Польцевская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:21, научная работа

Краткое описание

События II - I тыс. до н.э. знаменуют собой яркую и оригинальную страницу истории племен Дальнего Востока России. Изучение памятников, относящихся к этому времени, позволяет проследить процесс овладения приамурскими и приморскими племенами вначале бронзой, а затем и железом. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, а в Приморье – янковская. В VII – VI вв. до н.э. на смену урильской приходит польцевская культура.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
История изучения польцевской культуры…………………………………...4
Проблемы изучения польцевской культуры…………………………………9
Польцевская культура Приамурья…………………………………………..23
Основные памятники……………………………………………………23
Основные диагностические характеристики…………………………..30
Польцевская культура Приморья……………………………………………62
Основные памятники……………………………………………………62
Основные диагностические характеристики…………………………..71
Заключение…………………………………………………………………...78
Список литературы…………………………………………………………..80

Содержимое работы - 1 файл

польцевская культура.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  1. Введение………………………………………………………………………..2
  2. История изучения польцевской культуры…………………………………...4
  3. Проблемы изучения польцевской культуры…………………………………9
  4. Польцевская культура Приамурья…………………………………………..23
    1. Основные памятники……………………………………………………23
    2. Основные диагностические характеристики…………………………..30
  5. Польцевская культура Приморья……………………………………………62
    1. Основные памятники……………………………………………………62
    2. Основные диагностические характеристики…………………………..71
  6. Заключение…………………………………………………………………...78
  7. Список литературы…………………………………………………………..80
 
 
 
 

 

  1. Введение
 

   События II - I тыс. до н.э. знаменуют собой яркую и оригинальную страницу истории племен Дальнего Востока России. Изучение памятников, относящихся к этому времени, позволяет проследить процесс овладения приамурскими и приморскими племенами вначале бронзой, а затем и железом. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, а в Приморье – янковская. В VII – VI вв. до н.э. на смену урильской приходит польцевская культура.

   Польцевская культура занимает особое место среди культур раннего железного века Дальнего Востока России и востока Азии. Её изучение насчитывает почти полвека. За это время были выделены основные признаки и критерии, по которым к польцевской культуре отнесены те или иные памятники. В первую очередь, это форма и орнаментация керамических сосудов, типы каменных и железных изделий, типы и конструкция жилищ, особенности топографии и планиграфии поселений, хозяйство и производство. С развитием региональных археологических центров комплексы, сходные с памятниками польцевской культуры Приамурья, были открыты и на территории Приморья. Изначально их связывали с культурой раннего железного века Приамурья. В результате была выдвинута точка зрения о миграции населения польцевской культуры из Приамурье в Приморье, а также разработана относительная хронология памятников и локальных вариантов самой культуры. Рассматривались также и её связи с культурами сопредельных территорий. В этом направлении предприняты попытки сравнить польцевские материалы не только с материалами культур соседнего Китая, но и с культурой яёй Японских островов [Окладников А.П., 1959; Деревянко А.П., 1973, 1976, 2000; Андреева, 1970, 1977; Бродянский, 1987].

   Однако  в ходе археологических раскопок последних лет получены новые  данные о польцевской культуре. Большая часть этих материалов происходит не с территории Приамурья, а из Приморья, в особенности с поселения Булочка, где собрана богатая коллекция польцевских материалов. Таким образом, вопрос распространения и относительной хронологии польцевской культуры до сих пор остается дискуссионным. В связи с этим, мы считаем, необходимо вкратце рассказать об истории изучения польцевской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. История изучения польцевской культуры 

    Польцевская культура получила свое название по памятнику Польце I, открытому А.П. Окладниковым в 1935 г. и раскопанному А.П. Деревянко в 1960-е гг. В настоящее время на территории Приамурья известно около сотни памятников этой культуры. Практически все эти памятники представляют собой поселения. Полностью раскопаны только несколько из них (в частности, упомянутые выше), остальные же известны по материалам шурфовочных работ и разведок. Материалы данных памятников обобщены и всесторонне изучены в 1970-е гг. А.П. Деревянко.

    В 1955-1956 гг. А.П. Окладниковым и Н.Н, Забелиной раскопано поселение на Сенькиной Шапке, вблизи г. Уссурийска. Это был первый раскоп в Приморье польцевского памятника, тогда, впрочем, не использовалось название «польцевская» или какое-либо другое название культуры.

    В 1958-1959 гг. Г.И. Андреев и Ж.В. Андреева провели разведочные работы на Синих  Скалах и в устье р. Киевки. Собранная  там керамика была совершенно правильно сопоставлена находками на Сенькиной Шапке и датирована рубежом эр и позднее кроуновской.

    В 1959 г. на памятнике Сокольчи в бухте  Валентин заложен раскоп площадью около 50 м . В ходе раскопок обнаружены остатки  трех жилищ. На памятнике зафиксированы 3 культурных горизонта [Андреева, 1970, с. 68-76]. Самый ранний из них датируется III—II тыс. до н.э., а два поздних горизонта относятся, соответственно, к кроуновской и польцевской культурам [Андреева, 1977, с. 30].

    В том же 1959 т. в Приамурье велись работы на памятниках Амурский Санаторий, Кукелево и Найфельд [Деревянко А.П., 1970, с. 64]. На памятнике Амурский Санаторий были вскрыты г 5 жилищ. Из найденного инвентаря следует отметить глиняные модели щитка для защиты пальца при стрельбе из лука, колыбели и лодки.

    В 1960-е гг. на территории Приамурья  исследован целый ряд памятников польцевской культуры: Польце I (1962-1964, 1966-1967 гг.; 10 жилищ), Польце II (1 жилище), Желтый Яр (1966 г.; 2 жилища), Рыбное Озеро-2 (1967 г.; 1 жилище), Кочковатка II (1968 г.; 2 жилища). Одновременно на ряде памятников в окрестностях с. Кукелево проводились шурфовка и разведка [Деревянко А.П., 1976, с. 9-100].

    В 1962 г. Э. В. Шавкунов открыл в долине р. Суходол на сопке Малая Подушечка  поселение. Проводившая раскопки Ж. В. Андреева сравнила верхний слой памятника со средним (польцевским) слоем Сенькиной Шапки.

    В 1963 г. А. П. Окладников обследовал городище с двойным валом на горе Пржевальского у с. Екатериновка, где в траншее был найден польцевский сосуд.

      В 1969 - 1970 г. на сопке Булочка А. П. Окладников, С. В. Глинский и В. Е. Медведев раскопали (1000 м2) многослойный памятник и обнаружили остатки польцевских жилищ, а ниже их — кроуновский слой: впервые была доказана давно предполагавшаяся стратиграфическая последовательность культур и первый раз термин «польцевский» был применен к приморскому памятнику. С этого времени название культуры прочно вошло в терминологию Приморской археологии. Ж. В. Андреева, не отрицая близости к амурской польцевской культуре, выделяет приморские памятники в особую культуру и называет ее ольгинской.

    В 1978 г. отряд ДВГУ под руководством А.П. Окладникова и Д.Л..Бродянского проводил раскопки на Рудановском городище в районе с. Анучино. Средний слой этого памятника относится к польцевской культуре. На основе найденных материалов Д.Л. Бродянский в качестве особенностей приморских материалов по сравнению с материалами польцевской культуры Приамурья вычленил такие черты, как небольшой размер жилищ, существование канов и сосудов на поддоне (доу) [1987, с. 186-189].

    Таким образом, до 1970-х гг. на территории Приморья было известно около двадцати памятников польцевской культуры, из них раскопаны только шесть - Сенькина Шапка, Булочка, Синие Скалы, Бухта Киевка, Малая Подушечка (верхний слой) и Рудановское городище (средний слой). Впоследствии были изучены новые памятники польцевской культуры - Круглая Сопка (Новогордеевское городище), Ауровское городище, Глазовка-городище. Исследования показали, что территория распространения памятников этой культуры охватывает практически все Приморье. В ходе совместных работ Государственного научно-исследовательского института культурного наследия Республики Корея и Института археологии и этнографии СО РАН в начале XXI в. на сопке Булочка раскопано большое количество жилищ польцевской культуры, давших богатые вещественные находки.

    В последующие годы в Приморье выявлен ряд памятников, на которых польцевская керамика обнаружена в виде подъемного материала или среди материалов других культур в ходе раскопок многослойных памятников. Это – Круглая Сопка (Новогордеевское городище), Круглая Долина (Новогордеевское селище), о. Петрова, Олений (Майхэ) и др. Вдоль побережья, на территории от Тернейского до Лазовского районов, открыто около 70 новых памятников.

    В 1988 г. проводились работы на памятниках Каменишка-1 и Дальний Кут-3 в бассейне р. Большая Уссурка в Красноармейском районе Приморского края.

