Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:21, курс лекций
Фактически все, с чем имеет дело человек с тех пор, как он осознал себя человеком – это культура. Освоенный человеком, «очеловеченный», значимый ценностно-смысловой мир, созданный самим человеком, и есть культура.
10. Уход в таинственное.
Чрезмерное рационалистическое отношение к человеку и к миру, которое предложили просветители, требовало компенсации в форме причудливых фантазий и вымыслов.
Увлечение романтиков средневековьем породило так называемый «готический роман» - произведения, в основе которых лежат таинственные приключения, мистика, ужасы или фантастика. Местом действия этих романов является старинный, средневековый замок или аббатство, полные тайн, ужасов, заклятий и привидений (Г.Уолпол «Замок Оранто», В.Скотт «Комната с гобеленами», «Монастырь», сатирический роман Т.Л.Пикока «Аббатство кошмаров»).
Центральным героем романов-ужасов был, как правило, герой – злодей, обладатель сильной воли и безудержных страстей, демоническая личность (А. Радклиф «Итальянец», Ч.Р.Мэтьюрин «Мельмот-скиталец», Э.Т.Гофман «Эликсир дьявола»).
От готического романа развивались научно-фантастический, авантюрно-приключенческий и детективный жанры. Истоки научной фантастики лежат в романе М.Шелли «Франкенштейн» о создании ученым человека-монстра. Это произведение – иллюстрация зрелого романтического воображения, предсказывающего не только великие возможности, но и опасности науки. Это произведение явилось родоначальником целого жанра, повлиявшего на творчество Р.Л.Стивенсона («Странная история м-ра Джекиля и д-ра Хайда»), О.Уайльда («Портрет Дориана Грея»), Г.Уэллса («Человек-невидимка»).
К эпохе романтизма относится и рождение детектива (Э.По «Убийство на улице Морг», «Золотой жук»).
11. Уход в экзотику.
Интерес к экзотическим, и, прежде всего, к восточным мотивам стал еще одной характерной чертой романтизма. Универсальный тип сознания, по которому в эпоху Просвещения, как по эталону, сравнивались все типы культур, не выдержал проверки временем. Эпоха Романтизма пришла к пониманию своеобразия мышления жителей Востока: таинственность восточной мудрости, специфика восприятия мироздания. Европейский читатель был подготовлен к такому пониманию осуществлявшимися в это время переводами Корана, сказок «Тысяча и одна ночь», китайских и персидских сказок и легенд.
В центре произведений Д.Г.Байрона - образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства (поэмы «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста»).
Для романтиков восточная тема стала возможностью окунуться в иной, мифологизированный мир, полный сказочности, мистики и живой религиозности (поэма П.Б.Шелли «Восстание ислама», арабская сказка У.Бекфорда «Ватек», сборник стихов В.Гюго «Восточные мотивы», восточные темы в живописи Э.Делакруа и Ж.О.Энгра).
12. Музыка как отражение внутреннего мира.
Эпоха Романтизма выбрала музыку как искусство, способное наиболее полно отразить внутренний мир человека. В музыке романтики видели проявление абсолютной свободы: отвлеченность, абстрактность, свободу воображения. Музыка как никакое из искусств способствовала эстетизации мироощущения, так характерной для романтизма. Это особенно наглядно демонстрирует отличие от эпохи Просвещения, морализаторский дух которого не создал собственного музыкального направления.
Образ музыканта был для романтиков синонимом мечтателя, этот образ проходит через множество произведений и противопоставляется пошлому мещанству. Странствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в быту, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни. Образ музыканта, обладающего дьявольской притягательностью, воплощал итальянский композитор и скрипач-виртуоз Н.Паганини (1742 – 1840).
Одним из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики был Т.Гофман (роман о музыканте «Записки кота Мурра»). Он автор одной из первых романтических опер - «Ундина».
Народно-легендарные, сказочные и средневековые темы стали основой романтической музыки (фортепианные циклы Р.Шумана (1810-1856); оперы К. М. Вебера (1786-1826) «Вольный стрелок», «Оберон»; произведения Г.Берлиоза (1803-1869)).
Высшим воплощение романтизма в музыке стало творчество великого немецкого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813 -1883). Он создал оперы на сюжеты скандинавской мифологии: «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунгов»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», мистерия «Парсифаль», осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. Его оперы - гигантские вокально-симфонические поэмы, не имеющие аналогов в истории оперы.
Идеи романтизма нашли отражение в творчестве венгерского композитора, пианиста и дирижера Ф. Листа (1811-1886) и польского композитора и пианиста Ф. Шопена (1810-1849).
Свойственные Романтизму отвращение к аристократической и буржуазной действительности, отказ от рационалистических принципов просвещения и классицизма сделали эпоху Романтизма символом свободы, идеализма, мечтательности.
Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовной жизни. Эпоха Романтизма подарила мировой культуре образ романтического героя, которому свойственны незаурядный характер, сильные страсти, устремленность к безграничной свободе.
Вопросы для самоконтроля
1. Сравните взгляды на человека в эпоху Просвещения и эпоху Романтизма.
2. Что романтики противопоставляли действительности?
3. Каковы причины трагического мировосприятия романтиков?
4. Каково представление эпохи Романтизма о роли женщины?
Литература
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М.: Сов. писатель, 1974. – 492 с.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3-х т. – М.: Искусство, 1993.
3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М.: Высш. шк. 1986. – 304 с.
4. Черняк Е.Б. История 19 века: проблемы и размышления // Новая и новейшая история. – 1991. - № 1. – с.80-114.
Тема 10. Культура 2-й половины XIX
– начала XX веков
Культура XIX века занимает особое место в истории Западной Европы. И это связано с изменением самого существования европейской цивилизации. Три новых фактора обусловили развитие Европы, начиная с XIX века: экспериментальная наука, индустриализация и процессы демократизации.
Впервые в истории наука стала определяющим фактором общественного и экономического развития. Именно с XIX века началась характерная для Западной Европы тенденция отождествления научного и экономического прогресса с прогрессом культурным.
XIX век предложил новый общественный идеал: общество ассоциируется с фабрикой, во главе которой стоят ученые. Механизация производства привела к индустриальной цивилизации, для которой характерны массовость производства, процесс урбанизации, погоня за техническими новшествами. Воплощением новой эпохи стала Машина. Современники называли XIX век «веком железных дорог», «эпохой пара», «эпохой стали», «веком электричества». И действительно, изобретения этого века буквально «обрушились» на человека, подобно лавине: паровоз, пароход, автомобиль, телефон, телеграф, трамвай, метро, паровое отопление, водопровод и канализация, газовое и электрическое освещение. Согласно исследованиям П.Сорокина, в XIX в. было совершено 8527 открытий и изобретений – больше, чем за всю предыдущую историю. Все это изменило привычный мир европейца.
Но изменения касались не только обыденной жизни человека. Научные открытия меняли на глазах привычную картину мира: ньютоновское мироустройство, такое понятное, очевидное, так легко доказываемое опытом, оказалось только внешней оболочкой этого мира. Научные открытия и гипотезы свидетельствовали о глубине и сложности мироустройства, а главное - о «неочевидности» научной истины. Д.Менделеев создал периодическую таблицу, М.Фарадей и Дж.Максвелл разработали электромагнитную теорию, П.Кюри и А.А.Беккерель – теорию радиоактивности, Э.Резерфорд и Н.Бор изучали строение атома; Г.Мендель и Т.Морган создали теорию генетики, Л.Пастер и Р.Кох заложили основы бактериологии. И настоящим «ударом» для общественности стали эволюционная теория Ч.Дарвина и теория относительности А.Эйнштейна. К этим открытиям уже нельзя было относиться как к исключительно научным: они предлагали новое мировоззрение, меняли привычную картину мира.
Фактически, человек оказался в центре противоречия: мир видимый и мир, о котором говорит наука, – не одно и то же. Одной из основных черт новой эпохи стало формирование релятивистского типа мышления.
Другим следствием «научной революции» XIX века стало своеобразное ощущение человека, заключающееся в том, что новые знания и открытия не делают мир более понятным, и уж тем более не проясняют смысл человеческой жизни.
Параллельно этому научному парадоксу происходил процесс «расколдования мира» - процесс потери человеком религиозных верований. После открытия Ч.Дарвина, объясняющего происхождение человека не от Бога, а от приматов, философская мысль эпохи бросала вызов обществу и доказывала, что Бог сам порожден человеком, его страхом и слабостью (З.Фрейд).
XIX век начал заниматься изучением и критикой Библии и церкви, а К.Маркс назвал религию «вздохом угнетенной твари». Постепенно буржуазное общество начинало воспринимать религию как символ цивилизованности, условие его стабильности, а веру заменяло соблюдением обрядов. Светское общество отделило церковь от государства, ввело гражданскую регистрацию рождений и браков, запретило иезуитские школы…
На смену религиозной пришла новая система ценностей: польза, достаток, комфорт, лояльность, рассудочность, безопасность. Все это стало основой буржуазной морали, к которой присоединились принцип равенства всех перед законом и вера в технический прогресс.
Характерными чертами мировоззрения новой эпохи можно назвать также:
- социальный оптимизм, связанный с успехами науки и техники;
- позитивизм, берущий начало в философии О.Конта, и ставший универсальным принципом нового научного миропонимания, отвергающим все неведомое, загадочное и сверхчувственное;
- космополитизм, т.к. в XIX в. европейская культура перестала быть замкнутой (во многих странах мира был установлен парламентский строй, созданы политические партии, а США стали равным партнером и даже конкурентом); особенно ярко космополитизм проявился в конце XIX века и выразился в увлечении культурами различных регионов и стран (Африка, Восток, Россия и др.), а также в традиции проведения международных выставок;
- политизированность, которая стала неотъемлемой чертой человека XIX, а тем более XX века; каждый отныне чувствовал себя причастным к происходящим событиям, чему способствовала журналистика, рождение радио и других средств массовой информации.
Новым стало и понимание природы: утилитаризм определил отношение к природе как к источнику энергии, природных богатств и грандиозной мастерской. «Природа не храм, а мастерская», - эти слова Тургеневского персонажа надолго определили отношение европейца к окружающему миру.
В результате столь значительных сдвигов в миропонимании европеец оказался в трагической ситуации одиночества и непонимания себя: он теперь не образ и не подобие Бога, не творец и не «мера всех вещей», а «набор химических элементов», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной», безвольный заложник подсознания или «хомо фабер» («человек производящий»). Сущность человека, его душа, предназначение и смысл существования - эти вопросы остались нерешенными. Впервые в европейской культуре технический прогресс опередил гуманитарное осмысление человеческого бытия, и это стало самой большой проблемой культуры XIX-XX веков (а подчас, и угрозой самому существованию человека, доказательством чего стала I Мировая война).
Именно нерешенность «вечных» вопросов бытия породила такое «многоголосие» в философии и искусстве рубежа XIX-XX веков. Лишь одно качество объединяет такие разные идеи новой эпохи, как критический реализм и имморализм, декаданс и интуитивизм, философию Ницше и взгляды Фрейда. Если прошлые культурные эпохи носили утвердительный характер, т.е. предлагали и отстаивали новую модель бытия (будь то полисный демократизм античности, христианский аскетизм средневековья, возрожденческий титанизм, рационализм Просвещения или романтический сентиментализм), то культура рубежа XIX-XX веков стала культурой отрицания, культурой сомнений и разочарования. Неприятие существующих форм осознания человека впервые не породило новой, общепризнанной концепции его существования. Именно отсутствие новой концепции делает рубеж XIX-XX веков эпохой кризиса европейской культуры.
В этом же – причина философских поисков, метаний и трагического мировосприятия, характерного для европейской культуры Новейшего времени.
Характерные черты искусства:
1. Зарождение массовой культуры.
Во второй половине XIX в. в Западной Европе произошло утверждение буржуазной демократии, начали проявляться первые черты формирующегося массового сознания.
Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Ведущее место заняла литература, развивалось издательское дело, появилась масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.
Наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников, возник особый корпус посредников - издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т.д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. зародилась массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.