Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:43, контрольная работа
В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Характер — это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его становление очень длительно. На его формирование оказали влияние природные условия, определенные архетипы, лежащие в основе поведения человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI века.
1. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И УТРАТА СУВЕРЕНИТЕТА ……..…...…………......... 5
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА РАСЦВЕТА ... 9
3. РОЛЬ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА …...……...……...………...……......….......… 14
4. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ …………………………………………………17
5. РУССКОЕ ИСКУСТВО ПЕРИОДА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА .... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………...….………………......………. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...……...……..………. 27
Многие произведения пронизывает идея единения Руси перед лицом внешней опасности. Неизвестный автор оставил бесценный письменный памятник «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе в 1185 году Игоря Святославича на половцев. Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми силами идет в далекий поход. И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев, но и жаждой славы.
В основу повести легли традиции русского народного творчества. Самый лирический момент произведения – монолог-плач Ярославны, верной и преданной жены Игоря. По старой языческой традиции, она обращается к природным стихиям как к одушевленным силам: «О ветер, ветрило! ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских воинов сынами Даждьбога. Часто использует эпитеты, характерные для устного народного творчества: серый волк, чистое поле, черная земля.
С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни; население истреблено, угнано татарами. Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают. Прекратилось производство пряслиц из овручского шифера, стеклянных браслетов, изделий с чернью и зернью, перегородчатой эмалью, многоцветной поливной керамики, применявшейся в строительстве, приостанавливается каменное строительство. Пострадали даже земли, не испытавшие непосредственного нападения врагов.
В произведениях литературы нашествие воспринимается как катастрофа, вторжение потусторонних сил, нечто невиданное. В середине и второй половине ХIII века появляются произведения, посвященные событиям татаро-монгольского ига. Они очень эмоциональны и поэтичны. Значительное место среди них занимает «Слово о погибели Русской земли». Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода. В «Повести о разорении Рязани Батыем» народный герой, воин Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину и яростно пошел на врага: «Один дрался с тысячью, а два – с тьмою». Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.
Житие Александра Невского повествовало о Невской битве со шведами, о Ледовом побоище на Чудском озере, об отношениях Александра Невского с Золотой ордой и о смерти князя. Все эти и другие произведения пронизаны теплом, лирической скорбью о прошлом, о былом величии Руси.
Трудно
представить себе урон, нанесенный
татаро-монголами. Более чем на два
века было прервано развитие
русской культуры. В. Ключевский называет
ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка
на Руси», когда «люди становились робки
и малодушны», когда все население страны
(от простолюдина до князя) действует во
имя личных интересов, когда физически
уничтожают смелых, предприимчивых князей
и откровенно поддерживают не слишком
даровитых, но – покорных, когда русские
правители перенимают восточные манеры
роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги
в общественном сознании имели, пожалуй
самые негативные, а главное, долговременные
последствия, когда, по словам того же
Ключевского, основными чертами становятся
инстинкты «самосохранения и захвата».
В ХIV в. начинается возрождение Руси. Происходит объединение русских земель вокруг Москвы. То огнем и мечом, то дипломатической изворотливостью укрепляют московские князья свою власть. Главное значение этого процесса заключалось, как отмечает В.О. Ключевский, в том, что «московский удельный владелец, став великим князем, первым начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия».
Растет население Руси, заселяются заброшенные земли, возрождается сельское хозяйство. В княжение Дмитрия Донского в Москве начинают чеканить монету. Экономическими, политическими и культурными центрами, по-прежнему, остаются города, при чем, появляется много новых, таких как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль-Рязанский.
На новый качественный уровень поднимается ремесленное производство. Начинают использовать водяной двигатель и водяную мельницу. В ХV веке были известны десятки специальностей по обработке железа: кузнецы, сабельники, подковщики, замочники и др. В рассказе об обороне Москвы от Тохтамыша в 1382 году впервые упоминается огнестрельное оружие. Оружейники изобрели первые русские пушки – «тюфяки».
Объединение русских земель вокруг Москвы завершается к ХVI веку при Иване III и Василии III. Символично, что в 1477 r., когда удалось окончательно подчинить Новгород, в Москву был отправлен вечевой колокол – символ нoвгopoдcкoй независимости, распустили новгородское вече. Пал последний на Руси островок демократических традиций, происходит укрепление централизованного управления и усиление государственного аппарата. Однако, князья пока еще не являются единовластными самодержцами, они делят власть с Боярской думой, советом из наиболее знатных бояр.
В
первом великокняжеском Судебнике
1497 г. провозглашается
Иван III получил новый титул – «великий князь всея Руси». Всячески подчеркивается божественность происхождения княжеской власти, а, следовательно, и безоговорочного подчинения ей. С конца ХV в. в печатях и гербе великого князя появился византийский двуглавый орел, устанавливается новый государственный обряд венчания преемника на царство; внешними атрибутами власти стали наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны – шапки Мономаха, которая, по официальной версии-легенде, была дарована князю Владимиру Мономаху eго дедом, византийским императором «в знак царского достоинства».
