Организационно-управленческие начала расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Организационно-управленческие начала расследования. Организационная деятельность следователя, направленная на обеспечение наиболее оптимальных условий реализации плана расследования, вместе с тем связана с конкретизацией, упорядочением, согласованием и качественным совершенствованием структуры расследования как системы. Поэтому деятельность по организации расследования не сводится лишь к обеспечению его материально-технических условий.

Содержимое работы - 1 файл

орд эачет.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

     презумпция  невиновности, гласность, неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни  и тайны переписки;

     публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

     Быстрое, полное и объективное расследование  преступления обеспечивает не только правильное применение уголовного законна, но и предотвращает возможность  привлечения в качестве обвиняемого  лица, не совершившего преступление.

     Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в  суде, где проводится судебное следствие. Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление имело  место, и о лице, его совершившим, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать обвиняемого виновным в совершении преступления правомочен только суд. При этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 2 ст. 301 УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.

     Подобная  характеристика предварительного расследования  не дает основания рассматривать  его как стадию, производство в  которой осуществляется только для  суда. В стадии предварительного расследованиядело  может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст. 208 УПК. При этом надо иметь в виду, что прекращение дела производством не означает в каждом случае, что имело место незаконное возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого. Объективность следствия и обеспечение прав обвиняемого могут выявить неосновательность подозрения в совершении преступления. Прекращение дела может иметь дело и по обстоятельствам, исключающим или освобождающим лицо от уголовной ответственности.

     Гарантиями  законности проведенного расследования  служит прокурорский надзор (ст. 25, гл. 18, 19 УПК) и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем в установленных законом случаях (ст. 22, 23, 25, 46 Конституции РФ, ч. 5, 209, 2201, 2202 УПК).

     В уголовно-процессуальной литературе достаточно подробно разработан вопрос о принципах  предварительного расследования, то есть о руководящих положениях, определяющих специфические условия, характер и формы предварительного расследования в уголовном процессе. Правда, единой точки зрения по данному вопросу не существует. Более того, отдельные ученые наличие особых принципов предварительного расследования вообще отрицают. Например, М.А. Чельцов считает, что стадия предварительного расследования регулируется общими процессуальными принципами, положенными в основу уголовно-процессуального права. Законодатель, указывает он, не случайно употребил применительно к предварительному расследованию термин «общие условия», а не принципы, подчеркнув тем самым единство системы принципов уголовного процесса.

     Исходя  из содержания главы десятой УПК, Чельцов называет двенадцать общих  условий, которые должны соблюдаться  при производстве предварительного расследования. Условия эти следующие:

     весь  ход предварительного расследования  подчинен прокурорскому надзору;

     при производстве предварительного расследования  следователь, орган дознания обязаны  исходить из общего процессуального  принципа всестороннего, полного и  объективного исследования обстоятельств дела;

     быстрота  расследования;

     привлечение общественности к участию в раскрытии  преступлений;

     тайна следствия (недопустимость разглашения  данных предварительного следствия);

     обязательное  документирование каждого следственного  действия;

     возможность производства расследования группой  следователей;

     участие в процессе предварительного расследования  потерпевшего, гражданского истца и  гражданского ответчика;

     индивидуализация  предварительного расследования;

     обязательное  участие понятых в производства ряда следственных действий;

     возможность привлечения следователем к участию  в расследовании органов дознания;

     право следователя на дачу отдельных поручений  о производстве определенных следственных или розыскных действий органами следствия или дознания.

     Все перечисленные общие условия  вытекают из содержания закона, и их число постоянно растет. Уже после  введения в 1960 г. действующего ныне УПК  глава десятая была дополнена  нормами, предусматривающими новые  условия, а именно:

     А) осуществление контроля за деятельностью следователя со стороны начальника следственного отдела (ст. 1271 УПК);

     Б) возможность привлечения специалиста  к участию в производстве следственных действий (ст. 1331 УПК);

     В) возможность применения при расследовании  технических средств и звукозаписи (ст. ст. 141 и 1411 УПК) и др.

     Общие условия предварительного расследования, содержащиеся в уголовно-процессуальном законе, не однородны по своему характеру. Одни из них являются не чем иным, как принципами предварительного расследования, ибо определяют его характер и задачи и составляют, по замечанию М.С. Строговича, специфическое выражение общих принципов уголовного процесса. Другие действительно определяют лишь условия производства предварительного расследования, например место его производства. Поэтому представляется, что нельзя отрицать наличие принципов, свойственных предварительному расследованию. Стадия предварительного расследования имеет свои, присущие именно ей принципы. Однако и среди тех, кто признает существование принципов предварительного расследования, нет единого мнения о том, какие из них являются принципами. Одни процессуалисты дают широкую их классификацию, близкую к той, какую М.А. Чельцов привел для общих условий, другие относят к принципам лишь те, которые выражают существо предварительного расследования в соответствии с общими и основными принципами уголовного процесса.

     Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин в книге  «Предварительное следствие» говорят  о 10 принципах, которые одновременно называют и общими условиями:

     принцип законности;

     широкое участие в предварительном расследовании  общественности и потерпевшего от преступления;

     полнота, всесторонность и объективность  расследования;

     публичность ведения расследования по делу;

     планирования  ведения расследования по делу;

     быстрота  предварительного расследования;

     единоначалие  в ведении расследования;

     индивидуализация  предварительного расследования;

     недопустимость  разглашения данных предварительного следствия;

     обеспечение обвиняемому права на защиту и  участие в предварительном расследовании защитника.

     Классификация принципов предварительного расследования, разработанная Н.В. Жогиным и Ф.Н. Фаткуллиным, содержит в основном те же положения, какие приводит М.А  Чельцов, но в отличие от последнего авторы данной классификации признают за ними значение не только общих условий, но и принципов предварительного расследования. Известное основание к этому имеется, ибо как общие условия, так и принципы расследования проистекают из общих принципов уголовного процесса, призваны служить осуществлению последних в стадии предварительного расследования. Тем не менее едва ли можно ставить между ними знак равенства. Этого нельзя делать хотя бы потому, что общие условия как количественно, так и качественно могут меняться, в то время как принципы неизменны. О динамичности общих условий можно судить по тем изменениям в них, какие произошли со времени принятия первого УПК. В первом УПК РСФСР, принятом в 1922 г., содержалось 16 статей, определяющих общие условия предварительного расследования, в УПК РСФСР 1960 г. – уже 18 статей, в настоящее время содержится 21 статья.

     Сторонником самостоятельности принципов предварительного расследования является видный процессуалист  М.С. Строгович, который относит к  ним те общие положения, какие  определяют направление расследования. По классификации М.С. Строговича, принципами предварительного расследования являются:

     объективность;

     полнота;

     активность;

     быстрота.

     Эти принципы, отмечает автор, характеризуют  предварительное следствие, выражают его существо в соответствии с  общими принципами уголовного процесса.

     На  основании всего вышеуказанного можно дать следующую классификацию  принципов предварительного расследования:

     1. Принцип законности является  важнейшим общеправовым принципом.  Применительно к предварительному  расследованию он требует, чтобы оно велось только по надлежащим образом возбужденному уголовному делу и тем органом, которому оно подследственно с соблюдением всех процессуальных норм, определяющих условия и порядок соответствующих действий следователя и органа дознания.

     2. Полнота, всесторонность и объективность предварительного расследования, будучи теснейшим образом переплетены между собой, выражают различные стороны этого принципа. Взятые вместе, они означают, что лицо, производящее рассмотрение должно тщательно проверять всевозможные общие и частные следственные версии, по каждой из них исследовать полностью все существенные для дела факты и обстоятельства, выявлять и анализировать как уличающие, так и оправдывающие обстоятельства и при всем этом быть беспристрастным, исходить только из интересов установление объективной истины.

     3. Обеспечение подозреваемому и  обвиняемому права на защиту. Статья 48 Конституции РФ подчеркивает, что каждый задержанный, заключенный  под стражу, обвиняемый в совершении  преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Содержание обвиняемого под стражей не должно служить препятствием к реализации обвиняемым своего права на защиту. Для того, чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, лицо производящее расследование в этом случае обязано предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функцией следователь должен принять на себя (ст. 49 УПК).

     3. Презумпция невиновности. В ст. 49 Конституции РФ говорится: «Каждый  обвиняемый в совершении преступления  считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Действие презумпции невиновности выражается в следующих важнейших правилах:

     а) обязанность доказать виновность лица, то есть представить доказательства, убеждающие суд в виновности лица, лежит на том, кто утверждает, что обвиняемый виновен в преступлении, то есть на органы дознания, следователе, прокуроре;

     б) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции);

     в) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции).

     4. Гласность. Особые условия предварительного  расследования требуют значительного  ограничения гласности. Преждевременное  разглашение данных расследования может воспрепятствовать раскрытию преступления, а в ряде случаев причинить серьезный вред и обвиняемому. Поэтому данные расследования могут быть преданы гласности лишь в том объеме, в каком это признает возможным следователь или прокурор (ст. 139 УПК). Тем не менее предварительное расследование не лишено гласности. Данные, полученные в ходе расследования, доводятся в допустимых пределах до сведения общественности и средств массовой информации. Более того, производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений (ст. 128 УПК).

     5. Неприкосновенность личности и жилища. Конституция РФ (ст. 22), гарантируя гражданам неприкосновенность личности, указывает: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Уголовно-процессуальное законодательство весьма обстоятельно определяет условия, при которых гражданин может быть задержан (ст. 122, 1221 УПК) и арестован (ст. 96, 961 УПК). Подозреваемому и обвиняемому предоставлено право обжалования в суд ареста или продления срока содержания под стражей (ст. 220, 2201 УПК). Статья 25 Конституции говорит о праве проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Уголовно-процессуальный кодекс регламентирует основания и порядок производства обыска и фиксирования его результатов (ст. 168 – 171 УПК).

     6. Охрана личной жизни и тайны  переписки. Конституционное право  каждого на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей части и  доброго имени (ст. 23 Конституции)  должно гарантироваться в уголовном  процессе. При проведении освидетельствования, экспертиз, других процессуальных действий не подлежат разглашению сведения частной жизни граждан, а равно другие сведения личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений гарантируется законом. Учитывая, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам принимать к своему рассмотрению и незамедлительно рассматривать материалы, подтверждающие необходимость, ограничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд. По результатам рассмотрения материалов судом выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или иные следственные действия, связанные с ограничением указанных выше прав, либо отказе в этом. Если судья не дал разрешения, соответствующие лица могут обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.

Информация о работе Организационно-управленческие начала расследования