Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:10, контрольная работа
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в нем, обусловлен, с одной стороны, длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян, с другой, во многом был определен пришедшей на Русь с ее крещением европейской христианской традицией.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Принятие христианства и его влияние на культуру………………………………………..4-11
Художественная культура………………………………………………………………….12-14
Уровень развития практических знаний и ремесленная культура………………………14-19
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………………….21
Иная художественная манера отличает новгородскую и псковскую иконопись. Она складывается под сильным влиянием городской посадской культуры и торгово-ремесленной среды. Общее впечатление от храмов, в частности от росписей церкви Спаса-Нередицы под Новгородом, — демократизм, суровость, аскетизм и непреклонность, иногда доходящие до исступления, которые тем более впечатляют, что исходят не от возвышенных византийских ликов, а от образов неповторимо индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. Интересно также, что в демократическом Новгороде иерархической символике предпочитали более наглядную — топографическую: сцену Вознесения в куполе сюжету «Христос-Пантократор».
Георгиевскому собору Юрьевского монастыря в Новгороде принадлежала монументальная по размеру и оригинальная по иконографии икона «Устюжское Благовещение», возможно написанная между 1119 и 1130 гг. Композиция отличается простотой и выразительностью. Спокойные плавные линии объединяют фигуры архангела Михаила и Марии, создавая гармоничную группу.
В конце XII в. строительством Спасской церкви Ефросиньева монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн) была открыта качественно новая страница русского зодчества — создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся монументальностью и повышенной (в сравнении с византийскими) декоративностью и нарядностью.
Конструктивной основой их является
введение системы ступенчато-
Уровень развития практических знаний и ремесленная культура
Памятники IX—XIII вв. сохранили немало данных о высоком уровне развития ремесленного производства Руси, а соответственно, и лежащих в его основе знаний и навыков.
Развитию ремесла
Изделия городского ремесла получили высокую оценку не только на Руси. Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт в соседних странах под названием «русских» замков. Но особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, копья, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Довольно рано в оружейном производстве появляется специализация. Летописи говорят о мастерах-седельниках, лучниках, тульниках («тул» — колчан), щитниках, мастерах по производству осадных машин-пороков, специалистов по выделке мечей, копий, топоров, шлемов и других видов вооружения.
Показателем высокого развития не только ремесла, но и декоративно-прикладного искусства было ювелирное производство. Ювелиры удовлетворяли потребности широких слоев населения в украшениях, а также изготовляли предметы роскоши для феодальной знати и утварь для церкви. Бронзовые, медные, серебряные украшения высоко ценились в русских землях: цветные металлы получали из соседних стран, а русские мастера создавали из них высокохудожественные произведения.
Основным техническим приемом ювелиров того времени было литье. Использование формы давало почти неограниченные возможности для получения различных весьма сложных изделий. Отливались кресты, подвески, височные кольца, колокола, подсвечники, браслеты, поясные бляшки, пуговицы, перстни и т. д. Особой формой литья было литье по восковой модели. Приготовленная восковая модель, часто очень сложной формы, с мелкими деталями, обкладывалась сырой глиной. Глина обжигалась, затвердевала, а воск вытапливался. Металл заливался в глиняную форму, которая после остывания разбивалась. Отсюда сам характер литья получил название «потерянной формы». Полученная вещь отличалась точностью формы, идеальным внешним видом, отсутствием, так называемого литейного шва. Выдающимся образцом такого литья является бронзовая арка XII в. из г. Вщижа с плетеным жгутовым орнаментом и птицами в медальонах. Применение литья способом «потерянной формы» давало возможность получения объемных вещей высокого качества.
Ювелиры X—XII вв. не ограничивалось литейным производством. На севере, в Новгороде и Суздале, большое развитие получает рельефная чеканка («обронная» работа). Суть ее заключается в выдавливании рисунка рельефом наружу. Лицевая сторона рельефа подвергалась детальной обработке. Для изготовления массовой продукции использовали матрицы. Особенно широко они применялись при изготовлении наиболее распространенных украшений — колтов, височных колец, бляшек, нашивок для ткани, и т. д.
Высокого уровня достигло сканное дело. Сканью, или филигранью, назывались на Руси изделия из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки («Скати» означало сучить, скручивать). Изделия из скани были двух видов. В одном случае скрученная проволока служила основой для создания объемных, ажурных узоров, в другом — накладывалась на пластины. И в том и в другом случае мастера применяли пайку. Изделия из скани были очень красивы и изящны.
