Принципы уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной социальной функцией уголовного судопроизводства является организация и осуществление государственного противодействия преступности. Правовую основу противодействия преступности составляет комплекс норм уголовного и уголовно-процессуального права, реализующих их охранительное начало в проведении уголовно-правовой политики государства. Выполнение названных охранительных задач возможно лишь посредством применения уголовно-процессуальных норм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА……………………………………………………….….8
1.1 Понятие и сущность принципов уголовного судопроизводства……………..8
1.2 Источники принципов уголовного судопроизводства……………………….15
2. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………………28
2.1 Законность как универсальный принцип уголовного судопроизводства…..28
2.2 Принцип участия граждан в осуществлении правосудия…………………...41
2.3 Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве…………………………..47
2.4 Принцип состязательности в уголовном судопроизводстве: значение и пределы действия…………………………………………………………………..52
2.5 Принцип языка уголовного судопроизводства………………………………58
2.6 Принцип презумпции невиновности как один из важнейших принципов правосудия………………………………………………………………………….62
2.7 Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту как основной принцип уголовного судопроизводства……………………………….83
2.8 Принцип осуществления правосудия только судом…………………………87
2.9 Принцип неприкосновенности личности……………………………………..89
2.10 Принцип свободы оценки доказательств……………………………………93
2.11 Право на обжалование процессуальных действий и решений…………….96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...106

Содержимое работы - 1 файл

Принципы уголовного судопроизводства диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

     И, только в уголовном процессе, где, казалось бы, на первом месте должен быть публичный интерес, суд не может и пальцем пошевелить, чтобы пополнить имеющуюся совокупность доказательств. Вот до чего можно дойти в разрушительном азарте!

     Какую же функцию выполняет принцип  состязательности в его нынешней форме? Представляется, что автор имеет дело с интересным феноменом - когда какой-то общественный институт начинает работать сам на себя.

     Такие ситуации в обществе не редкость. Так, сейчас имеется немало стран, где  не армия существует для общества, а общество для армии.

     А, уж примеров, касающихся формальных правил - тьма. И в советский период, и после существовало немало правил, смысл которых давно забыт или был неясен с самого начала и которые действовали только в силу своего существования. Но, форма не может быть самоцелью. Она нужна только для того, чтобы обслуживать содержание, здесь Маркс был совершенно прав. Принцип состязательности тоже не может иметь самодовлеющего значения. Это не тот принцип, на который нужно молиться. Он не относится к числу незыблемых принципов - таких, как презумпция невиновности, осуществление правосудия только судом. Он определяет, прежде всего, технологию уголовного процесса и должен применяться только в тех пределах, в которых не противоречит конечным целям уголовного процесса и другим, более универсальным принципам. И сфера его применимости определяется только целесообразностью.

     Поэтому, делает определенные заключения по рассмотренному вопросу автор, состязательность в уголовном процессе должна не исключать, а предполагать активность суда в собирании доказательств и его обязанность принимать все меры в установлении истины по делу, автор отметит еще раз - в рамках предъявленного обвинения. Только в такой трактовке этот принцип будет находиться в гармонии с другими принципами и с конечными целями уголовного процесса. 

     2.5 Принцип языка судопроизводства 

     Демократический принцип национального равноправия  находит свое отражение и в  конституционном закреплении права  каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ)[21; с.10].

     Конституционный принцип национального языка  выражает государственно-правовое признание  равноправия всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, в  любых сферах государственных и  социально-политических отношений  и служит обеспечению равенства граждан при осуществлении правосудия.

     Применительно к  правосудию, действующее законодательство использует категорию государственного языка Российской Федерации и государственного языка республик как субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции РФ русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики могут устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в государственных учреждениях наряду с русским языком (статья 68 Конституции РФ).

     Исходя  из названных конституционных положений  Закон РСФСР «О языках народов РСФСР»[6;с.50], с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 июня 2008 г. [6;с.9], в статье 18 установил ведение судопроизводства и делопроизводства в судах и делопроизводства в правоохранительных органах на государственном языке Российской Федерации и государственном языке республики, на территории которой находится суд или правоохранительный орган.

     Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» в статье 10 уточнил вышеизложенные конституционные положения о национальном языке судопроизводства, указав, что судопроизводство, в том числе и уголовное судопроизводство, и делопроизводство в высших судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

     Устанавливая государственный  язык судопроизводства, Конституция  РФ гарантирует каждому участнику  уголовного судопроизводства право  пользоваться в уголовном процессе родным языком или языком привычного общения. Уголовно-процессуальный закон, признавая принцип языка судопроизводства одним из основных начал организации производства по уголовным делам, распространяет это право на все стадии уголовного процесса и не предусматривает каких-либо исключений. Допуская возможность альтернативы в использовании языка при производстве по уголовным делам в республиках Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство исходит из того, что выбор языка судопроизводства при этом определяется законом и не должен зависеть от усмотрения дознавателя, следователя, прокурора, судьи.

     Судьи и присяжные  заседатели обязаны знать язык, на котором ведется судопроизводство в регионе их юрисдикции. Незнание ими языка или слабое им владение не позволяет этим должностным лицам  надлежащим образом исполнять свои обязанности даже с помощью переводчика, так как в совещательной комнате при постановлении приговора и вынесении вердикта присутствие переводчика исключается. Закон обязывает исключать из списков присяжных заседателей и освобождать от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу присяжных заседателей, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности. Эти запреты не относятся к участвующим в производстве по уголовному делу сторонам.

     Лицам, участвующим  в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право делать заявления, давать показания и объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения.

     Ведущее производство по уголовному делу должностное  лицо, рассматривающий дело суд в  этих случаях обязаны не только разъяснить участникам уголовного судопроизводства это право, но и обеспечить участие переводчика.

     Переводчик - лицо, привлекаемое к участию в уголовном деле в установленных настоящим Кодексом случаях для оказания помощи участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или слабо владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу. Назначение переводчика должно оформляться соответствующим решением органа дознания, следователя, прокурора, судьи или суда - постановлением или определением. Для назначения конкретного лица переводчиком в уголовном деле необходимо два условия: свободное владение им языком судопроизводства и незаинтересованность в деле. Наличие этих условий проверяется дознавателем, следователем, прокурором, судьей при назначении переводчика. Отсутствие этих данных является основанием для отвода переводчика.

     Переводчик обязан являться по вызову к следователю и в суд, он не вправе осуществлять заведомо неправильный перевод, разглашать данные предварительного следствия, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу. Помимо исполнения указанных обязанностей переводчик вправе задавать вопросы участникам уголовного судопроизводства, знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, а также с протоколом судебного заседания и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол.

     При производстве по уголовному делу не допускается выполнение одним лицом функции следователя  и переводчика, судьи и переводчика. Свободное владение языком общения  с участвующими в деле лицами должностным  лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, не освобождает его от обязанности назначить переводчика в установленных законом случаях.

     Согласно закону следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также  иным участникам уголовного судопроизводства, вручаются им в переводе на их родной язык или на другой язык, которым владеет соответствующее лицо. Соблюдение рассматриваемого принципа требует ведения предварительного расследования и судебного разбирательства в пределах одного региона на едином языке. Учитывая затруднения, с которыми может встретиться подозреваемый, обвиняемый, не владеющий языком, на котором ведется производство по уголовному делу при осуществлении своей защиты, закон устанавливает обязательность участия в этих случаях защитника на предварительном следствии и в судебном разбирательстве.

     Не обеспечение подсудимому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться помощью переводчика Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 31 октября 2005 г. относит к числу существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора. Аналогичные процессуальные последствия должны наступать и при ином нарушении при осуществлении правосудия права на пользование родным языком. [50; с.34]

     Таким образом, автор  работы сделал вывод о том, что  взаимосвязь принципов судопроизводства проявляется и в том, что без реализации начала свободы пользования родным языком и выбора языка общения невозможно полное осуществление таких основополагающих для правосудия принципов, как обеспечение права на защиту, гласность, устность судебного разбирательства, состязательность и других принципов судопроизводства. 

     2.6 Принцип презумпции невиновности как один из важнейших принципов  правосудия. 

     Принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 49 Конституции Российской Федерации, является одним из основных принципов уголовного судопроизводства. Именно суду, и только суду, как независимому и самостоятельному органу судебной власти, доверяет государство признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию не иначе как своим приговором, вынесенным в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

     Это признание осуществляется в результате свершения правосудия в условиях гласности, устности, состязательности. Даже факты предъявления следователем лицу обвинения и утверждения прокурором обвинительного заключения, с точки зрения автора данной работы, не означают признания обвиняемого преступником. До вступления приговора в законную силу суждения о виновности лица не имеют окончательного юридического значения.

     Таким образом, презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует  до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена виновность лица в совершении преступления.

     В соответствии с  ч. 2 ст. 14 УПК РФ обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя  доказывания обвинения, равно как  и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, возложено на сторону обвинения.

     С реализацией презумпции невиновности связано несколько процессуальных проблем доказательственного характера, имеющих довольно давнюю историю. Л.Е. Владимиров в конце XIX века писал: «...о его (бремени доказывания.) распределении на предварительном следствии не может быть и речи: здесь расследуется дело официально представителем государства, который обязан собирать доказательства не для иной цели, как только для сущей истины» [8; с.162].

           Презумпция невиновности — подлинно уголовно-процессуальная категория, «душа» уголовного судопроизводства. Как общественно-политическая идея она зародилась незадолго до Великой французской революции XVIII в. и пришла в уголовный процесс из политики. Ее выдвинуло в качестве политического лозунга, наряду с требованиями свободы, равенства и братства революционное «третье сословие» в пику отжившему инквизиционному пыточному судопроизводству, королевскому произволу и бессрочному заточению в тюрьму без суда и следствия. В своем изначальном виде презумпция невиновности формулировалась в виде следующего требования, закрепленного в статье 9 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.: «Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят (по суду) виновным, то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна быть строго караема законом». [3; с.25].

     С той поры презумпция невиновности прочно внедрилась в практику общественных отношений.

     В Юридическом энциклопедическом  словаре записано: «Презумпция невиновности (от латинского praesumptio - предположение) - в праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности - один из важных демократических принципов уголовного процесса, способствующий охране прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение» [5; с.369].

     Ныне  действующая Конституция Российской Федерации принцип презумпции невиновности определила в ст. 49: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [21; с.15].

     Такая формула при буквальном толковании позволяет сделать вывод, что  виновных на предварительном расследовании  нет. Обвинение предъявляется невиновным лицам, невиновные задерживаются, арестовываются. В отношении невиновного прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд. Суд принимает дело к производству и судит невиновного. И уже осужденный не считается виновным, так как приговор вступит в законную силу не ранее чем через семь дней или после оставления его в силе судом кассационной инстанции.

     Такая формулировка указанной выше нормы  Конституции в целом соответствует  общепризнанным международно-правовым нормам, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека и статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН (1966 г.) [39; с.12].

Информация о работе Принципы уголовного судопроизводства