Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Процесс доказывания – осуществляемая в предусмотренном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора и суда по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления истины по уголовным делам, представляющая собой частный случай применения теории познания.

Содержимое работы - 1 файл

семинар УПП.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя переоценивать значение признания обвиняемым своей вины; оно не имеет преимущества перед другими доказательствами. На практике не­редки случаи ложного или ошибочного признания обвиняемым своей вины. Это может быть обусловлено разными причинами, например стремлением избавить близкого человека от уголовной ответственности или умалить его вину; желанием скрыть совершение более тяжкого преступления; угрозами со стороны действительных преступников; применением в ходе допроса насилия, угроз и иных незаконных мер; неправильным пониманием обви­няемым предъявленного ему обвинения и т. п.

Доказательственное значение признания обвиняемого, как и других ви­дов доказательств, зависит от конкретности, полноты, внутренней непроти­воречивости содержащихся в них относимых к делу сведений, их соответ­ствия собранным по делу доказательствам. В основу обвинения не может быть положено только лишь одно признание обвиняемого, сколь бы убеди­тельным оно само по себе ни выглядело.

Закрепленное в законе положение о добровольности дачи показаний обвиняемым не означает, что органы пред­варительного расследования должны быть пассивными в их получении. Признание обвиняемым своей вины, кроме того, что в нем, как правило, содержатся сведения, касающиеся важных обстоятельств дела, может сви­детельствовать о его раскаянии в содеянном, стремлении загладить причи­ненный вред, способствовать органам расследования в установлении об­стоятельств совершенного преступления.

 

2. Отрицание обвиняемым своей вины будет оправдательным доказательст­вом, когда обвиняемый на допросе, отрицая свою виновность, сообщит све­дения о фактах и обстоятельствах, свидетельствующих о его непричастности к совершению преступления, вменяемого ему в вину. Не является оправда­тельным доказательством голосовое отрицание обвиняемым своей вины типа «я невиновен», поскольку оно не содержит относимых к делу фактических данных, составляющих содержание любого доказательства. Однако до тех пор, пока такое отрицание не будет опровергнуто совокупностью собранных по делу доказательств, обвиняемый не может быть признан виновным.

Обвиняемый может отрицать свою вину, будучи в действительности как невиновным, так и виновным. В обоих случаях требуется тщательная про­верка его показаний. Она позволяет подтвердить или опровергнуть отрица­ние обвиняемым своей вины. Достоверность показаний обвиняемого, при­знающего свою вину, должна проверяться столь же тщательно, как и обви­няемого, отрицающего виновность.

Значение признания обвиняемым своей вины, равно как и отрицание ви­ны, нельзя преуменьшать или преувеличивать. Принижение доказательст­венного значения признания вины обвиняемым, и тем более его полное от­рицание, не согласуются с содержанием ряда принципов уголовного процес­са: полноты и объективности; состязательности и равноправия сторон. Это всегда ведет к существенным трудностям и ошибкам в доказывании. Недо­пустимо и преувеличение признания обвиняемым своей вины, придание ему значения самого лучшего доказательства (царицы доказательств). На практи­ке получение таких показаний любой ценой приводило к нарушению прав и свобод граждан, грубейшим ошибкам при осуществлении правосудия, при­влечению к уголовной ответственности невиновных.

Отрицание обвиняемым своей вины, сообщаемые им при этом фактиче­ские данные всегда должны рассматриваться как реализация обвиняемым права на защиту, тщательно проверяться и оцениваться со всеми другими собранными доказательствами. Если при этом будет установлено их несо­ответствие действительности, то в итоговых процессуальных документах (обвинительном заключении, приговоре) должно быть указано, какими до­казательствами они опровергнуты. Сам по себе отказ обвиняемого от дачи показаний или установление ложности его показаний не могут расцени­ваться как косвенное доказательство его виновности.

 

3. Показания обвиняемого в отношении других лиц представляют собой данное им на допросе устное сообщение о фактах и обстоятельствах пре­ступной или непреступной деятельности других лиц, связанное с тем пре­ступлением, в совершении которого он обвиняется. Когда обвиняемый со­общает сведения, имеющие значение для установления фактов и обстоя­тельств, не связанных с его делом, а подлежащих доказыванию по другому делу, их следует рассматривать как показания свидетеля. В этом случае он должен быть допрошен в качестве свидетеля, но уже по другому уголовно­му делу.

Показания обвиняемого в отношении других лиц будут доказательст­вом, если он на допросе сообщит о фактах и обстоятельствах преступной или неприступной деятельности других лиц, связанных с преступлением, в совершении которого он обвиняется.

Показания одного обвиняемого в отношении другого обвиняемого под­лежат тщательной проверке, особенно если имеются основания полагать, что они даны в целях избежать или смягчить свою ответственность или скрыть действительных соучастников преступления. Судебная практика признает приговор необоснованным, если в его основу положены противо­речивые, недостоверные показания одного обвиняемого в отношении дру­гого обвиняемого. Недопустимо основывать обвинение на одних лишь показаниях заинтересованного в исходе дела обвиняемого в отношении другого обвиняемого, если эти показания не подкреплены другими доказа­тельствами.

К числу недопустимых доказательств закон прямо отнес показания по­дозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствии защитника, включая случаи отказа от защит­ника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде (п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК).

В случае изменения на допросе обвиняемым ранее данных им показа­ний необходимо выяснить причины такого изменения, проверить их, в том числе путем собирания новых доказательств. В зависимости от результатов проверки в качестве достоверных следует считать те показания обвиняемо­го, содержание которых найдет подтверждение в других доказательствах. Особое внимание при проверке показаний обвиняемого обращается на со­блюдение его прав и законных интересов, связанных с дачей показаний. Малейшие нарушения закона, допущенные при этом, влекут недопусти­мость показаний.

Окончательно вопрос о достоверности показаний обвиняемого может быть решен только при их оценке в совокупности со всеми собранными и проверенными доказательствами по уголовному делу (ч. 1 ст. 88 УПК). На предварительном расследовании это реализуется, в частности, в обвини­тельном заключении, на суде - в приговоре. Показания обвиняемого оце­ниваются по внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств. Дознаватель, следователь, прокурор, суд руководствуются при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 88 УПК). Показания обвиняемого, как и другие доказательства, не имеют заранее установленной силы (ч. 2 ст. 17 УПК),

 

Показания подозреваемого - устное сообщение лица, признанного подозреваемым по уголовному делу, о подлежащих доказыванию об­стоятельствах, данное добровольно в установленном законом порядке на допросе.

Будучи разновидностью одного вида доказательств, показания подозре­ваемого имеют много общего с показаниями обвиняемого.

Источником доказательств применительно к показаниям высту­пает лицо, привлеченное по конкретному делу в качестве подозреваемого (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК). Процессуальное положение подозреваемого - само­стоятельного (хотя и кратковременного) участника уголовного процесса, имеющего личную заинтересованность в деле, принимается во внимание законодателем при определении его прав и обязанностей, связанных с да­чей показаний, регулировании содержания и формы исходящих от него показаний, установлении порядка вызова на допрос, его проведения и оформления (п. 2, 4, 6-8 ст. 46, ст. 188-190 УПК). В этой части процессу­альный режим получения показаний подозреваемого аналогичен процес­суальному режиму, предназначенному для собирания показаний обви­няемого.

Дача показаний для подозреваемого- это его право, а не обязанность, используемое им по своему усмотрению в качестве важного средства защиты от возникшего в отношении него подозрения. Наряду с этим допрос подозреваемого является и одним из эффективных способов проверки возникшего подозрения. Именно перечисленные об­стоятельства объясняют требования закона к органам расследования о до­просе подозреваемого не позднее 24 часов с момента: вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда ме­сто нахождения подозреваемого не установлено; фактического его задер­жания (п. 1 и 2 ч. 2 ст. 46 УПК). Обязанность органов расследования до­просить подозреваемого, выступает и своеобразной дополнительной гаран­тией реализации им права на защиту от возникшего в отношении него по­дозрения.

Содержание показаний подозреваемого составляют не только сообщенные им на допросе сведения об обстоятельствах, послу­живших основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела, его задержания или применения в отношении него меры пресечения (ч. 1 ст. 46 УПК), иных известных ему обстоятельств по делу, но и его объясне­ния этих обстоятельств (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК). Показания и объяснения по­дозреваемого составляют единое целое.

Принадлежность показания подозреваемого и обвиняемого к одному виду доказательств предопределяет их схожесть, но не исключает и разли­чий между ними, которые проявляются в следующем:

-  показания подозреваемого могут быть получены только в течение де­сяти суток с момента появления подозреваемого в уголовном деле и только в стадии предварительного расследования;

- как правило, объем относимых к делу сведений, содержащихся в по­казаниях подозреваемого, уже объема сведений, исходящих на допросах от обвиняемого, и с точки зрения содержания они обычно касаются об­стоятельств и фактов, связанных с возбуждением в отношении него уго­ловного дела, его задержанием или избранием в отношении него меры пресечения.