Близко к сканному мастерству стоит техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывались по рисунку на пластины и припаивались, создавая сложный и красивый орнамент. На отдельных колтах насчитывается до пяти тысячь зерен, так что на каждый квадратный сантиметр поверхности приходилось до 300 мельчайших шариков. Изделия из скани и зерни были широко распространены в Древней Руси.
Хорошо были знакомы русские мастера XI—XIII вв. с золочением и инкрустацией золотом и серебром по железу и меди с применением черни. На металлические пластины предварительно наносили рисунок резцом. Затем в углубления разогретых пластин молоточком вбивали тонкие серебряные или золотые нити. Пространство между нитями иногда покрывалось чернью, и получался красивый серебряный или золотой рисунок по черному фону.
О высоком искусстве русских мастеров черни и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. Он писал, что читатель его трактата может узнать, что изобрела Русь в искусстве эмали и разнообразии черни. Еще более эффектной была эмаль — «финифть», «химипет», как называли ее на Руси. Вначале эмали на Руси были выемчатые. Золотую или медную основу для них с толстыми перегородками отливали предварительно. Однако этим способом трудно получить сложный и в то же время изящный узор. Метод выдавливания также не давал должного эффекта. С X—XI вв. получает распространение перегородчатая эмаль. Рисунок наносился на поверхность припайкой золотых полосок, высота которых колебалась в пределах одного миллиметра. Стекловидная масса эмали разных цветов покрывала подготовленные ячейки, создавая красивые и долговечные украшения. Эмаль имела широкое распространение. Обильно украшались эмалью колты, ожерелья, перстни, подвески и т. п. Отдельные дошедшие до нас эмалевые вещи имеют надписи, сделанные на русском языке.
Произведения ювелирного искусства
Древней Руси, как правило, сочетают
самые различные способы
Широкое распространение получило гончарное искусство. Уже с IX в. в Древней Руси стала преобладать посуда, сделанная на гончарном круге. Посуда орнаментовалась, сушилась, а потом обжигалась. Сосуды славянского типа были широко распространены по всем землям, входившим в состав Древнерусского государства. При всем своем разнообразии у них были общие черты: нижняя часть имела вид усеченного конуса, выше середины — выпуклые плечи, верх заканчивался пухлым, сильно отогнутым вперед венчиком. Сосуды эти различных размеров и разного назначения. Одни предназначались для варки пищи, другие, «корчаги», большие сосуды — для хранения зерна, меда и других продуктов. Изготовлялись кринки, плошки, чашки, блюда. В городах, где предположительно с XI в. применялся ножной гончарный круг, ассортимент гончарных изделий был шире и сложнее. Здесь делались кувшины, жбаны, черпаки, миски, светильники, амфоры, различные глиняные игрушки.
Ремесленники-гончары очень
Особым видом ремесла было стеклянное
производство. Долгое время считали,
что на Руси стеклянные изделия были
только привозные, пока не были обнаружены
мастерские по выделке стеклянных изделий,
что позволило сделать вывод
о местном характере
Исключительно широкое развитие в Древней Руси получила обработка дерева. Источники неоднократно упоминают «древоделей», т.е. плотников, которые строят деревянные дома, церкви, монастыри, мостят бревнами мостовые, сооружают стены, башни, мосты. «Древоделы» имели разнообразные строительные инструменты: топоры, секиры, столярное тесло, пилы, долота, резцы, сверла, скобель, рубанок, скобы, заклепки, молотки. Обильны свидетельства существования определенной специализации мастеров деревянного дела. Вполне вероятно, выделялись особые профессии бочаров (бондарей), специалистов по токарному делу, по выделке гвоздей (деревянных). Появление каменного строительства привело к выделению группы ремесленников, занятых строительством и отделкой каменных зданий, хотя источники говорят о них очень скудно.
Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи. Прядением льна и шерсти занимались в основном женщины, а специалисты-ремесленники изготовляли более дорогие ткани. Опонники выделывали «опону», особо ценную ткань; ручечники специализировались на выделке тонкого холста-«ручошника». Были специалисты и по пошиву одежды, носившие название портных швецов («Порт» — одежда). Нужда в кожаной обуви, шапках, оружейных ремнях, поясах, сбруе, седлах, колчанах, щитах, переметных сумах, рукавицах, пергаменте для письма стимулировала развитие кожевенного дела. В нем происходит специализация. Выделяются скорняки («скора»— мех)— мастера по выделке меха, кожемяки, усмошвецы, обрабатывающие кожи и шьющие сапоги, седельники, сафьянники, тульники. Знала Древняя Русь и другие ремесленные специальности: мастеров иконописного дела, книжных писцов, косторезов.
Говоря о материальной культуре Древней Руси, нельзя не коснуться вопроса о жилищах. Деревянные, срубные жилища были наиболее распространенными. Сравнительная техническая простота постройки и доступность материала создавали возможность для возведения различных жилых и хозяйственных построек. Основой деревянных построек был четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (столбы, пни, камни). Пол был или земляным, или деревянным, из толстых, гладко отесанных досок. Деревянный, настланный на балках потолок закрывался двускатой крышей. Такой тип постройки определял простейшую форму жилья — избу («изба», или («истба», «истопка», «истобка» — жилье с печью). Большинство построек жилого типа отапливалось по-черному, и только в богатых жилищах отмечались некоторые усовершенствования в отоплении. Свет в жилища проникал через прорубленные в бревнах «оконца». Обычно они были «волоковыми»: узкое продолговатое отверстие в бревне в случае надобности закрывалось («заволакивалось») доской. Иногда встречались стеклянные и слюдяные оконницы, но они широкого распространения не имели. Были в Древней Руси и деревянные постройки, состоявшие из сочетания нескольких срубов. В едином, цельном ансамбле соединялись жилое теплое помещение — «изба», сени и холодная «клеть», служившая летней спальней и кладовой.
Во дворах князей и крупных феодалов срубы-клети сочетались таким образом, что они составляли крытую галерею второго этажа. Галереи эти покоились на опорных столбах. Составной частью ансамбля были терема, т.е. сени, принимавшие шатровую гранную или круглую коническую форму. Обычно весь этот жилой комплекс назывался «хоромами». Источники донесли до нас существование в Древней Руси особых палат — «гридниц», которые играли роль парадных, приемных зал при дворцах князей. Служебные и хозяйственные постройки состояли из многочисленных погребов, медушь, скотниц, бань, бретьяниц (амбар, кладовая). О внутреннем убранстве жилищ судить очень трудно. Отрывочные письменные сообщения позволяют говорить о столах, скамьях, деревянных кроватях, коврах, подставках для лучин — железных светцах, глиняных масляных светильниках.
Обширные территории требовали хороших средств и путей сообщения, важнейшими из которых были реки и озера. Именно по ним осуществлялась связь между отдельными частями древнерусских земель. Поэтому получают развитие водные транспортные средства. Наиболее распространенным был челн, представлявший собой долбленую однодеревку. Ладьи также были долбленые, но они были внушительных размеров и могли поднимать десятки людей и много груза. Большие ладьи приспосабливали и для морского плавания. К основному корпусу наращивали борта. Эта была набойная ладья, или «насад». На крупные суда помимо весел ставили мачту: небольшие струги и «учаны» с их небольшой осадкой могли отлично перевозить людей и грузы по мелководью через отмели и перекаты. На водных путях в опасных для плавания местах ставились предупреждающие знаки. Такой характер носят так называемые «Борисовы камни» на Западной Двине под Витебском. Огромные валуны с высеченными изображениями крестов и надписи «Господи, помози рабу своему Борису» являются немыми свидетелями заботы полоцкого князя Бориса Всеславича (XII) об улучшении речных путей. Известный Тмутараканский камень, лежавший у переправы между Тмутараканью и Керчью, напоминал о ширине пролива. Береговой путевой каменный крест стоял при выходе из реки Нерли в реку Клязьму. Он предупреждал о песчаных косах и перекатах.
К первой половине XII в. относятся попытки искусственного улучшения водных путей путем их расчистки и прорытия каналов. Так новгородцы пытались обеспечить себе водный путь до Волги через реки Полу и Ловать. Свидетельством этого стала надпись на так называемом «Стерженском камне».
Развитие сухопутных путей и средств сообщения было менее интенсивным, чем водных. Поддержание дорог входило в обязанность общины. Известны также и два крупных моста, возведенных в Древней Руси через большие реки. Один из них был построен Владимиром Мономахом через Днепр у Киева, а второй соединял Софийскую и Торговую стороны Великого Новгорода. В качестве транспортных средств в Древней Руси применялись «волокуши», колесные повозки, сани, а как тягловая сила использовались быки и лошади.