Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Процесс доказывания – осуществляемая в предусмотренном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора и суда по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления истины по уголовным делам, представляющая собой частный случай применения теории познания.

Содержимое работы - 1 файл

семинар УПП.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев закон требует обязательного назначения и проведения экспертизы (ст. 196 УПК). Ее назначение и производство обязательно, если необходимо установить:

-  причины смерти;

-  характер и степень вреда, причиненного здоровью;

- психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоя­тельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроиз­водстве;

- психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возника­ет сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела и давать правильные показания;

- возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случа­ев, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 196 УПК, а также в отношении свидетеля проводится с их согласия или согласия их законных представителей, которое дается указанными лицами в письменном виде (ч. 4 ст. 195 УПК).

На практике признается обязательным проведение экспертизы и в иных случаях. Так, в частности, она назначается для решения вопросов:

           об отне­сении предмета к холодному или огнестрельному оружию;

           связанных с при­надлежностью предметов и веществ - не являются ли они ядами, боеприпа­сами, радиоактивными или взрывчатыми веществами;

           не принадлежат ли к растениям, содержащим наркотические вещества.

Отсутствие при рас­смотрении и разрешении уголовных дел заключений экспертов по данным dопросам, подмена их справкой специалиста свидетельствуют о неполноте проведенного доказывания.

Закон не раскрывает понятия «специальные знания». К числу таковых принято относить знания, которые не являются общеизвестными, общедос­тупными, имеющими массовое распространение. Обладание ими требует специальной подготовки и соответствующего опыта в области науки и тех­ники, искусства и ремесла. Наличие специальных знаний у дознавателя, сле­дователя или судьи не освобождает их от обязанности назначать экспертизу в требуемых законом случаях и привлечь к ее производству специалиста.

Относятся к числу специальных и знания в области права и законода­тельства, но они не входят в компетенцию эксперта. Решение правовых вопросов, в частности о наличии признаков преступления, о виновности или невиновности, о составе преступления, уголовной ответственности, закон относит к исключительным полномочиям органов расследования и суда.

Форме и содержанию заключения эксперта как самостоятельного вида доказательств присущи особенности, касающиеся:

           процессуального поло­жения источника доказательства - эксперта;

           содержания доказательства - объема и характера сведений, исходящих от эксперта;

           способа собирания - производства экспертизы;

           источника фактических данных, свойственных заключению эксперта.

Эксперт в уголовном процессе - любое лицо, обладающее необходимы­ми специальными знаниями, привлеченное в установленном законом по­рядке органом расследования, прокурором или судом для производства исследования и дачи заключения по обстоятельствам дела, установление которых требует применения его специальных знаний в области науки, техники, искусства и ремесла. Им может быть лицо, занимающее долж­ность эксперта соответствующего экспертного учреждения, либо иной спе­циалист, назначенный органом расследования, прокурором или судом (ч. 1 ст. 57 УПК).

Решение об отводе эксперта от участия в деле в ходе досудебного про­изводства принимается дознавателем, следователем или прокурором, а также судом в случаях, предусмотренных ст. 165 УПК. В ходе судебного производства указанное решение принимает суд, рассматривающий данное уголовное дело, или судья, председательствующий в суде с участием при­сяжных заседателей (ч. 1 ст. 70, ч. 1 ст. 69 УПК).

Процессуальное положение эксперта, выражающееся в совокупности возложенных на него законом обязанностей, прав и ответственности, уре­гулировано таким образом, что позволяет ему провести необходимые ис­следования и ответить в форме заключения на поставленные вопросы.