Стремление
к установлению самодержавной
власти требовало создания прочной
идеологической базы, доказательств
божественного происхождения
Объединенная Русь превратилась в сильное и грозное государство. За период с середины ХV в. до середины XVI в. государственная территория Руси увеличивается более чем в 6 раз. Устанавливаются разветвленные международные связи, торговые отношения со многими странами.
Новым испытаниям родное отечество подверг Иван IV Грозный, первый русский царь «всея Руси». Увлекшись борьбой с боярством, государь от реформ (правление «Избранной рады») перешел к планомерному уничтожению собственного населения (опричнина). Неудачи в Ливонской войне обернулись очередной потерей исконно русских земель. Страна снова оказалась в состоянии хаоса и экономического кризиса.
Тенденции на усиление роли государства и церкви, закрепощения крестьян вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В общественном сознании появляются качественно новые черты. На смену былому единству приходит борьба различных течений. В противоборство вступают «нестяжатели»[2] и «иосифляне»[3], появляются «безбожные ереси»[4] с их отрицанием учения о Троице, наличия рая, с идеями о «духовном разуме», о равенстве людей. Попытки свободомыслия, как правило, заканчивались драматически – ссылками и пытками. В Москве на площадях запылали костры.
Один из самых интересных публицистов XVI века – Иван Пересветов, выходец из Литвы, служил у польского князя Сигизмунда, у венгерского и чешского королей. Из Чехии приехал в Москву. Предлагая реформы, отстаивал равенство всех перед государством, выступал за отмену привилегий, хотя сам был представителем дворянства.
Против чрезмерного угнетения крестьян поднял свой голос другой публицист Ермолай Еразм. В числе активных авторов был и Иван IV Грозный, хотя и не написавший собственной рукой ни строчки, он только диктовал. В знаменитой переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского также затрагиваются проблемы общественного устройства и путей развития России.
Накопление научных знаний. Развитие ремесел, строительный бум ХV–ХVI веков обеспечили накопление теоретических и практических знаний. Огромные постройки требовали точных расчетов, знания законов математики и механики. Появляются письменные пособия по арифметике и геометрии, имевшие прикладной характер.
Обширные торговые связи с разными странами, расширение собственных границ приводит к развитию географии. Составляются чертежи отдельных областей и всего государства в целом. В хронографах и летописях появляются географические статьи. Большой интерес вызывали сведения о различных странах. Складывается особый литературный жанр, названный «хождениями». В 1466–1472 годах тверской купец Афанасий Никитин посетил Индию. Он оставил деловые и обстоятельные записки – «Хождение за три моря». Под тремя морями подразумеваются Каспийское, Черное и Индийский океан.
Среди исторических произведений можно назвать «Русский хронограф», появившийся на рубеже XV–XVI веков, где излагаются события русской и всемирной истории. По мнению О.В. Творогова, этот памятник стал не только исторической энциклопедией, содержащей массу фактов и сведений по всемирной истории, но и увлекательным чтением для нескольких поколений древнерусских книжников...».
Основные
тенденции в литературе и искусстве.
Со второй половины ХIV века особенно бурно
развиваются русская
Пережитый Русью мрак татаро-
Самым совершенным литературным памятником, наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина». Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле – «за Доном». «Задонщина» стала поэтическим прославлением русской победы на Дону. Автор повествует о бедах русской земли, скорбит о погибших, воздает хвалу победителям. Заключительную часть произведения пронизывает уверенность в непоколебимости Руси. Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном, и в идейном отношении. Сопоставляет события в «Слове» и в современной ему действительности.
В устном народном творчестве широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным богатырям пришли реальные исторические лица. Песни посвящались конкретным событиям. В рассказах о взятии Казани воспевались пушкари, их находчивость и мастерство. Исключительно популярны были народные герои. Простой русский человек побеждает хвастливого иноземного князя Кострюка. Множество песен сложено о Ермаке – смелом атамане, выходце из народа, который присоединил Сибирь к Русскому государству, был активным противником бояр. Народ пытается дать свою оценку русским правителям, их конкретным делам.
По прежнему, много внимания уделяется летописанию. Уже в начале XV века была составлена большая московская летопись – «Троицкая», которая сгорела в пожаре 1812 года и была восстановлена ученым М.Д. Приселковым на основании многолетних изысканий. 10 томов объемом около 9000 листов составил Лицевой летописный свод – самое крупное произведение подобного рода средневековой Руси. Обширные летописи появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. По богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.
Новгородский архиепископ Макарий еще при Василий III задумал собрать, систематизировать и переписать в двенадцати огромных фолиантах «все святые книги... которые в русской земле обретаются». Совершенно очевидно, что Макарий не только хотел сохранить ценное литературное наследие, но, прежде всего, определить круг чтения православных, регламентировать духовную жизнь, «уберечь» их от нежелательной, вредной литературы. Этот колоссальный труд был назван «Великие Минеи Четии», завершен в 1541 году. Сюда вошли более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному месяцу.