Проблемы применения норм уголовного закона о необходимой обороне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:22, дипломная работа

Краткое описание

В связи с этим, целью дипломной работы является правовой анализ института необходимой обороны и проблем его использования в современных условиях.
Исходя из указанной цели, были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
охарактеризована юридическая природа и социально-правовое значение
необходимой обороны;
исследованы условия правомерности необходимой обороны;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО,
ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ 6
Юридическая природа и социально-правовое значение необходимой
обороны 6
Условия правомерности необходимой обороны 17
Понятие и виды превышения пределов необходимой обороны 30
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
О НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЕ 37
2.1. Проблемы уголовно-правовой квалификации деяний, совершенных
в состоянии обороны 37
Отграничение преступлений, совершенных при превышении
пределов необходимой обороны, от преступлений, совершенных в состоянии
аффекта : 50
Актуальные вопросы оценки пределов необходимой обороны 54
Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНСТИТУТА
НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ С УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 65
Объекты защиты при необходимой обороне, характер
посягательства и субъект необходимой обороны 65
Пропорциональность действий обороняющегося и превышение
пределов необходимой обороны 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 80

Содержимое работы - 1 файл

дипломная работа н.о..doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

     Значение  института необходимой обороны не следует недооценивать и переоценивать. Предоставление лицам больших полномочий по защите от общественно опасных посягательств путем причинения вреда посягающим в условиях усложняющей криминальной ситуации в стране является одним из способов предупреждения преступлений, ибо угроза получить активный отпор, быть убитым или раненым оказывает определенное психическое воздействие на лиц, пытающихся совершить преступление. Такой отпор дополняет возможности государства по обеспечению охраны безопасности жизни, здоровья и собственности граждан, ибо, как отмечал Н. С. Таганцев, государство не в состоянии предвидеть и предотвратить каждое отдельное правонарушение.22

     О необходимости повышения значимости института необходимой обороны в системе государственных и общественных мер борьбы с преступностью свидетельствуют результаты исследования уровня знаний населением этого института, многочисленные ошибки, допускаемые судебно-следственными органами по его применению, отсутствие достаточно продуманных и четких решений, касающихся оснований, условий правомерности необходимой обороны и превышения ее пределов в теории уголовного права и законодательства.

Так, проведенное  В.Л. Зуевым исследование практической реализации института необходимой  обороны показало, что причиной крайне редкого использования гражданами права необходимой обороны из 100% опрошенных 17% считают незнание данного права; 19% - незнание конкретных правил поведения в такой ситуации; 48% — боязнь наступления нежелательных правовых последствий; 11% - не хотят использовать такое право вследствие известного этим лицам негативного опыта наступления подобных последствий; 5% опрошенных недооценивают собственные возможности23.

     Приведенные данные можно дополнить и другими. В частности, результаты проведения исследования И.Э. Звечаровским и СВ. Пархоменко в Иркутске в период действия Федерального закона от 1 июля 1994 г. о необходимой обороне показали, что практически все опрошенные даже не знали о дифференциации уголовной ответственности в зависимости от вида насилия, применяемого посягающим, а 65% при наличии преступного посягательства на их интересы полагали недопустимым причинять вред посягающему; около 72% от общего числа опрошенных считает, что бороться с преступностью («преступниками») путем причинения вреда могут только специальные органы, и только 19% - добавляют к их числу и-простых граждан24.

     Учитывая  изложенное, считаем необходимым  развернуть широкую и целенаправленную пропаганду среди населения положений уголовного законодательства о необходимой обороне, повышать уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, внести большую ясность в регламентацию уголовно-правовой нормы о необходимой обороне, что, в конечном счете, повысит ее роль в укреплении правопорядка и положительно скажется на законности в стране.

      1.2. Условия  правомерности необходимой обороны

     Правомерность необходимой обороны обуславливается  рядом условий, обозначенных в ст. 37 УК РФ. При несоблюдении этих условий  защищающийся от общественно опасного посягательства может сам стать преступником.

Несмотря  на имеющиеся в теории уголовного права различные подходы к  перечню и содержанию условий правомерности необходимой обороны, наибо- лее традиционной является деление всех условий на две группы. Одна группа включает условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству: общественно-опасное посягательство и характер насилия, их наличность и действительность. Другая группа - это условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к защите: круг объектов защиты, причинение вреда только посягающему, соответствие защиты характеру и опасности посягательства или отсутствие превышения пределов необходимой обороны.