Предмет показания подозреваемого обычно ограничен теми обстоятель­ствами и фактами, сведения о которых послужили основанием для возбуж­дения в отношении него уголовного дела или для его задержания, или при­менения в отношении него меры пресечения до предъявления обвинения. Вместе с тем подозреваемый в показаниях может сообщить и любые иные относимые к делу сведения о преступлении, в совершении которого он по­дозревается.

Недопустимо допрашивать подозреваемого в качестве свидетеля, по­скольку это связано с прямым ограничением его права на защиту, искажает уголовно-процессуальную природу исходящих от него показаний, проти­воречит положению ст. 51 Конституции РФ, освобождающему от обязан­ности свидетельствовать против себя самого.

Показания подозреваемого сохраняют свое доказательственное значе­ние и после предъявления подозреваемому обвинения и его допроса в каче­стве обвиняемого.

В своих показаниях подозреваемый может признавать или отрицать возникшее в отношении него подозрение, сообщать о совершении преступления другими лицами. Их доказательственное значение не следует недо­оценивать или переоценивать. Они могут быть использованы для собира­ния новых доказательств, проверки имеющихся в деле доказательств, их оценки, а следовательно, способствовать:

-быстрому и полному раскрытию преступлений;

-законному и обоснованному решению вопросов об избрании меры пресечения, предъявлении обвинения самому подозреваемому или другим лицам;

-снятию подозрений, ошибочно возведенных на подозревае­мого, других лиц;

-объективному исследованию обстоятельств уголовного дела;

-предотвращению и пресечению других преступлений и т. п.

Показания подозреваемого, как и другие доказательства, подлежат все­сторонней, и объективной проверке и оценке. Оцениваются они по внут­реннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголов­ном деле доказательств. При этом дознаватель, следователь, прокурор, суд руководствуются законом и совестью (ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 88 УПК). Как и другие доказательства, показания подозреваемого не* имеют заранее уста­новленной силы (ч. 2 ст. 17 УПК).

 

II.   Показания свидетеля и потерпевшего

Показания свидетеля и потерпевшего являются разновидно­стями одного и того же вида доказательств - показаний лиц, не привлечен­ных к уголовной ответственности, и это характеризует специфику свойст­венного им процессуального положения источника доказательства.

Осо­бенность источника - это устное сообщение указанных лиц.

Способом собирания показаний является допрос соответственно свидетеля и потер­певшего.

Специфика содержания показаний свидетеля и потерпевшего-характера и объема исходящих от них сведений об обстоятельствах пред­мета доказывания и побочных фактах - проявляется в том, что они отно­сятся к предмету обвинения других лиц и ограничены возможностями вос­приятия органов чувств свидетеля, потерпевшего, лиц, от которых они уз­нали относимые к делу сведения.

 

Показания свидетеля - доказательство, представляющее собой устное сообщение лица, не привлеченного по данному делу в качестве обвиняемо­го, подозреваемого или потерпевшего, о фактах и обстоятельствах, имею­щих значение для уголовного дела, воспринятых им лично или со слов дру­гих лиц, полученное на допросе в установленном законом порядке.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имею­щие значение для расследования и разрешения уголовного дела (ч. 1 ст. 56 УПК).

Согласно закону (ч. 3 ст. 56 УПК) не подлежат допросу в качестве сви­детелей:

1) судья, присяжный заседатель- об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному делу;

2) защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, кото­рые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу;

3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель- об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их со­гласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осущест­влением ими своих полномочий.

Участие в деле законных представителей потерпевшего, подозреваемо­го, обвиняемого не исключает возможности допроса этих лиц в качестве свидетелей.

Закон не содержит возрастных ограничений для свидетелей, допускает­ся возможность допроса малолетних и несовершеннолетних.

Допустим допрос в качестве свидетелей оперативных работников о фак­тах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, восприня­тых им в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий при усло­вии, что при этом не будут разглашены данные, составляющие государст­венную тайну. При необходимости как свидетели могут быть допрошены и лица, оказывающие на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о фактах и обстоя­тельствах, имеющих значение для дела, воспринятых ими при участии в ОРД. В этом случае должно быть получено письменное согласие указанных лиц на предание гласности сведений о них, приняты меры, обеспечиваю­щие их безопасность и неразглашение данных, составляющих государст­венную тайну. В случае необходимости для уточнения обстоятельств про­изводства обыска, осмотра и других следственных действий, правомерен допрос в качестве свидетелей понятых.

Информация о работе Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве