Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:33, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института ответственности в семейном праве. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации юридической ответственности за нарушение субъективных семейных прав.
Предметом исследования являются нормы семейного, гражданского, административного, уголовного, гражданско-процессуального права, регулирующие ответственность за нарушение субъективных семейных прав. Основное внимание в работе уделяется частно-правовым видам ответственности за совершение семейного правонарушения.
В семейном праве противоправными могут быть как активные действия, так и бездействие. Бездействие только в том случае становится противоправным, если на лицо возложена юридическая обязанность совершить определенные правомерные действия. Эта юридическая обязанность может быть закреплена в законе, договоре, судебном акте. Будет противоправным поведением бездействие плательщика алиментов, допустившего задолженность по неуважительной причине.
Так, основанием для лишения Л. родительских прав послужило противоправное бездействие отца: он передал дочь бабушке по линии матери, лишенной родительских прав, которая 24 мая 2005 г. умерла; уклоняется от выполнения обязанностей по воспитанию ребенка; нигде не работает; пьянствует; своим аморальным, антиобщественным поведением оказывает вредное влияние на дочь[25].
Бездействие признается противоправным, если допущено лицом, которое должно было и могло действовать в конкретных условиях. В.В. Меркулов выделяет два критерия противоправного бездействия[26]. В соответствии с правовым критерием лицо в силу закона или договора «должно было действовать»; то есть на лице лежала юридическая обязанность совершить определенные действия. В силу физического критерия лицо «могло действовать», то есть фактически имело возможность совершить необходимые действия. Например, родитель, проживающий с ребенком, должен предоставить возможность другому родителю в определенное время взять ребенка к себе для общения. Но в силу тяжелой болезни ребенка мать не имела возможности исполнить лежащую на ней обязанность.
Противоправность поведения может быть результатом одновременно и действия и бездействия; это бывает, когда на обязанное лицо возложен целый комплекс обязанностей. Так, был предъявлен в суд иск к супругам М. об отмене усыновления, так как они не создали надлежащих условий для ребенка, не проявляли о нем должной заботы, не занимались его воспитанием. Усыновители обращались с ним грубо, допуская физическое и психическое насилие, применяли недозволенные приемы воспитания. На основании этих обстоятельств суд, исходя из интересов ребенка, вынес решение об отмене усыновления.
2. Вина. Вина - непременное условие ответственности по семейному праву. Если родитель не исполнял свои обязанности по воспитанию ребенка виновно, к нему может быть применена мера ответственности, закрепленная в ст. 69 СК РФ -
лишение родительских прав. Если те же действия родитель совершал без вины (в связи с душевным заболеванием), то в интересах ребенка будет применена мера защиты - отобрание ребенка без лишения родительских прав. Взыскивая убытки с недобросовестного супруга в недействительном браке, закон привлекает его к ответственности и одновременно этим защищает имущественные интересы добросовестного супруга.
Нарушая предписания закона, условия договора, постановления судебного органа, гражданин должен осознавать, что своим поведением наносит
вред государству или личности, то есть совершает виновное, противоправное
деяние. Так, суд отказал в иске о лишении родительских прав К. в отношении
ее дочери восьми лет. Мотивы были следующие: ответчица, проживая совместно с дочерью, добросовестно выполняла родительские обязанности, но так
как она часто и длительно отсутствовала (работала в геологической экспедиции), девочка надолго оставалась у бабушки. Суд не нашел вины в поведении
матери, она по независящим от нее причинам не могла выполнять обязанности по воспитанию дочери в то время, когда находилась в экспедициях.
Вопрос о формах вины в семейном праве не может быть решен однозначно вследствие неоднородности состава семейного правонарушения, характера семейного отношения. Так, преднамеренность противоправного поведения обязательна для всех случаев лишения родительских прав.
Если в состав правонарушения входят вредные последствия (например, убытки), то при возложении ответственности будут учитываться те формы вины, которые разработаны для применения данной меры в гражданском праве. В случае наступления вреда в результате противоправного поведения вина правонарушителя будет заключаться в том, что он осознавал возможность наступления вредных последствий.
Непреднамеренность свидетельствует о меньшей степени виновности субъекта семейных правоотношений. Степень вины учитывается законодателем при формулировании ответственности за неправомерное поведение.
В семейной жизни виновное поведение одного супруга может явиться причиной внутрисемейных конфликтов, с целью разрешения которых, закон допускает вмешательство суда в сферу отношений, носящих гражданско-правовой характер. Если виновное поведение супруга связано с унижением человеческого достоинства другого супруга либо с причинением вреда его жизни, здоровью, то ответственность строится по правилам гражданско-правовой ответственности (ст. 151, 152, § 2 гл. 59 ГК РФ) и лежит за пределами семейного права. Если нарушено предписание п. 3 ст. 31 СК РФ и супругам не удается строить свои отношения на основе взаимопомощи и взаимоуважения, то никакой суд мир в семье не восстановит.
В семейной жизни возможны ситуации, когда виновным является поведение обоих супругов. Так, один из супругов, являясь нетрудоспособным и нуждающимся, желает получить содержание от первого супруга, но в суде установлено, что получатель алиментов недостойным образом вел себя в браке, что рассматривается как основание для освобождения от алиментной обязанности другого супруга. Однако в то же время плательщик (должник в деле) без согласия супруга-сособственника совершил сделку по отчуждению дорогостоящего совместного имущества. Налицо виновность обоих супругов, но она является элементами различных правонарушений.
Другой пример обоюдной вины: двое граждан регистрируют брак, не желая порождения семейных правоотношений. В данном фиктивном браке оба супруга - недобросовестные, поэтому, вынося решение о признании брака недействительным, суд этим наказывает обоих супругов.
Дополнительно к двум видам вины (умыслу и неосторожности) В.В. Меркулов для характеристики добавляет еще один существенный признак вины:
отрицательную оценку поведения субъекта, нарушившего обязательство[27].
3. Вред. Вред - неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения.
Неблагоприятные последствия имеют различную форму:
- материальный вред: реальные убытки у добросовестного супруга, понесенные в связи с подготовкой к бракосочетанию, в случае признания брака
недействительным; упущенная выгода у матери ребенка в результате досрочного расторжения договора банковского вклада в связи с неполучением в назначенный срок алиментов на содержание ребенка от отца;
- моральный вред: физические и нравственные страдания, понесенные добросовестным супругом в фиктивном браке.
Материальный вред (убытки) - это те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате право
нарушения.
Если плательщик алиментов в результате задержки платежа, получил
вследствие этого доходы (например, проценты по договору банковского
вклада), то лицо, право которого нарушено, вправе потребовать помимо уплаты зачетной неустойки, упущенную выгоду в размере не меньшем, чем такие доходы. Указанные положения выступают в качестве меры защиты имущественных интересов получателя алиментов и меры ответственности виновного неплательщика.
В случае ущемления имущественных семейных прав необходим учет причиненного вреда, при этом имеет значение характер и размер вреда. Это учитывается судом при вынесении решения о привлечении к ответственности. Так, п. 1 ст. 39 СК РФ определяет, что отступить от принципа равенства долей при разделе общего имущества супругов - это право, а не обязанность. Данное положение Семейного кодекса РФ будет применено на основе анализа размера и характера причиненного вреда. Одно дело, если супруг распродает ненужные, малоценные старые вещи, захламляющие домашний быт, и совершенно иная картина складывается, когда супруг отчуждает дорогостоящее имущество перед расторжением брака и скрывает это либо умышленно существенно искажает цену сделки в глазах супруга с целью увеличения своего личного имущества после раздела общего.
Семейное законодательство связывает привлечение к ответственности не только с уже причиненным вредом, а иногда и с тем, что вред может иметь место в будущем. Так, вредные последствия могут наступить, если суд не примет решения об отобрании ребенка от родителя, нахождение с которым опасно (абз. второй п. 2 ст. 73 СК РФ).
Не вызывает сомнений, что при семейных правонарушениях может иметь место такое его последствие, как причинение морального вреда. Например, жестокое обращение родителя с детьми всегда причиняет моральный вред и ребенку, и второму родителю; безучастное поведение одного из супругов в браке, когда при этом весь воз забот и проблем несет другой и в домашних делах, и в заботах о детях не может не вызывать физических и нравственных страданий. Пункт 1 ст. 61 СК РФ закрепляет равные права и обязанности родителей в отношении своих детей. Обязанности имеют как имущественную составляющую - содержать детей, так и личную - их воспитывать. Вступая в брак, молодожены, как правило, рассчитывают сообща решать все вопросы и проблемы, но, к сожалению, довольно часто один из супругов оказывается один на один с этими трудностями.
Часть 1 ст. 151 ГК РФ устанавливает право суда возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен такой вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Представляется возможным применение ст. 151 ГК РФ для компенсации морального вреда, полученного в результате нарушения личного неимущественного семейного права1. Такой же точки зрения придерживается коллектив авторов учебника гражданского права, считающий, что ст. 151 ГК РФ закреплен общий принцип, который позволяет применять нормы о компенсации морального вреда не только при нарушении гражданских прав, но и других, например семейных. В сфере семьи и брака нарушение личных прав граждан наносит «самые ощутимые физические и нравственные страдания, для компенсации которых нет никаких принципиальных препятствий»[28].
Лишая лицо родительских прав по ст. 69 СК РФ, закон тем самым наказывает виновного противоправного родителя, в то же время – защищает интересы и права ребенка. Однако остается без защиты добросовестный родитель, если ограничиться применением ст. 61 СК РФ, которая не предусматривает никаких мер для защиты интересов такого родителя. Представляется справедливым и допустимым с позиции права применение такого способа защиты нарушенных прав родителя, как компенсация морального вреда за нарушение личного неимущественного права родителя на совместное воспитание ребенка.
4. Причинная связь.
Для привлечения правонарушителя к ответственности, по общему правилу, необходимо по каждому конкретному делу установить наличие причинной связи между поведением (действием или бездействием) правонарушителя и причиненным вредом. Это подтверждается п. 1 ст. 393 ГК РФ, где установлено, что возмещению подлежать лишь те убытки, которые причинены противоправным поведением должника.
Причинная связь всегда объективна и конкретна. Это реально существующая взаимосвязь явлений. Она не основывается на предположениях или догадках, а подтверждается реально. Одно и то же следствие может порождаться различными причинами, а одна и та же причина может породить различные последствия. Связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а закономерно вытекающей из противоправного поведения.
Если условием ответственности в семейном праве является наличие вреда, то причинную связь между неправомерными действиями причинителя и наступившим вредом необходимо доказывать. Эта обязанность доказывания лежит на истце. Так, если получатель алиментов требует возмещения убытков, понесенных в связи с неисполнением алиментной обязанности, он должен доказать, что убытки обусловлены виновным противоправным бездействием плательщика.
В праве учитывается вред только в форме умаления имущественных
или личных неимущественных благ, но в таком виде он присущ не всякому семейному правонарушению. Поэтому причинную связь нельзя признать обязательным условием ответственности. Состав правонарушения в этом случае будет усеченный.
Правонарушение - это поведение, а не образ мыслей. Только в противоправных действиях и бездействии проявляются общественно опасные намерения правонарушителя. Посягательство на охраняемые обществом и государством объекты может осуществляться только в форме волевого поступка, поэтому мысли, чувства человека не могут квалифицироваться как правонарушения, так как право не в состоянии предопределить и контролировать их направленность, регулировать при помощи правовых установлений.
Таким образом, правонарушения обладают общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда, различна лишь их степень. С учетом этого законодатель устанавливает дифференцированные меры ответственности. Наиболее опасные из них признаются законом преступлениями (например, ст. 150 УК РФ - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего; ст. 157 УК РФ — злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей).
Правонарушение можно определить как противоправное, виновное, действие (бездействие) деликтоспособного лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Для семейного правонарушения, влекущего частно-правовую ответственность, обязательными элементами являются противоправность и вина субъекта семейных правоотношений. Для применения имущественной гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков и компенсации морального вреда необходимо также наличие вредоносных последствий и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) виновного противоправного лица и возникшим вредом.