Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Процесс доказывания – осуществляемая в предусмотренном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора и суда по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления истины по уголовным делам, представляющая собой частный случай применения теории познания.

Содержимое работы - 1 файл

семинар УПП.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

 

Доказательство в уголовном процессе должно отвечать двум требовани­ям, предъявляемым соответственно к его содержанию и форме - относимости и допустимости.

Относимость - правовое требование, обращенное к содержанию дока­зательства. Оно означает связь содержания доказательства с обстоятельст­вами и фактами, имеющими значение для уголовного дела, или, другими словами, способность доказательства со стороны содержания служить средством установления истины по уголовному делу. Относимыми будут доказательства, содержание которых как указывает на существование об­стоятельств, подлежащих доказыванию, так и свидетельствует об их отсут­ствии. Требование относимости в общем виде сформулировано в ч. 1 ст. 74 УПК. Определяя относимость доказательств, формируемых в ходе произ­водства следственных и судебных действий, соответствующий субъект должен руководствоваться и положениями ст. 73 УПК, устанавливающими обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, другими статьями, регулирующими предмет допроса обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, заключения эксперта и т. п. При этом также не­обходимо учитывать диспозицию статей УК РФ, по которым возбуждено уголовное дело, и особенности конкретного уголовного дела. Не имеющие значение для уголовного дела сведения не могут служить средством дока­зывания устанавливаемых по делу фактов, не отвечают требованию отно­симости, а следовательно, не являются доказательствами.

Допустимость - правовое требование, предъявляемое законом к фор­ме доказательства - источнику фактических данных (ч. 2 ст. 74 УПК) и способу его собирания (формирования) - соответствующему следствен­ному или судебному действию (ст. 164-170, 173-174, 176-184, 186-207, 275-290 УПК).

Доказательствами являются только те фактические данные, которые со­держатся в законном источнике. Отступление от требований, предъявляе­мых законом к источнику фактических данных, лишает сведения, содер­жащиеся в нем, доказательственного значения, даже если они имеют значе­ние для дела. Недопустимыми будут, например, относимые к делу сведе­ния, полученные из анонимных источников.

              О признании исключительной важности соблюдения требования допус­тимости для формирования доброкачественных судебных доказательств, соблюдения законности, обеспечения прав и законных интересов личности в уголовном процессе свидетельствует содержащийся в Конституции Рос­сийской Федерации запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). Указанный запрет воспроизведен и конкретизирован в ст. 75 УПК, согласно которой доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, являются недопустимыми, не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказыва­ния любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК. Перечень недопустимых доказательств содержится в ч. 2 ст. 75 УПК.

 

Необходимо различать такие понятия как источник доказательства и ис­точник фактических данных (сведений).

Источником любого вида доказа­тельств всегда выступает человек - субъект, занимающий (могущий занять) соответствующее правовое положение, от которого исходит доказательство. Источниками доказательств являются свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, эксперт, дознаватель, следователь, судья, автор иного документа, т. е. то лицо, от которого исходят относимые к делу сведения. Допустимыми доказательствами следует считать только те све­дения (фактические данные), которые содержатся в законном источнике (ч. 2 ст. 74 УПК).                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Особенностью источников фактических данных, свойственных показаниям свидетеля и потерпевшего, показаниям подозреваемого и обвиняемого, является устная форма сообщения относимых к делу данных. Особенность источников фактических данных, присущих заключению эксперта, вещественным доказательствам, протоколам следственных действий и судебного заседания, иным документам, заключается в том, что для них ха­рактерна письменная форма сообщения относимых к делу данных. Указан­ные особенности должны учитываться на практике.