Эксперт обязан явиться по вызову органа расследования, прокурора или суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам (ч. 4 ст. 21 УПК). Он представляет заключение от своего имени на основании прове­денных исследований и несет за данное заключение личную ответствен­ность (ч. 5 ст. 57, ч. 1 ст. 80 УПК). В случае невыполнения возложенных на эксперта обязанностей (в зависимости от характера допущенного наруше­ния) у него может быть взято обязательство о явке, он может быть под­вергнут приводу, на него может быть наложено денежное взыскание (ч. 2 ст. 111 УПК). За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответст­венность в соответствии со ст. 307 УК РФ, а разглашение данных предва­рительного расследования - в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Содержание заключения эксперта - характер и объем сведений об отно­симых к делу фактах - ограничено результатами выводного знания, полу­ченного на основе проведенных экспертом исследований с применением соответствующих научных методов и его специальных знаний.

Выводы эксперта должны быть конкретными и категоричными (п. 9, 10 ч. 1 ст. 204 УПК). Вероятное заключение эксперта не отвечает требованию допустимости, доказательством не является и непригодно для обоснования выводов по делу; его можно использовать только для выдвижения версий. Так, нельзя считать обоснованными выводы о квалификации действий ви­новного, если они основаны на предположительном заключении эксперта о причинах смерти потерпевшего. Не может быть положено в основу обви­нения и заключение эксперта, базирующееся на предположениях, а не на специальных знаниях в науке, технике, искусстве или ремесле.

Наличие исследования отличает экспертизу от такой формы использова­ния в уголовном процессе специальных знаний, как участие в производстве следственных и судебных действий специалиста (ст. 59,168,270 УПК).

Способом собирания рассматриваемого вида доказательств является производство экспертизы, включающее в себя ряд взаимосвязанных дейст­вий, начинающихся с вынесения постановления о назначении экспертизы и заканчивающихся ознакомлением обвиняемого и его защитника с заключе­нием эксперта (ст. 195-206 УПК). Заключение эксперта, полученное в ре­зультате исследования, проведенного не по назначению органов расследо­вания или суда и без соблюдения уголовно-процессуальных норм, не может быть положено в основу обвинения.

Экспертиза как следственное (судебное) действие, направленное на со­бирание доказательств, проводится органом расследования или судом. Эксперт осуществляет экспертное исследование и представляет мотивиро­ванное заключение.

Обычно к производству экспертизы привлекается одно лицо, обладаю­щее соответствующими специальными знаниями. Закон допускает возможность привлечения к участию в производстве экспертизы и нескольких специалистов (ч. 2 ст. 80 УПК). В таких случаях речь идет о производстве комиссионной и комплексной экспертиз.

При комиссионной экспертизе к ее производству привлекается несколь­ко специалистов из одной и той же области. Если эксперты приходят к общему заключению, оно подписывается всеми экспертами. При разно­гласии между экспертами каждый эксперт дает свое заключение отдельно (ст. 200 УПК).

Комплексная экспертиза производится специалистами различных (смеж­ных) областей знаний. При этом специалисты (эксперты), используя специ­альные знания (каждый в своей области), проводят ряд исследований. В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описа­ние проведенных им исследований, и несет за нее Ответственность (ч. 2 ст. 201 УПК).

Для разъяснения заключения, представленного экспертом, он может быть допрошен (ч. 1 ст. 205 УПК). Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судеб­ной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экс­пертизы (ч. 2 ст. 205 УПК). Протокол допроса эксперта оформляется с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК.

Закон различает дополнительную и повторную экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясно­сти или полноты представленного заключения, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголов­ного дела. Ее производство поручают тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 207 УПК).

Повторная экспертиза назначается в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов. Она назначается по тем же вопросам и проводится другими экспертами (ч. 2 ст. 207 УПК).

Эксперт обязан представить заключение в письменном виде, указать в нем все требуемые законом сведения, подписать его (ст. 204 УПК). Пись­менная форма заключения эксперта характеризует источник фактических данных этого вида доказательств и является его обязательным атрибутом. Она обеспечивает отражение в заключении эксперта проведенного им ис­следования, сделанных выводов, позволяет создать необходимые предпо­сылки для его всесторонней, полной проверки и оценки.

Прежде чем заключение эксперта будет положено в основу промежу­точных или конечных выводов по уголовному делу, оно должно быть проверено и оценено (ст. 87 и 88 УПК). В результате проверки и оценки уста­навливается допустимость заключения эксперта и его достоверность.

Допустимость заключения эксперта, его доброкачественность во мно­гом зависят от соблюдения установленного законном порядка назначения и производства экспертизы, в частности требований, связанных с разъяс­нением эксперту прав, обязанностей, предупреждением об ответственно­сти. Так, если эксперт не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ч. 5 ст. 57), полученное от него заключе­ние не может быть использовано судом как доказательство по уголовному делу.

Оценка заключения эксперта осуществляется по внутреннему убежде­нию, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказа­тельств. Субъекты оценки (дознаватель, следователь, прокурор, суд) руко­водствуются при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17. ч. 1 ст. 88 УПК).

 

IV.   Вещественные доказательства

Под вещественными доказательствами понимаются те не­посредственно воспринимаемые и закрепляемые в протоколе осмотра ма­териальные свойства и состояния обнаруженного при производстве надле­жащего следственного или судебного действия вещественного объекта, которые отражают обстоятельства предмета доказывания или побочные факты.

Согласно п. 1 ст. 81 УПК вещественными доказательствами являются любые предметы:

- которые служили орудиями преступления или сохранили на себе сле­ды преступления.

Таковыми могут быть камень, нож, винтовка, с помощью которых, например, было совершено убийство, окровавленная одежда, взорванная машина (по делу о террористическом акте), поврежденный в ре­зультате взлома сейф и т. п.;

- на которые были направлены преступные действия, в частности по­хищенные вещи, деньги, ценные бумаги;

- иные предметы и документы, которые могут служить средством для обнаружения и установления обстоятельств уголовного дела. К ним относятся, например, предметы, забытые преступником на месте совершения преступления (расческа, зажигалка и др.), поддельные деньги или ценные бумаги, дневники обвиняемого с записями его преступных намерений и т.п.

Так называемыми производными вещественными доказательствами бу­дут являться слепки, оттиски, фотографии, видеозапись, сделанные при производстве следственных действий, если в них без искажения запечатлены свойства и состояния предметов, имеющие доказательственное значе­ние. Они могут заменить оригинал в случае утраты, порчи, уничтожения предмета, признанного вещественным доказательством.

Предметы обладают многочисленными физическими свойствами (вес, размер, объем, форма, цвет, плотность и т. п.). Но содержание веществен­ного доказательства могут составить только те свойства и состояния пред­метов, которые,

во-первых, находятся в объективных связях с обстоятель­ствами, подлежащими установлению по уголовному делу,

во-вторых, неот­делимы от предметов (следуют за ними) и, в третьих, доступны непосред­ственному восприятию в процессе осмотра предмета.

Отсутствие связи свойств и состояний предмета с обстоятельствами, имеющими значение для дела, делает его неотносимым. Имеющие значе­ние для дела свойства и состояния предмета, которые отделимы от него, образуют содержание такого вида доказательств, как протоколы следствен­ных и судебных действий. Например, пистолет, обнаруженный рядом с трупом по делу о теракте, будет признан вещественным доказательством. Имеющее значение для дела местоположение пистолета, характеризую­щееся, в частности, расстоянием от пистолета до трупа, до стреляных гильз, может быть воспринято только в условиях осмотра места происше­ствия. Связанные с местоположением состояния пистолета отделимы от него, не следуют за ним. Данные о них образуют содержание такого вида доказательств, как протокол.

Источником вещественных доказательств, как и доказательств других видов, является человек - лицо, занимающее определенное процессуальное положение. На предварительном расследовании это дознаватель, следова­тель, прокурор, специалист и понятые, в суде- судьи, другие участники судебного разбирательства.

Информация о работе Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве