной формы. Они подверглись сильной коррозии. Изготовлены эти наконечники из двух тонких железных полос, линзовидных в поперечном сечении. Полосы затем соединялись и заклёпывались. Длина наконечников 13 и 14 см. Они не имели втулки и крепились к древку так же, как наконечники стрел и каменные наконечники копий.
Железные наконечники копий польцевской культуры как по форме, так и способу изготовления существенно отличаются от наконечников копий I тыс. до н. э. Евразии. Не имеем мы аналогии им и в синхронных памятниках Китая, Японии. Очень показателей тот факт, что эти наконечники не литые, как более ранние — бронзовые и более поздние — железные, а клепаные. Некоторое сходство с польцевскими втульчатыми наконечниками копий прослеживается в памятниках заключительного этапа Древней Кореи и в ранних когуреских памятниках.
Если
рассматривать наконечники
На поселениях польцевской культуры обнаружено несколько массивных костяных острий, которые могли применяться в качестве дротиков. Длина их 8—10 см. К предметам вооружения можно условно отнести и железные режущие инструменты, обнаруженные па поселении Польце I. Это ножи очень простой формы, имеющие однолезвийный, треугольный в поперечном сечении клинок. Спинка у них прямая, переходящая в рукоять, изогнутую на конце. У некоторых экземпляров спинка у острия несколько искривлена. Все железные ножи кованые, причем клинок и стержень рукоятки — из одного куска металла. Лезвие ножа несколько выпуклое, переход к рукояти резкий, хорошо выраженный. Длина ножей 5–14, ширина клинка 2–3 см. Рукояти обкладывались деревом, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки от обкладки. Копчик рукояти выступал из обкладки и затем загибался.
Типологически совершенно не отличается от ножей короткий меч. Длина его 41, ширина 2,5 см. Он напоминает скифские однолезвийные мечи-акинаки. В отличие от них он не имеет перекрестия — непременного атрибута скифского меча. Идентичность форм ножей и меча позволяет предполагать, что форма меча, обнаруженного на поселении Польце I, — собственное изобретение племен раннего железного века Приамурья. По крайней мере, его форма, наиболее простая и удобная, генетически связана с более древними режущими инструментами Приамурья и Приморья как шлифованными, так и оббитыми и совершенно отличается от аналогичных изделий из бронзы сопредельных территорий. Близкие по форме железные ножи и палаши известны в памятниках II–I вв. до н. э. древней Кореи. Рубящие орудия тина палашей в Корее имеют рукоять, оформленную таким же образом, как и у польцевского меча, и рукоять с кольцевым навершием. Если рукоять польцевского типа типична для племен южной части Дальнего Востока и в I тыс. н. э., то в это же время у корейских племен наиболее распространенной была рукоять с кольцевым навершием.
На поселениях польцевской культуры обнаружено большое количество изделий, принадлежащих защитному оружию — панцирю. Чешуйки панцирей изготавливались из железа и кости.
Отмечено три типа железных панцирных пластин. К первому относятся узкие длинные пластины, прямоугольные в плане. На одних из них на равном расстоянии друг от друга по одному краю расположены по три длинных и овальных отверстия, по другому — три круглых маленьких отверстия. На других пластинах имеются только круглые отверстия. Длина пластин 8–14. ширина 1,6–2,2 см. Ко второму типу относятся панцирные чешуйки с прямоугольным верхним краем и округлым нижним. На таких пластинах обычно по семь отверстий для крепления. Два (одно под другим) у округлого края, одно у прямого края и по два на остальных двух противоположных сторонах. Размеры пластин в основном двух видов: ширина 3,5, высота 4,5 см и соответственно 1,7 и 2.5 см. Третий тип представляют пластины с округлыми верхним и нижним краями. Только у верхнего края изгиб более плавный, чем у нижнего. Число отверстий у чешуек такого рода неодинаково: от 7 до 12. Ширина пластин 3,5, высота 6 см, а также 1,5 и 2,5 см соответственно. Железные панцирные пластины находят аналогии в скифо-сарматских памятниках Евразии. Пластины второго типа, обнаруженные па поселениях польцевской культуры, тоже имеют близкие аналогии и в скифских, и в сарматских памятниках. Из таких чешуек состоит большинство известных панцирей конца VII—начала VI и до III в. до и. э.
Костяные панцирные пластины в плане имеют в основном прямоугольную форму. Количество отверстий па них различно — от 4 до 12. Размеры пластин 11х2 см; 8х2,5 см; 6х3 см. Они более своеобразной формы. Нужно отметить, что подобные пластины в скифо-сарматское время тоже использовались для панцирей на обширной территории.
Костяные
панцирные пластинки
Железные латные пластины вырезались или вырубались из листа металла. На поселении Польце I были обнаружены инструменты для обработки железа — зубила, пробойники. На некоторых пластинах сохранились следы обработки. Подобным образом изготавливались панцирные пластины и скифами.
Очень важен вопрос о видах защитного вооружения у польцевских племен. Компактное расположение панцирных пластин в жилище № 4 (Польце I) у костяка, скорее всего, свидетельствует о том, что в это время польцевскне воины в бою уже применяли панцири, хотя, очевидно, их было очень ограниченное количество.
Трудно
решить вопрос о том, каким был
панцирь: чешуйчатым, пластинчатым или
пластинчато-наборным. Особенно это относится
к железным панцирям. При раскопках поселения
Польце I найденные костяные панцирные
пластины носили явные следы нашивания
их на подкладку. Как установлено, такой
подкладкой служила кожа. Особый интерес
представлял фрагмент кожи с нашитыми
на него панцирными пластинками. Пластинки
последовательно накладывались друг на
друга и их края сшивались, по всей вероятности,
сухожилиями. Очень важно то, что пластины
были нашиты не с одной стороны кожаной
основы, а с двух. Причем на обратной стороне
пластины лежали в такой же последовательности
и, вероятно, скреплялись одной и той же
нитью.
Украшения
На поселениях польцевской культуры обнаружили различные украшения. Наиболее многочисленны среди них — бусы, изготовленные из камня, кости, глины и дерева. Бусы можно разделить на три основных типа. К первому, наиболее многочисленному, относятся полированные цилиндрические бусины со сверлением с двух концов. Длина их 0,5–6, диаметр 0,4–0,7 см. Такие бусины получили распространение в Приморье, Корее и Северо-Восточном Китае. В Приамурье и Приморье бусины этого типа появляются во второй половине II тыс. до п. э. Наиболее многочисленны они в урильской и янковской культурах. Ко второму типу относятся шести- и восьмигранные тщательно отполированные бусины. Длина их 1,5–4 см. Третий тип составляют бочонковидные бусины. Ареал двух последних типов сравнительно ограничен. Известны они в Приморье и в Приамурье. Костяные бусы орнаментировались пересекающимися под острым углом насечками пли двумя поперечными линиями с мелкой ромбической сеткой между ними.
Особое место занимают украшения в виде колец, изготовленных из белого с прожилками нефрита пли из глины. Диаметр колец З–9 см, отверстий 1,5–5 см. Кольца из нефрита тщательно зашлифовываюсь. Такие изделия, обнаруженные на поселении Амурский санаторий, были более узкими, нем кольца из поселения Польце I. Кроме целых колец встречаются их фрагменты, многие из них имеют биконические отверстия для реставрации. Обычно два таких отверстия располагались у краев диска. Поверхность в месте разлома тщательно зашлифовывалась. Нефрит в то время был очень дорогим материалом и, вероятно, поэтому на поселениях польцевской культуры особенно часто встречались глиняные кольца — явное подражание нефритовым и по форме, и по размерам.