    Памятники польцевской культуры были исследованы  отрядом ДВГУ в Лесозаводском  и Дальнереченском районах Приморского  края. В 1996-1998 гг. С.А. Коломийцем велись работы на городище Глазовка в среднем  течении р. Уссури. В раскопе (площадь 136 м²) выявлены три культурных горизонта: неолитический, бронзового и железного веков.

    В 1998 г. А.А. Крупянко и А.Н. Попов исследовали Реттиховку-Геологическую и отнесли ее к польцевскому времени. В 1999 г. С.А. Коломийцем там было вскрыто неолитическое жилище, однако в подъемном материале и верхнем слое найдены фрагменты керамики развитого железного века.

    В 2001 г. на правом берегу р. Бикин (приток р. Алчан) открыты два памятника польцевской культуры.

    В 2003-2005   гг.   объединенным   отрядом   Государственного   научно-исследовательского института культурного наследия Республики Корея и Института археологии и этнографии СО РАН на сопке Булочка вскрыты 7 жилищ польцевской культуры.

    В Приамурье в 2000 г. В.А. Краминцевым  проводились работы на Васильевском городище в Бикинском районе Хабаровского края. Выявлены культурные горизонты польцевской культуры раннего средневековья и чжурчжэньского времени. К польцевскому времени можно отнести около 200 фрагментов керамики, из которых удалось реконструировать вазовидный и баночный сосуды с отогнутым наружу венчиком.

    Несколько памятников польцевской культуры открыты  южнее г. Хабаровска, в долине р: Кур (приток Амура): Най-1 и -2, Мыс, Новокуровский Залив и др. На них обнаружены западины жилищ, найдена представительная серия целых баночных сосудов с отогнутым наружу венчиком и крышек.

   Таким образом, говоря об основных этапах изучения польцевской культуры современные исследователи (С.А. Коломиец, Хон Хён У) выделяют 3 периода:

  1. начало археологического изучения Приамурья (с 1935 г.);
  2. деятельность Дальневосточной археологической экспедиции (1953 – 1970-е гг.);
  3. активные полевые исследования и публикация материала (с 1980-х гг.).

    Первый  период начался в 1935 г., когда в бассейне Амура впервые были проведены профессиональные археологические раскопки. А.П. Окладников объехал огромную территорию, охватывающую бассейн Амура от Хабаровска до Николаева-на-Амуре. Здесь было обнаружено и исследовано около 200 археологических памятников каменного и железного веков, среди которых есть и памятники польцевской культуры. Уже тогда был сделан вывод о самобытности древней культуры Приамурья эпохи раннего железного века.

    Второй  период открыла в 1953 г. в Приамурье Дальневосточная археологическая экспедиция под руководством А.П. Окладникова, а продолжался он до 1970-х гг. В это время на Дальнем Востоке велись активные археологические работы, о которых говорилось выше. Благодаря полевым исследованиям и камеральным работам, проводившимся в 1960-1970-е гг., получен богатый материал, относящийся к раннему железному веку данного региона [Окладников, Деревянко, 1973; Деревянко А.П., 1973; 1976; Андреева, 1970; 1977; Бродянский, 1987]. К этому периоду относится и дискуссия А.П. Окладникова с Д.Л. Бродянским о дальневосточном очаге земледелия [1969, с. 3-14].

    Третий  период начался с 1980-х гг. и продолжается по настоящее время. Выходят в свет новые работы, основанные на многочисленных полевых исследованиях. Современный период, на наш взгляд, характеризует широкое применение мультидисциплинарных исследований археологического материала, которое начало складываться еще в предшествующий этап и активно развивалось в 1990-е гг. 
 
 
 
 
 
 

    3. Проблемы изучения  польцевской культуры 

    Происхождение и распространение

    Большинство исследователей связывают происхождение польцевской культуры с урильской культурой Приамурья. Первоначально А.П. Деревянко выделил в качестве общих особенностей этих культур форму и орнаментацию керамических сосудов, а также существование каменных орудий из сланца. С.В. Глинский также указывал, что «если признавать орнамент этническим показателем, то вывод кажется очевидным - сходство орнаментации Урила и Польце имеет этническую близость». Кроме того, А.П. Деревянко, говоря о генетической близости урильской и польцевской культур, отметил сходство между урильской и янковской культурами, ввел в оборот термин «урило-сидеминская», или «урило-янковская», культура [1973, с. 246-247, 265-266; 1976, с. 180-181, 272-273]. Также им было отмечено сходство в конструкции жилищ обеих культур [Деревянко А.П., 1976, с. 159-160].

Информация о работе Польцевская культура