Русские традиционные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества, Пасхи, Покрова). Еще в середине XX в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Купалу.

Содержание работы

Введение
Глава I. Зимний календарь
1.1 Зимние святки
1.2 Рождество
1.3 Масленица
1.4 Скоморохи
Глава II. Весенний календарь
2.1 Троица
Глава III. Летний календарь
3.1 Иван Купала
3.2 Три спаса
Глава IV. Осенний календарь
4.1 Семенов день
4.2 День Покрова
4.3 СНОП 40
Глава V. Праздники Новосибирска
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

     Скоморошество издавна на Руси считалось самой  веселой забавой. Очень жаль, что вся красота и забава этого праздника не дошли до нашего времени.

традиция  календарь русский праздник 

 

Глава II. Весенний календарь 

     Отшумела  веселая, разгульная Масленица, проводила  зиму, открыла дорогу весне.

     Большинство праздничных весенних обрядов имеет языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны — богини смерти. Смысл всех обрядов — умирание природы зимой и воскресение, обновление ее весной".

     На  Руси не было единого дня празднования встречи весны красной. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег тревожился.

     Астрономическое начало весны 21 марта — в день весеннего равноденствия.

     В южных регионах России в первый раз весну встречали 1(14) марта, на Евдокию (Авдотью) Плющиху. Поскольку она открывала весну, с ней было связано много примет:

     Какова  Евдокия, таково и лето.

     На  Плющиху погоже — все лето пригоже!

2.1 Троица

 

     Среди весенних праздников особо почитались в народе - Семик, Троица. В старинной песне так и поется:

     Как у нас в году три праздника,

     Первый  праздник - Семик честной,

     Другой  праздник - Троицин день,

     А третий праздник - Купальница.

     Троица  отмечалась в воскресенье, на 50-й  день после Пасхи, а Семик - накануне, в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назывался семик. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли - зеленой. Полевые цветы, собранные на Троицу, освещали в храме, засушивали и хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роще, среди деревьев и цветов.

     В центре внимания в эти дни была березка - особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок  сложено о ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялись в березовую  рощу, находили красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами. Под этим деревцем девицы водили хоровод и пели песни:

     Березынька  кудрявая,

     Кудрявая  моложавая,

     Под тобою, березынька,

     Все не мак цветет,

     Под тобою, березынька,

     Не  огонь горит,

     Не  мак цветет -

     Красные девушки

     В хороводе стоят,

     Про тебя, березынька,

     Все песни поют.

     Редкий  праздник на Руси обходился без хороводов. Удивительное это явление русской  народной культуры органически сочетает танец, пение т игру. Любое место  подходило - и роща, и луг, и двор. Женщины и мужчины, старики и  дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни.

     Вот как описывается очевидцем один из хороводов Москвы XVIII в.: Это было за заставой, недалеко от Калитниковского  кладбища. Народу собралось много; один хоровод состоял не менее как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на пригорочках. Кучках и кочках - масса народа. Все оживлены в ожидании предстоящего удовольствия. Долго сговаривались в хороводе, наконец, сговорились. На середину в круг вышел молодой парень. Красивый и ловкий на вид, он всем поклонился. Потом обошел весь круг и встал на свое место.

     Полоса  ль, моя полосынька, -

     зазвенел  его раскатистый тенор.

     Полоса  ль, моя непаханная, -

     подхватил хор и пошел кругом в одну сторону. На середине песни хоровод остановился  и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное, голоса молодые, звонкие. Потом пели

     На горе-то калина, Уж как пал туман

     и, смотря по ходу песни, воспроизводилось и действие, - выходила девица к парню, кланялась ему и стлала ему  постелюшку, в виде платка, и т. д. Я пошел домой. И долго потом, уже при догорающей заре. я слушал в окно широкую русскую песню и думал об ее удивительной, захватывающей силе.

     На  Семик совершался любопытный обряд  кумовления. Девушки, приходя в лес, свивали из ветвей березы венки и  целовались сквозь них, приговаривая:

     Покумимся, кума,

     Покумимся.

     Нам с тобою не бранится,

     Вечно дружиться.

     Кумушки дарили друг другу крашенные яйца, обменивались кольцами, сережками. Кумовство  заканчивалось угощением, обязательно  с яйцами и козулями - хлебом в  форме венка.

     На  Семик, как на Рождество и Крещение, девушки гадали - пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок - все сложиться счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок - расстроится свадьба. Ну а если вдруг потонет - быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Старинные народные предания подтверждали эти приметы.

     Троица  - один из больших церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница.

     Во  имя Отца, Сына и сына, и Святого  Духа! Этими Великими словами пастыри  Церкви начинают все свои собеседования.

     В старину тема Троицы, воплощавшая  идею триединого божества (Отца, Сына и  Святого духа), воспринималась как  некий символ времени, символ духовного  единства, мира, согласия, взаимной любви  и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

     Множество икон, посвященных этой теме, было написано в древней Руси. Одна из самых  знаменитых, дошедших до наших дней, - Троица, написанная еще в XV в. иконописцем  Андреем Рублевым, хранится в Третьяковской  галерее.

     В день праздника Пятидесятницы на живом мосту (так называли мосты через Москва-реку в XVIII в.) собиралось много девушек, которые по древнему обычаю ходили с ветками березы в руках, пели песни, плясали и бросали в волны Москва-реки венки, снятые с голов.

     Троица  — прямое продолжение Семика. Через три дня, в воскресенье, девушки возвращались к завитым березам и смотрели: завял венок — не сбыться задуманному желанию, зелен — все будет хорошо. После этого березку развивали, ибо береза проклянет ту, которая забыла это сделать.

     Праздник  Троицы справлялся в седьмое воскресенье после Пасхи. В этот день по всей Руси обязательными были семейный каравай, хороводные игры и обряд «завивания» и «развивания» березки.

     В завивании и развивании березки, плетении венков сохранились отголоски  древних гаданий русских девушек о своей дальнейшей судьбе. Если сплетенный девушкой венок засыхал, то это предвещало изменение в ее жизни — она должна была или умереть, или заболеть, или выйти замуж; зеленый же венок означал продолжение ее девичества. Вообще троицкий венок считался вестником брачного обета.

     В Троицын день бабка-позыватка сзывала  девушек на гульбище. Хороводница, с  караваем в руках, выходила на улицу  и запевала зазывную песню. К ней  со всех сторон собирались девушки. Украшенные венками парни и девушки начинали разыгрывать хороводы. По окончании хороводов играли в горелки.

     Семейный  же каравай знаменовал собой дошедшие до нас отголоски древних таинственных воззрений и обрядов русского народа. Хороводницы раздавали каравай  по богатым семьям. Его засушивали в сухари и хранили на свадебный обиход. Эти сухари замешивались в свадебный каравай на счастье и любовь молодых.

     В степных поволжских селениях Троицкое гуляние считается последним  праздником весны. Крестные посылали в  качестве гостинцев своим крестникам каравай и выкрашенные в желтый (цвет яйца). Девушки дарили друг другу ленты и менялись кольцами. Меновые венки перевязывали лентами и хранили на память о дружбе. Невозможно обозначить времени и места происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ассирияне и вавилоняне еще за 2000 л. до Р.Х. при приношении жертв Вавилу совершали хороводные пляски вокруг его жертвенника. У греков возвышались религиозные обряды торжественностью хороводных танцев, называемых каравино, и пением у жертвенника гимнов одними непорочными девушками. Они одевались тогда в белые платья и украшали свои головы цветочными венками.

     Впоследствии  хороводы образовывали веселье одних  молодых девушек, которые, собираясь  на лугу в праздничные дни, пели круговые песни и танцевали, и страсть к этой забаве до того распространилась между европейскими греками, что Аспазия, женщина необыкновенной красоты, покровительница наук и изящного, заставила однажды важного философа Сократа принять участие в хороводном весели.

     В древнем Риме хороводы составляли священные  обряды: там девушки пели благодарственные гимны перед изображением богов, но когда повсеместные увеселения перешли  за круг освященных обрядов, тогда хороводы превратились в народные забавы.

     Хороводы  наши, душа увеселений девушек, слились  с русской жизнью. Все девушки  непременно стараются показать здесь  игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцом, кружатся и раскланиваются. Но хороводные игры не везде отправляются единообразно; смотря по местности и песне они изменяются или в действии или в самом пении.

     Дух хороводных песен есть семейная жизнь. В них живо передано веселье и  думы наших предков; в некоторых  попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имена сочинителей неизвестны.

     При наступлении игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся  перед окнами своего дома, а молодые  рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует собеседника. В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда взоры зрителей развлекаются по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет навстречу и поет. Затем меняются игры и песни. Порядок их зависит от произвола и выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой, тихой и плавной. Хоровод то строиться в ряды, то свивается в кружок – по содержанию песни. Вот идут в один ряд веселые игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая играть хоровод.

     Собравшись  на зеленой полянке или на улице  девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они  ходят кружком. Созывание девушек  в хоровод само собой выражает свое значение: желание девушек порезвиться.

     Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят нетерпением, чтобы  те поскорее пристали к ним; дают и  знать о своем желании глазами  и движениями; после запевают призывную  песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода.

     На  Троицу не умолкая, гудели колокола сотен  московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно  одетые горожане шли на церковные  службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным московским нищим. 

 

Глава III. Летний календарь 

     Наступает лучшая пора года — природа пустила  в ход все свои животворные  силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выпадают благодатные  дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, береза почки распустила.

     В народе июнь величали хлеборостом, светлозаром, светло-яром, разноцветом; июль называли страдником, сеноставником, жарником, грозовиком; август слыл серпником, зорничником, густоедом, хлебосолом.

Информация о работе Русские традиционные праздники