     Для признания наличия необходимой  обороны в действиях лица требуется установление всех условий в их совокупности. Рассмотрим подробно каждое из условий, относящихся к указанным группам.

     Первое  из условий правомерности необходимой  обороны, относящихся к посягательству состоит в том, что защита путем  причинения вреда будет правомерной лишь тогда, когда она направлена против общественно опасного посягательства. По своему характеру это посягательство может быть сопряжено с насилием, опасным или не опасным для жизни обороняющегося или другого

лица, либо с  непосредственной угрозой применения такого насилия.

     Посягательство, сопряженное с насилием опасным  для жизни, — это опасное, противоправное, открытое или тайное воздействие в процессе посягательства на организм другого человека, осуществляющееся против его воли и связанное с покушением на жизнь или причинением тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, либо хотя и не причинило указанного вреда, однако в момент применения создало реальную опасность для жизни (например, сдавливание руками или шнуром шеи, душение человека, длительное удержание под водой, запирание в холодной камере, надевание на голову воздухонепроницаемого пакета и т. д.).

     Отсутствие  признаков, характеризующих насилие, опасное для жизни, свидетельствует, как правило, о насилии, не сопряженном с опасностью для жизни.

     Угроза  непосредственного применения указанных  видов насилия - это устрашение, запугивание потерпевшего (обороняющегося) в процессе посяга-тельства нанесением физического вреда. Эта угроза должна быть реальной. Реальность угрозы предполагает, что ответственность за ее высказывание наступает только тогда, когда имелись достаточные основания опасаться приведения этой угрозы в исполнение. Об этом могут свидетельствовать мотивы, в связи с которыми она была доведена до сведения потерпевшего (обороняющегося), данные о личности угрожающего, место, время и обстановка, в которой угроза была проявлена, а также то, как воспринял угрозу сам потерпевший.

     Понятие посягательства нельзя полностью отождествлять  с понятием нападения. Первое может выражаться не только в нападении, но и в других действиях, не связанных с нападением (например, побег из-под стражи, уничтожение или повреждение имущества, незаконное пересечение границы и т. п.).

     В зависимости от способа осуществления  посягательства и при наличии  ряда других условий необходимой обороны, причинение вреда посягающему может быть либо правомерным, либо противоправным.

     Закон (ст. 37 УК РФ) говорит о защите от общественно  опасного, а не от 
преступного посягательства, поэтому не требуется, чтобы это посягательство 
всегда содержало все признаки состава преступления. Следовательно, право 
мерной будет защита от общественно опасного посягательства, совершенного 
невменяемым, малолетним, лицом, действующим в силу извинительной ошиб 
ки.

     Вместе  с тем следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 14 УК РФ устанавливает норму, согласно которой существуют деяния, которые лишь формально содержат признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, но в силу малозначительности такие деяния не представляют общественной опасности. Вполне естественно, что совершение таких деяний не может служить основанием для применения необходимой обороны, так как нет признака общественной опасности посягательства. В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР 1984 г. по этому поводу говорится, что не может признаваться находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, причинившее вред другому лицу в связи с совершением последним действий, хотя формально и содержащих признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законодательством, но заведомо для причинившего вред не представлявших в силу малозначительности общественной опасности. В таком случае лицо, причинившее вред, подлежит ответственности на общих основаниях. Например, действия сторожа сада, который стреляет из охотничьего ружья в группу подростков, забравшихся в сад лакомиться ягодами и причиняет одному из них смерть. В этом случае он должен отвечать за умышленное убийство.

     Важным  является вопрос о допустимости необходимой  обороны против административных правонарушений, поскольку административные правонарушения, как и преступления, представляют собой общественную опасность, но отличаются от последних меньшей степенью опасности. Некоторые авторы отрицают возможность необходимой обороны от административных проступков. В качестве аргументов, подтверждающих эту позицию, приводится, в частности, то, что исчезает грань между необходимой обороной в уголовно-правовом смысле и необходимой обороной в смысле административного законодательства и что такрй подход не верен по существу25. На наш взгляд, с данным мнением следует согласиться.

     Важным  представляется вопрос о допустимости необходимой обороны от общественно  опасного бездействия. Высказывается  точка зрения, что необходимая оборона от таких деяний невозможна26. Вместе с тем ряд авторов полагают, что правомерная защита как раз способствует пресечению общественно опасного бездействия, а также предотвращению наступления его общественно вредных последствий27.

