Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:33, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института ответственности в семейном праве. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации юридической ответственности за нарушение субъективных семейных прав.
Предметом исследования являются нормы семейного, гражданского, административного, уголовного, гражданско-процессуального права, регулирующие ответственность за нарушение субъективных семейных прав. Основное внимание в работе уделяется частно-правовым видам ответственности за совершение семейного правонарушения.
3. Злоупотребление родительскими правами - использование этих прав
в ущерб интересам детей.
4. Жестокое обращение родителей с детьми подразделяется на физическое и психическое насилие над ними.
5. Хронический алкоголизм или наркомания относятся к числу тяже- лых заболеваний, сопряженных с полным поражением волевой сферы человека, поэтому в литературе справедливо отмечается, что нельзя говорить о виновности в поведении таких родителей.
6. Умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка, либо против жизни и здоровья супруга является наиболее тяжким и общественно опасным деянием.
Судебному разбирательству дел о лишении родительских прав должна предшествовать тщательная досудебная подготовка, которая позволила бы представить в суд убедительные и достаточные доказательства для вынесения положительного решения[37].
Когда при рассмотрении дела не будет установлено достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд может вынести решение об ограничении родительских прав и передаче ребенка на попечение органов опеки и попечительства при условии, что оставление его у родителей опасно для него (п. 2 ст. 73 СК РФ)[38].
Законодательство не устанавливает конкретных оснований ограничения родительских прав при виновном поведении родителя. Возможно, поэтому суды чаще выносят решение о лишении родительских прав, нежели об ограничении в родительских правах.
Стоит согласиться с позицией Ю. Беспалова о необходимости закрепления нормы, предусматривающей возможность возмещения вреда здоровью ребенка родителями (усыновителями) при удовлетворении иска о лишении родительских прав и отмене усыновления в том случае, если противоправные действия родителей (усыновителей) выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершения преступления против жизни и здоровья детей (ст. 69, 141 СК РФ).
Согласно п. 2 ст. 71 СК РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей содержать своего ребенка. Родители сами могут определить порядок общения с ребенком родителя, проживающего отдельно, но если они не могут прийти к соглашению, тогда стоит обратиться в органы опеки и попечительства. Спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающего от ребенка родителя разрешается судом. Вынесенное решение подлежит обязательному исполнению обоими родителями по правилам, закрепленным в разделе VII ГПК РФ, а также Законе «Об исполнительном производстве».
В исполнении решения суда о лишении родительских прав самым сложным является отобрание ребенка. Часто это бывает сопряжено с непредполагаемыми и нежелательными последствиями. Несколько примеров:
- 6 января 1999 г. в одном из районов г. Москвы при исполнении решения
суда бывший отец, схватив девочку, пытался выпрыгнуть с балкона второго
этажа, но был остановлен сотрудниками милиции и судебным приставом;
- мать попыталась облить себя и ребенка раствором соляной кислоты,
чтобы не допустить изъятие ребенка из семьи после лишения ее родительских прав;
- мать вместе с бабушкой, также злоупотреблявшей спиртным, попытались задушить девочку 12 лет, когда судебный пристав и инспектор по охране прав детей пришли забирать ребенка.
В качестве меры ответственности для родителя, удерживающего ребенка и не предоставляющего его для передачи другому родителю или органам опеки и попечительства по исполнительному документу о лишении родительских прав, ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве», предусматривает уплату штрафа. При повторном неисполнении без уважительных причин исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении к административной (ст. 17.8 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя») или уголовной ответственности (ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»), предусмотренной законодательством Российской Федерации, гражданина или должностного лица, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ.
Если вред причинен малолетним ребенком, не достигшим четырнадцати лет, нельзя привлечь его к обязанности загладить вред как имущественный, так и неимущественный в связи с его неделиктоспособностью. Так как необходимо защитить имущественные и личные неимущественные права потерпевшего лица, поэтому ответственность будут нести его законные представители. Ответственность родителей малолетних детей основана на их вине, она носит самостоятельный характер. В связи с этим она не прекращается, когда малолетний достиг совершеннолетия либо получает имущество (по наследству, дарению), достаточное для возмещения причиненного им вреда. Но такая ответственность может быть досрочно прекращена. Если родители умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а ребенок, ставший полностью дееспособным, обладает достаточными средствами. Это положение применяется только в тех случаях, когда вред был причинен жизни и здоровью потерпевшего. Данное положение закона отдает приоритет правам и законным интересам потерпевшего, так как имущественные потери, которые повлечет возложение на причинителя вреда обязанностей по его возмещению, «в любом случае менее обременительны и мучительны, чем утрата потерпевшим здоровья или кормильца». При этом необходимо иметь в виду, что возложение обязанности по возмещению вреда на самого причинителя, является правом суда, а не обязанностью; суд может это осуществить с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда и иных обстоятельств (абз. второй п. 4 ст. 1073 ГК РФ).
Другая схема ответственности, когда причинитель вреда - лицо в возрасте от 14 до 18 лет и оно не приобрело полного объема дееспособности в соответствии с п. 2 ст. 21 или п. 1 ст. 27 ГК РФ. Если вред причинен таким ребенком, то на законных представителей возлагается лишь субсидиарная имущественная ответственность, в случаях, когда у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине. Возлагая дополнительную ответственность на родителей в интересах потерпевшего, закон, видимо, учел, что в действительности несовершеннолетние в этом возрасте редко обладают средствами, необходимыми для возмещения вреда, ими причиненного. Таким образом, ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, носит субсидиарный характер и распространяется на возмещение как имущественного, так и морального вреда, с чем нельзя не согласиться. Не все разделяют позицию законодателя по вопросу о субсидиарном характере ответственности родителей. Исходя из необходимости обеспечения восстановительной функции гражданской ответственности, а также функции предупреждения и наказания правонарушителя, следует установить долевую ответственность родителей и несовершеннолетних детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. З.В. Чечеткина соглашается с целесообразностью установления субсидиарной ответственности, ссылаясь на то, что вред причиняется непосредственно виновными действиями самого подростка, а поэтому и основная тяжесть по его возмещению должна ложиться непосредственно на причинителя вреда, который является деликтоспособным[39].
Семейное законодательство не регулирует отношения по поводу
управления родителями имуществом детей. Ряд норм гражданского законодательства (ст. 37, 38, гл. 53 ГК РФ) предусматривают порядок распоряжения и управления детским имуществом; в них содержатся важные положения, нацеленные на ответственное исполнение этих обязанностей родителям.
3.3. Ответственность в алиментных отношениях
Целью установления алиментных обязательств является материальное обеспечение членов семьи, нуждающихся в помощи, учитывающее неравномерное закрепление имущества среди членов семьи, а также способность извлекать доходы от своего труда и капитала. Все правовые системы имеют данный институт, в котором отражаются и национальные правовые традиции, и социально-экономический уровень жизни граждан.
Изменения нашего общества, произошедшие в 90-х годах XX в., не могли не отразиться на регулировании такого социально значимого института как алиментные обязательства. Если ранее размер и порядок взыскания алиментов определялись императивными нормами семейного законодательства, то в настоящее время Семейный кодекс РФ предусматривает диспозитивное регулирование алиментных отношений. Нормы закона будут применяться только в том случае, если члены семьи не заключили алиментное соглашение, отвечающее требованиям закона и усмотрению сторон.
Алиментное обязательство, независимо от оснований возникновения (соглашение, решение суда, судебный приказ), порождает права и обязанности сторон, исполнение и осуществление которых обеспечиваются мерами юридической ответственности.
Вопрос о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей является неотъемлемой частью бракоразводного процесса. Пункт 2 ст. 24 СК РФ обязывает суд определить с кого из родителей и в каком размере взыскивать алименты на несовершеннолетних детей, если отсутствует алиментное соглашение. Так как правом на содержание обладает сам ребенок, а не тот родитель, с которым ребенок проживает, суд обязан инициировать решение вопроса об алиментах, даже если в исковом заявлении не ставится такое требование. Отказываясь от алиментов и надеясь на собственные силы, разведенная мать обрекает тем самым ребенка на материальную недостаточность. Даже при самом благополучном ее финансовом положении ребенок, получая средства от отца, был бы более обеспеченным в настоящем и будущем.
В соответствии со ст. 80, 85 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Уклонение от этой обязанности ухудшает условия жизни, влияет на состояние здоровья, нарушает нормальное развитие несовершеннолетних детей.
Законодатель установил имущественные санкции гражданско-правовой и семейно-правовой ответственности за неисполнение алиментных обязательств. Пункт 2 ст. 115 СК РФ предусматривает размер законной неустойки за неуплату алиментов по решению суда в размере 0,1 % от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки (аналогичный размер законной неустойки предусмотрен в ст. 116 СКРТ). Основное назначение неустойки как способа обеспечения исполнения обязательства - действенное побуждение к добровольному, надлежащему исполнению возложенной обязанности. Но если размер неустойки мал, он не выполнит эту важную функцию. Представляется, что 0,1 % слишком незначительный размер, чтобы эффективно стимулировать своевременную уплату алиментов - денежных средств, являющихся одним из основных источников существования получателя алиментов.
Для сравнения интересно привести норму Семейного кодекса Украины: п. 1 ст. 196 предусматривает право на взыскание неустойки в размере 1%
от суммы неуплаченных алиментов за каждый день просрочки. Этот размер
может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения плательщика. Представляется, что такой подход к определению размера
имущественной ответственности более целесообразен. Ранее М.В. Антокольская предлагала установить неустойку в размере 3%, а при просрочке свыше трех месяцев — 10% с суммы невыплаченных алиментов за каждый день[40]. Если бы законодатель воспринял такое предложение, думается, что должников-алиментщиков было бы меньше.
Закономерно возникает вопрос: если не исполняется алиментное соглашение, можно ли, взыскивая задолженность, взыскать законную неустойку (договорную стороны не предусмотрели), и если да, то каков ее размер: будет применен п. 2 ст. 115 СК РФ либо ст. 395 ГК РФ? Представляется, что в таком случае в порядке аналогии закона будет применена ст. 395 ГК РФ, так как законодатель узко и конкретно определяет сферу применения законной неустойки в размере 0,1% - при образовании задолженности алиментов, взыскиваемых по решению суда.
Само взыскание задолженности по алиментам не является мерой гражданско-правовой ответственности, ибо плательщик исполняет в полном объеме лежащий на нем долг и не претерпевает дополнительных имущественных обременении.
Чаще всего неблагоприятные последствия неполучения алиментов в срок проявляются в вынужденном, часто нежелательном, ограничении расходов на ежедневные нужды. Как их учесть и восполнить? Закон не дает такой меры защиты нарушенных прав получателя алиментов, не говоря о моральном вреде, который может претерпевать получатель или законный представитель его, когда вынужден часто унизительно разыскивать должника, упрашивать его и выслушивать неприятные возражения, угрозы в ответ.
Пункт 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина (алиментные права имеют имущественный характер), подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Семейный кодекс РФ, к сожалению, не предусматривает такой возможности.
Исходя из сущности алиментов, обратное взыскание выплаченных без достаточного основания алиментов ставит их получателя в крайне неблагоприятное материальное положение, а иногда и просто не представляется возможным. Поэтому законодатель установил общее правило о недопустимости обратного взыскания (п. 2 ст. 116 СК РФ). В порядке исключения возможно лишь обратное взыскание алиментов, полученных в результате умышленных виновных действий самого получателя: представления поддельных или подложных документов, сообщения ложных сведений, а также принуждения плательщика алиментов.
Основаниями для обратного взыскания алиментов и привлечения к гражданско-правовой ответственности служат:
1. решение суда об отмене судебного решения о взыскании алиментов в
связи с сообщением получателем ложных сведений или представлением им
подложных документов;
2. решение суда о признании соглашения об уплате алиментов недействительным как заключенного под влиянием насилия, обмана или угроз;
3. приговор суда по уголовному делу, устанавливающий факт подделки
решения суда, соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа,
по которым выплачивались алименты.