Доказательств в уголовно-процессуальном смысле (как относимых к делу сведений или, что то же самое, фактических данных, полученных из установленных в законе источников и в преду­смотренном законом порядке) в готовом виде ни в природе, ни в обществе не существует. Необходима предметно-практическая уголовно-процес­суальная деятельность, позволяющая включить в процесс доказывания ту часть объективной и субъективной реальности, в которой отразилось пре­ступление. Именно по мере осуществления такой деятельности (производ­ства предусмотренных законом следственных и судебных действий, являющихся способами собирания доказательств) формируются доказатель­ства, как сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уго­ловного дела. Прежде чем относимые к делу сведения, составляющие со» держание доказательств, станут достоянием органов расследования, проку­рора и суда, других субъектов уголовного процесса, принимающих участив в доказывании, они должны быть собраны (сформированы).

Недопустимо отождествлять с доказательствами результаты оператив­но-розыскной деятельности. Они могут отвечать требованию относимости, т. е. содержать сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Но они не соответствуют требованию допустимости, так как получены из источников и способами, не предусмотренными уго­ловно-процессуальным законом. Результаты оперативно-розыскной дея­тельности правомерно рассматривать лишь в качестве основы, на которой в уголовном Процессе могут быть сформированы доказательства.

 

При осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Данное положение Конституции РФ (ч. 2 ст. 50) конкретизируется в целом ряде норм уголовно-процессуального закона (ч. 3 ст. 75, ч. 2-4 ст. 88, ч. 2 ст. 229, ч. 5 Ч..234, ст. 235, ч. 4 ст. 236, ст. 271, ч. 4 ст. 292, ч. 5-6 ст. 335, ч. 3 ст. 336 УПК).

Под недопустимыми доказательствами следует понимать доказатель­ства, полученные с нарушением требований закона, предъявляемых к их источнику и способу собирания (формирования).

Законодатель предельно широко формулирует основания признания дока­зательств недопустимыми, устанавливая, что таковыми являются наруше­ния требований УПК при их получении (ч. 3 ст. 7; ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК).

 

Как основания для признания доказательств недопустимыми следует рассматривать любое нарушение предусмотренных законом условий и порядка проведения следственного или судебного действия, а именно:

- получение доказательств до возбуждения уголовного дела (кроме случа­ев, предусмотренных законом);

- собирание доказательств путем производ­ства следственных и судебных действий, не предусмотренных законом;

- получение доказательств в результате производства следственных и су­дебных действий ненадлежащими субъектами;

- осуществление следствен­ных или судебных действий при отсутствии законных оснований для их производства;

- отсутствие судебного решения, необходимого для прове­дения следственного действия;

- получение доказательства из источника, не предусмотренного законом;

- нарушение установленного законом по­рядка производства и оформления следственного или судебного действия (ч. 2 ст. 74 УПК).

 

К нарушениям такого рода также относятся:

- производство следственно­го действия в отсутствие одного или нескольких субъектов, участие кото­рых обязательно (в частности, производство обыска с одним понятым, до­прос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет без участия педагога и г. п.);

- проведение следственного действия в ночное время, когда отсутствуют данные, указывающие на наличие обстоятельств, не терпящих отлагательства;

- несвоевременное разъяснение, неразъяснение или неправильное разъяснение участникам следственных и судебных действий их прав, обя­занностей, ответственности и порядка производства следственного действия;

- применение технических средств без предупреждения об этом участников следственного действия;

- нарушение установленной законом последовательности проведения следственного действия (например, при первом допросе вместо выяснения у обвиняемого, признает ли он себя виновным, ему предлагается дать показания по существу предъявленного обвинения и т. п.);

- нарушение установленного законом порядка составления протокола следственного действия (например, составление протокола спустя несколько дней после окончания следственного действия, отражение в протоколе действий, которые не производились, и результатов, которые не получались);

- нарушение установленного законом порядка ознакомления участников следственного действия с протоколом и внесения в него замечаний, дополнений и исправлений (ознакомление с частою протокола, отказ внести в него замечания, дополнения, исправления);

- отсутствие в протоколе подписей кого-либо из участников следственного действия без соответст­вующей записи об этом.

 

К числу недопустимых доказательств закон прямо относит:

o            показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствии защитника, включая случаи отказа от защит­ника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

o            показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

o            иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК (ч. 2 ст. 75).

 

Порядок признания доказательств недопустимыми включает установ­ление дознавателем, следователем, прокурором, судом предусмотренных законом оснований признания доказательств недопустимыми и принятие ими соответствующего решения.

Чем быстрее доказательство, полученное с нарушением требований закона, будет признано недопустимым, тем благоприятнее это скажется на защите прав и законных интересов участников уголовного процесса, скорейшем решении задач по конкретному делу, связанных с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Доказательство, признанное не­допустимым, должно оставаться в уголовном деле.

Доказательство может быть признано недопустимым по инициативе властных субъектов уголовного процесса или по ходатайству сторон.

Прокурор, следователь, дознаватель при наличии соответствующих оснований обязаны признать доказательство недопустимым по собственной инициативе (ч. 2 ст. 88 УПК) или по ходатайству подозреваемого, обвиняемого (ч. 3 ст. 88 УПК). Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе, в порядке ус­тановленном ст. 234 и 235 (ч. 4 ст. 88 УПК).

На досудебных стадиях закон ограничивает возможности сторон в заяв­лении ходатайств о признании доказательств недопустимыми, предоставив его только подозреваемому и обвиняемому (ч. 3 ст. 88 УПК). В стадиях предварительного слушания и судебного разбирательства такое право сто­рон ничем не ограничено (ст. 235, 271 УПК).

Ходатайство стороны о признании доказательства недопустимым может быть заявлено в письменной или устной форме. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственно­го действия или судебного заседания (ст. 120 УПК).

В ходатайстве должно быть указано на доказательство, об исключении которого заявлено, приве­дены основания для исключения доказательства, предусмотренные зако­ном, и обстоятельства, обосновывающие ходатайство - сведения о фактах и обстоятельствах, свидетельствующих о недопустимости доказательства (ч. 2 ст. 235 УПК). Данное ходатайство заявляется дознавателю, следовате­лю, прокурору либо в суд (ч. 2 ст. 119 УПК).

Ходатайство о признании доказательства недопустимым подлежит рас­смотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда не­медленное рассмотрение и разрешение ходатайства, заявленного в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК). Решение по хода­тайству может быть обжаловано прокурору (ст. 124 УПК), либо в суд (ст. 125 УПК).

Прокурор, следователь, дознаватель решение о недопустимости дока­зательства принимают в форме мотивированного постановления (п. 24 ст. 5 УПК).

 

Последствия признания доказательств недопустимыми.

Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из об­стоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК.

Недопустимые доказательства не могут быть положены в основу любых решений, принимаемых по уго­ловному делу, а те решения, которые уже были приняты с использованием недопустимых доказательств, подлежат проверке.

Это может выразиться, например,

*   в возврате к собиранию доказательства (если это возможно),

* перепроверке уже собранных доказательств, связанных с недопустимым через отображаемые факты,

*  к переоценке всех доказательств, лежащих в основе промежуточных или итоговых решений по делу, при принятии которых было использовано недопустимое доказательство.

Вопрос о влия­нии недопустимого доказательства на содержание решений, принятых по уголовному делу, должен решаться каждый раз индивидуально в зависимо­сти от места и роли данного доказательства в системе имеющихся доказательств. Пересмотр решений при этом должен осуществляться в соответст­вующих формах, предусмотренных законом.

В решении вопроса о признании доказательства недопустимым суд не связан отрицательным решением по нему, имевшим место в стадии предва­рительного расследования. Будучи самостоятельным и независимым субъ­ектом уголовно-процессуальной деятельности, он может признать соответ­ствующее ходатайство, ранее отклоненное органами расследования и вновь возобновленное перед судом, законным и обоснованным и удовлетворить его. Более того, доказательство, признанное ранее недопустимым, суд мо­жет при рассмотрении дела по существу по ходатайству стороны признать допустимым (ч. 7 ст. 235 УПК).

Информация о работе Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве