Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 01:33, реферат
Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие "средневековая русская культура" включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX - первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом всего пути "из варяг в греки" от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия.
Еще один выдающийся памятник древнерусской архитектуры - Золотые ворота, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению. Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.
Ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям этого сооружения относится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно. Частые опустошительные пожары и нашествия врагов значительно исказили облик Золотых ворот.
Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1941 году всемирно известный памятник погиб. Оказавшись на линии фронта, церковь Спаса на Нередице попала под огонь фашистской артиллерии и была обращена в руины. Рухнули верхние части стен, своды и купол. От здания храма уцелело около сорока процентов, от бесценных фресок — ничтожные фрагменты.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — один из выдающихся памятников Новгорода времен феодальной раздробленности. Храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Церковь Преображения- характерная постройка своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъем в нее осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место. Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.
Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).
Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, высотой в два метра, сложены из камней.
Итак, можно
сделать вывод, что византийские
традиции достаточно прочно сохранялись
в древнерусской архитектуре в XI - первой
половине XII вв. Но со второй половины XII
в. наметилось явное ослабление византийского
влияния, в древнерусском зодчестве появились
храмы башенной формы, не свойственные
византийской архитектуре. Древнерусское
зодчество не знало в своем развитии таких
резких скачков, как переход от романского
стиля к готике или от готики к Ренессансу
в Западной Европе. Процесс складывания
национальных черт в древнерусском зодчестве
был более медленным и плавным и окончательное
свое завершение обрел позже, в архитектуре
Московской Руси.
Изобразительное и прикладное искусство.
В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией. Для новгородской живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок. Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.
Своеобразным
было искусство Владимиро-
Прикладное
искусство и скульптура, менее
чем живопись связанные с церковными
канонами, нередко отражали в своих
сюжетах народные игры и пляски,
сцены борьбы и т. п. Значительного
подъёма достигло искусство чеканки монет,
печатей и каменной резьбы (убранство
соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы
народного творчества нашли богатое отражение
в вышивке, а также в украшениях книг —
заставках, концовках, заглавных буквах
и т. д., где наряду с растительным и цветным
орнаментом зачастую представлены сцены
народного быта и труда.
Просвещение и литература.
Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение и в народном фольклоре и литературе, где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте. Несмотря на господство богословия на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории. Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. В обучении основными пособиями были Псалтырь, Часослов, Апостол. Обычное в средневековой Европе библейское представление о мире излагалось в «Шестодневе», который давал богословско-схоластическое описание природы, в сочинении Козьмы Индикоплова «Топография» и в других переведенных на Руси произведениях. Греческие хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей.
Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские. Большинство их проникнуто идеей сильной княжеской власти. Тесная связь летописцев с деятельностью княжеских канцелярий приводила к включению в летописные своды деловых документов - дипломатических, административных, военных.
В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.
При Андрее Боголюбском происходит культурный подъем во Владимиро-Суздальском княжестве. Стремясь возродить единство Руси под своей властью, князь был заинтересован в прославлении своей деятельности, местных святых и святынь. В честь своей победы над волжскими болгарами в 1164 г. Андрей Боголюбский написал «Слово о милости Божьей». С его деятельностью связано появление таких памятников, как «Сказание о победе над волжскими болгарами в 1164 г. и празднике 1 августа» (1164–1165 гг.), «Житие епископа Леонтия Ростовского» (1160-е гг.) – небесного покровителя Владимирской Руси, «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» (возможно, 1163–1164 гг.), положившее начало циклу произведений об одной из наиболее почитаемых святынь Русской земли
Церковная
проповедническая литература, идейная
направленность которой заключалась
в призыве населения к
Идеология
церковной и отчасти светской
знати нашла яркое отражение
в замечательном памятнике
Обширный
круг идей содержится в выдающемся
памятнике ранней дворянской публицистики,
сохранившемся в двух редакциях
XII—XIII вв.,— «Слове», или «Молении»,
Даниила Заточника. Блестяще образованный
Даниил умело использовал сокровища
фольклора для восхваления
В русле средневекового
общеевропейского литературного процесса
находится и «Слово о полку Игореве» (кон.
XII в.), лиро-эпическое произведение, связанное
с дружинной средой и поэзией. Поводом
его создания послужил неудачный поход
1185 г. новгород-северского князя Игоря
Святославича на половцев. Поражению Игоря
посвящены воинские повести, дошедшие
в Лаврентьевской летописи (1377 г.) и Ипатьевской
летописи (кон. 10-х – нач. 20-х гг. XV в.). Однако
только автор «Слова» сумел превратить
частный эпизод многочисленных войн со
Степью в великий поэтический памятник,
стоящий в одном ряду с такими шедеврами
средневекового эпоса, как испанская «Песнь
о моем Сиде» (ок. 1140 г.), немецкая «Песнь
о Нибелунгах» (ок. 1200 г.), «Витязь в тигровой
шкуре» грузинского поэта Шота Руставели
(кон. XII – нач. XIII в.). Идеалы «Слова» связаны
с уходящей в прошлое Киевской Русью. Его
создатель – убежденный противник княжеских
междоусобиц, губивших Русскую землю.
«Слово» проникнуто страстным патриотическим
призывом единения князей для защиты от
внешних врагов.
Информация о работе Особенности культуры Древней Руси, культура Киевской и Московской Руси