     Между тем, закон указывает, что необходимая  оборона имеет место лишь в тех случаях, когда посягательство сопряжено с насилием, опасным или не опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого на-

 

     

    силия. Трудно себе представить, чтобы лицо, обязанное и могущее действовать, бездействовало с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

     Известную сложность для решения вопроса  о посягательстве как основании для необходимой обороны, представляют случаи драки. Правильное его разрешение зависит от уяснения содержания понятия драки и учета ее динамики.

     Под дракой принято понимать физическое столкновение людей, совершаемое по обоюдному молчаливому или выраженному словесно ее участниками согласию для решения возникшего спора, конфликта. Физическое столкновение входит в понятие драки и в том случае, когда оно начато по инициативе одной стороны при условии, что другая приняла вызов и вступила в драку для сведения личных счетов. Для драки характерно такое физическое столкновение, при котором дерущиеся стремятся нанести друг другу побои. Причем каждый из дерущихся действует неправомерно и одинаково виновен в столкновении и его последствиях. Кроме того, каждый участник драки действует как нападающий, руководствуясь мотивами, в которых большое место занимают чувства ненависти, злобы, обиды, гнева, мести и стремление причинить другому побои или легкий вред здоровью. В этой ситуации необходимая оборона невозможна. Однако при драке мотивы и цели действий участвующих в ней лиц могут изменяться и эти психические факторы могут в правовом отношении существенно трансформировать поведение дерущихся. Здесь возможны два варианта.

     Первый  имеет место в том случае, когда  кто-то из дерущихся решает прекратить драку. Такое решение может быть принято под влиянием осознания достижения поставленной цели, либо из опасения нанести тяжкий вред, либо в связи с изменением в соотношении сил. Однако второй участник драки не принимает предложение о прекращении драки и продолжает ее несмотря на то, что первый даже уклоняется от нее. С момента отказа одной из сторон продолжить драку взаимное столкновение объективно перестает существовать, общественно опасно действует только вторая сторона и это становится правовым основа-

 

     

нием  для необходимой обороны. Если после  этого лицо, отказавшееся от продолжения драки, начинает действовать, защищая свои права и интересы от причинения вреда, его поведение должно расцениваться как необходимая оборона.

     Так, К. пошел провожать девушку через  парк. На мосту его догнали несколько подростков, среди которых был Г., с которым накануне у К. произошел конфликт. Г. ударил К. несколько раз кулаком в лицо, после чего последний ответил ему тем же, вырвался от подростков и побежал догонять девушку. Его догнали, сбили с ног и стали избивать лежащего ногами. Чтобы пресечь избиение К. вытащил из кармана перочинный нож и ударил им Г. в грудь, причинив тяжкий вред здоровью. Гатчинский городской суд Ленинградской области признал, что К. действовал в состоянии необходимой обороны, так как, прекратив драку, в создавшейся обстановке он приобрел право на защиту против общественно опасного посягательства со стороны Г. и его компании.

     Второй  вариант возможен тогда, когда один из дерущихся в ходе драки меняет свои намерения и пытается причинить  другому тяжкий вред.

     Во  время обоюдной драки между Лукиным и Кальюненым Лукин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, получив сильный удар в лицо, сбил Кальюнена с ног и начал душить двумя руками, сдавливая шею. Несовершеннолетний сын Кальюнена, увидев, что отца душит Лукин, побежал на кухню, схватил кухонный нож и сунул его задыхающемуся отцу в руку. Последний нанес Лукину колото-резаные раны грудной клетки, передней поверхности левого плеча, причинив тяжкий вред здоровью. Обстоятельства дела свидетельствовали, что драка между сторонами возникла с их обоюдного согласия на почве ссоры. Однако в процессе драки Лукин предпринял действия, направленные на лишение жизни своего противника, что и создало для Кальюнена право на необходимую оборону28.

     Не  может быть ссылок на необходимую  оборону и со стороны лица, вмешавшегося в драку на стороне ее зачинщика и объясняющего убийство или

причинение тяжкого  вреда здоровью другому участнику  драки тем, что последний стал преодолевать посягательство и опасность угрожала уже защитнику.

     Однако  такие случаи не следует путать с ситуацией, когда лицо правомерно вступило в драку с целью пресечь нарушение общественного порядка, не поддерживая ни одного из участников драки, либо стремясь отразить насилие со стороны инициатора.

Информация о работе Проблемы применения норм уголовного закона о необходимой обороне